Урок русского языка: «Как связаны части сложноподчиненного предложения».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок из раздела «Как устроен наш язык».
Тема: Как связаны части сложноподчиненного предложения.
Цели:
· закрепить и систематизировать знания по теме “Сложноподчиненное предложение”;
· способствовать формированию умения наиболее точно употреблять слова в письменной речи;
· развивать речь, внимание, воображение.
Задачи урока:
· знакомить со смысловыми отношениями между частями сложноподчиненного предложения;
· учить задавать вопрос от главной части к зависимой.
Оборудование:
· интерактивная доска, мультимедийный проектор;
· учебник «Русский язык»; М.: Вентана-Граф, - 2 часть
· тетради «Пишем грамотно», М.: Вентана-Граф, - 2 часть;
· шкала настроений (для каждого ученика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_otkrytyy_urok_4kl.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1.
Русский язык. 4 класс.
Как устроен наш язык.
Тема урока: «Как связаны части сложноподчиненного предложения».
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1:
Батурова Т.В.
Станица Брюховецкая.
2013 год.
Русский язык. 4 класс.
Урок из раздела «Как устроен наш язык». Четвертая четверть.
Автор: Батурова Татьяна Владимировна.
МОУ СОШ №1 ст. Брюховецкая, Краснодарского края.
Тема: Как связаны части сложноподчиненного предложения.
Цели:
- закрепить и систематизировать знания по теме “Сложноподчиненное предложение”;
- способствовать формированию умения наиболее точно употреблять слова в письменной речи;
- развивать речь, внимание, воображение.
Задачи урока:
- знакомить со смысловыми отношениями между частями сложноподчиненного предложения;
- учить задавать вопрос от главной части к зависимой.
Оборудование:
- интерактивная доска, мультимедийный проектор;
- учебник «Русский язык»; М.: Вентана-Граф, - 2 часть
- тетради «Пишем грамотно», М.: Вентана-Граф, - 2 часть;
- шкала настроений (для каждого ученика).
Ход урока
- Организационный момент.
- Словарная работа. (Слайд №2, кроссворд).
- Как всегда начинаем наш урок с повторения изученных нами словарных слов. Перед вами на доске задание. Из предложений исчезли подлежащие. Догадайтесь, что это за слова, и впишите их в нужную строчку кроссворда. У вас в тетради он на стр.38 в упр.3.
Работа на интерактивной доске и в тетради «Пишем грамотно».
- Рубрика «Давай подумаем». Актуализация темы урока.
- Чтобы узнать тему нашего урока и то, чему мы с вами будем сегодня учиться начнем как всегда с рубрики «Давай подумаем!». (Слайд №3, стр. 115)
Разберем ситуацию. Наташа говорит, что между частями любого сложного предложения можно поставить точку и получится несколько простых предложений, так как каждая часть имеет свою грамматическую основу. Женя считает, что в сложноподчиненном предложении это сделать нельзя, так как части такого предложения не могут существовать самостоятельно. С кем из ребят вы согласитесь? Давайте проверим на примере.
- Перед вами два предложения. Что вы о них можете сказать?
Мы дышали на снежинки, и они превращались в капли воды.
Мы дышали на снежинки, чтобы они превращались в капли воды.
-К какому выводу можно прийти?
- Рубрика «Тайны нашего языка». Обобщение наблюдений и знакомство с языковой закономерностью. (Слайд №4, стр. 116)
1) закрепление полученных знаний.
- Закрепим полученные знания! Потренируемся в умении задавать вопросы от главной части сложноподчиненного предложения к зависимой в упр.1, стр.116.
Упражнение выполняется фронтально, устно, а в тетради записываются 2-3 предложения.
- Какие вопросы вы задавали? (Слайд №5, стр. 116)
-А благодаря чему были связаны две части каждого предложения? Рубрика «Обрати внимание». Прочтем ее. Теперь вы знаете ответ на этот вопрос. Благодаря подчинительным союзам!
Электронная физминутка «Космос».
Слайд №6 сопровождается музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.
2) развитие умения составлять предложения по заданным схемам, формирование грамматической правильности речи учащихся. (Слайд №7, стр. 117)
- А теперь ваша любимая работа в парах! Закончите предложения так, чтобы они соответствовали схеме.
- С подобными заданиями мы сталкивались на уроках «Развития речи», когда занимались текстами-рассуждениями.
Упражнение выполняется в парах, письменно, а 2-3 пары прослушиваются после выполнения работы.
- Обобщение изученного материала.
I группа - выполняет упр.4. на стр.117 самостоятельно.
II группа – выполняет под руководством учителя. Находят сложноподчиненные предложения, которые соответствуют схемам. (Слайд №8, стр. 117)
Ответ:
Люди считают, что они видят сны лишь иногда. Но ученные уверяют, что сны видят все люди и всегда.
Человек расскажет вам свои сны, если вы разбудите его в этот момент. Но сновидение забудется бесследно, если вы упустите хоть пару минут.
- Итог урока.
- Что нового вы для себя открыли? Узнали?
- Чему мы сегодня учились на уроке?
Оцените себя.
- Если урок вам понравился, у вас хорошее настроение, сделайте отметку вверху (Слайд №9, приложение 3).
- Домашнее задание. Учебник стр.116 правила, упр.2.
Приложение 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"
Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения
Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...
Презентация к уроку русского языка, тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).
На уроке использована презентация. Современное техническое средство обучение способствует повышению эффективности изучения учебного материала. В ходе урока использованы инновационные технологии: ...
Конспект урока по русскому языку "Устанавливаем связи слов в предложении"
Предмет: русский язык . Тема урока: "Устанавливаем связи слов в предложении"Цель урока: развивать умение выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения; ...
Конспект урока по русскому языку "Устанавливаем связи слов в предложении"
Предмет: русский язык . Тема урока: "Устанавливаем связи слов в предложении"Цель урока: развивать умение выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения; ...
Конспект урока Русский язык по теме: "Что такое предложение" (УМК "Школа России" , 2 класс, 1 часть)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о предложении; формирование умений находить предложение; употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения, составлять пре...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".
Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи и члены предложения. Имя существительное".Тип урокаПовторение пройденногоПедагогические задачиСоздать условия для совершенствов...