Урок русского языка: «Как связаны части сложноподчиненного предложения».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Батурова Татьяна Владимировна

Урок из раздела «Как устроен наш язык».

 

Тема: Как связаны части сложноподчиненного предложения.

Цели:

·                     закрепить и систематизировать знания по теме “Сложноподчиненное предложение”;

·                     способствовать формированию умения наиболее точно употреблять слова в письменной речи;

·                     развивать речь, внимание, воображение.

Задачи урока:

·                   знакомить со смысловыми отношениями между частями сложноподчиненного предложения;

·                   учить задавать вопрос от главной части к зависимой.

Оборудование:

·                     интерактивная доска, мультимедийный проектор;

·                     учебник «Русский язык»; М.: Вентана-Граф, - 2 часть

·                     тетради «Пишем грамотно», М.: Вентана-Граф, - 2 часть;

·                     шкала настроений (для каждого ученика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_otkrytyy_urok_4kl.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1.

Русский язык. 4 класс.

Как устроен наш язык.

Тема урока: «Как связаны части сложноподчиненного предложения».

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1:

Батурова Т.В.

Станица Брюховецкая.

2013 год.

Русский язык. 4 класс.

Урок из раздела «Как устроен наш язык». Четвертая четверть.

Автор: Батурова Татьяна Владимировна.

МОУ СОШ №1  ст. Брюховецкая, Краснодарского края.

Тема: Как связаны части сложноподчиненного предложения.

Цели:

  1. закрепить и систематизировать знания по теме “Сложноподчиненное предложение”;
  2. способствовать формированию умения наиболее точно употреблять слова в письменной речи;
  3. развивать речь, внимание, воображение.

Задачи урока:

  1. знакомить со смысловыми отношениями между частями сложноподчиненного предложения;
  2. учить задавать вопрос от главной части к зависимой.

Оборудование: 

  1. интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  2. учебник «Русский язык»; М.: Вентана-Граф, - 2 часть
  3. тетради «Пишем грамотно», М.: Вентана-Граф, - 2 часть;
  4. шкала настроений (для каждого ученика). 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа. (Слайд №2, кроссворд).

- Как всегда начинаем наш урок с повторения изученных нами словарных слов. Перед вами на доске задание. Из предложений исчезли подлежащие. Догадайтесь, что это за слова, и впишите их в нужную строчку кроссворда. У вас в тетради он на стр.38 в упр.3.

Работа на интерактивной доске и в тетради «Пишем грамотно».

  1. Рубрика «Давай подумаем». Актуализация темы урока.

- Чтобы узнать тему нашего урока и то, чему мы с вами будем сегодня учиться начнем как всегда с рубрики «Давай подумаем!». (Слайд №3, стр. 115)

Разберем ситуацию. Наташа говорит, что между частями любого сложного предложения можно поставить точку и получится несколько простых предложений, так как каждая часть имеет свою грамматическую основу. Женя считает, что в сложноподчиненном предложении это сделать нельзя, так как части такого предложения не могут существовать самостоятельно. С кем из ребят вы согласитесь? Давайте проверим на примере.

- Перед вами два предложения. Что вы о них можете сказать?

Мы дышали на снежинки, и они превращались в капли воды.

Мы дышали на снежинки, чтобы они превращались в капли воды.

-К какому выводу можно прийти?

  1. Рубрика «Тайны нашего языка». Обобщение наблюдений и знакомство с языковой закономерностью. (Слайд №4, стр. 116)

1) закрепление полученных знаний.

- Закрепим полученные знания! Потренируемся в умении задавать вопросы от главной части сложноподчиненного предложения к зависимой в упр.1, стр.116.

Упражнение выполняется фронтально, устно, а в тетради записываются 2-3 предложения.

- Какие вопросы вы задавали? (Слайд №5, стр. 116)

-А благодаря чему были связаны две части каждого предложения? Рубрика «Обрати внимание». Прочтем ее. Теперь вы знаете ответ на этот вопрос. Благодаря подчинительным союзам!

Электронная физминутка «Космос».

Слайд №6 сопровождается музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.

2) развитие умения составлять предложения по заданным схемам, формирование грамматической правильности речи учащихся. (Слайд №7, стр. 117)

- А теперь ваша любимая работа в парах! Закончите предложения так, чтобы они соответствовали схеме.

- С подобными заданиями мы сталкивались на уроках «Развития речи», когда занимались текстами-рассуждениями.

Упражнение выполняется в парах, письменно, а 2-3 пары прослушиваются после выполнения работы.

  1. Обобщение изученного материала.

I группа - выполняет упр.4. на стр.117 самостоятельно.

II группа – выполняет под руководством учителя. Находят сложноподчиненные предложения, которые соответствуют схемам. (Слайд №8, стр. 117)

Ответ: 

Люди считают, что они видят сны лишь иногда. Но ученные уверяют, что сны видят все люди и всегда.

Человек расскажет вам свои сны, если вы разбудите его в этот момент. Но сновидение забудется бесследно, если вы упустите хоть пару минут.

  1.  Итог урока.

- Что нового вы для себя открыли? Узнали?

- Чему мы сегодня учились на уроке?

            Оцените себя.

- Если урок вам понравился, у вас хорошее настроение, сделайте отметку вверху (Слайд №9, приложение 3).

  1. Домашнее задание. Учебник стр.116 правила, упр.2.

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения

Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...

Презентация к уроку русского языка, тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).

На уроке использована презентация. Современное техническое средство обучение способствует повышению эффективности изучения учебного материала. В ходе урока использованы инновационные технологии: ...

Конспект урока по русскому языку "Устанавливаем связи слов в предложении"

Предмет: русский язык . Тема урока: "Устанавливаем связи  слов в предложении"Цель урока:  развивать умение выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения; ...

Конспект урока по русскому языку "Устанавливаем связи слов в предложении"

Предмет: русский язык . Тема урока: "Устанавливаем связи  слов в предложении"Цель урока:  развивать умение выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения; ...

Конспект урока Русский язык по теме: "Что такое предложение" (УМК "Школа России" , 2 класс, 1 часть)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о предложении; формирование умений находить предложение; употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения, составлять пре...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".Тип урокаПовторение пройденногоПедагогические задачиСоздать условия для совершенствов...