Урок по программе "Школа 2100" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Русский язык

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.

(Урок введения нового знания).

2 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_konkursa.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.

(Урок введения нового знания).

2 класс.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по  развитию умений писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала проверить ударением и графически обозначать орфограмму.

Задачи :

  1. организовать наблюдение над словами с буквосочетаниями жи-ши и  графическому обозначению орфограммы.
  2. создание условий для формулировки цели урока;
  3. организовать рефлексивную деятельность учащихся;
  4. развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;
  5. формировать работу  в парах постоянного состава, самостоятельную работу.

 Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся  на уроке:

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

-Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Словарная работа

1. – Вспомните слова с непроверяемыми безударными гласными, которые надо запомнить, из прописей «Мои волшебные пальчики».

Запишите, поставьте ударение.

а) – Этот предмет – обувь. Его носят солдаты. Они бывают резиновыми, кирзовыми, модными, детскими. (Сапоги.)

б) Этот предмет – название дерева. Это дерево может переодеваться прямо у вас на глазах: быть зелёным и стать серебристо-серым. Его листочки поворачиваются то внешней стороной, то внутренней. (Осина.)

в) Этот предмет – название растения, овоща. По-итальянски – это помидор, а по-индейски – ... (Томат.)

г) Начало этих слов может произнести ворона. Запишите 2–3 слова. (Картон, картина, картофель.)

– Можно ли считать буквы непроверяемых безударных гласных орфограммами? Почему?

– Назовите словарные слова, в которых пишется буква о; слова, в которых пишется буква а.

– Какие правила нужно знать, чтобы правильно записать предложения?

 – Вспомните правило, которое вы учили дома. Как называется орфограмма?

– Что вам помогло увидеть, быстро найти эту орфограмму? (Звуки [ж] и [ш].)

– Какие примеры из домашнего упражнения (№ 148, «Дидактический материал») на это правило вы могли бы привести? (Крыши, малыши, шалаши.)

- Ярко светит солнышко.

 - Что-то интересное ждёт впереди и т.д.

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому.

Дети  отгадывают слова по лексическому значению, записывают в тетрадь, подчеркивают орфограмму, ставят ударение.

На слух нельзя определить, какую букву писать: о или а, слышим а, а писать нужно то о, то а.

-Как оформляется предложение, как пишутся слова с орфограммами – непроверяемыми буквами гласных и гласных после шипящих.

-Буква и после ж и ш.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

Развиваем умение слушать и понимать других, прогнозировать предстоящую работу.

– Найдите лишние слова (текст размещён на интерактивной  доске):

Вершина, лужи, тишина,

Душистый, ландыши, весна.

Шиповник, чижик, зашипит,

Пушистый, котик, сторожит.

(Н. Бетенькова)

– Объясните, почему они лишние?

– А есть ли в этих словах орфограммы?

- Докажите.

– Назовите тему урока.

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

  1. Научиться правильно писать буквосочетания жи-ши.
  2.  Обозначать орфограмму гласную И после шипящих
  3. Учиться находить орфограммы в словах

       4.   Учиться писать  слова с орфограммами

– Что мы сейчас делали?

- В них нет жи-ши.

-На слух нельзя определить, какую букву нужно писать, так как гласный звук е или и в безударном положении.

Буква и после ж, ш.

Планировали свою деятельность.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 

   Развиваем умения извлекать информацию из схем, делать выводы на основе анализа, устно оформлять свои мысли, уметь слушать и понимать других.

1. Работа по учебнику.

Упр. 166 

 

2. – Запишите два слова:

шиповник,  душистый.

– Сравните их между собой.

– Какое отличие вы заметили? Подсказка: поставьте ударение в этих словах. В чём отличие?

– Сколько же орфограмм в слове шиповник?

– Произнесите слово шиповник.

– Какие буквы можно выбрать на месте безударного гласного для обозначения звука [ы]?

– Как быть в этом случае?

– Запишите рядом со словом шиповник проверочное слово шип. Как вы его напишете?

– Подчеркните орфограммы в этих словах.

4.Выполнение интерактивных заданий  с использованием конструктора урока «Академия младшего школьника»

- «Вставь ЖИ или ШИ»  7.7.1.1.2.3[CHOOSE 27]

Динамическая пауза.

Поднимайте плечики,

Прыгайте ,кузнечики,

Прыг-скок,прыг-скок,

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише,тише,высоко.

Прыгай на носках легко!

3. Работа по учебнику.

Упр. 167 

Проверка выполненной работы по алгоритму самооценки

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

4.Задание № 2, тема 13 в Рабочей тетради.

– Почему в этом слове нужно сначала подобрать проверочное слово? (Звук находится в безударном положении.)  

 

 При выполнении  данное упражнение у детей развивается умение писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, а также графически обозначать орфограмму и объяснять её выбор.

Две: буква и после ш и буква безударного гласного в корне.

ы, и, а также е

Нужно подобрать проверочное слово – шип, тогда будет выбор только между буквами ы и и, и можно применить второе правило – о правописании жи-ши.

Развивается умение подбирать слова с орфограммой-буквой и после ж, ш, а также находить слова, в которых совмещаются две орфограммы – буквы безударного гласного в корне и буква и после ш.

Дети выписывают слова с буквосочетаниями жи-ши самостоятельно, а затем подчёркивают слова, в которых написание буквы и сначала надо проверить ударением.

-Умение работать с информацией.

ΙV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

V. Домашнее задание.

Осуществляем  познавательную и личностную рефлексию, делаем выводы

 

      -  Что дал каждому из вас урок?

        - Была ли от него польза?

         - Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил?

             - Какую цель мы поставили на уроке? Достигли её или нет? Что мы сегодня сделали

 для   для  её достижения?    

– В чём испытали затруднения?

Звучит музыка «Прекрасное далёко».

- Отметь «+» ступеньку, на которой ты стоишь после пройденного урока.

1.Не понял темы урока

2. Надо поработать дома.

3. Мне все понятно

Нарисовать иллюстрацию  к орфограмме «Гласная И после шипящих в буквосочетаниях ЖИ-ШИ»

                                        Используемая литература:

  1. Учебник 2 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. «Баласс»,2011. Рабочая тетрадь по русскому языку. Н.А.Исаева. «Баласс»,2012.
  2. Методические рекомендации . 2 класс. Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова. «Баласс»,2004
  3. Официальный сайт ОП «Школа 2100» http://www.school2100.ru
  4.  Диск «Академия младшего школьника».

        

 

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков

Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1.    Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....