Разбор слова по составу (глаголы разных времен)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема. Разбор слова по составу
Цель: формирование умения разбирать глаголы разных времён по составу;
ознакомление с постфиксом –ся (-сь).
Задачи: повторить алгоритм разбора слов по составу;
учить правильно разбирать глаголы разного времени по составу;
повторить синтаксический разбор предложений;
содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;
способствовать обогащению словаря учащихся;
развивать коммуникативные навыки речи, творческий потенциал детей;
развивать речь, устойчивость и объём внимания, умение делать выводы;
дать представление о причинах успеха в учёбе;
воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razbor_slova_po_sostavu.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема. Разбор слова по составу
Цель: формирование умения разбирать глаголы разных времён по составу;
ознакомление с постфиксом –ся (-сь).
Задачи: повторить алгоритм разбора слов по составу;
учить правильно разбирать глаголы разного времени по составу;
повторить синтаксический разбор предложений;
содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;
способствовать обогащению словаря учащихся;
развивать коммуникативные навыки речи, творческий потенциал детей;
развивать речь, устойчивость и объём внимания, умение делать выводы;
дать представление о причинах успеха в учёбе;
воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.
Ход урока.
- Орг. момент
В мире много интересного.
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
- Каллиграфическая минутка
1) Работа по офтальмотренажёру
2) Каллиграфическая минутка
- Прочитайте слова: пирог, полюбила, гонит.
- Определите, какие буквы будем прописывать на каллиграфической минутке. Их 2.
Первая находится в корне существительного ед. ч., м. р., в корне глагола настоящего времени ед. числа.
Вторая буква даёт непарный звонкий мягкий согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части.
- Какие это буквы? (гл )
- Пропишите их, соединяя по 4: глгл
- Подчеркните самую красивую цепочку букв.
- Формулирование темы, учебных задач урока.
- Посмотрите на доску:
Про ал , пере ыва ешь, бол е л а , вы беж .
- Попробуйте назвать тему урока. ( Разбор глаголов по составу)
- Глядя на опорные слова, сформулируйте задачи урока:
повторить …;
знать …;
учиться правильно … ;
развивать … ;
быть … .
- Открытие нового знания
- Актуализация знаний
- Задачи сформулированы, давайте приступим к их решению.
- Какой раздел русского языка мы изучаем?
- О какой части речи это стихотворение?
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать, говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет.
И спрягаться он умеет,
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про __________ .
- Что такое глагол? Давайте составим кластер из ваших ассоциаций со словом глагол. (обозначает действие, что делать? что сделать?, вид, время, число, род, сказуемое)
глагол
- Вспомните и назовите алгоритм разбора слов по составу.
- Проблемная ситуация
- Прочтите задание из пункта а) в упр. 244.
- Найдите глаголы, выпишите их и разберите по составу.
- Что нового встретилось? (окончание обычно стоит последним, а в глаголе выбились после него ещё есть какая-то часть слова)
- Где, у кого вы можете найти помощь, информацию о дальнейших действиях? ( у учителя, в учебнике)
- Прочитайте на стр. 146 информацию, может быть она вам поможет.
- Закончите работу.
V. Физкультминутка «Уголки»
VI. Первичное закрепление
- Работа в парах
- Русская пословица гласит: «Одна голова – хорошо, а две – лучше». К данным словам подберите такой глагол, чтобы он сочетался с обоими существительными:
Заяц, время (бежит). Ученик, заря (встаёт).
Солнышко, ребёнок (улыбается). Тучка, малыш (плачет)
- Запишите глаголы, разберите их по составу.
- Коллективная работа (творческое задание)
- С любой парой слов составьте предложение. Лучшее предложение мы запишем. (На уроке время бежит быстро.)
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
- Работа в группах
- Возьмите по одному листочку. Что написано? (фразеологизмы)
- Каждый из вас должен фразеологизм заменить глаголом-синонимом. Записать его и разобрать по составу. Затем вместе составить рассказ, используя все фразеологизмы.
Зарубите на носу. Держи язык за зубами.
Клевал носом. Летел сломя голову.
Водил за нос. Прикуси язык.
- Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Выполните тест-экспресс (запишите только букву правильного ответа):
1. Укажи глагол:
а) потеря к) потерянный
о) потерять
2. Укажи глагол прошедшего времени:
а) посадить л) потерял
в) заменяет р) пишешь
3. Укажи глагол среднего рода:
а) дружили ц) светило
н) носил г) читала
4. В каком глаголе есть приставка?
ф) строил м) вошли
б) делаешь г) гнал
5. В каком глаголе есть формообразующий суффикс?
о) строил в) играют
б) делаешь т) бережёт
6. В каком глаголе корень состоит из 1 буквы?
а) строил ж) перебежишь
ц) шёл г) гнал
7. В каком глаголе есть постфикс?
п) держал в) вошли
б) напишет е) смеялся
- У вас получилась анаграмма, из букв которой составьте слово. (Молодец)
- Рефлексия
- Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, мы решили их?
- А какими способами? (Вместе, самостоятельно)
- Где будете применять полученные знания?
- Кому сегодня сопутствовал успех?
- Как вы думаете, почему?
- Оцените работу на уроке с позиции: Я
МЫ
ДЕЛО
- Отметки.
- Домашнее задание
Стр. 146, правило, упр. 255 (а, б)
Шмакова Александра Семёновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по русскому языку. 3 класс "Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу."
Части слова. Занимательные задания....
Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.
Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....
«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»
Цель: создать условия для исследования и обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...
«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»
Цель: создать условия для исследования и обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...
урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...
Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).
Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....
Разбор слова по составу или морфемный разбор.
Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изуче...