"Большая буква в географических названиях", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Данный урок проведен во 2 классе. В соответствии с тематическим планированием в теме «Части речи. Имя существительное»
Тип урока: изучение нового материала.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по русскому языку для 2-го класса начальной школы по программе «Школа России».
На уроке была поставлена цель: закреплять и развивать умение писать заглавную букву в географических названиях.
Основными задачами урока являлись:
1) Образовательная: способствовать формированию системы знаний о правописании заглавной буквы в географических названиях, обогатить речь детей географическими наименованиями.
2) Развивающая: развивать умение применять на практике правила написания имён собственных, умение правильно строить предложения; способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся; развивать мелкую мускулатуру рук.
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bolshaya_bukva.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Куликова Елена Юрьевна,
МОУ СОШ №31
Г. Мурманск
Цель урока: закреплять и развивать умение писать большую букву в географических названиях.
Задачи урока:
- Образовательная: способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в географических названиях, обогатить речи детей географическими наименованиями.
- Развивающая: развивать умение применять на практике правила написания имён собственных, умение правильно строить предложения; способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся; развивать мелкую мускулатуру рук.
- Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Дети заходят в класс под музыкальное сопровождение отрывка из песни «Я люблю моё Заполярье» (Смирнов, Попов)
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Юрьевна. На сегодняшнем уроке мы поработаем вместе. Я проведу урок русского языка. Мы прослушали отрывок из песни мурманского поэта Виктора Смирнова и композитора Владимира Попова. О каком крае эта песня?
- Проблемная ситуация и определение темы и цели урока.
-О каком крае эта песня? (о северном, о Заполярье)
-Как эта песня связана с нами? (мы здесь живём)
Работа по слайду Мурманской области.
-Как называется город, в котором мы живём? (Мурманск)
-Назовите первую букву в этом слове. (буква эм)
-С какой буквы написано слово? (с заглавной)
-Почему с заглавной буквы? (название города, имя собственное)
-Какие ещё крупные города нашего края вы видите? (Кандалакша, Апатиты…)
-С какой буквы они тоже начинаются? (с заглавной)
-Какие ещё географические объекты есть на карте?(реки, озёра, моря)
-С какой буквы они пишутся? (тоже с заглавной)
-Все слова, написанные на карте, являются географическими названиями, поэтому они пишутся с …. ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ
-Сформулируйте тему урока. (знакомство с географическими названиями Мурманской области, будем учиться писать слова правильно названия рек, городов, озёр)
-Прежде чем начать писать, надо пальчики размять
-Игра – упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой левую руку, и наоборот.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (Сверху – вниз)
- Проверьте свою посадку.
- Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.
- Внимательно рассмотрите буквы, расположенные на доске, найдите среди них лишнюю.
к т п М с ф
- Почему буква М лишняя. (большая, заглавная)
-А какие географические названия нашего Заполярья начинаются с заглавной буквы М? (Мурманск, Мончегорск)
-Прежде чем написать это слово, мы потренируем наши ручки.
Минутка чистописания.
- Как вы считаете, какая главная задача минуты чистописания?
(Я думаю, что главная задача - научиться писать правильно, красиво, верно соединять буквы)
На доске Мм Ммм …
-Продолжите закономерность
- Работа над темой урока
-Какой город в нашей области самый главный? (Мурманск)
-Что вы знаете о Мурманске?
(Мурманск – город-герой.
Мурманск – город морской.
В Мурманске находится единственный в Европе океанариум.
4 октября 1916 г. – дата основания города Мурманска.)
-Мурманск самый большой в мире город за Полярным кругом, крупнейший порт Заполярья, город – герой, потому что во время войны он стойко сражался с врагом.
-Напишем одно предложение о Мурманске, которое нам понравилось, которое вызывает у нас чувство гордости. (Мурманск – город-герой )
- Напомним, с кокой буквы будем писать слово Мурманск? Почему? (с заглавной, это географическое название, начало предложения).
Работа с текстом.
- Мурманск – не только город-герой, но и крупный областной центр.
-На ваших столах карточки с текстом. Будете работать в парах.
- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (прочитать текст, выбрать нужную букву)
-Лишнюю букву зачеркните. Берём карандаши и начинаем работу.
(М,м)урманская область расположена на (к,К)ольском полуострове. Он омывается (Б,б)аренцевым и (Б,б)елым морями. Самая длинная река – (П,п)оной. Самое большое озеро – (И,и)мандра.
