Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов
статья по русскому языку (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfogr_zorkost_sharipova.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов
Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе в ошибками своих учеников К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо , даже катастрофически падает. Что же делать? В чём причина? Как научить писать без ошибок? Надо ещё в начальной школе проводить работу по предупреждению ошибок , чтобы дети не усвоили неправильных написаний, не довели их до автоматизма.
Все мы ищем пути лечения и предупреждения этой болезни, имя которой – безграмотность.
Следует заметить, что абсолютно грамотных людей нет. Да и знать всю грамматику и орфографию русского языка просто невозможно. Можно выучить правило, некоторые написания можно объяснить логикой, можно запомнить исключения, но удержать в памяти все эти нагромождения в виде «так принято писать» невозможно.
Итак, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р. Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи :
- увидеть орфограмму в слове;
- определить вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить правило;
- определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
- определить «шаги» , ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
- решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
- написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
В более обобщённом виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяются 2 ступени:
1.постановка орфографической задачи(выделение орфограммы);
2. и её решение(выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно. Чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу. Т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью считается важнейшим базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя- научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки , развивающих орфографическую зоркость , навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль.
Методисты прошлого и современная наука выделяют следующие факторы:
1.зрительный, который срабатывает при запоминании непроверяемых (словарных) написаний. Написав однажды неправильно слово, ребёнок запомнит его зрительно и рука зафиксирует неверный графический образ слова .
Поэтому золотое правило ученика:
НИКОГДА НЕ ПИШИ , ЕСЛИ ТОЧНО НЕ ЗНАЕШЬ:
сначала предупреди ошибку.
А своей работе я использую уже известные приёмы.
- Письмо слов с пропуском букв в «слабой» позиции.
Учитель диктует текст или записывает его на доске, или раздаёт карточки, в котором пропущены буквы Как гласные , так и согласные. Дети вписывают букву зелёным цветом, проверив и доказав её написание.
СТ * ИТ Х *Р *Ш * Й ЗИМН* Й ДЕН * . |
2.Опорные схемы.
Например, учитель читает предложение и одновременно на доске появляется запись букв, относительно продиктованных слов.
Е, ------------, О, И, Е |
.
ВЕСНОЙ ЛЕС ОЖИВАЕТ.
Записывая предложение в тетрадь под диктовку, дети могут обратиться к схеме букв на доске.
3.Комментированное письмо.
Первое предложение комментирует учитель, проговаривая все известные орфограммы.
Например: НАСТУПИЛА ЗИМА. Приставка НА, приставки НО не бывает.
ЗИМА, « И» - безударная гласная проверяемая ударением –ЗИМЫ.
А затем даётся аналогичное предложение и дети комментируют сами.
Они учатся видеть , объяснять себе и другим эту орфограмму до того, как напишут её.
4.Приём письма с ошибками вызывает у меня сомнение.
Для детей с пониженным вниманием ошибочное написание зрительно закрепится, а момент объяснения, рассуждения остаётся не усвоенным.
5. Проговаривание.
Активно использую эту работу для заучивания словарных слов.
Читаем предложенное слово с карточки «орфографически», а затем ПРОГОВАРИВАЕМ несколько раз хором без карточки.
Или закрыв глаза и представив «образ» слова.
д о р о г а |
6.Орфографические минутки.
Для этой работы я заготовила «КОРНЕВОЙ ЛИСТ».Это карточка, на которой напечатаны корневые ряды наиболее часто встречаемых слов.
-чтение орфографическое;
-выбор проверочного слова;
-выделяем корень и читаем корневой ряд «морфемно».
Боль, болезнь, болеть, больной, больница, заболевание, болячка Белый, белизна, беляк, побелка, белок, белила, беленький, белоснежный Вода, водоём, подводный, водянистый, водяной, наводнение |
8.Буквенный дом.
Мы построим новый дом,
Правил много будет в нём.
У меня заготовлен шаблон кирпичного дома, где каждый кирпич – это слово, которое записано необычно: в слабой позиции указано сразу две буквы. Ребёнок должен выбрать и обосновать свой выбор. Тогда его кирпичик будет заложен в дом.
9.Рифмовки-запоминалки.
Имена, фамилии,
клички, города,
Все с заглавной буквы
пишутся всегда.
Лыжи, мыши и ужи
С буквой И всегда пиши.
Рифмовки - объяснялки.
Расставь ударение, объясни значение слов.
На двери замка
Нет замка,
Живёт щегол здесь,
Первый щёголь.
И утром белка
Из белка
Ему взбивает гоголь-моголь.
10.Пословицы.
Для минутки чистописания в 3 классе я подобрала (120) пословиц , в которых встречаются слова на правила:
1.безударные гласные проверяемые и не проверяемые ударением;
ВЕСНА КРАСНА ЦВЕТАМИ, А ОСЕНЬ СНОПАМИ.
2.Гласные после шипящих и Ц:
БЕЗ ПОСЛОВИЦЫ НЕ ПРОЖИВЁШЬ.
3.Глухие и звонкие согласные:
СВОЙ ГЛАЗ- АЛМАЗ.
4.Твёрдые и мягкие согласные:
НЕ УЧИ БЕЗДЕЛЬЮ, УЧИ РУКОДЕЛЬЮ,
5.Сочетание согласных ЧК, ЧН, НЩ,ЩН:
БЕЛЫЕ РУЧКИ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ЛЮБЯТ.
6.Удвоенные согласные:
В СУББОТУ- НА РАБОТУ, А В ВОСКРЕСЕНЬЕ- НА ВЕСЕЛЬЕ.
7.Непроизносимые согласные:
МИР ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ, А ЧЕЛОВЕК- ЗНАНИЕМ.
8.Буква Ь после шипящих на конце слова:
НЕ КИРПИЧ, А ЧЕЛОВЕК ГОРОДА СТРОИТ.
9.Прописные буквы:
КТО В МОСКВЕ НЕ БЫВАЛ, КРАСОТЫ НЕ ВИДАЛ.
10.Отличие приставок от предлогов:
ПРИ СПОРЕ ПОМОГАЙ, ПРИ ДРАКЕ РАЗНИМАЙ.
Вашему вниманию я предложила приёмы работ, наиболее часто используемых мною на уроках русского языка. А приём «Проговаривания» необходим и на уроке математики. И на уроках чтения прекрасно можно использовать приём «морфемного» чтения. Даже , заполняя дневник, который является «лицом» ученика, обойтись без правил орфографии невозможно. Я призываю учеников подчиняться золотому правилу:
ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ, НЕ ВЫРУБИШЬ ТОПОРОМ.
Работа выполнена учителем МБОУ СОШ№161 Шариповой Д.Л.
2012-13 уч.год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости учащихся 1 класса.
Сообщение на МО начальных классов. Рассматриваются разные формы и методы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов....
Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов.
Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя,учебно-методический комплект «Гармония»....
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы
Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы....
Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»
Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....
Консультация для педагогов по теме: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи».
Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, пр...
Отчёт по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"
Материалы по теме самообразования ""Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"....