Технологическая карта по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме
Технологическая карта по русскому языку в 1 классе по теме: :"Разделительный ь знак"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.docx | 274.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Шутова Ризида Бариевна учитель начальных классов ГБООУ Новокашировская санаторная школа-интернат
Предмет: Русский язык
Класс: 1 класс
Тема | Разделительный мягкий знак. |
Цели | Образовательные: Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством введения образа мягкого знака; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; установить тематические рамки урока: работа с буквой «Ь». Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, умения сравнивать, анализировать, обобщать. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Знать правила написания мягкого знака показателя мягкости в словах. Знать какие гласные могут указывать на мягкость стоящего перед ними согласного. Уметь писать слова с мягким знаком показателем мягкости. Уметь различать в слове твердый и мягкий согласный звук и обозначать его соответствующим сигналом. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Мягкий знак – показатель мягкости, мягкий знак –разделительный, гласные второго ряда |
Межпредметные связи | Литературное чтение, математика. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.); - еженедельник (для самооценки) - раздаточный материал - шаги учебной деятельности - тетрадь - алгоритм самооценки |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая , индивидуальная работа. |
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Разделительный мягкий знак»
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством введения образа мягкого знака; 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 3) установить тематические рамки урока: работа с буквой «Ь». | Вспоминают тему прошлого урока. Рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о содержании чемоданов. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. |
(Мы познакомились с буквой «Ь») - Посмотрите сегодня мягкий знак снова на нашем уроке. Да только пришел он не с пустыми руками, а с двумя чемоданами.
(мягкий знак (ь), эталон с прошлого урока, что «ь» может указывать на мягкость согласного стоящего перед ним) Что же лежит в другом его чемодане? (Мы не знаем, там знак вопроса) - Попробуем раскрыть секрет «ь», который он от нас прячет? 3.- Работаем со Смайликом. - Как вы думает, чем мы сегодня будем заниматься? (Мы будем раскрывать секрет мягкого знака, спрятанный в чемодане) - Какие два больших шага нам предстоит сегодня сделать? | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (8 мин) Цели: 1) актуализировать знание о написании «ь» в словах для обозначения мягкости согласного; 2) тренировать умения определять мягкий согласный в слове, видеть букву, указывающую на мягкость согласного; 3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение; 4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; 5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; 6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата. | Читают слова, размышляют по какому признаку их можно поделить на 2 группы. Ищут в словах сходства и различия. Записывают слова и обозначают мягкий согласный в слове. Вспоминают и записывают гласные второго ряда, которые могут указывать на мягкость согласного. Придумывают слова с этими гласными. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | Организует актуализацию умений считать по числовому отрезку. Организует обобщение актуализированных знаний. Показывает картинку следующего этапа.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности |
- Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? - Прочитаем вместе слова, написанные на доске: СЕЛО, КОНЬ, КИНО, РЮКЗАК, ПАЛЬТО. - По какому признаку эти слова можно разделит на 2 группы? - Что общего у этих слов? - Запишите эти слова и обозначьте мягкий согласный зеленой точкой.
-Какие ещё буквы могут указывать на мягкость стоящего перед ним согласного? - Запишем эти буквы в тетради. - Придумайте слова с этими буквами, где они будут указывать на мягкость согласного. (варианты слов….) - Что мы сейчас повторили? Задание для пробного действия. - Прочитайте слова и подумайте, нужно ли на месте пропуска ставить «Ь»? (время ограничено – 20 сек.) п__еро , П__ еро
Учащиеся выполняют задание.
