Пишем письмо Деду Морозу
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Каждый из Вас, наверняка, в детстве писал письма Дедушке Морозу. Как научить детей правильно это делать? Как превратить обычный урок русского языка в творческую лабораторию? Попробуйте вместе с нами - уверена, что у Вас это тоже получится, как и у моих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_dedu_morozu.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ»
Цели:
- познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки;
- помочь учащимся осознать социальную значимость изучения темы;
- способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формированию чувства гармонии и красоты.
- содействовать формированию у детей желания поздравить и обратиться к Деду Морозу как к лучшему другу.
- содействовать развитию у учащихся ценностных отношений к окружающей действительности;
- способствовать осознанию ценностей совместной деятельности, формированию коммуникативной культуры.
Оборудование. Конверты, открытки; почтовый ящик, карточки с правилами переписки «Проверь себя», таблица «Схема текста письма»; проектор.
1. Выбор темы.
В ноябре началась работа над творческим проектом с выбора темы «Напиши письмо Деду Морозу». Дети смогли выделить в ней несколько подтем по своим интересам:
- «Великий Устюг – родина Деда Мороза»;
- «История почтовой службы
- «История появления конверта»;
- «Правила переписки»;
- «Письмо как разновидность текста»;
2.Сбор информации.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали, готовили к использованию в проектах.
Основные виды представленной информации – записки, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений, фотографии, письма, открытки.
Кроме того, был проведен урок развития речи на тему «Я к вам пишу…», на котором дети познакомились с письмом как с разновидностью текста и со значением переписки в жизни людей.
3. Реализация проектов.
На этом этапе дети оформляли выбранные ими проекты.
4. Отчет по выбранным проектам.
Творческими группами детей был проведен устный журнал:
- «Великий Устюг»
- «День рождения Деда Мороза»
5. Подведение итогов работы проводилось на уроке развития речи «Напиши письмо Деду Морозу».
Ход урока.
1) Организационный момент.
2) Вводная беседа.
Стук в дверь.
- Кто это?
Почтальон.
- Здравствуйте, дети!
Я почтальон!
Всем детям на свете
Давно я знаком.
Письма, свежие газеты,
Разноцветные конверты,
Телеграммы, поздравленья
Вам доставлю без сомненья!
Почтальон.
- Это школа №36? Класс 4-ый точно здесь?
- Значит, вам письмо. Распишитесь.
- До свидания, ребята! Я спешу. У меня в сумке очень много писем – ведь скоро Новый год!
Почтальон уходит.
У. Ребята, а как почтальон узнал, что это письмо предназначено нам?
Кто имеет право распечатать письмо?
Дети отвечают.
Учитель прикрепляет на доску карточки с правилами переписки:
Правило 1.
Чужое письмо – тайна за семью печатями. Письмо распечатать и прочитать может только его адресат.
Адресат – от немецкого слова «адрес». Получателя письма называют адресатом.
У. Давайте посмотрим, от кого письмо.
Читает: «От Деда Мороза».
Текст письма:
«Здравствуйте, мои дорогие четвероклассники!
Приветствует вас Российский дед Мороз с родины своей славной – города Великий Устюг, что стоит на берегу светлоструйной реки Сухоны.
Я часто спрашивал о вас своих помощников. Иногда они радовали меня, иногда – огорчали. Но я знаю, что у вас добрые сердца, и вы сможете преодолеть все напасти, а я помогу вам в этом.
Дорогие мои друзья! Уже скоро наступит мой день рождения, а затем и Новый год.
Желаю вам здоровья такого крепкого, как мои февральские морозы.
Пусть у вас будет столько друзей, сколько у меня в лесу елочек да сосенок.
Порадуйте Дедушку, напишите мне письма.
До свидания.
Любящий вас всем сердцем, ваш Дедушка Мороз».
3) Сообщение темы и целей урока.
У. Будем ли мы отвечать на полученное письмо?
Вспомните следующее правило переписки.
Правило 2.
Невежливо не ответить на письмо. Необходимо это сделать не позднее 3-5 дней со дня получения.
У. Сегодня мы постараемся написать письмо Деду Морозу.
Между отправителем письма и получателем соблюдается выработанный веками порядок.
4) Актуализация знаний детей об истории письма и правилах переписки.
У. Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое и вспомним историю появления почтовой службы.
Творческая группа подготовила устный журнал «Из истории почтовой службы» На экране проецируются соответствующие слайды.
Эпистолярное искусство – искусство написания письма существовало с древних времен.
История обмена известиями начинается с каменного века.
Раньше информация передавалась дымом костров. Поднимаются над холмами столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Язык этот понятен многим племенам индейцев.
Информацию можно было передать ударами в сигнальные барабаны. Застучали, загремели барабаны - там-тамы и далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни.
Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.
И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты (язык цветов – очень древнее изобретение).
Позже начали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» и пересказывал адресату. Существовала эстафетная почта: один гонец пересказывал «письмо» другому и так пока не добегут до адресата.
С появлением письменности письма писались на разных материалах: на каменных, деревянных и глиняных пластинах, на пальмовых листьях, папирусе, на вощеных дощечках, пергаменте, бересте и, начиная с 15 века, на бумаге.
Такая почта работала через гонцов.
Употребляемую в наше время форму письма так же как и заклеенный конверт, начали использовать только в 20-х годах 19 века в Англии.
В середине того же столетия вошли в употребление почтовые марки.
