конспект урока русский язык
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цели: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении.
- Прочитайте нераспространённые предложения. Назовите грамматическую основу.
- Объясните написание слов с орфограммами.
- Прочитайте распространённые предложения. Назовите грамматическую основу.
- Объясните написание слов с орфограммами.
(Работа в парах.)
- Добавьте в предложения второстепенные члены и запиши-те их.
Зайцы питаются.
Солнце светит.
Ребята пришли.
Набежала туча.
IV. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте предложение.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
А. Пушкин
- Что можно о нём сказать? Найдите грамматическую основу
- предложения. Что вы заметили? (Две основы.)
- На какие два простых предложения можно разделить данное предложение? (Туча по небу идёт. Бочка по морю плывёт.)
- Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в этом предложении?
- Такие предложения называются сложными. Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 48 (с. 31).
- Прочитайте предложения. Сравните их.
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Прочитайте предложения, в которых основа состоит из двух главных членов. (Осыпается весь наш бедный сад. Выпал тонкий снежок.)
- Прочитайте предложения, в которых основа состоит из одного главного члена. (Осень. Подморозило.)
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Какое предложение называется простым?
- Какой может быть основа простого предложения? Приведите примеры.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 49 (с. 31).
- Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это простое предложение.)
- Докажите. (Одна грамматическая основа. Денёк выдался.)
- Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это сложное предложение.)
- Докажите. ( Три грамматические основы. Тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.)
- Как простые предложения отделены друг от друга? (Запятыми.)
- Прочитайте сведения о языке на с. 32.
- Какое предложение называется сложным?
- Сколько грамматических основ может быть в сложном
предложении?
- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?
Упр. 50 (с. 32).
- Прочитайте предложение. Что вы можете о нём сказать?
(Это сложное предложение.)
- Докажите.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Взаимопроверка.)
Рефлексия
- Прочитайте. В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
А. Пушкин
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
К. Чуковский
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
К. Чуковский
- Какие из данных предложений являются сложными? До-
кажите.
-Чем отличается простое предложение от сложного?
- Оцените свою работу на уроке.
- Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 51 (с. 32).
Урок 13. Простое и сложное предложения
Цель: развивать умение распознавать простые и сложные предложения.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Прочитайте. Сколько предложений в тексте? (Два )
- Прочитайте простое предложение. Что можно о нём сказать (Состоит из одного главного члена, подлежащего )
- Прочитайте сложное предложение. На сколько простых предложений его можно разделить? Докажите
- Назовите грамматические основы в сложном предложении (Зарумянился восток, выходит стадо, заливается рожок.)
- Актуализация знаний
(Работа в парах.)
- Спишите, расставьте запятые в сложном предложении Обоснуйте свой ответ.
Ослы ему славу по нотам поют
Козлы бородою дорогу метут
Бараны, бараны стучат в барабаны!
К. Чуковский
-Прочитайте предложения.
Крокодилы в канаву забилися.
И в канаве слоны схоронилися.
К. Чуковский
-Что можно о них сказать?
-Составьте из данных простых предложений сложное
-Как отделяются друг от друга части сложного предложения?(Запятыми.)
-Сформулируйте тему урока.
1. Работа по учебнику
Упр. 52 (с. 33).
-Рассмотрите внимательно схему. Как отличить простое предложение от сложного?
-Как отделяются части сложного предложения? (Запятыми.)
Упр. 53 (с. 33).
-Прочитайте предложения. Какие это предложения? Докажите
-Что обозначает слово заря?
-А как вы понимает е выражение заря горела?
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Назовите грамматические основы в каждом предложении.
2. Работа со словом из словаря
- Составьте слово из данных букв.
ЯЗРА (Заря.) ,
- Что обозначает слово заря? (Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.)
- Найдите слово заря в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом заря, запишите.
- Запомните написание этого слова.
- Объясните значение выражений.
От зари до зари. (Целую ночь или целый день.)
