Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов.
статья (4 класс) по теме

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя,учебно-методический комплект «Гармония».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc59.58 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях

 превентивного формирования грамотности, используя,

учебно-методический комплект «Гармония».

      Помочь маленьким школьникам стать грамотными – эту задачу стремится решить любой учитель начальных классов.

Не секрет, что школа начинается с первого класса. Дети, которые приходят к нам в школу, не всегда из благополучных  семей, чаще с ослабленным здоровьем. И в результате с низким уровнем развития, не мотивированные на учёбу. С каждым новым классом я ставлю одну и ту же задачу – сделать ребят грамотными. Поэтому, я старалась учить их на более высоком уровне требований. Но дети быстро уставали, начинали отвлекаться и не принимали моих требований. Я поняла, что необходимо было для начала улучшить их психологическое, физическое состояние.  

     

      Постепенно специальными упражнениями, новыми здоровьесберегающими технологиями и проводимиыми совместно с психологом оздоровительными мероприятиями, мы смогли поднять детей на более высокий уровень и по здоровью, и по развитию.У них появилась заинтересованность в обучении, мотивация. Теперь я могла перейти в обучении на другую технологию. Выбрала я УМК «Гармония», который, как мне кажется, отвечает современным требованиям.

      На примере только одного предмета, например, русского языка, можно проследить на сколько эта технология позволяет не только стать грамотным, но и сберечь здоровье.

.

 Одна из причин стабильных ошибок учащихся, по общему мнению, кроется в отсутствии у них базового орфографического умения, именуемого орфографической зоркостью. Восполнить этот пробел можно только путём специально организованного обучения. Оно предусмотрено  программой, по которой я работаю. Нужна специальная работа над орфографической зоркостью, т.к. «орфографическая слепота» неумение обнаружить «ошибкоопасные» места – одна из важнейших причин орфографических ошибок, которая в дальнейшем формирует пожизненную неграмотность. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже не зная правила, естественно, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно. Поэтому уже со второго класса вводится особый способ письма: с пропуском орфограмм, с «окошками». Овладение этим приёмом помогает младшим школьникам научиться сознательно уходить от орфографических ошибок в любых письменных высказываниях. Тем самым эта технология позволяет предупреждать допущение ошибок. Приучает обнаруживать орфограммы до записи слов.

Хочу представить вашему вниманию фрагмент урока, который и показывает этот приём письма (фрагмент урока).

 Дети не боятся писать под диктовку, т.е. не боятся допустить ошибку, т.к. в нужном месте могут оставить «окошко». Т.о. формируется сознательная грамотность, параллельно с которой у ребят снижается уровень тревожности.

1) У младших школьников снижается уровень тревожности, на каждом уроке для каждого ученика создаётся ситуация успеха.

2)Для каждого ребёнка на уроке создаются условия эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Например, все правила изучаются не изолировано, а взаимосвязано. Как такового задания «выучить правило наизусть» нет (формально). Детям даётся алгоритм действия, который помогает им выполнить ряд рассуждений и выбрать нужное правописание слова ( личное окончание глагола). У детей возникают положительные эмоции от того, что они знают где, когда и как проверить ту или иную орфограмму. ТПО.

3) Положительный результат достигается без принуждения учителя – постоянно идёт опора на опыт ребёнка, приоритет отдаётся самостоятельной деятельности учащихся.

       Каждый урок в учебнике построен т.о., что даже болея, не посещая школы, дома ребёнок может самостоятельно овладеть новыми знаниями, проведя ряд рассуждений по вопросам в учебнике. Поэтому, придя в школу, он не отстаёт в знаниях по программе, а вместе с классом может изучать дальше новый материал. Т.о. положительный результат достигается без принуждения и помогает сохранить познавательный интерес.

 4) На каждом уроке присутствует атмосфера сотрудничества – создаются условия для гармоничных  отношений учителя с учеником и детей друг с другом.

       Так, большое значение уделяется коммуникативной направленности (речевая работа идёт не отдельным уроком, а присутствует каждый день). Постоянно создаётся проблемная ситуация, которую дети решают сами, а учитель их только направляет.  

5) Благодаря этой технологии у детей формируется умение осуществлять самоконтроль, позволяющий развивать внимание. А также правильно формируется самооценка.

    Когда на месте пропущенной буквы оставлено «окошко», детям

  • нужно определить на какое правило орфограмма,
  • Если на изученное – проверяю и вставляю букву, если на неизученное – оставляю «окошко».

Но заполнить его можно только в том случае, если точно знаешь, как пишется слово. И здесь как раз и необходима правильная самооценка, которая позволяет правильно оценить свои знания.

Правильная самооценка необходима будет и при обучении в старших классах.

Т.о. использование учителем УМК «Гармония» при отработке образовательных стандартов позволяет усилить здоровьесберегающий аспект: повышается качество знаний и сохраняется здоровье младших школников.

           

                         Выступление на семинаре

                      учителя начальных классов

                    Лебедевой Марины Алексеевны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости учащихся 1 класса.

Сообщение на МО начальных классов. Рассматриваются разные формы и методы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов

Виды упражнений для развития орфографической зоркости....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы

Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы....

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Консультация для педагогов по теме: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи».

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, пр...

Отчёт по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"

Материалы по теме самообразования ""Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов"....