Урок русского языка во 2 классе по теме "Орфограммы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок-рефлексия по теме "Орфограммы" . Урок разработан по УМК "Перспективная начальная школа". На уроке проводится работа над орфограммой " парные согласные в корне слов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.ya_.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-рефлексия по теме "Орфография".
2-г класс.(18.12.13)
Тип урока – урок рефлексия.
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о способах проверки парных согласных в корне слов;
Задачи:
Предметные:
- учить различать на слух звонкие и глухие согласные;
- добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных;
- обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне;
Метапредметные:
Познавательные:
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение ставить, формулировать и решать проблемы;
- поиск и фиксация информации;
- понимание и преобразование информации;
Коммуникативные:
- учить детей правильной разговорной речи и умению правильно высказываться при ответах на вопросы учителя.
- воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.
Регулятивные:
- контроль и самоконтроль учебных действий;
Личностные:
- развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся,
- развивать фонематический слух;
Оборудование: таблица «Парные звонкие и глухие согласные», сигнальные веера с парными согласными, табличка со словом «автобус»;карточки с заданиями для работы в парах, ИКТ.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласных.
2. Сюрпризный момент.
- Сейчас мы прочитаем три слова.
- Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается?
(Слайд 1 – зашифрованные слова)
RСZПОWР (спор)
- Среди набора букв найдите слово.
КАПОССОРАВ (ссора)
- Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово.
ШДРЖАКЦА (драка)
- Я выстроила их в такой последовательности: спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?
(Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)
- Вся эта ситуация называется конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?
(Когда возник спор.)
- Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберете: топанье ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность?
(Спокойный тон, доброжелательность.)
- А может лучше выбрать крик, топанье ногами? Вам же нужно доказать своё!
(Нет, если в споре кричать, топать ногами, то спор превратится в драку, потому что другому человеку не понравится твоё поведение.)
- Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно ещё что-то учитывать?
(Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.)
- Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, - это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку.
- И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения к друг другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора.
- Чтобы наш урок был интересным, пусть девизом будут слова: «Умеешь сам - научи другого».
3. Актуализация субъектного опыта учащихся (Мобилизующий этап. )
Орфографическая зарядка.
- Итак, в путь.
- Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.(Сигнальные карточки) (Слайд 2)
Столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг.
- Раздели слова на группы по общим признакам
- Найдите лишнее слово. (Слово РУКАВ, потому что это слово можно разделить для переноса.
- Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные, которые вызывают сомнения, имена существительные, у всех слов согласные обозначают твёрдые согласные звуки.)
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
4. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Посмотрите на все эти слова и сформулируйте тему урока.
Тема. Парные согласные в корне слова (тему пишу на доске).
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись. (Слайд 3– цели)
Цель:
- Повторить, … … … … (что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).
- Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).
- Познакомиться с …(новыми словами).
5. Минутка чистописания .
- Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
- Почему эти буквы выстроились в два ряда, у них что парад? (Буквы первого ряда обозначают звонкие парные согласные, буквы второго ряда - глухие парные согласные.)
- Начнём реализацию целей с минутки чистописания.
- Сейчас каждый в тетради пропишет ту пару, которую можно назвать «лишней».
- Какая это пара? (ж-ш)
- Будете прописывать с добавлением наклонной линии и петли.
6. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Подбор проверочных слов. Доскажи словечко.
- Послушайте и отгадайте загадки. Каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2. Всё перетрут терпение и … (труд).
3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус) и т.д.
Самостоятельная работа.
- А сейчас поработаем самостоятельно. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово. ( ТПО стр.45 упр 55.)
Взаимопроверка.
- Возьмите ручку с зелёным стержнем. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.
Вывод.
- Встаньте те, у кого нет ошибок.
- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?
Правило.
Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
7. Физминутка.
- Называете парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. -Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах. -Гимнастика для глаз
Работа в группах. Составление словосочетаний.
- Сейчас мы поработаем в группах со словами, которые редко используем в нашей письменной речи.
- Каждая группа получит карточку. (Вставить пропущенные буквы в словах, составить словосочетания с этими словами)
- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)
- Где находится парная согласная? (В середине слова.)
- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (Отвечает по одному человеку от каждой группы)
Правило-вывод.
Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
- К какой части речи относятся слова с парной согласной в середине? (Имя прилагательное.)
- Обратите внимание, что парные согласные могут встречаться не только в именах существительных, но и в именах прилагательных и других частях речи.
Составление схемы по правилу.
- Как правильно записать парную согласную в конце слова?
- Как правильно записать парную согласную в середине слова?
- Как подобрать проверочное слово, если парная согласная стоит в конце слова? В середине слова? (Слайд 4)
Проверка.
- Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. От этого зависит способ проверки.
- Подобрать проверочные слова можно двумя способами.
8. Коррекция. Практическая направленность темы урока.
- Вам загадывали сегодня загадку, отгадкой которой было слово АВТОБУС.
- А кто знает, как пишется слово «АВТОБУС»?? (Читали в книгах, газетах, объявлениях, слышали по телевизору.)
- Какие буквы вызывают сомнение?
(Парная согласная в конце слова, непроверяемая безударная гласная в первом слоге, парная согласная в середине слова.)
- Что вы можете сказать об этом слове? (Произношение и обозначение на письме парного согласного в конце слова совпало.)
- Но мы должны помнить, что обозначение на письме парных согласных всегда надо проверять.
- Какой вы слышите второй звук, когда произносите слово «АВТОБУС», дайте ему характеристику? ((Ф) – согласный, твердый, глухой, парный.
- Подберите проверочное слово.
(нельзя подобрать) - В русском языке встречаются слова с парными согласными в середине написание которых нужно запомнить.
- Объясните значение слова «АВТОБУС». - Значение слова «автобус»: автомобиль для большого числа пассажиров. (Прочитаем в толковом словарике значение этого слова).
Работа с деформированным текстом. (Слайд 4)
- Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)
- А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)
- Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.
Лёд стал крепким.
Был сильный мороз.
Пруд замёрз.
- Озаглавьте текст. (Зимой. Пруд зимой.)
- Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
- Какой частью речи они являются?
- Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.
- Запишите это предложение под диктовку.
9. Подведение итогов учебного занятия.
- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.
- Вернёмся к целям нашего урока.
- С чем вы сегодня познакомились?
(С новым словарным словом, встретились с парными согласными в именах прилагательных, познакомились с новым способом проверки парных согласных в середине слова.)
- Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? (Есть такие слова в русском языке, где парные согласные в корне слова нельзя проверить). Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по теме сегодняшнего урока?
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО ПИСАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ)
10. Рефлексия, выставление отметок
- Покажите мимикой у кого хорошее настроение? Нарисуйте на листках маленькую рожицу, которая изобразит ваше настроение.
-выставление отметок
11. Домашнее задание.
-Уч. стр.164. упр 132, вставить пропущенные буквы и списать в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Измерители обученности 4 класс.Русский язык 4 класс.3 четверть.Блок "Как устроен наш язык"
Контрольная работа по русскому языку.4 класс 3 четверть.Блок "Как устроен наш язык" Система учебников"Начальная школа XXI века"...
Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс
Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....
Тема урокРусский язык.docx
Проблемный урок русского языка....
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....