Урок русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Тема урока: "Корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова"
Цель урока: "Обощение знаний о морфемном составе слова и роли в каждой значимой части слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 300.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 4 «А» классе
Тема урока: «Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова».
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова;
- упражняться в разборе слов по составу.
Задачи:
обучающие:
- сформулировать умение находить составные части слова ;
- сформулировать умение разбирать слова по составу
развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать материал
- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища), обсуждать проблему, приходить к единому мнению
воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников
- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг.момент | Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. (Проверка готовности к уроку) | Записывают число в тетрадь. |
Создание эмоциональной ситуации | Все друг к другу повернитесь, И друг другу улыбнитесь, И удачи вам во всем, А теперь урок начнем. | |
Проверка домашнего задания | -Какие орфограммы встретились в стихотворении? -Какие буквы вы вставили? Почему? Докажите правильность своего ответа. -прочитайте односложные, двухсложные и трехсложные слова. | Отвечают на вопросы, доказывают, подтверждая правилом. |
Чистописание | Выполните задание по образцу. На доске: д Д Дятел долбил, да не выдолбил. | Записывают скороговорку и проговаривают в быстром темпе. |
Актуализация знаний и формирование темы урока Физкультминутка Наблюдение над лексическим значением приставки Наблюдение над лексическим значением приставки Физкультминутка | 1. Мы знаем, что слово состоит из ……., которые на письме обозначаются …… . Но, помимо этого, каждое слово состоит из частей. Каких? 2. А сегодня мы будем говорить о других частях слова. Каждая из них имеет свое название и значение Слайд 1. Слова рассыпались. Но известно, что каждое слово имело свой цвет. Соберите слова и вы узнаете тему нашего урока. 3. Слайд 2. Итак, тема урока «Состав слова», а какие части есть в слове, нам предстоит узнать. 4. Самая главная часть слова – корень. Вспомните, как растет дерево. Оно имеет корень, который питает его водой и помогает устоять при сильном ветре. Так и слово не может обойтись без корня. 5. Слайд 3. Выпишите родственные слова. Найдем общую часть в этих словах. Выделим. Это есть корень. Вывод: Корень – неизменяемая одинаковая часть родственных слов. Он выделяется Родственные слова с одинаковым корнем – называются однокоренными. 6. Закрепление Прочитай стихотворение, выпиши из него однокоренные слова, выдели корень. Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый лед. 7. Корни не любят оставаться одни, им всегда нужна компания для построения нового слова. Долго они думали, с кем бы им так подружиться, чтобы слова росли быстро и получались красивыми. И тогда они позвали в гости приставки и суффиксы, это очень полезные части слова, и уговорили остаться в своей стране. 8. (2 ученика у доски) Предлагаю одному ученику :
- Чем различаются слова по смыслу? Какая часть слова делает их разными по смыслу? 9.Вывод 10. Слайд 4 -Вы знаете сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра? Аленушка, а не Алена? -Выясним, с помощью какой части слова передается это ласковое отношение. 11.Вывод | -звуков -буквами -слогов Выписывают однокоренные слова, выделяют корень Сад, сада, рассада, посадки, садовод, садовник. Слова, слов, к словам Лес, лесок, лесной, лесник Цвет, цветок, цветной, цветник Летчик, самолет, полет Ледяной, ледовый, лед Второй ученик записывает на доске (дети в тетрадях), выделяют корень и приставку: Разрезать, надрезать, вырезать, срезать. Выделяют корень и суффикс и окончание: Сестра-сестрица, брат-братец, Алена-Аленушка, Иван-Иванушка |
Закрепление | 1.Комментированное письмо. Объясняем орфограммы правописания корня слова. 2.Самостоятельная работа по вариантам -Подобрать однокоренные слова – разные части речи: -зелен-, -бел-, -чист- 3.Проверка 4.Морфологический разбор предложения, придуманного детьми. Повторяем члены предложения и части речи. | Упр. 26 Самостоятельно записывают слова. Разбор по составу Запись и разбор предложения |
Итог урока | 1.Чему вы учились на уроке? Что называется корнем? При помощи каких частей слова образуются новые слова? Что такое приставка? Суффикс? Основа слова? 2.Что повторили? Какие орфограммы правописания корня применяли? | |
Домашнее задание | Упр.29, правила повторять |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово – слово
«корень» -
Разрастаться стало
вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов:
Слайд 4
Вот из сада
вам рассада,
Вот еще
посадки
рядом.
А вот садовод,
С нему садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...