Диагностика для 1 класса
консультация по русскому языку (1 класс) по теме

Никовская Наталия Дмитриевна

Материал для проведения диагностики в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon startovaya_diagnostika.zip1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам

«Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»

Проверочные и учебно-методические материалы

Стартовая диагностика:

показатели, дидактические и раздаточные материалы

        Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса. «Предметная стартовая диагностика» и представляет, собственно, предмет разработки и описания в данном параграфе.

        Показатели «предметной» готовности первоклассников к изучению данного курса основываются на приводимых ниже показателях ожидаемой подготовки первоклассников.

        Эти показатели, выделенные на основании анализа особенностей программ обучения, представляют собой обобщение опыта многочисленных экспериментальных исследований, а также обобщения опыта наблюдений. Они определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе.

        Опыт и результаты проводимых исследований показывают, что большинство детей 6 – 7 лет в прошедшие годы уверенно демонстрировало достижение описанного уровня готовности.

        Вместе с тем, этот факт нуждается в экспериментальном подтверждении в современных условиях обучения и представляет собой одну из задач апробации всей системы обеспечения функционирования стандарта второго поколения.

        В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программ начальной школы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся за счет целенаправленной организации системы предшкольного образования. что, безусловно, облегчит работу учителя начальной школы.

Предметная стартовая диагностика проводится с целью

  • выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;
  • выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

        Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.


Показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов, дидактические и раздаточные материалы

Математика

АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления: счет

Оценивание: 1балл – справился, 0б – не справился

Дети могут

Примеры

  • устанавливать и моделировать числовое соответствие в пределах 5-10, подбирая заданное устно учителем количество предметов

Нарисуй столько кружков, сколько у меня предметов (мишек, мячиков и др.)

  • подсчитывать количество объектов с помощью натуральных чисел в пределах 10, ведя подсчет единицами и называя цифры от 1 до 10

Пересчитать 10 предметов: прямой и обратный счёт.

  • описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых числительных в пределах 5

По иллюстрации к сказке «Репка» определить порядковый номер героев до 5.

- Какой по счету стоит внучка?

  • оценивать "на глаз" и сравнивать группы предметов

например, отвечая на вопрос учителя: "Где предметов больше?"

  • вести счет как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 5 и даже от 1 до 10

например, отвечая на прямую просьбу учителя:

- Продолжи счет: два, три …..

- Сосчитай от 3 до 6; от 7 до 2

АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления: Числа

Дети могут

Примеры

  • узнавать некоторые числа (от 1 до 10) в непосредственном окружении

например, на часах или на клавиатуре компьютера

  • записывать (часто, каракулями) некоторые числа, которые получаются при счете предметов

например, отвечая на прямую просьбу учителя

- Напиши цифрой количество предметов, которые лежат у меня на столе (7).

  • моделировать числовые отношения в пределах 10 при выполнении действий с предметами и/или карточками с цифрами

- Покажи карточку с цифрой, на один больше, чем 3

- Отними от этих кубиков два

АРИФМЕТИКА. Величины

Дети могут

Примеры

  • выявлять, описывать и сравнивать реальные объекты по признакам, их характеризующим, в форме высказываний или действий с предметами
  • размеры
  • массы
  • “Мой карандаш длиннее”, ”Ее мешок тяжелее”, используя слова: длиннее, короче, тяжелее; легче, уже, шире
  • устанавливать временные отношения: сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время (сна, обеда, занятий) в устной форме или в форме рисунка

Иллюстрации сюжетных картинок «Режим дня»

- Что было сначала?....

- Что будет потом?

ГЕОМЕТРИЯ. Геометрические фигуры: Тела и формы

Дети могут

Примеры

  • на основе сопоставления с реальными объектами сравнивать различные геометрические формы

- На что это больше похоже – на шкаф или мячик? (тела цилиндр, параллелепипеды)

  • не называя геометрические формы (кубы, параллелепипеды, многогранники, шары, цилиндры), группировать их по ряду признаков

например, по размерам и объему (большой/ маленький, высокий/ низенький, занимает много/ мало места и т.п.)

и форме (круглый – с углами, острый”) ( 6 геометрических форм)

ГЕОМЕТРИЯ. Пространственные отношения

Дети могут

Примеры

  • устанавливать и моделировать пространственные отношения: выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п. в устной форме при описании положения какого-либо объекта относительно заданного или в виде практических действий

Встань рядом с Петей

Встань сбоку от Коли.

