Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов.
статья (4 класс) по теме
Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя,учебно-методический комплект «Гармония».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 59.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях
превентивного формирования грамотности, используя,
учебно-методический комплект «Гармония».
Помочь маленьким школьникам стать грамотными – эту задачу стремится решить любой учитель начальных классов.
Не секрет, что школа начинается с первого класса. Дети, которые приходят к нам в школу, не всегда из благополучных семей, чаще с ослабленным здоровьем. И в результате с низким уровнем развития, не мотивированные на учёбу. С каждым новым классом я ставлю одну и ту же задачу – сделать ребят грамотными. Поэтому, я старалась учить их на более высоком уровне требований. Но дети быстро уставали, начинали отвлекаться и не принимали моих требований. Я поняла, что необходимо было для начала улучшить их психологическое, физическое состояние.
Постепенно специальными упражнениями, новыми здоровьесберегающими технологиями и проводимиыми совместно с психологом оздоровительными мероприятиями, мы смогли поднять детей на более высокий уровень и по здоровью, и по развитию.У них появилась заинтересованность в обучении, мотивация. Теперь я могла перейти в обучении на другую технологию. Выбрала я УМК «Гармония», который, как мне кажется, отвечает современным требованиям.
На примере только одного предмета, например, русского языка, можно проследить на сколько эта технология позволяет не только стать грамотным, но и сберечь здоровье.
.
Одна из причин стабильных ошибок учащихся, по общему мнению, кроется в отсутствии у них базового орфографического умения, именуемого орфографической зоркостью. Восполнить этот пробел можно только путём специально организованного обучения. Оно предусмотрено программой, по которой я работаю. Нужна специальная работа над орфографической зоркостью, т.к. «орфографическая слепота» неумение обнаружить «ошибкоопасные» места – одна из важнейших причин орфографических ошибок, которая в дальнейшем формирует пожизненную неграмотность. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже не зная правила, естественно, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно. Поэтому уже со второго класса вводится особый способ письма: с пропуском орфограмм, с «окошками». Овладение этим приёмом помогает младшим школьникам научиться сознательно уходить от орфографических ошибок в любых письменных высказываниях. Тем самым эта технология позволяет предупреждать допущение ошибок. Приучает обнаруживать орфограммы до записи слов.
Хочу представить вашему вниманию фрагмент урока, который и показывает этот приём письма (фрагмент урока).
Дети не боятся писать под диктовку, т.е. не боятся допустить ошибку, т.к. в нужном месте могут оставить «окошко». Т.о. формируется сознательная грамотность, параллельно с которой у ребят снижается уровень тревожности.
1) У младших школьников снижается уровень тревожности, на каждом уроке для каждого ученика создаётся ситуация успеха.
2)Для каждого ребёнка на уроке создаются условия эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Например, все правила изучаются не изолировано, а взаимосвязано. Как такового задания «выучить правило наизусть» нет (формально). Детям даётся алгоритм действия, который помогает им выполнить ряд рассуждений и выбрать нужное правописание слова ( личное окончание глагола). У детей возникают положительные эмоции от того, что они знают где, когда и как проверить ту или иную орфограмму. ТПО.
3) Положительный результат достигается без принуждения учителя – постоянно идёт опора на опыт ребёнка, приоритет отдаётся самостоятельной деятельности учащихся.
Каждый урок в учебнике построен т.о., что даже болея, не посещая школы, дома ребёнок может самостоятельно овладеть новыми знаниями, проведя ряд рассуждений по вопросам в учебнике. Поэтому, придя в школу, он не отстаёт в знаниях по программе, а вместе с классом может изучать дальше новый материал. Т.о. положительный результат достигается без принуждения и помогает сохранить познавательный интерес.
4) На каждом уроке присутствует атмосфера сотрудничества – создаются условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом.
Так, большое значение уделяется коммуникативной направленности (речевая работа идёт не отдельным уроком, а присутствует каждый день). Постоянно создаётся проблемная ситуация, которую дети решают сами, а учитель их только направляет.
5) Благодаря этой технологии у детей формируется умение осуществлять самоконтроль, позволяющий развивать внимание. А также правильно формируется самооценка.
Когда на месте пропущенной буквы оставлено «окошко», детям
- нужно определить на какое правило орфограмма,
- Если на изученное – проверяю и вставляю букву, если на неизученное – оставляю «окошко».
Но заполнить его можно только в том случае, если точно знаешь, как пишется слово. И здесь как раз и необходима правильная самооценка, которая позволяет правильно оценить свои знания.
Правильная самооценка необходима будет и при обучении в старших классах.
Т.о. использование учителем УМК «Гармония» при отработке образовательных стандартов позволяет усилить здоровьесберегающий аспект: повышается качество знаний и сохраняется здоровье младших школников.
Выступление на семинаре
учителя начальных классов
Лебедевой Марины Алексеевны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости учащихся 1 класса.
Сообщение на МО начальных классов. Рассматриваются разные формы и методы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов....
Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов
Виды упражнений для развития орфографической зоркости....
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы
Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы....
Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»
Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....
Консультация для педагогов по теме: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи».
Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, пр...
Отчёт по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"
Материалы по теме самообразования ""Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"....