Склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Поздеева Ольга Васильевна

Данный урок составлен для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века". Тип урока -  изучение нового материала. Формы работы - индивидуальная, парная, групповая, фронтальная с элементами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_imen_sushchestvitelnykh.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Склонение имен существительных

Предмет:  Русский язык  3 класс. Учебник (УМК): С. В. Иванов «Русский язык 3 класс ч. 2»

Тема урока: Склонение имен существительных            

 Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, учебник

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Предметные: 1. Воспроизведение знаний об изученных грамматических признаках имен существительных (род, число, падеж), формулирование проблемы урока;

                          2. Построение новых знаний о типах склонения имен существительных, способность использовать полученные знания.

Личностные: развитие познавательных интересов и мотивов; способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с правилами; установка на здоровый образ жизни; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Коммуникативные: включаемость в коллективное обсуждение вопросов; умение слушать и вступать в диалог; умение аргументировать свою точку зрения; умение осознанно строить устное речевое высказывание; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: умение включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание, определять цели учебной деятельности; целеполагание как способность соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата; оценка как выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; извлекать необходимую информацию из учебной литературы; проводить сравнение, классификацию; структурировать знания, обобщать,  формулировать выводы; контроль и оценка результатов деятельности.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

10 мин

Настроить на  урок, создать доброжелательную психологическую атмосферу в классе; включить в учебную деятельность на личностном значимом уровне.

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты  имеющихся знаний; Вызвать познавательный интерес к проблеме;

Организовать  самостоятельное  формулирование проблемы и постановки цели урока

Рассказ, беседа

Создание проблем-ной ситуации затруднения

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Настраивает на урок.

- Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

- Сегодня на уроке мы с вами будем  наблюдать, выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок.

- Каким хотите видеть этот урок?

Знакомит детей с листом самооценки.

- Работу на уроке вы будете оценивать по следующим критериям…  (Слайд  1)

В начале урока я предлагаю вам поработать в группах, но сначала мы повторим правила работы в группе. (Слайд 2)

Повторение пройденного. Ответы на вопросы.

- У каждой группы на столах лежат карточки белого цвета с вопросами  (в каждой карточке по 2 вопроса) об имени существительном. (Приложение 1)

- Ответьте на вопросы. Вопрос, который вызовет затруднение, выпишите на листочек.

1.Проверяет выполнение задания

- На какой вопрос вы не смогли ответить?

- Проверим, как вы справились с другими вопросами.

- Попробуйте сформулировать проблему урока. (Слайд 3)

- Что мы уже знаем об имени существительном?

- Что не знаем?

- Какие задачи поставим перед собой? (Слайд 3)

- А теперь попробуем сформулировать тему урока. (Слайд 4)

Дети садятся на места, слушают учителя.

Ответы учащихся.

Дети знакомятся с критериями оценивания по листу самооценки

Ученик читает правила, остальные слушают.

Обсуждают, отвечают на вопросы и по сигналу колокольчика передают карточку другой группе по часовой стрелке. И так до тех пор, пока не ответят на все вопросы. Вопрос, на который  не знают ответа, выписывают на листочек.

Ответы учащихся.

Обсуждают в группах, предлагают варианты.

Ответы учащихся (имена существительные изменяются по числам, падежам, бывают мужского, женского и среднего рода).

- Что такое склонение.

Ответы учащихся (Узнать типы склонения; научиться их определять)

Высказывают предположения.

Личностные:  Эмпатия, как осознанное понимание чувства других людей, положительное отношение к учителю, школе; оценка важности исполнения роли хорошего ученика, важности учебы и познания нового;осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной речи; слушать других людей.

Регулятивные: умение включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание, определять цели учебной деятельности.