- У нас получились разные варианты. - Почему же у нас получились разные ответы? ( Мы не знаем правила, когда нужно, а когда не нужно писать «ь» в словах «перо, Пьеро») | Уметь определять в слове мягкий и твердый согласный звук. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | - Что мы сейчас выполняли? - Почему вы, ….., не поставил «Ь» ни в одном слове? (Я не могу поставить «ь» правильно) - А кто поставил «Ь», вы можете доказать, что поставили его правильно? (Нет, мы не можем доказать, что поставили «ь» правильно) -Почему же у нас получились разные ответы? ( Мы не знаем правила, когда нужно, а когда не нужно писать «ь» в словах «перо, Пьеро») | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (4мин) Цели: 1) создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий; 2) согласовать тему урока; 3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания; 4) создать условия для составления учащимися плана дальнейших действий для достижения цели. | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель урока, называют тему.. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | 1. - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ.) 2.- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (Узнать, когда в словах пишется разделительный «ь». Узнать правило написания разделительного «ь».) 3.– А какое наше действие следующее? - Наметим наш план действий: 1. Прочитайте слова. Значение всех ли слов вам понятно? 2. Что общего у этих слов? 3. Определите, какой звук обозначает буква, стоящая перед Ь. Поставьте соответствующую точку. (зеленую или синюю) 4. Подчеркните букву, стоящую после «ь». Сделайте вывод. 5. Попробуйте произнести эти слова без ь. Что замечаете? - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель). | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). | |
V. Реализация построенного проекта (6 мин). Цели: 1) организовать построение эталона в командах; 2) организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью эталона; 3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Фиксируют новое знание в речи и знаках. С помощью нового знания, эталона выясняют случаи написания ь в пробном задании. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. (групповая работа) Организует работу по применению открытого эталона пробного задания. | 1 Результат работы каждой команды вывешивается на доску. -Итак, что же выяснила ваша команда? - Что отделяет разделительный «ь»? Что стоит перед ним? Что стоит после него? (варианты ответов команд) - У нас получилось! Только почему это «ь» добавил в эталон «руку»? (Потому что гласных, которые отделяет «ь» от согласных всего – 5.) - Здорово придумал! Возьмем себе на заметку? - Сможем ли мы теперь , пользуясь открытым нами эталоном поставить «ь» там, где это нужно и доказать, что сделали это правильно? п__еро , П__ еро
- Обсудите в парах с использованием эталона. - Ребята, давайте произнесем слова и послушаем, отличается ли произношение слова, если в нем есть разделительный «ь»? ( конечно, при наличии разделительного «ь» получается «горка», «прыжок».) | Иметь представление о роли разделительного мягкого знака в словах. Знать , что на письме отделяет разделительный ь. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин) Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи. | Выполняют предложенные учителем задания. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - Переходим к закреплению. - Попробуем вместе определить, в каких словах нужно поставить «Ь». ВАРЕН__Е, КОЛ__ЕНО, ДЕРЕВ__Я. (В слове варенье нужно вставить «ь», он здесь разделительный, он отделяет согласную букву «эм» от гласного второго ряда «е», и здесь требуется разделить звуки, чтобы они не сливались… ) В написанных словах определи, где ь – разделительный и подчеркни его красным цветом , а где ь – показатель мягкости, подчеркни его зеленым цветом. Сосулька, метель, пьёт, платье, письмо, воробьи. Выполнение упражнения с проговариванием и опорой на эталон | Уметь различать и доказывать с помощью эталона роль мягкого знака в слове. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: -1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; 2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку . | -Самостоятельная работа с проверкой по эталону)
Прочитай слова. Обозначь «Ь» зеленым цветом, если в слове он указывает на мягкость согласного, и красным, если «Ь» разделительный. ВЕСЕЛЬЕ, КОРАБЛЬ, ВЬЮГА, КОПЬЁ, БОЛЬ. Эталон для самопроверки на доске. ВЕСЕЛЬЕ, КОРАБЛЬ, ВЬЮГА, КОПЬЁ, БОЛЬ. - Чем пользовались при выполнении задания? (эталоном «ь» -показатель мягкости, новым эталоном –«Ь» - разделительный.) -Кто выполнил задание верно? - А у кого еще остались вопросы? - В чём причина? | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
VIII. Включение в систему знаний. (8 мин) 1) организовать повторение правила написания большой буквы; 2) организовать повторение способов определения трудных мест в словах. | Выполнение упражнения 32 из учебника стр. 30 | Организация работы над упражнением. | Прочитай предложение: Бабушка Дарье внучке Дарьюшке вышила кармашки на платьице.
| ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: 1) организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; 2) создать условия для фиксации учащимися в речи нового знания о роль ь в словах. 3) организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления; 4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Оценивают свою работу с учетом предложенных учителем критериев. Делают самооценку в еженедельнике. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Организует работу по самооценке. | - Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. - Какое новое знание вы сегодня открыли? (мы узнали, что «ь» не только может указывать на мягкость согласного, стоящего перед ним, но и может разделять буквы- быть разделительным.) - Какие буквы разделяет разделительный «ь»? ( согласные буквы от гласных второго ряда – ё, я е, и, ю, тогда, когда их звуки должны звучать раздельно .) - Мы подошли к концу нашего урока. Оцените свою работу сегодня. Прикрепите магнитик на лесенке. - Если у вас сегодня все получилось, и самостоятельная работа была выполнена без ошибок, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. - Если открытие вам удалось сделать, и в самостоятельной работе только 1 ошибка – поставьте себя на 2 ступеньку. - Если у вас после урока осталось много вопросов, и в самостоятельной работе 2 и больше ошибок, поставьте себя на 3 ступеньку. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...