ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА «ВЕСНА».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА «ВЕСНА».
Урок-исследование.
Цели:
- Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи.
- Создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность; коммуникабельность.
Задачи:
- Закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
- Закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;
- Закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.
Тип урока: урок – исследование.
Основная деятельность на уроке: учебно – поисковая.
Оборудование:
- Карточки с названиями разделов русского языка;
- Карточки для каждого учащегося с текстом для орфографической работы;
- «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова;
4. «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова;
5. «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова;
6. «Толковый словарь русского языка» В.И. Даля;
7. Схема к составлению словосочетаний;
№п\п | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1 2 3 4 5 6 | Эмоциональный настрой Организационный момент Постановка целей и задач. Актуализация знаний учащихся Итоговый этап урока. Домашнее задание | 1мин. 1 мин 1-2 мин 7 мин 5 мин 1 мин 7 мин 5 мин 4 мин 5 мин 2 мин | Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока! Откройте тетради, запишите число, классная работа Ребята, мы закончили изучение темы «Имя существительное». Сегодня урок обобщения знаний об имени существительном. Урок у нас будет необычный, урок-исследование. А вы будете исследователями. Предметом нашего исследования будет слово, спрятанное в загадке Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла ...
Мы проведём исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка А какие разделы русского языка вы знаете? Фонетика Что изучает фонетика?
Рассмотрим, из каких звуков состоит слово. Для этого произведем фонетический анализ слова
Подведем итог: Что можно сказать о количестве букв и звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Какой звук в слове не соответствует написанию? Почему Какие же трудности в связи с этим появляются? Действительно русский язык полон загадок. Пишем мы слова совсем не так как произносим. Поможет нам здесь следующий раздел. Орфография Что изучает раздел орфография? а) Какие орфограммы есть в слове весна? Докажите написание слова «весна» б) Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы задали себе
Сне… расстаял на доро…ке, Со…нце с самого утра... Горько плакали подру…ки - Две с…сульки у …кна. Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами науки о языке. Между орфографией и фонетикой. ФИЗМИНУТКА Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем. Поморгаем И работать продолжаем. ЛЕКСИКА А что изучает лексика? Правильно. Лексика изучает значение слова, антонимы, синонимы. Как известно, маленькие дети задают много вопросов: почему? Как? Что? Зачем? Как бы вы объяснили значение слова «весна» младшему братику или сестре? Посмотрим, как объясняет это слово С.И. Ожегов в словаре. А как объясняет это слово В.И.Даль в словаре?
Где точнее определение? Как по-вашему, кто ближе всего, точнее дал свое определение? Как вы думаете, есть ли у слова «весна» синоним? Уточним в словаре синонимов Есть ли у слова «весна» антонимы? СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Посмотрите на ряд слов. Весна, весной, вёсны, весенний Какое слово лишнее? Почему? Какие части слова учувствуют в образовании новых слов? Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление? Самостоятельно в тетради образуйте новые слова от слова весна
Посмотрим в словообразовательный словарь. Какие еще слова могут быть образованы? МОРФОЛОГИЯ Что исследует морфология? Какой частью речи является слово «весна»? Докажите, что это – существительное Что мы знаем об этом имени существительном? Произведём морфологический разбор – исследование. СИНТАКСИС Какой раздел науки о русском языке изучает словосочетание и предложение? Перед вами слова: Весна, сердцу, дарит, нашему, радость Составьте предложение из данных слов Запишите это предложение в тетрадях, разберите по членам и как части речи Что мы можем сказать об этом предложении?
Сегодня мы исследовали слово «весна». Мы изучили это слово с точки зрения разных разделов, каких? Что было особенно интересным? Какое задание вызвало трудности? Что вы узнали нового? Мини-сочинение «Весенний день» | Приветствие учителя и гостей. Открывают тетради и записывают Это весна Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис, словообразование Фонетика-раздел науки, который изучает звуки. Весна – 2 слога, вес-на [В'ИСНА] в - согл., звонк.парнф, мягкий парн. в, буква «вэ». и - гласн., безударн. с - согл., глух. парн. з, твёрд. парн. с, буква «эс» н- согл., звонк. непарн., твёрд.парн. н, буква «эн». а - гласн., ударн. весна - 5 б., 5 зв. Оно одинаково 2 3 и е в безударном положении произносится как и] Как правильно написать слово Правила правописания Безударный гласный, проверяемый ударением. вёсны – весна Списать, вставить пропущенные буквы Списывают текст, называют пропущенные буквы, доказывают их написание. Лексика изучает значение слова
Ученики отвечают на вопрос, дают объяснение слова. Рассуждение детей ответы детей работа детей со словарем. Весна-осень, объяснение орфограмм весенний Слово весенний это не форма слова весна, а новое слово. приставки, суффиксы. Словообразование. Весна, весенний, веснушка Слово как часть речи. Существительное Вопрос что?, явление природы. Весна – существительное, Ж.р., 1 скл., неоуш., нариц., ед.ч. Синтаксис. Весна дарит нашему сердцу радость Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис, словообразование Ответы детей | Двадцать седьмое марта. Классная работа. Учитель открывает на доске слово «весна». На доске таблички: ЛЕКСИКА ОРФОГРАФИЯ ФОНЕТИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС Один ученик работает у доски Дети определяют задание. Задание уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное. Работают дети самостоятельно Проверка написанного. Дети читают слова, доказывают ответ. Учитель подводит итоги этапа урока. Ученик зачитывает объяснение из словаря С.И. Ожегова. Ученик зачитывает объяснение из словаря В.И. Даля слова выписываются на доске (работа в группах по 4 человека, образовать 3-4 слова, затем зачитать варианты). (Зачитать в словообразовательном словаре). Один ученик работает у доски, остальные в тетрадках по памятке Данное задание дети выполняют по парам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение знаний по теме "Имя существительное", исследование слова "Мороз".
Цели: 1. Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной за...
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
Конспект логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....
Урок русского языка "Имя существительное. Исследование словарного слова"платок"."
Урок проводится с целью повторения морфологических признаков имени существительного на примере исследования словарного слова, развития системного мышления, творческого воображения, активизации и расши...
урок русского языка в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний по теме "Имя существительное". Исследование слова МОРОЗ.
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА «МОРОЗ»4 класс. Урок-исследование.Цели:· Организовать учебно-поисковую деятельно...
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»
Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...
Интегрированный урок "Весна в словах и красках"
Разработка урока расскрывает творческие способности детей. Можно использовать на уроке ИЗО, русского языка и музыки....
Технологичекая карта урока литературы по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...
Технологическая карта урока по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока: познакомить учащих...