Урок-путешествие по русскому языку
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему
Ознакомление и закрепление материала по теме : "Местоимения 1, 2, 3 лица".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_po_russkomu_yazyku.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Урок-путешествие
по теме: «Местоимение. Личные местоимения 1, 2 и 3 лица»,
проведенный в МОУ СОШ №8
Учитель: Угроватова Н.П.
Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".
Тема урока: Личные местоимения 1, 2 и 3 лица.
Цели:
- Ознакомление с местоимениями 1,2,3 лиц; с изменением местоимений 3-го лица по родам.
- Развитие умения заменять имя существительное местоимением соответствующего ему рода;
- Развитие творческих способностей учащихся, проявления индивидуальности учащихся.
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока;
- Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.
6. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Ход урока:
Ι. Организация класса.
ΙΙ. Повторение изученного материала.
-С какой частью речи мы познакомились на прошлом уроке?
- Представьте, что вы местоимение. Что вы о себе могли бы рассказать.
ΙΙΙ. Чистописание.
Мы, ты, вы – Какое слово получится?
IV. Изучение нового материала
- Предлагаю игру «Вопрос – ответ».
Условие: не называть имён. Ответы записываем в тетрадь( оставляем 2 строчки, сбоку место в 2 пальчика)
- Как ты говоришь о себе?
- Как вы говорите о себе, когда вы все вместе?
- Как ты обращаешься к товарищу?
- Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А ещё так обращаются к группе людей. (Вы)
- Как ты говоришь о друге, когда его нет рядом? О подруге? (он, она)
- Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает?
- Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом?
( на доске таблица и в тетрадях)
я | мы | |
ты | вы | |
Он,она, оно | они |
- Работа по учебнику. стр. 29
3. Вывод:
Перечислите местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Местоимения 3-го лица в единственном числе изменяются по родам.
Попробуйте сформулировать правило
1 лицо – указывает на говорящее лицо.
2 лицо – на тех, к кому обращаемся с речью.
3 лицо – на того, о ком говорим, но кто отсутствует в данный момент речи.
Уч-ся читает стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
V. Закрепление нового материала.
1. Учебник стр. 30 упр.8
2. Списывание с доски
- заменить повторяющееся слово местоимением:
Я с бабушкой своею дружу давным давно.
Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно.
Я с бабушкой (ней) не знаю скуки,
и всё мне любо в бабушке ( ней),
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
VI. Физкультминутка
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
VII. Работа по карточкам по вариантам.
1в.
Замените выделенные имена существительные подходящими по смыслу личными местоимениями.
Осенью мы ездили в Малые Карелы. В тот день солнце было яркое и весёлое. Солнце даже пригревало немного. Деревья были, как в сказке. Деревья стояли в золотых нарядах. Неожиданно я увидел чернику. Черника была уже мягкая, но очень вкусная. В школу мы поехали очень довольные.
2в.
вместо точек вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.
Осенью ……… ездили в Малые Карелы. В тот день солнце было яркое и весёлое. ………. даже пригревало немного. Деревья были, как в сказке. ………. стояли в золотых нарядах. Неожиданно ………. увидел чернику. …….. была уже мягкая, но очень вкусная. В школу …….… поехали очень довольные.
VIII. Игра «Лишнее слово».
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (предлог)
Но, оно, она, они (союз)
Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
IX. Работа по карточкам.
- Замените в тексте часто повторяющиеся слова на местоимения и вставьте пропущенные буквы.
Летом листья подст…вляли солнцу ладошки и щечки, спинки и животики. Листья шуршат, скр…бут, лопочут. Листья л…тят, к…чаются и б…гут. Пол…тели листья иволгами по ветру. З…прыгали листья белками по сучьям. Пон…слись листья куницами по з…мле.
Зашумел в л…су з…л…той дождь!
X. Игры
1. Теперь я проверю, как вы их запомнили. Хлопните в ладоши если услышите личные местоимения:
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Беседа об охране природы.)
2. Какие слова отгадки спрятались под словами-указателями он, оно, она?
Утром так заведено,
Разомкнешь ресницы
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…(солнце)
***
А стемнеет – ОН придет,
Тоненький, смущённый,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной…(месяц)
***
Срок прошел - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна. (луна)
- Хитрые вопросы
1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
4. Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
XI. Домашнее задание стр. 31 упр.9 (разбор).
X. Рефлексия
- Что у меня получилось неплохо?
- Чему нужно уделить внимание?
- Над чем мне следует еще работать?
- Какое у меня в конце урока настроение?
XI. Итог.
Части речи работают в предложении, каждая выполняет свою роль. И от этого наша речь становится правильной, грамотной и красивой. Я желаю вам всегда быть мудрыми и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - путешествие "Имя существительное". Урок русского языка
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России". Данный урок проводится по теме "Имя существительное"( закрепление). Во время урока дети выполняют разли...
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
план - конспект урока « Путешествие в страну английского языка»
План урока во 2-ом классе "Путешествие в страну английского языка"...
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конспект урока "Путешествие в страну английского языка"
для 3-4 классов...
Урок русского языка в 3 классе ( УМК Занкова по учебнику Поляковой) Форма проведения : урок –путешествие
Цели урока:Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять части слова.Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формироват...
Урок - путешествие в страну Русского языка
Открытый урок по русскому языку во 2 классе...