"Большая буква в географических названиях", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Куликова Елена Юрьевна

Данный урок проведен во 2 классе. В соответствии с тематическим планированием в теме «Части речи. Имя существительное»

       Тип урока: изучение нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по русскому языку для 2-го класса начальной школы по программе «Школа России».

На уроке была поставлена цель: закреплять и развивать умение писать заглавную букву в географических названиях.

Основными задачами урока являлись:

1)    Образовательная: способствовать формированию системы знаний о правописании заглавной буквы в географических названиях, обогатить речь детей географическими наименованиями.

2)    Развивающая: развивать умение применять на практике правила написания имён собственных, умение правильно строить предложения; способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся; развивать мелкую мускулатуру рук.

         3)  Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bolshaya_bukva.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Куликова Елена Юрьевна,

МОУ СОШ №31

Г. Мурманск

Цель урока: закреплять и развивать умение писать большую букву в географических названиях.

Задачи урока:

  1. Образовательная: способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в географических названиях, обогатить речи детей географическими наименованиями.
  2. Развивающая: развивать умение применять на практике правила написания имён собственных, умение правильно строить предложения; способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся; развивать мелкую мускулатуру рук.
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Дети заходят в класс под музыкальное сопровождение отрывка из песни «Я люблю моё Заполярье» (Смирнов, Попов)

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Юрьевна. На сегодняшнем уроке мы поработаем вместе. Я проведу урок русского языка. Мы прослушали отрывок из песни мурманского поэта Виктора Смирнова и композитора Владимира Попова. О каком крае эта песня?

  1. Проблемная ситуация и определение темы и цели урока.

-О каком крае эта песня? (о северном, о Заполярье)

-Как эта песня связана с нами? (мы здесь живём)

Работа по слайду Мурманской области.

-Как называется город, в котором мы живём? (Мурманск)

-Назовите первую букву в этом слове. (буква эм)

-С какой буквы написано слово? (с заглавной)

-Почему с заглавной буквы? (название города, имя собственное)

-Какие ещё крупные города нашего края вы видите? (Кандалакша, Апатиты…)

-С какой буквы они тоже начинаются? (с заглавной)

-Какие ещё географические объекты есть на карте?(реки, озёра, моря)

-С какой буквы они пишутся? (тоже с заглавной)

-Все слова, написанные на карте,  являются географическими названиями, поэтому  они пишутся с …. ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ

-Сформулируйте тему урока. (знакомство с географическими названиями Мурманской области, будем учиться писать слова правильно названия рек, городов, озёр)

-Прежде чем начать писать,  надо пальчики размять

-Игра – упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой левую руку, и наоборот.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём. (Сверху – вниз)

- Проверьте свою посадку.

- Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.

- Внимательно рассмотрите  буквы, расположенные на доске, найдите среди них  лишнюю.

к т п М с ф

- Почему буква  М   лишняя. (большая, заглавная)

-А какие географические названия нашего Заполярья начинаются с заглавной буквы М? (Мурманск, Мончегорск)

-Прежде чем написать это слово, мы потренируем наши ручки.

Минутка чистописания.

- Как вы считаете, какая главная задача минуты чистописания?
(
Я думаю, что главная задача - научиться писать правильно, красиво, верно соединять буквы)

На доске    Мм    Ммм  …

-Продолжите закономерность

  1. Работа над темой урока

-Какой город в нашей области самый главный? (Мурманск)

-Что вы знаете о Мурманске?

(Мурманск – город-герой.

Мурманск – город морской.        

В Мурманске находится единственный в Европе океанариум.

4 октября 1916 г. – дата основания города Мурманска.)

-Мурманск самый большой в мире город за Полярным кругом, крупнейший порт Заполярья, город – герой, потому что во время войны он стойко сражался с врагом.

-Напишем одно предложение о Мурманске, которое нам понравилось, которое вызывает у нас чувство гордости. (Мурманск – город-герой )

- Напомним, с кокой буквы будем писать слово Мурманск? Почему? (с заглавной, это географическое название, начало предложения).

Работа с текстом.

- Мурманск – не только город-герой, но и крупный областной центр.

-На ваших столах карточки с текстом. Будете работать в парах.

- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (прочитать текст, выбрать нужную букву)

-Лишнюю букву зачеркните. Берём карандаши и начинаем работу.