Наш Грязовецкий край тоже прославился выпуском марок. В исследовании краеведа Сопина о земских почтарях говорится, что в селе Грязливицы благодаря ямщицкому промыслу хорошо развивалось почтовое дело, и село было известно выпуском марок разнообразных рисунков.
В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образцы писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью они пользовались у людей малообразованных.
Обобщение.
У. С какой целью люди пишут письма?
«Письмо – беседа, посылаемая от одного лица другому»
В. Даль.
У. В зависимости от цели существуют разные виды писем. Как вы думаете, какие?
Д. Деловые, поздравительные, личные.
У. У нас необычный адресат – Дед Мороз. Он ежедневно получает сотни писем.
О чем мы можем написать в письме Деду Морозу?
- о себе, о школьных делах;
- освоих увлечениях и занятиях;
- можно поздравить с праздником, днём рождения.
У. Прежде, чем написать занятому человеку письмо с какой-нибудь просьбой, хорошо подумайте, нельзя ли без этого обойтись.
У. Какие принадлежности вам понадобятся в работе?
Дети отвечают.
У. Какие правила письма в связи с этим вспомнили?
Правило 3.
Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми.
Правило 4.
Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Умение разборчиво писать – первое правило вежливости.
М. Шагинян писала: «Даже через почерк приближается человек к другому: в ритме слов передается характер…»
У. Какие еще правила написания писем знаете?
Правило 5.
Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении.
Письмо – фотография души.
Правило 6.
Не употребляй шаблонных выражений.
5) Актуализация знаний детей о структуре письма.
У. Хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека. Говорит о его стремлениях, симпатиях, увлечениях.
Искусство общения всегда предполагает умение ясно, четко, грамотно обмениваться полезной информацией о том, что хочется сообщить, и о своем отношении к сообщаемому.
У. С чего начать письмо?
Как лучше обратиться к Деду Морозу?
О чем можно рассказать в основной части?
Подумайте, как вы будете прощаться?
По ходу беседы на экране проецируется таблица:
№ | Возможные части текста письма | Примеры |
1 | Обращение | Дорогой Дедушка Мороз! Уважаемый Дед Мороз! |
2 | Начальная фраза о состоянии переписки | Получил(а) Ваше письмо, сразу хочу ответить. |
3 | Основное содержание письма, сообщение о новостях | Я хочу рассказать Вам… У нас много новостей, расскажу обо все по порядку. |
4 | Вопросы адресату | Как Вы живете? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости? |
5 | Просьба писать письма | Я прошу Вас ответить на мое письмо. |
6 | Передача привета, прощание | Передайте большой привет… До свидания. |
7 | Концовка и подпись | С уважением к Вам… |
8 | Дата и место написания | 2 декабря 20__ года г. Озерск Челябинской области |
7) Творческая работа.
Дети пишут письмо на выбранную тему, используя карточку-помощь и справочные материалы.
8) Проверка работы.
После написания письма дети проверяют свою работу по плану-памятке.
Памятка.
Проверь!
- Сохранена ли тема?
- Не пропустил ли что-нибудь важное?
- Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи?
Может быть, надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?
- Хорошо ли связаны предложения между собою?
- За что можно похвалить?
Помни: если не знаешь, как пишется слово, спроси у учителя, посмотри в словаре.
9) Подведение итогов творческой работы.
Дети читают по желанию письма (среди обычной прозы были и стихи)
Что бы дедушке Морозу
Мне хотелось пожелать?
Чтобы лютые морозы
Не мешали мне гулять…
Снегу хочется мне столько,
Чтоб у школы сделать горку.
Чтобы все ученики
Мчались наперегонки.
Приезжай к нам, Дед Мороз,
Мы устроим лыжный кросс!
День рождения твой справим,
Дружно все тебя поздравим.
Адресок в Озёрске есть:
«Наша школа 36!»
Волчкова Лена
Дни рождения бывают
У мальчишек, у девчат,
И у птиц, и у дельфинов,
У тигрят, и у котят.
Кто ответит на вопрос:
Где родился Дед Мороз.
И скажите мне, когда?
-В ноябре, конечно, да!
Я бы Деду в день рожденья
Подарил аэросани,
Чтоб успел он поздравленья
Всем и вовремя доставить!
Я б ему обед вкуснейший
Приготовил в день рожденья:
Торт с сосульками, конечно,
Хворост снежный, без сомненья.
Сам бы взбил ему коктейль
Под названием «Метель».
Крепко бы его обнял.
-С днём рождения! - сказал.
Васильева Костя, 4 «В» класс
10) Оформление конверта.
Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.
У. Чтобы письмо нашло своего адресата, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.
Д. Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его отпусти-
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
(С. Маршак)
Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки и мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. Индексе 6 цифр. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Укажите индекс на конверте (456780).
11) Итог урока.
Сегодня на уроке мы с вами написали письма Дедушке Морозу.
Сейчас письма вытеснены сотовым телефоном, скайпом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Пишем письмо Деду Морозу"
Проектное задание с презентацией...
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Пишем письмо Деду Морозу"
Конспект урока....
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по Гармонии "Пишем письмо Деду Морозу"
Конспект урока....
урок-проект "Пишем письмо Деду Морозу"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, УМК "Школа России"...
Внеклассное мероприятие - "Пишем письмо Деду Морозу"
Внеклассное мероприятие - "Пишем письмо Деду Морозу"...
Урок "Пишем письмо Деду Морозу"
Познакомить учащихся с понятием «письмо», правилами его написания..Формировать умение создавать собственный текст (письмо).Научить правильно оформлять адрес на конверте....
урок-проект "Пишем письмо Деду Морозу"
Как правильно написать письмо....