Склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок составлен для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века". Тип урока - изучение нового материала. Формы работы - индивидуальная, парная, групповая, фронтальная с элементами исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Склонение имен существительных
Предмет: Русский язык 3 класс. Учебник (УМК): С. В. Иванов «Русский язык 3 класс ч. 2»
Тема урока: Склонение имен существительных
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, учебник
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Предметные: 1. Воспроизведение знаний об изученных грамматических признаках имен существительных (род, число, падеж), формулирование проблемы урока;
2. Построение новых знаний о типах склонения имен существительных, способность использовать полученные знания.
Личностные: развитие познавательных интересов и мотивов; способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с правилами; установка на здоровый образ жизни; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Коммуникативные: включаемость в коллективное обсуждение вопросов; умение слушать и вступать в диалог; умение аргументировать свою точку зрения; умение осознанно строить устное речевое высказывание; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: умение включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание, определять цели учебной деятельности; целеполагание как способность соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата; оценка как выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; извлекать необходимую информацию из учебной литературы; проводить сравнение, классификацию; структурировать знания, обобщать, формулировать выводы; контроль и оценка результатов деятельности.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей-ствия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап 10 мин | Настроить на урок, создать доброжелательную психологическую атмосферу в классе; включить в учебную деятельность на личностном значимом уровне. Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; Вызвать познавательный интерес к проблеме; Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановки цели урока | Рассказ, беседа Создание проблем-ной ситуации затруднения | Фронтальная Групповая Фронтальная | Настраивает на урок. - Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. - Сегодня на уроке мы с вами будем наблюдать, выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок. - Каким хотите видеть этот урок? Знакомит детей с листом самооценки. - Работу на уроке вы будете оценивать по следующим критериям… (Слайд 1) В начале урока я предлагаю вам поработать в группах, но сначала мы повторим правила работы в группе. (Слайд 2) Повторение пройденного. Ответы на вопросы. - У каждой группы на столах лежат карточки белого цвета с вопросами (в каждой карточке по 2 вопроса) об имени существительном. (Приложение 1) - Ответьте на вопросы. Вопрос, который вызовет затруднение, выпишите на листочек. 1.Проверяет выполнение задания - На какой вопрос вы не смогли ответить? - Проверим, как вы справились с другими вопросами. - Попробуйте сформулировать проблему урока. (Слайд 3) - Что мы уже знаем об имени существительном? - Что не знаем? - Какие задачи поставим перед собой? (Слайд 3) - А теперь попробуем сформулировать тему урока. (Слайд 4) | Дети садятся на места, слушают учителя. Ответы учащихся. Дети знакомятся с критериями оценивания по листу самооценки Ученик читает правила, остальные слушают. Обсуждают, отвечают на вопросы и по сигналу колокольчика передают карточку другой группе по часовой стрелке. И так до тех пор, пока не ответят на все вопросы. Вопрос, на который не знают ответа, выписывают на листочек. Ответы учащихся. Обсуждают в группах, предлагают варианты. Ответы учащихся (имена существительные изменяются по числам, падежам, бывают мужского, женского и среднего рода). - Что такое склонение. Ответы учащихся (Узнать типы склонения; научиться их определять) Высказывают предположения. | Личностные: Эмпатия, как осознанное понимание чувства других людей, положительное отношение к учителю, школе; оценка важности исполнения роли хорошего ученика, важности учебы и познания нового;осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи; слушать других людей. Регулятивные: умение включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание, определять цели учебной деятельности. Предметные: воспроизведение (актуализация) знаний об имени существительном, его признаках |
Ориентировоч-ный этап 3 мин | Организовать совместное с учителем планирование и выбор методов исследования | Беседа | Групповая, фронтальная | Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы | Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий | Регулятивные: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. |