Ни свет ни заря. (Очень рано.)
Встать с зарёй. (Очень рано.)
- физкультминутка
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 54 (с. 34).
(Работа в парах. Проверка.)
Упр. 56 (с. 34).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Отличаются простые предложения от сложных?
- Приведите примеры простых предложении.
-Приведите примеры сложных предложений
- Оцените свою работу на уроке
Домашнее заданиеУпр. 55 (с. 34).
Урок 14. Словосочетание
Цели •учить выделять словосочетания в предложениях; развивать умение устанавливать связь слов в предложении.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
- Как называются эти предложения? (Пословицы.)
- Объясните смысл каждой пословицы.
- Докажите, что это сложные предложения. Назовите грамматические основы в каждом предложении.
- Актуализация знаний
- Индивидуальная работа
- Спишите, дополните предложения словами, которые поясняют главные члены предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Гроза
Надвигалась (какая?) туча. (Где7) блеснула (какая?) молния. (Как?) застучали первые капли дождя.
- Спишите, вставьте пропущенные слова. Какой член предложения пропущен?
В ноябре ... первый снег. В дальние страны ... птицы. Они ... свои гнёзда. Весной птицы вновь... к нам.
Слова для справок: прилетят, выпадает, улетают, покидают.
- Фронтальная работа
- Прочитайте отрывок из сказки А. С. Пушкина.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, работает за семерых.
- Как вы узнали, сколько в тексте предложений? Назовите главные члены предложения.
- Подготовьтесь рассказать о подлежащем и сказуемом по плану.
План
- Что это такое?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Подтвердите свои ответы примерами.
- Самоопределение к деятельности
- Прочитайте. Наступила осень. Осенний праздник. Летели птицы. Облака плыли.
- Найдите лишнюю запись. (Осенний праздник.)
- Почему? (Остальные записи являются простыми нераспространёнными предложениями.)
- Как называется запись, которая оказалась лишней? (Словосочетание.)
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над связью слов в предложении
- Составьте простое нераспространённое предложение со словом туман. Поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому. (Туман (что сделал?) окутал.)
- Добавьте в это предложение слова, поясняющие подлежащее и сказуемое.
- Туман какой? (Мягкий или густой.)
- Окутал что? (Деревья.)
- Окутал когда? (Утром.)
- Какое предложение получилось? (Густой туман окутал утром деревья.)
- Какие члены предложения мы добавили? (Второстепенные.)
- Запишите это предложение.
2. Работа по учебнику
Упр. 57 (с. 35).
- Прочитайте предложение. Найдите в нем грамматическую основу.
- Какое слово поясняет подлежащее? Поставьте к нему вопрос, запишите. (Пшеница (какая?) густая.)
- Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите. (Созрела (где?) в поле.)
- Как называются эти сочетания слов? (Словосочетания.)
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого
- Как устанавливается связь слов в словосочетании? (При помощи вопросов.)
- От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому.)
- Как обозначается главное слово в словосочетании? (Крестиком.)
- Как обозначается связь главного слова с зависимым.(Стрелочкой.)
- Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? (Нет.)
- Почему?
- Найдите в нашем предложении словосочетания, (Густой туман, окутал утром, окутал деревья.)
- Запишите эти словосочетания.
3. Работа со словом из словаря
- Отгадайте загадку.
С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи. {Пшеница.)
- Это слово вам встретилось в предложении. А что вы знает об этом растении?
Материал для учителя
Пшеницу выращивали с целью получения питательных зёрен ей в Ш тысячелетии до нашей эры. В настоящее время известно боле 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культур; которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы - использование её в пекарном производстве Кром того, часть урожая идёт на изготовление манной и пшеничной крупы из твердых сортов растения готовят макаронные изделия.
- Найдите слово пшеница в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом пшеница, запишите.
- Запомните, как пишется это слово.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 58 (с. 36).