Маша, встань пред Олей и слева от Ани.

  • описывать направления движения: вверх/вниз, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево и выполнять указания учителя и/или простой схемы
  1. Задание «Проводи кошку к шалашу»: спустись с кошкой вниз на 6 клеточек.

Задание «Проводи кошку в гости к королю»: спустись с кошк (см. рисунок 1)

Рисунок 1. Направления движения

  1. Задание «Проводи кошку к шалашу»: спустись с кошкой вниз на 6 клеточек.
  2. Задание «Проводи кошку в гости к королю»: спустись с кошкой вниз на 4 клеточки, поверни налево и пройди еще 1 клеточку (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

работа с данными. Статистика

Дети могут

Примеры

  • читать простую пиктограмму и сравнивать представленные на ней данные (в пределах 5)

У кого больше всех грибов?

У кого меньше всех?

У кого поровну?

У кого больше – у Пети или Маши?

Насколько больше? (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Чтение простых пиктограмм)

работа с данными. Вероятность

Дети могут

Примеры

  • участвовать в обсуждении проблем того, что может случиться, не может случиться никогда, случится обязательно

Пройдет ли слон через нашу дверь? А мышка?

Будет ли сегодня дождь? Снег?

РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ

Язык. Речь

Дети могут

Примеры

  • описать свои потребности, чувства и мысли

- Тебя похвалил учитель. Что ты почувствовал?

- У тебя сегодня день рождения. Какое настроение у тебя в этот день?

  • испытывать и демонстрировать любопытство и интерес
  • к печатному тексту, знакам, словам, символам
  • к книгам, рассказам, схемам, стихам, песням
  • к продуктам визуального ряда

Экспериментируют и играют с написанием и “чтением” букв, слов, символов

Ежедневно рисуют и делают“записи“ в своих альбомах

Выбирают тексты для совместного чтения вслух или самостоятельного “перечитывания”

Рассматривают и создают иллюстрации, цитируют любимых героев детских телепередач

Звуки и Буквы

Дети могут

Примеры

  • выделять звуки речи среди других звуков (музыкальных, природных, шумов и т.д.)

например, во время прогулки по ближайшим окрестностям, или при прослушивании аудиозаписей

- Какие звуки ты слышишь? (пение птиц, стук и т.д.)

  • отличать звуки в начале и окончании слов, узнавать первые и последние звуки в знакомых словах

например, в собственных именах или сортируя карточки с рисунками или фотографиями знакомых детей

- Найди рисунки, названия которых начинается с одинаковых звуков?

  • стараться говорить ясно, чтобы быть понятым, экспериментировать с произношением слов

например, меняя ударение

- Что изменилось в словах: замок и замок?

  • различать символы, числа, буквы и слова

Сортировка карточек: Отложи карточки

-с картинками;

- с буквами;

- со словами;

-со значками;

- с цифрами; (см. приложение 3 Разложи карточки «Буквы, знаки, цифры, слова, картинки»)

  • “читать” знакомые печатные знаки (например, дорожные знаки, этикетки, вывески и т.п.)

Что означает этот знак? (см. рис. 3)

  • "подписаться" рядом с соответствующей буквой своего имени, демонстрировать частичное знание букв алфавита

- Где твоя буква?

- Подбери картинки к знакомым буквам, которые стоят вначале слова.

  • демонстрировать понимание направления письма (слева-направо) и делать попытки образовывать буквы четко и согласно принятым правилам их написания

- Спиши предложение с образца:

Я ел суп.

Слова и словобразование

Дети могут

Примеры

  • узнавать написанные слова из базового списка общеупотребительных слов, узнавать собственные имена и другие знакомые имена

- например, я, и, большой, собака, любит

- они могут “читать” наиболее простые и часто встречающиеся надписи и слова (например, стоп), подписи, сопровождающие иллюстрации в книге и т.п.

  • продемонстрировать достаточный словарный запас и опыт речевой деятельности для того, чтобы адекватно откликнуться на приветствия, просьбы, вопросы, простые инструкции и объяснения
  • Здравствуйте, дети! Садитесь.
  • Передай, мне, пожалуйста, книгу“,
  • Ты умеешь читать?“,
  • Возьмите карандаши“,
  • Сейчас мы будем читать вот эту книжку. Откройте ее. Видите, как много здесь картинок, а слов почти совсем нет. Как вы думаете, если рядом с картинкой что-то написано, что это может быть? Правильно, это название предмета, который изображен на картинке. Давайте вместе прочитаем первое слово.”

