Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Виды упражнений для развития орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfogr_zorkost_sharipova.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости  учащихся начальных классов

     Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе в ошибками своих учеников К  тому  же из года в год все мы чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо , даже катастрофически падает. Что же делать? В чём причина? Как научить писать без ошибок? Надо ещё в начальной школе проводить работу по предупреждению ошибок , чтобы дети не усвоили неправильных написаний, не довели их до автоматизма.

     Все мы ищем пути лечения и предупреждения этой болезни, имя которой – безграмотность.

     Следует заметить, что абсолютно грамотных людей нет. Да и знать всю грамматику и орфографию русского языка просто невозможно. Можно выучить правило, некоторые написания можно объяснить логикой, можно запомнить исключения, но  удержать в памяти все эти нагромождения в виде «так принято писать» невозможно.

     Итак, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р. Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи :

  1. увидеть орфограмму в слове;
  2. определить вид: проверяемая или нет; если да, то  к какой теме относится, вспомнить правило;
  3. определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  4. определить «шаги» , ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
  5. решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
  6. написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

     В более обобщённом виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяются 2 ступени:

1.постановка орфографической задачи(выделение орфограммы);

2. и её решение(выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно. Чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не  случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу. Т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью считается важнейшим  базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя- научить  видеть орфограмму, научить думать при письме.

     Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки , развивающих орфографическую зоркость , навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль.

     Методисты прошлого и современная наука выделяют следующие факторы:

1.зрительный, который срабатывает при запоминании непроверяемых (словарных) написаний. Написав однажды неправильно слово, ребёнок запомнит его  зрительно и рука зафиксирует неверный графический образ слова .

           Поэтому золотое правило ученика:

НИКОГДА НЕ ПИШИ , ЕСЛИ ТОЧНО НЕ ЗНАЕШЬ:

 сначала предупреди ошибку.

А своей работе я использую уже известные приёмы.

  1. Письмо слов  с пропуском букв  в  «слабой»  позиции.

Учитель диктует текст или записывает его на доске, или раздаёт карточки, в котором пропущены буквы Как гласные , так и согласные. Дети вписывают букву зелёным цветом, проверив и доказав её написание.

СТ * ИТ   Х *Р *Ш * Й  ЗИМН* Й    ДЕН *  .

  2.Опорные схемы.

Например, учитель читает предложение и одновременно на доске появляется запись букв, относительно продиктованных слов.

Е,   ------------,  О,  И,  Е

.            

                       ВЕСНОЙ ЛЕС ОЖИВАЕТ.          

Записывая предложение в тетрадь под диктовку, дети могут обратиться к схеме букв на доске.

3.Комментированное письмо.

Первое предложение комментирует учитель, проговаривая все известные орфограммы.

Например: НАСТУПИЛА ЗИМА. Приставка НА, приставки НО не бывает.

ЗИМА,  « И» -  безударная гласная проверяемая ударением –ЗИМЫ.

А затем  даётся аналогичное предложение и дети комментируют сами.

Они учатся видеть , объяснять себе и другим эту орфограмму до того,  как напишут её.

4.Приём письма с ошибками вызывает у меня сомнение.

 Для детей с пониженным вниманием ошибочное написание зрительно закрепится, а момент объяснения, рассуждения остаётся не усвоенным.

5. Проговаривание.

Активно использую эту работу для заучивания словарных слов.

Читаем предложенное слово  с карточки «орфографически», а затем ПРОГОВАРИВАЕМ несколько раз хором без карточки.

Или закрыв глаза и представив «образ» слова.

        д  о  р  о  г  а

6.Орфографические минутки.

Для этой работы я заготовила «КОРНЕВОЙ ЛИСТ».Это карточка, на которой напечатаны корневые ряды наиболее часто встречаемых слов.

-чтение орфографическое;

-выбор проверочного слова;

-выделяем корень и читаем корневой ряд «морфемно».

Боль, болезнь, болеть, больной, больница, заболевание, болячка

Белый, белизна, беляк, побелка, белок, белила, беленький, белоснежный

Вода, водоём, подводный, водянистый, водяной, наводнение

8.Буквенный дом.

Мы построим новый дом,

Правил много будет в нём.

У меня заготовлен шаблон кирпичного дома, где каждый кирпич – это слово, которое записано необычно: в слабой позиции  указано сразу две буквы. Ребёнок должен выбрать и обосновать свой выбор. Тогда его кирпичик будет заложен в дом.

9.Рифмовки-запоминалки.

Имена, фамилии,

 клички, города,

Все с заглавной буквы

пишутся всегда.

Лыжи, мыши и ужи

С буквой И всегда пиши.

Рифмовки - объяснялки.

Расставь ударение, объясни значение слов.

На двери замка

Нет замка,

Живёт щегол здесь,

Первый щёголь.

И утром белка

Из белка

Ему взбивает гоголь-моголь.

10.Пословицы.

Для минутки чистописания в 3 классе я подобрала (120) пословиц , в которых встречаются слова на правила:

1.безударные гласные проверяемые и не проверяемые ударением;

ВЕСНА КРАСНА ЦВЕТАМИ, А ОСЕНЬ СНОПАМИ.

2.Гласные после шипящих и Ц:

БЕЗ ПОСЛОВИЦЫ НЕ ПРОЖИВЁШЬ.

3.Глухие и звонкие согласные:

СВОЙ ГЛАЗ- АЛМАЗ.

4.Твёрдые и мягкие согласные:

НЕ УЧИ БЕЗДЕЛЬЮ, УЧИ РУКОДЕЛЬЮ,

5.Сочетание согласных ЧК, ЧН, НЩ,ЩН:

БЕЛЫЕ РУЧКИ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ЛЮБЯТ.

6.Удвоенные согласные:

В СУББОТУ- НА РАБОТУ, А В ВОСКРЕСЕНЬЕ- НА ВЕСЕЛЬЕ.

7.Непроизносимые согласные:

МИР ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ, А ЧЕЛОВЕК- ЗНАНИЕМ.

8.Буква Ь после шипящих на конце слова:

НЕ КИРПИЧ, А ЧЕЛОВЕК ГОРОДА СТРОИТ.

9.Прописные буквы:

КТО В МОСКВЕ НЕ БЫВАЛ, КРАСОТЫ НЕ ВИДАЛ.

10.Отличие приставок от предлогов:

ПРИ СПОРЕ ПОМОГАЙ, ПРИ ДРАКЕ РАЗНИМАЙ.

Вашему вниманию я предложила  приёмы  работ, наиболее часто используемых мною на уроках русского языка. А приём «Проговаривания» необходим и на уроке математики. И на уроках чтения прекрасно можно использовать приём «морфемного» чтения. Даже , заполняя дневник, который является «лицом» ученика, обойтись без правил орфографии невозможно. Я призываю учеников подчиняться золотому правилу:

ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ, НЕ ВЫРУБИШЬ ТОПОРОМ.

Работа выполнена учителем МБОУ СОШ№161  Шариповой  Д.Л.

2012-13 уч.год.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости учащихся 1 класса.

Сообщение на МО начальных классов. Рассматриваются разные формы и методы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов.

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя,учебно-методический комплект «Гармония»....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы

Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы....

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Консультация для педагогов по теме: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи».

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, пр...

Отчёт по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"

Материалы по теме самообразования ""Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"....