Предметные: воспроизведение (актуализация) знаний об имени существительном, его признаках

Ориентировоч-ный этап

3 мин

Организовать  совместное  с учителем планирование и выбор методов исследования

Беседа

Групповая, фронтальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий

Регулятивные:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

12 мин

Организовать и дидактически обеспечить (материал для изучения, оборудование) самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построение нового знания;

Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формули-рование выводов)

Чтение таблиц, фронтальный опрос

Групповая. Фронтальная

1.   Дает задание  по карточкам желтого цвета

А сейчас поработаем с карточками желтого цвета, на которых записаны слова. Прочитайте их. Чем они похожи?( Слайд 5)

- На какие группы их можно разделить?

Одинаковые ли окончания у существительных разного рода?

- Распределите слова в 3 группы в соответствии с таблицей. (Слайд 6)

2. Определение шагов исследования.

3. Проверка заполнения таблицы. (Слайд 6)

4. Обобщение.

- Сколько групп получилось?

- Как группировали?

- Кто догадался, как эти группы называются?

- А где точно можем узнать?

5. Вывод .

- Сколько типов склонения имеет существительное?

- Какие существительные относятся к 1- ому склонению?

- Ко 2 – ому? К 3 - ему? (Слайд 7)

6. Знакомство с алгоритмом определения склонения имен существительных. (Слайд 8)

Читают слова , отвечают. (Все слова имена существительные в именительном падеже, в единственном числе).

Ученики отвечают

(- По родам.)

(- Разные)

Учащиеся глядя в таблицу предлагают шаги исследования (выделить окончание, определить род, записать в нужный столбик), заполняют таблицу в группах.

Один ученик рассказывает, остальные группы сравнивают свое выполнение задания.

Ученики отвечают на вопросы

Отвечают, а затем открывают учебник, читают, сравнивают свои ответы с материалом учебника.

Делают вывод, отвечают.

Читают.

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Познавательные :

извлекать необходимую информацию из учебной литературы; проводить сравнение, классификацию;

структурировать знания, обобщать,  формулировать выводы;

Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; допускать возможность существования у людей разных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

давать определения новым понятиям темы; построить знания о трех типах склонения имен существительных.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Физкультминутка

3 мин

Создать условия для снятия физической и умственной усталости

Коллективная

Выполняет упражнения вместе с детьми.

Выполняют упражнения (Приложение)

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Практический этап

7 мин

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательств своей точки зрения

Упражнения опрос, самостоятельная работа

Парная

Индивидуальная

1.Определить склонение слова ГАЗЕТА.

2.Работа по карточкам розового цвета. (Слайд 9)

3.Проверка (Слайд 9)

4.Самостоятельная работа по вариантам (Слайд 10)

5. Показывает таблицу с правильными ответами. (Слайд 11)

Обсуждают в группе, отвечают.

В паре ученики, сидящие слева определяют род имени существительного, сидящие справа выделяют окончание, вместе – определяют склонение.

Один ученик зачитывает, остальные проверяют.

Самостоятельно определяют склонение имен существительных.

Сравнивают выполнение задания по таблице.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: владеть общим приемом решения поставленной задачи.

Коммуникативные:  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные: 

определять склонение имен существительных.

Рефлексивно-оценочный этап

5 мин

Осмысление процесса и результата деятельности

Фронтальный опрос, оценка

Фронтальная

Индивидуальная

1.Подводит итог урока.

- Над какой темой мы с вами работали?

- Что нового узнали об имени существительном?

-Какие имена существительные относятся к 1 - ому склонению?

Какие имена существительные относятся к 2 - ому склонению?

Какие имена существительные относятся к 3- ему склонению? (Слайд 12)

2.Предлагает оценить работу на уроке и достижение цели урока по листу самооценки

Отвечают на поставленные вопросы.

Оценивают себя, затем соседа.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценка как выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; учитывать мнения других; умение строить речевое высказывание в устной форме.

Предметные: обобщить знания о типах склонения имен существительных

.

Домашнее задание.

Записывает домашнее задание на доске. ( Упр. 1, с. 27, повторить правило о типах склонения).

Благодарит детей за работу на уроке. (Слайд 13)

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...