Крупные города: (А,а)патиты, (к,К)андалакша, (М,м)ончегорск, (о,О)ленегорск, (С,с)вероморск.
На слайде появляется исправленный текст
-У кого есть ошибки?
-Молодцы, что все справились с заданием!
-Прочитайте, что получилось.
ФИЗМИНУТКА
-Я буду называть существительные. Если они являются именами собственными, вы высоко подпрыгиваете. Если они пишутся со строчной буквы, вы низко приседаете.
-Мурманск, река, Кола, город, Кандалакша, лес, озеро, Имандра. Заполярье.
-Молодцы, присаживайтесь на свои места.
-Где расположена мурманская область? (на Кольском полуострове)
-Какими морями он омывается? (Баренцевым и Белым)
-Назовите самую длинную реку нашего края. (река Поной)
-А самое большое озеро? (Имандра)
-Какие города Кольского полуострова вы ещё можете назвать?
- На территории Мурманской области находится 16 городов: областной центр – Мурманск; города: Апатиты, Кандалакша, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, Заполярный, Ковдор, Кола;
6 ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований): Североморск, Полярный, Снежногорск, Заозерск, Островной, Гаджиево.
Задание в тетрадях:
- напишите название города, который назван в честь северного животного (Оленегорск);
-Проговори, как будешь писать. Я с тобой согласна, пишу…
- в названии какого города есть слово север, запишите его (Североморск);
-Пишем слова через запятую.
-Каким одним словом можно объединить эти два названия? (города)
-Закончим наше предложение
Оленегорск, Североморск – города.
- От какой реки произошло название города Мончегорск? Запишите название (Монча)
- Назовите самую известную реку, в честь которой назван наш полуостров? Запишите название через запятую (Кола)
-Каким одним словом можно объединить эти два названия? (реки)
-Закончим наше предложение
Монча, Кола – реки.
- Почему перечисленные слова записаны с заглавной буквы, что объединяет эти слова?
(Имена собственные, географические названия, пишутся с заглавной буквы буквы)
-Это нам поможет при работе с деформированным предложением.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
(Следим за предметами на слайде)
- Закрепление материала
Работа с деформированным предложением.
На доске деформированное предложение, слова на листах бумаги.
(и,И)мандра, На, озера, (М,м)ончегорск, берегу, находится, город
-Прежде чем составить предложение, вспомним признаки предложения. (Предложение это законченная мысль, начинается с заглавной буквы, на конце точка)
-Из слов составьте предложение, зачеркните лишнюю букву.
-Запишите предложение.
(На берегу озера Имандра находится город Мончегорск)
- О чём говорится в предложении?
- Что о нём говорится?
- Сколько имён собственных в предложении? Назовите.
- Подведение итога урока
-Красив наш край. Выразите одним предложением ваше отношение к родному краю? Какие чувства каждый из вас испытывает?
-Наш край находится за полярным кругом, как по-другому мы можем его назвать? (Заполярье)
-Давайте хором признаемся в любви к нашей малой родине. (Я люблю моё Заполярье)
-Запишем это замечательное предложение.
-Дополните одну из фраз.
Сегодня на уроке
я узнал …
я понял …
мне было интересно …
мне было трудно …
- Рефлексия
- Мы сегодня много трудились на уроке.
-На ваших партах лежат смайлики, но без улыбок.
-Дорисуйте смайлики так, чтобы они выражали ваше настроение, возникшее от этого урока.
7. Домашнее задание: -Почитайте о нашем крае, посмотрите книги. Подготовьте устный рассказ, можете его записать, а можете составить сообщение в печатном виде
-Спасибо большое, мне было с вами легко и приятно работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большая буква в географических названиях.
Большая буква в названиях материков,стран,океанов. Закрепление....
Урок обучения грамоте "Большая буква в географических названиях"
Технологическая карта урока "Большая буква в географических названиях" по программе "Планета знаний". Учебник "Букварь" под редакцией Т.М.Андриановой...
Конспект урока по русскому языку "Большая буква в географических названиях"
Цель урока: научить узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек....
Большая буква в географических названиях 1 класс
литературное чтение программа Планета знаний...
Буквы Г,П,Т,Р. Заглавная буква в географических названиях. Чтение слов и слогов с изученными буквами.
Урок обучения грамоте, 1 класс...
"Большая буква в географических названиях", 2 класс
Конспект урока и презентация "Большая буква в географических названиях", 2 класс...
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...