Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Миронова Людмила Николаевна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные" разработан в технологии деятельностного метода по учебнику А.В. Поляковой "Русский язык".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме

«Непроизносимые согласные в корне слова» по БУПу 2004 года

УМК: Программа и учебник Поляковой А.В. М., Просвещение, 2011г.

Составила: Миронова Л.Н., учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общебразовательная школа № 13» г. Калуги

Цели урока:

Познавательные: создать условия для формирования у учащихся  понятия «непроизносимые согласные звуки в корне слова», в процессе выполнения анализа и синтеза; ознакомить с новой орфограммой «непроизносимые согласные»; учить переносить известные способы проверки  слов на новую орфограмму; повторить понятие «родственные слова».

Развивающие:  способствовать развитию психических процессов (вниманию, мышлению, памяти, речи), наблюдательности и самостоятельности,  развитию познавательного интереса.

Воспитательные:  содействовать воспитанию чувства коллективизма,  умения общаться и сотрудничать.  

Оборудование: программа и учебник А.В. Поляковой  М., Просвещение, 2011г.,

школьные орфографические словари,

карточки для учащихся,

жёлтые, синие и зелёные  кружки для творческого задания,

запись песни «Танго о непроизносимых согласных» (из уроков Радионяни)

                                                                                                               Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Урок мне хочется начать одним четверостишьем.

До чего ж сегодня день прелестный.

                                   Солнце в небе празднично горит.

                                   Освещает местность и окрестность

                                   И теплом своим сердца бодрит.      (из уроков «Радионяни»)

Надеюсь, что эти строки помогут нам на уроке быть умелыми и успешными.

А ещё в конце урока вы ответите: почему именно эти строки я сегодня вам прочитала.

Оформление тетради.

Актуализация знаний учащихся.

Чистописание:    ос ст

                                Россия стакан счастливый соседка

Что общего у всех слов?

Какой будет тема и цель урока?

Уточним ваше предположение позднее.

Работают над чистописанием.

Все слова  с орфограммами, которые надо проверять или запоминать?

Предполагают: мы на уроке будем работать над различными орфограммами, способами их проверки.

Этап выявления затруднений.

  1. Словарный диктант: завтра, завтрак, квартира, коллектив, лагерь, яростный.

  1. Проверка словарных слов.

  1. Выявление затруднения.

Один из учащихся не смог написать слова, объясняя, что таких словарных слов не изучали. Другой заявляет, что видел их написание в книге, но объяснить написание не может.

В какой книге можно проверить написание словарных слов?

  1. Работа в паре со школьным  орфографическим словарём.

Учитель уточняет тему и цель урока: сегодня мы встретились с новой орфограммой, поэтому нам надо определить группу слов этой орфограммы и найти способ её проверки.

Пишут под диктовку, ставят ударение, выделяют орфограмму. 1 ученик работает на обратной стороне доски.

Ученик объясняет своё написание слов, учащиеся сравнивают со своими записями. Выявляют и исправляют  ошибки.

Орфографический словарь.

Учащиеся в паре ищут слова в словаре, но не находят и делают вывод, что эту орфограмму можно проверить, им нужно найти способ проверки таких орфограмм.

Физминутка.

Этап открытия нового знания.

  1. На доске слова: свистеть, солнце, место, сердце, свистнул, сердечный, местный, сердечко, вода, водить.

 Выписать пары родственных слов самостоятельно.

  1. Проверка самостоятельной работы.

Какие слова выписали? Почему это родственные слова?

  1. Сравните слова по написанию и произношению.

Как можно назвать такие звуки?

Сформулируйте определение «непроизносимый» согласный звук.

Проверим по учебнику наше определение. Страница 115.

  1. Можно назвать эти буквы орфограммами? Почему?

  1. Что необходимо выполнить, чтобы не ошибиться при написании слов с непроизносимой согласной?

Понаблюдайте за парами однокоренных слов.

  1. Проверим наш вывод с выводом учебника. Открываем стр. 116       , читаем правило.

