Разбор слова по составу (глаголы разных времен)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шмакова Александра Семёновна

Тема. Разбор слова по составу
Цель: формирование умения  разбирать глаголы разных времён по составу;
ознакомление с постфиксом –ся (-сь).
Задачи: повторить алгоритм разбора слов по составу;
учить  правильно  разбирать глаголы разного времени по составу;
повторить  синтаксический разбор предложений;
содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка       учащихся;
способствовать обогащению словаря учащихся;
развивать коммуникативные навыки речи,  творческий потенциал детей;
развивать  речь, устойчивость и объём  внимания,  умение делать выводы;
дать представление о причинах успеха в учёбе;
воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razbor_slova_po_sostavu.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема. Разбор слова по составу

Цель: формирование умения  разбирать глаголы разных времён по составу;

         ознакомление с постфиксом –ся (-сь).

Задачи: повторить алгоритм разбора слов по составу;

учить  правильно  разбирать глаголы разного времени по составу;

  повторить  синтаксический разбор предложений;

             содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка         учащихся;

              способствовать обогащению словаря учащихся;

           развивать коммуникативные навыки речи,  творческий потенциал детей;

              развивать  речь, устойчивость и объём  внимания,  умение делать выводы;

              дать представление о причинах успеха в учёбе;

           воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.

Ход урока.

  1. Орг. момент

В мире много интересного.

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

  1. Каллиграфическая минутка

1)        Работа по офтальмотренажёру

2)         Каллиграфическая минутка

- Прочитайте слова:  пирог, полюбила, гонит.

- Определите, какие буквы будем прописывать на каллиграфической минутке. Их 2.

Первая находится в корне существительного ед. ч., м. р., в корне глагола  настоящего времени  ед. числа.

Вторая буква даёт непарный звонкий мягкий  согласный звук  и находится в корне слова, в котором имеются все составные части.   

- Какие это буквы? (гл )

- Пропишите их, соединяя по 4:  глгл

- Подчеркните самую красивую цепочку букв.

  1. Формулирование темы, учебных задач урока.

- Посмотрите  на доску:

Про        ал     ,  пере         ыва ешь,       бол е л а  ,  вы беж         .

 - Попробуйте назвать тему урока. ( Разбор глаголов по составу)

- Глядя на опорные слова, сформулируйте  задачи урока:

повторить  …;

знать …;

учиться правильно  … ;

развивать …  ;

быть … .

  1. Открытие нового знания
  1.    Актуализация знаний

- Задачи сформулированы, давайте приступим к их решению.

- Какой раздел русского языка мы изучаем?

- О какой части речи это стихотворение?

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать, говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет.

И спрягаться он умеет,

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про __________ .

- Что такое глагол?  Давайте составим кластер из ваших ассоциаций со словом глагол. (обозначает действие, что делать? что сделать?, вид, время, число, род, сказуемое)

                                                глагол

- Вспомните и назовите алгоритм разбора слов по составу.

  1.     Проблемная ситуация

- Прочтите задание из пункта а)  в  упр. 244.

- Найдите глаголы, выпишите их и разберите по составу.

- Что нового встретилось?  (окончание обычно стоит последним, а в  глаголе  выбились после него ещё есть какая-то часть слова)

- Где, у кого вы можете  найти   помощь, информацию о дальнейших действиях? ( у учителя, в учебнике)

- Прочитайте  на стр. 146 информацию, может быть она вам поможет.

- Закончите работу.

V.     Физкультминутка «Уголки»

VI.    Первичное закрепление

  1. Работа в парах

- Русская пословица гласит: «Одна голова – хорошо, а две – лучше».  К данным словам подберите такой глагол, чтобы он сочетался  с обоими  существительными:

Заяц, время (бежит).                         Ученик, заря (встаёт).

Солнышко, ребёнок (улыбается).            Тучка, малыш (плачет)

- Запишите глаголы, разберите их по составу.

  1. Коллективная работа (творческое задание)

- С любой парой слов составьте предложение. Лучшее предложение мы запишем. (На уроке время бежит быстро.)

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

  1. Работа в группах

- Возьмите по одному листочку. Что написано? (фразеологизмы)

- Каждый из вас должен фразеологизм заменить глаголом-синонимом. Записать его и разобрать по составу.  Затем вместе составить рассказ, используя все фразеологизмы.

Зарубите на носу.               Держи язык за зубами.

Клевал носом.                     Летел сломя голову.

Водил за нос.                      Прикуси язык.

  1. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Выполните тест-экспресс (запишите только букву правильного ответа):

1.   Укажи глагол:

   а) потеря                           к)  потерянный

   о)  потерять  

2. Укажи глагол прошедшего времени:

   а) посадить                           л)  потерял

   в)  заменяет                           р)   пишешь

3.  Укажи глагол среднего  рода:

   а) дружили                          ц)  светило

   н)  носил                             г)   читала

4.  В каком глаголе есть приставка?

   ф)  строил                            м)  вошли

   б)  делаешь                          г)   гнал

5. В каком глаголе есть формообразующий суффикс?

   о) строил                            в)  играют

   б)  делаешь                        т)   бережёт

6.  В каком глаголе  корень состоит из 1 буквы?

   а) строил                            ж)  перебежишь

  ц)  шёл                                г)   гнал

7. В каком глаголе есть постфикс?

   п) держал                            в)  вошли

   б)  напишет                         е)   смеялся

- У вас получилась анаграмма, из букв которой составьте слово. (Молодец)

  1. Рефлексия

- Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока.  Как вы считаете, мы решили их?

- А какими  способами? (Вместе, самостоятельно) 

- Где будете применять полученные знания?

- Кому сегодня сопутствовал успех?

- Как вы думаете, почему?

-  Оцените работу на уроке с позиции:                   Я

                                                       МЫ

                                                      ДЕЛО

  1. Отметки.
  2. Домашнее задание

Стр. 146, правило, упр. 255 (а, б)

Шмакова Александра Семёновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....

Разбор слова по составу или морфемный разбор.

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изуче...