Методическая разработка по русскому языку (4 класс). Тема: "Повторяем, закрепляем, систематизируем".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Боржеева Валентина Александровна

Материал получен в ходе исследовательской работы, посвящен травянистым лекарственным растениям нашей местности. Имеет краеведческую направленность. Статья представляет собой методические рекомендации по использованию материала на уроках русского языка, включает в себя задания по теме «Повторяем, закрепляем, систематизируем».  Задания можно использовать как на уроке, так и в работе индивидуального характера.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

Травянистые лекарственные растения нашей местности.

Уникальные свойства лекарственных растений известны уже многие тысячелетия. Травы предупреждают возникновение многих болезней, способствуют быстрому выздоровлению, позволяют восстановить силы и защищают от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Исследовательская работа экологического отряда «Солнышко» посвящена травянистым лекарственным растениям нашей местности.  

 Данная разработка представляет собой пример использования материала, полученного детьми в ходе исследования, на уроках русского языка.

  1. Зверобой продырявленный.

Настой травы зверобоя применяют в виде полосканий для лечения и профилактики стоматитов, а в виде компрессов при кровоточащих ранах. Также применяют при заболеваниях печени, почек, дыхательных путей.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3. Зверобоя ² ³, лечения ² ³.
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме. (Схема подбирается учителем).
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Профилактика».
  6. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова

2. Земляника лесная.

Свежие плоды земляники – прекрасный диетический продукт при гипертонической болезни, атеросклерозе, язве желудка, гастритах.

Сок и настой плодов земляники обладают потогонными свойствами, утоляют жажду.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3. Плодов ² ³, земляники ² ³.
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Диета».

6)        Выпишите из текста слова с орфограммой «Гласные после шипящих».

3. Клевер.

Народная медицина рекомендует цветущие головки и листья как отхаркивающее, мочегонное и антисептическое средство. Наружно отвары и настои - при фурункулах и ожогах, а при ревматических и невралгических болях как болеутоляющее.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3. Народная ² ³,  ожогах² ³.
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слов «Фурункул, антисептик».

6)        Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание приставок».

4. Крапива двудомная.

Препараты крапивы применяют внутрь как кровоостанавливающее средство. Листья крапивы применяют для лечения малокровия. Используют жидкий экстракт, настои и настойки.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3. Используют ² ³, крапивы ² ³.
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Экстракт».

6)        Выпишите из текста слова с разделительным мягким знаком.

5. Лопух.

Корень лопуха используется как мочегонное, потогонное и стимулирующее обмен веществ средство при почечно-каменной болезни. Настои и отвары корня лопуха используются для лечения гастритов, язв желудка.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3. Корня ² ³,  настои² ³.
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Преперат».

6)        Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание двойной согласной».

 6. Мать-и-мачеха обыкновенная.

Настой из листьев и отвар употребляются при кашле, водянке. Сок из свежих листьев и корней — в качестве желчегонного и потогонного средства. Отвар применяется при кожных заболеваниях, как смягчающее средство.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3. Сок ² ³,  заболеваниях² ³.
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Желудок».

6)        Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание безударной гласной в корне слова».

7. Одуванчик обыкновенный.

Свежие корни одуванчика используют для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Они входят в состав аппетитных, желудочных и мочегонных сборов.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3. Свежие ³.
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Пищеварение».
  6. Выпишите из текста слово с сочетанием ЧН.

8. Первоцвет весенний.

Настои листьев используют при авитаминозах, отвар корневищ  как отхаркивающее средство. Листья, собранные в период цветения растения, употребляют в пищу свежими. Они имеют приятный пряный запах и сладковатый вкус.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3.  ² ³, ² ³. (Произведите разбор слов).
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Авитаминоз».

6)        Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание безударной гласной в корне слова».

      9. Пижма.

Настой соцветия пижмы используют против круглых глистов и при некоторых кишечных заболеваниях. Установлены желчегонные свойства пижмы, благодаря чему она дает положительные результаты при лечении холецистита.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3.  ² ³, ² ³. (Произведите разбор слов).
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Холецистит».

6)        Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание приставок».

  10. Подорожник.

Настой из листьев подорожника оказывает отхаркивающее действие. Водный настой и свежий сок из листьев растения способствует быстрому очищению и заживлению ран. Применяют в виде примочек и промываний при ушибах, свежих порезах и ранениях.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3.  ² ³,  ² ³. (Произведите разбор слов).
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Сок».

6)        Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание приставок».

11. Полынь обыкновенная.

Препараты полыни стимулируют деятельность пищеварительных желез, повышают аппетит, моторную функцию желудка и кишечника, оказывают противовоспалительное, противоязвенное действие, активизируют защитные силы организма.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3.  ² ³,  ² ³. (Произведите разбор слов).
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слов «Аппетит, железа».

6)        Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание безударной гласной в корне слова».

12. Птичий горец.

Препараты горца птичьего и сборы применяют при хронических заболеваниях мочевыводящих путей. Трава горца эффективна при гастроэнтеритах. Растение применяют при функциональной недостаточности печени.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3.  ² ³,  ² ³. (Произведите разбор слов).
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Препарат, гастроэнтерит».
  6. Выпишите из текста 2-3 слова, подчеркните в них орфограммы.

13. Ромашка аптечная.

Настой цветочных корзинок используется в виде настоя при гастрите, заболеваниях печени, почек, мочевого пузыря, при простуде, заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3.  ² ³,  ² ³. (Произведите разбор слов).
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Температура».
  6. Выпишите из текста 2-3 слова, подчеркните в них орфограммы.

14. Тысячелистник.

Трава тысячелистника обладает противовоспалительными и бактерицидными свойствами. Употребляют ее в виде настоев, отваров экстрактов при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3.  ² ³,  ² ³. (Произведите разбор слов).
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Бактерицидный».
  6. Выпишите из текста 2-3 слова, подчеркните в них орфограммы, объясните их правописание.

15. Цикорий.

Цикорий издавна применяли для лечения заболеваний желудка, кишечника, печени. Ванны из отвара травы считают действенными при диатезе, различных поражениях суставов.

  1. Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
  2. Определите падеж имён существительных.
  3. Лечения² ³, цикорий² ³. (Произведите разбор слов).
  4. Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
  5. Выпишите из словаря русского языка значение слова «Сустав».
  6. Выпишите из текста 2-3 слова, подчеркните в них орфограммы, объясните их правописание.

        МБОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа

   Боржеева Валентина Александровна

учитель начальных классов      

 квалификационная категория - высшая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Методическая разработка по русскому языку, 2 класс, УМК "Гармония", "Редактирование текста"

Методическая разработка относится к резервному уроку по теме "Текст", содержит подробное описание урока и презентацию....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...