Методическая разработка по русскому языку (4 класс). Тема: "Повторяем, закрепляем, систематизируем".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Материал получен в ходе исследовательской работы, посвящен травянистым лекарственным растениям нашей местности. Имеет краеведческую направленность. Статья представляет собой методические рекомендации по использованию материала на уроках русского языка, включает в себя задания по теме «Повторяем, закрепляем, систематизируем». Задания можно использовать как на уроке, так и в работе индивидуального характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. Русский язык, 4 класс. Повторяем, закрепляем, систематизируем. | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Травянистые лекарственные растения нашей местности.
Уникальные свойства лекарственных растений известны уже многие тысячелетия. Травы предупреждают возникновение многих болезней, способствуют быстрому выздоровлению, позволяют восстановить силы и защищают от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Исследовательская работа экологического отряда «Солнышко» посвящена травянистым лекарственным растениям нашей местности.
Данная разработка представляет собой пример использования материала, полученного детьми в ходе исследования, на уроках русского языка.
- Зверобой продырявленный.
Настой травы зверобоя применяют в виде полосканий для лечения и профилактики стоматитов, а в виде компрессов при кровоточащих ранах. Также применяют при заболеваниях печени, почек, дыхательных путей.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- Зверобоя ² ³, лечения ² ³.
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме. (Схема подбирается учителем).
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Профилактика».
- Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова
2. Земляника лесная.
Свежие плоды земляники – прекрасный диетический продукт при гипертонической болезни, атеросклерозе, язве желудка, гастритах.
Сок и настой плодов земляники обладают потогонными свойствами, утоляют жажду.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- Плодов ² ³, земляники ² ³.
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Диета».
6) Выпишите из текста слова с орфограммой «Гласные после шипящих».
3. Клевер.
Народная медицина рекомендует цветущие головки и листья как отхаркивающее, мочегонное и антисептическое средство. Наружно отвары и настои - при фурункулах и ожогах, а при ревматических и невралгических болях как болеутоляющее.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- Народная ² ³, ожогах² ³.
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слов «Фурункул, антисептик».
6) Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание приставок».
4. Крапива двудомная.
Препараты крапивы применяют внутрь как кровоостанавливающее средство. Листья крапивы применяют для лечения малокровия. Используют жидкий экстракт, настои и настойки.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- Используют ² ³, крапивы ² ³.
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Экстракт».
6) Выпишите из текста слова с разделительным мягким знаком.
5. Лопух.
Корень лопуха используется как мочегонное, потогонное и стимулирующее обмен веществ средство при почечно-каменной болезни. Настои и отвары корня лопуха используются для лечения гастритов, язв желудка.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- Корня ² ³, настои² ³.
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Преперат».
6) Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание двойной согласной».
6. Мать-и-мачеха обыкновенная.
Настой из листьев и отвар употребляются при кашле, водянке. Сок из свежих листьев и корней — в качестве желчегонного и потогонного средства. Отвар применяется при кожных заболеваниях, как смягчающее средство.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- Сок ² ³, заболеваниях² ³.
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Желудок».
6) Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание безударной гласной в корне слова».
7. Одуванчик обыкновенный.
Свежие корни одуванчика используют для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Они входят в состав аппетитных, желудочных и мочегонных сборов.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- Свежие ³.
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Пищеварение».
- Выпишите из текста слово с сочетанием ЧН.
8. Первоцвет весенний.
Настои листьев используют при авитаминозах, отвар корневищ как отхаркивающее средство. Листья, собранные в период цветения растения, употребляют в пищу свежими. Они имеют приятный пряный запах и сладковатый вкус.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- ² ³, ² ³. (Произведите разбор слов).
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Авитаминоз».
6) Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание безударной гласной в корне слова».
9. Пижма.
Настой соцветия пижмы используют против круглых глистов и при некоторых кишечных заболеваниях. Установлены желчегонные свойства пижмы, благодаря чему она дает положительные результаты при лечении холецистита.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- ² ³, ² ³. (Произведите разбор слов).
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Холецистит».
6) Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание приставок».
10. Подорожник.
Настой из листьев подорожника оказывает отхаркивающее действие. Водный настой и свежий сок из листьев растения способствует быстрому очищению и заживлению ран. Применяют в виде примочек и промываний при ушибах, свежих порезах и ранениях.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- ² ³, ² ³. (Произведите разбор слов).
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Сок».
6) Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание приставок».
11. Полынь обыкновенная.
Препараты полыни стимулируют деятельность пищеварительных желез, повышают аппетит, моторную функцию желудка и кишечника, оказывают противовоспалительное, противоязвенное действие, активизируют защитные силы организма.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- ² ³, ² ³. (Произведите разбор слов).
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слов «Аппетит, железа».
6) Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание безударной гласной в корне слова».
12. Птичий горец.
Препараты горца птичьего и сборы применяют при хронических заболеваниях мочевыводящих путей. Трава горца эффективна при гастроэнтеритах. Растение применяют при функциональной недостаточности печени.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- ² ³, ² ³. (Произведите разбор слов).
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Препарат, гастроэнтерит».
- Выпишите из текста 2-3 слова, подчеркните в них орфограммы.
13. Ромашка аптечная.
Настой цветочных корзинок используется в виде настоя при гастрите, заболеваниях печени, почек, мочевого пузыря, при простуде, заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- ² ³, ² ³. (Произведите разбор слов).
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Температура».
- Выпишите из текста 2-3 слова, подчеркните в них орфограммы.
14. Тысячелистник.
Трава тысячелистника обладает противовоспалительными и бактерицидными свойствами. Употребляют ее в виде настоев, отваров экстрактов при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- ² ³, ² ³. (Произведите разбор слов).
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Бактерицидный».
- Выпишите из текста 2-3 слова, подчеркните в них орфограммы, объясните их правописание.
15. Цикорий.
Цикорий издавна применяли для лечения заболеваний желудка, кишечника, печени. Ванны из отвара травы считают действенными при диатезе, различных поражениях суставов.
- Выпишите из текста имена прилагательные, глаголы.
- Определите падеж имён существительных.
- Лечения² ³, цикорий² ³. (Произведите разбор слов).
- Выпишите из текста слово, соответствующее данной схеме.
- Выпишите из словаря русского языка значение слова «Сустав».
- Выпишите из текста 2-3 слова, подчеркните в них орфограммы, объясните их правописание.
МБОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа
Боржеева Валентина Александровна
учитель начальных классов
квалификационная категория - высшая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"
Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...
Методическая разработка по русскому языку, 2 класс, УМК "Гармония", "Редактирование текста"
Методическая разработка относится к резервному уроку по теме "Текст", содержит подробное описание урока и презентацию....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"
Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...