                   

                    (М,м)урманская область расположена на (к,К)ольском полуострове. Он омывается  (Б,б)аренцевым и (Б,б)елым морями. Самая длинная река – (П,п)оной. Самое большое озеро – (И,и)мандра.

                     Крупные города: (А,а)патиты, (к,К)андалакша, (М,м)ончегорск, (о,О)ленегорск, (С,с)вероморск.

На слайде появляется исправленный текст

-У кого есть ошибки?

-Молодцы, что все справились с заданием!

-Прочитайте, что получилось.

ФИЗМИНУТКА

-Я буду называть существительные. Если они являются именами собственными, вы высоко подпрыгиваете. Если они пишутся со строчной буквы, вы низко приседаете.

-Мурманск, река, Кола, город, Кандалакша, лес, озеро, Имандра. Заполярье.

-Молодцы, присаживайтесь на свои места.

-Где расположена мурманская область? (на Кольском полуострове)

-Какими морями он омывается? (Баренцевым и Белым)

-Назовите самую длинную реку нашего края. (река Поной)

-А самое большое озеро? (Имандра)

-Какие города Кольского полуострова вы ещё можете назвать?

- На территории Мурманской области находится 16 городов: областной центр – Мурманск; города: Апатиты, Кандалакша, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, Заполярный, Ковдор, Кола;

6 ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований): Североморск, Полярный, Снежногорск, Заозерск, Островной, Гаджиево.

Задание  в тетрадях:

  • напишите название города, который назван в честь северного животного (Оленегорск);

   -Проговори, как будешь писать. Я с тобой согласна, пишу…

  • в названии какого города есть слово север, запишите его (Североморск);

-Пишем слова через запятую.

-Каким одним словом можно объединить эти два названия? (города)

-Закончим наше предложение

        Оленегорск, Североморск – города.

  • От какой реки произошло название города Мончегорск? Запишите название (Монча)
  • Назовите самую известную реку, в честь которой назван наш полуостров? Запишите название через запятую (Кола)

-Каким одним словом можно объединить эти два названия? (реки)

-Закончим наше предложение

        Монча, Кола – реки.

- Почему перечисленные слова записаны с заглавной буквы, что объединяет эти слова?

(Имена собственные, географические названия, пишутся с заглавной буквы  буквы)

-Это нам поможет при работе с деформированным предложением.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

(Следим за предметами на слайде)

  1. Закрепление материала

            Работа с деформированным предложением.

На доске деформированное предложение, слова на листах бумаги.

(и,И)мандра, На, озера, (М,м)ончегорск, берегу, находится, город

-Прежде чем составить предложение, вспомним признаки предложения. (Предложение это законченная мысль, начинается с заглавной буквы, на конце точка)

-Из слов составьте предложение, зачеркните лишнюю букву.

-Запишите предложение.

 (На берегу озера Имандра находится город Мончегорск)

- О чём говорится в предложении?

- Что о нём говорится?

- Сколько имён собственных в предложении? Назовите.

  1. Подведение итога урока

-Красив наш край. Выразите одним предложением ваше отношение к родному краю? Какие чувства каждый из вас испытывает?

-Наш край находится за полярным кругом, как по-другому мы можем его назвать? (Заполярье)

-Давайте хором признаемся в любви к нашей малой родине. (Я люблю моё Заполярье)

-Запишем это замечательное предложение.

-Дополните одну из фраз.

Сегодня на уроке

я узнал …

я понял …

мне было интересно …

мне было трудно …

  1. Рефлексия

- Мы сегодня много трудились на уроке.  

-На ваших партах лежат смайлики, но без улыбок.

-Дорисуйте смайлики  так, чтобы они выражали ваше настроение, возникшее от этого урока.

      7. Домашнее задание: -Почитайте о нашем крае, посмотрите книги. Подготовьте устный рассказ, можете его записать, а можете составить сообщение в печатном виде

-Спасибо большое, мне было с вами легко и приятно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая буква в географических названиях.

Большая буква в названиях материков,стран,океанов. Закрепление....

Урок обучения грамоте "Большая буква в географических названиях"

Технологическая карта урока "Большая буква в географических названиях" по программе "Планета знаний". Учебник "Букварь" под редакцией Т.М.Андриановой...

Конспект урока по русскому языку "Большая буква в географических названиях"

Цель урока: научить узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек....

Большая буква в географических названиях 1 класс

литературное чтение программа Планета знаний...

"Большая буква в географических названиях", 2 класс

Конспект урока и презентация "Большая буква в географических названиях", 2 класс...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...