- Прочитайте предложение. Запишите его.
- Назовите грамматическую основу предложения.
- Назовите словосочетания.
- Какие слова являются главными? Как вы обозначили главные слова?
Упр. 59 (с. 36).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Назовите грамматическую основу предложения.
- Назовите словосочетания.
- Какие слова являются главными? Как вы обозначили главные слова?
- Как обозначается связь главного слова с зависимым?
VIII. Рефлексия
- Что такое словосочетание?
- Из чего состоит словосочетание?
- Как найти словосочетание в предложении?
- Приведите свои примеры.
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Упр. 60 (с. 36).
Урок 15. Словосочетание
Цели: обобщить знания о словосочетании; формировать умение выполнять разбор предложения по членам; развивать устную речь.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
-Прочитайте предложение.
-Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.
-Назовите главные и зависимые слова в каждом словосочетании.
Актуализация знаний
Индивидуальная работа
-Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетания.
В горах бывают снежные обвалы.
- Работа в группах
-Выпишите: вариант 1 — словосочетания, вариант 2 — предложения.
Старый дом, птицы улетели, летит самолёт, большая стая, быстро бежал, солнце светит, иду домой, взял мяч, собака лает, ребята пришли.
(Взаимопроверка.)
-Прочитайте, что вы записали. Докажите правильность своего выбора.
-Что такое словосочетание? (Это два слова, связанные между собой по смыслу. Одно слово зависит от другого.)
- Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 2, .. 10-13)
(Работа в парах.)
-Прочитайте словосочетания.
Чёрное море — море грибов, золотое кольцо — золотые руки, сильный характер — сильный спортсмен, чистый лист — чистый голос.
— Разделите их на две группы. (1) Чёрное море, золотое кольцо, сильный спортсмен, чистый лист; 2) море грибов, золотые руки, сильный характер, чистый голос.)
— По какому признаку вы разделили словосочетания? (В пер-вой группе словосочетаний слова употреблены в прямом зна-чении, во второй — в переносном.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 61 (с. 37).
— Прочитайте стихи. Какое настроение создают эти строки?
— Сколько предложений в стихотворении? Докажите.
— Какие это предложения?
— Найдите слова, которые употреблены в переносном значении.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
2. Работа над загадками
— Отгадайте загадки.
В голубой станице Девица круглолица. Ночью ей не спится — В зеркало глядится. {Луна.) Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег.)
На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга.)
— Какие словосочетания помогли вам догадаться, о чём идёт речь в загадках?
— Благодаря каким особенностям словосочетаний можно узнать предмет, имя которого не названо в загадке?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 62 (с. 37).
— Прочитайте. Найдите предложения. Докажите. (Есть грамматическая основа.)
- Прочитайте словосочетания. Назовите в каждом словосочетании главное слово и поставьте от него вопрос к зависимому слову.
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Прочитайте предложения, которые вы составили. Назовите грамматическую основу в каждом предложении.
(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 38).)
Viil. Рефлексия
- Какие задания вызвали затруднения?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Чем предложение отличается от словосочетания?
Домашнее задание
Упр. 63 (с. 37).
Урок 16. Контрольный диктант по теме «Предложение»
Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение»; выявить уровень сформированное™ навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твердые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.
Ход урока
Организационный момент
Какие орфограммы, связанные с правописанием корней слов, вы знаете?
Что необходимо сделать, чтобы правильно написать слово с проверяемым безударным гласным в корне? (/. Поставить ударение в слове. 2. Выделить корень и определить безударный гласный. 3. Подобрать проверочное слово так, чтобы этот гласный стоял под ударением.)
Работа по теме урока
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым Копром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание
1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении
2. Слова русский, листья разделите для переноса.
3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.
(Учитель также может предложить следующий текст.)
Осенью
III. Подведение итогов урока
- Слова с какими орфограммами встретились в тексте?
- В написании каких слов вы сомневались''
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...