  1. Вернёмся к нашим словам в словарном диктанте:

Как напишем их? Почему?

  1. Обобщение: как проверить непроизносимые согласные?

Ученики работают самостоятельно.

Ученики называют пары слов и объясняют, почему они называются родственными.

Слова вода и водить лишние, так как они не родственные.

В данных словах  звуки [ л, д, т] не произносятся, а буквы л, д,  т пишутся.

Такой согласный звук можно назвать неслышимый, непроизносимый.

В некоторых словах согласный звук не произносится, но пишется. Согласные, которые не произносятся, называются непроизносимыми.

Учащиеся читают правило на стр. 115        и делают вывод о правильности своего определения.

В таких словах с написанием непроизносимого согласного можно ошибиться, значит -  это орфограмма.

Запомнить или проверить.

Среди однокоренных слов можно найти слово, в котором непроизносимый согласный звук произносится, а во всех  однокоренных словах корни  пишутся одинаково.

Учащиеся читают правило на стр. 116         и делают вывод о правильности своего предположения.

Ученики подбирают проверочные слова и доводят работу  до конца.

Несколько учеников повторяют новое правило.

Закрепление.

  1. Работа в паре.

Учащимся предлагается карточка: вставьте в пословицу подходящее по смыслу слово из слов для справок.

Карточка

Тайна,  ….   троим, уже не тайна.

….. встанешь, мало сделаешь.

Человек трудолюбивый – самый …..

Слова для справок: умелый, счастливый, известная, поздно, рано.

Прочитайте полученные пословицы. Объясните пословицу.

Какие слова вы вставили? Какая орфограмма встретилась в ваших словах?

Обобщение: как проверить непроизносимые согласные?

  1. Работа с учебником.

Упр. 127

Проверка.

  1. Обобщение: как проверить непроизносимые согласные?

Учащиеся работают в паре.

При проверке в тетрадь ученики выписывают эти слова и приписывают проверочное слово.

Ученики читают задание, повторяют правило проверки непроизносимой согласной и выполняют.

При проверке называют проверочные слова.

Итог урока

Какую новую орфограмму мы выявили на сегодняшнем уроке?

Каким способом мы проверим непроизносимую согласную?

Чему учились на уроке?

Кто уверен, что научился проверять непроизносимую согласную?

Кто испытывает затруднения при проверке этой орфограммы?

Прослушайте песню из весёлого урока Радионяни и  ответьте на вопрос, который я задала вам в начале урока: Почему именно это четверостишие я сегодня  читала?

На доске открывается четверостишие.

Ученики отмечают, что в песне много слов с непроизносимой согласной.

Ученики находят слова с непроизносимой согласной и объясняют их написание.

Домашнее задание

  1. Правила стр. 115, 116
  2. Упр. 128
  3. Для творческого задания выбрать себе кружок любого цвета.

(учащиеся делают выбор).

Жёлтый кружок: от слов «область, крест, уста» образовать однокоренные прилагательные.

Синий кружок: к словам « писатель, ветер, погода»  подобрать прилагательные с непроизносимой согласной.

Зелёный кружок: составить 3 предложения, используя слова с непроизносимыми согласными.

Учащиеся ведут запись домашнего задания  в дневник, выбирают кружок и читают на нём задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

урок русского языка 2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова»

Урок  русского языка  2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова» УМК "Школа 2100" с использованием интерактивной доски...

Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...

Презентация урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Программа А.В.Поляковой 3 класс. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает различные виды работы: в группах, парах, индивидуально, предполагает ведение листа самооценки с фиксацией ...

План-конспект урока русского языка ( 2 класс) " Орфограмма удвоенных согласных"

В конспекте представлен возможный вариант проведения урока русского языка , реализующий системно- деятельностный подход.: как урок постановки учебной задачи...

урок русского языка 2 класс перспектива . Тема Согласный звук [й’], буква «и краткое».

Конспект урока составлен с учётом требований ФГОС, указаны формируемые УУД на каждом этапе урока....

Урок русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"...