Поисково-исследователь-ский этап 12 мин | Организовать и дидактически обеспечить (материал для изучения, оборудование) самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построение нового знания; | Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формули-рование выводов) Чтение таблиц, фронтальный опрос | Групповая. Фронтальная | 1. Дает задание по карточкам желтого цвета А сейчас поработаем с карточками желтого цвета, на которых записаны слова. Прочитайте их. Чем они похожи?( Слайд 5) - На какие группы их можно разделить? Одинаковые ли окончания у существительных разного рода? - Распределите слова в 3 группы в соответствии с таблицей. (Слайд 6) 2. Определение шагов исследования. 3. Проверка заполнения таблицы. (Слайд 6) 4. Обобщение. - Сколько групп получилось? - Как группировали? - Кто догадался, как эти группы называются? - А где точно можем узнать? 5. Вывод . - Сколько типов склонения имеет существительное? - Какие существительные относятся к 1- ому склонению? - Ко 2 – ому? К 3 - ему? (Слайд 7) 6. Знакомство с алгоритмом определения склонения имен существительных. (Слайд 8) | Читают слова , отвечают. (Все слова имена существительные в именительном падеже, в единственном числе). Ученики отвечают (- По родам.) (- Разные) Учащиеся глядя в таблицу предлагают шаги исследования (выделить окончание, определить род, записать в нужный столбик), заполняют таблицу в группах. Один ученик рассказывает, остальные группы сравнивают свое выполнение задания. Ученики отвечают на вопросы Отвечают, а затем открывают учебник, читают, сравнивают свои ответы с материалом учебника. Делают вывод, отвечают. Читают. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Познавательные : извлекать необходимую информацию из учебной литературы; проводить сравнение, классификацию; структурировать знания, обобщать, формулировать выводы; Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; допускать возможность существования у людей разных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные: давать определения новым понятиям темы; построить знания о трех типах склонения имен существительных. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
Физкультминутка 3 мин | Создать условия для снятия физической и умственной усталости | Коллективная | Выполняет упражнения вместе с детьми. | Выполняют упражнения (Приложение) | Личностные: установка на здоровый образ жизни. | |
Практический этап 7 мин | Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательств своей точки зрения | Упражнения опрос, самостоятельная работа | Парная Индивидуальная | 1.Определить склонение слова ГАЗЕТА. 2.Работа по карточкам розового цвета. (Слайд 9) 3.Проверка (Слайд 9) 4.Самостоятельная работа по вариантам (Слайд 10) 5. Показывает таблицу с правильными ответами. (Слайд 11) | Обсуждают в группе, отвечают. В паре ученики, сидящие слева определяют род имени существительного, сидящие справа выделяют окончание, вместе – определяют склонение. Один ученик зачитывает, остальные проверяют. Самостоятельно определяют склонение имен существительных. Сравнивают выполнение задания по таблице. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: владеть общим приемом решения поставленной задачи. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные: определять склонение имен существительных. |
Рефлексивно-оценочный этап 5 мин | Осмысление процесса и результата деятельности | Фронтальный опрос, оценка | Фронтальная Индивидуальная | 1.Подводит итог урока. - Над какой темой мы с вами работали? - Что нового узнали об имени существительном? -Какие имена существительные относятся к 1 - ому склонению? Какие имена существительные относятся к 2 - ому склонению? Какие имена существительные относятся к 3- ему склонению? (Слайд 12) 2.Предлагает оценить работу на уроке и достижение цели урока по листу самооценки | Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают себя, затем соседа. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Регулятивные: оценка как выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; учитывать мнения других; умение строить речевое высказывание в устной форме. Предметные: обобщить знания о типах склонения имен существительных |
. | ||||||
Домашнее задание. | Записывает домашнее задание на доске. ( Упр. 1, с. 27, повторить правило о типах склонения). Благодарит детей за работу на уроке. (Слайд 13) | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных единственного числа"
Технологическая карта урока в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313423-1381489531.jpg)
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-1192459-1574861629.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/05/picture-30031.jpg)
Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1366928-1637923252.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...