Словосочетания и предложения:

Дети могут

Примеры

  • использовать в устной речи простые, распространенные и нераспространенные, предложения с правильным порядком слов, строить предложения, в целом соблюдая грамматические нормы

- Составь небольшой рассказ к иллюстрации.

Высказывания и тексты (устная речь)

Дети могут

Примеры

  • говорить о своих собственных рассказах, сочинениях, картинах и моделях

например, пересказать личный жизненный опыт (случай из жизни, опыт проживания трудного дня или такого дня, когда они были огорчены) и т.п.

  • слушать внимательно, чтобы продолжить пересказ и описать случившиеся события

Кто продолжит рассказывать нам историю?

(по иллюстрированной книге)

  • поддерживать беседу

  • задавать вопросы, и давать верные ответы

  • следовать простым инструкциям

Окружающий мир

Человек и общество: Исторический блок

Дети могут

Примеры

  • проявлять понимание того, что существуют определенные периоды, на которые принято делить время; проявлять уверенное владение основными единицами времени (год, месяц)

-Что больше – месяц или год?

Сколько дней в неделе? В месяце?

  • интуитивно различать реальные и фантастические факты

например, раскладывая картинки с изображением реальных и фантастических животных (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Разложи карточки «Быль и небылицы»)

Человек и общество: обществоведческий блок

Дети могут

Примеры

  • определить, из кого состоит семья, проявлять интерес к семейному укладу и традициям, описать свои семейные обязанности, рассказать, чем занимаются родители

Например

- Назови членов своей семьи.

- Чем занимается мама? Сестра?

- Какие твои обязанности?

  • описывать собственные ожидания от обучения в школе

-Тебе нравится учиться в школе?

- Кем бы ты хотел быть в школе? Почему?

  • демонстрировать дружелюбие, готовность взаимодействовать с одноклассниками

  • называть страну, в которой живут, свой адрес

- Как называется наша страна?

Назови домашний адрес?

  • назвать 1-2 праздника

Выбери одну из поздравительных открыток и назови этот  праздник (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «Наши праздники»)

Человек и Природа

Дети могут

Примеры

  • выделить среди предложенных изображений различных объектов живые и неживые тела, природные тела и изделия, сделанные человеком

- Разложи картинки по временам года.

- Какая погода бывает зимой?

- Выбери одежду для лета.

- Чем мы занимается осенью?

- Когда, в какое время года, это бывает?

- Угадай, кто это?

- Угадай, как это называется?

- Разложи картинки по кучкам и объясни, почему ты их так разложил?

- Какие картинки ты положишь в стопку «Звери»?

Кто живет в лесу?

Найди домашних животных?

Выбери больших зверей.

Покажи грибы.

Что сделано человеком?

Как устроен человек?

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6, 7, 8, 9)

  • отвечать на вопросы о природных явлениях и объектах природы (погоде, сезонных явлениях, о внешнем виде растения или животного и т.п.) на основе собственных наблюдений

  • указывать родовое название для однородных объектов: растения, звери, птицы, домашние животные, транспорт, орудия труда и т.п.

  • сравнивать однородные объекты по 1-2 характерным признакам, например, размерам, месту обитания, дикий/домашний и т.д.

  • называть некоторые растения и животных, отличать грибы (без указания названий); отличать части растений (ветви, цветок, листья); различать среди животных птиц, рыб и зверей

  • привести примеры использования человеком некоторых природных ресурсов

Где мы этим пользуемся?

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10, 11)

  • называть некоторые небесные тела (Солнце, Луна, звезды), отличать их от земных тел; связывать смену дня и ночи с восходом и заходом Солнца

На какой картинке изображен день, а на какой – ночь? Как ты это узнал?

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика первых классов

В папке представлен комплекс различных диагностик для первоклассников....

Рубежная диагностика 4 классов

Психологическое заключение педагога-психолога представлено в виде таблицы данных на каждого ученика 4 класса при переходе в седнее звено....

Входная диагностика 1 класс 2 этап

Входная диагностика 1 класс 2 этап...

Входная диагностика 1 класс 3 этап

Входная диагностика 1 класс 3 этап...

Входная диагностика 1 класс таблица к первому этапу

Входная диагностика 1 класс таблица к первому этапу...

диагностика 1 класс

диагностические материалы...

Педагогическая диагностика, 1 класс. Мониторинг по предметам, 2-4 классы

Диагностика и мониторинг представлены в диаграммах и таблицах...