Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн.
Цель: формирование умения распознавать в словах сочетания чк, чн, чт, щн и правильно их писать
Задачи:
- Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН;
- Учить определять орфограмму в слове;
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь обучающихся, творческие способности;
- Воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: презентация, учебники, тетради
Ход урока.
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна, и я у вас проведу урок русского языка. Присаживайтесь.
- Открывайте тетради, отступите две строчки, записывайте число, сегодня 21 февраля. Классная работа. Начнем наш урок с чистописания.
II. Минутка чистописания.
- Давайте вспомним правила каллиграфического написания букв и их соединений: одинаковый наклон, одинаковая высота, соединение зависит от последующей буквы.
- Посмотрите на первую строчку, прочитайте её: Ч ч Щ щ
-Что вы можете сказать про эти буквы?
- Буквы согласные, мягкие
-Запишите эту строчку
- Прочитайте слова второй строчки: чаща щука чукча. Какие орфограммы встретились в словах?
- Ча, ща, щу
- Правильно, а какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?
- Ча-ща пишем с буквой а. Чу-щу пишем с буквой у.
- Почему?
- Потому что буквы ч и щ мягкие. Их не нужно смягчать буквами е, ё, ю, я
- Подчеркните, пожалуйста, орфограммы в словах: чаща щука чукча
Дети выполняют задание.
Ребята, а теперь приступим к словарной работе.
- Что такое словарные слова?
- Словарные слова - это те слова, правописание которых приходится запоминать.
Но прежде чем записать словарные слова вы должны их отгадать. Я буду описывать предмет, вы угадываете и записываете его.
III Словарно-орфографическая работа (угадывание и письмо словарных слов с комментированием)
-Как называют ребенка или подростка женского пола?
- Д Е вочка. Ударение падает на первый слог. Безударная гласная – о.
- Как называют день когда светит яркое солнце?
- С О лнечный. Ударение падает на первый слог. Безударная гласная – е.
- Суп, приготовленный из овощей называют?
- Овощн О й. Ударение падает на последний слог. Безударная гласная – о.
- Желание к чему человек стремится?
- Мечт А. Ударение падает на последний слог. Безударная гласная – е.
IV Объяснение нового материала.
- Посмотрите на слово ДЕВОЧКА. Какое сочетание встретилось в этом слове?
- ЧК
- Как произносится звук [ч'] в слове?
- Мягко
- Подчеркните
- Посмотрите на слово СОЛНЕЧНЫЙ. Какое сочетание встретилось в этом слове?
- ЧН
- Как произносится звук [ч'] в слове?
- Мягко
- Подчеркните
- Посмотрите на слово ОВОЩНОЙ. Какое сочетание встретилось в этом слове?
- ЩН
- Как произносится звук [щ'] в слове?
- Мягко
- Подчеркните
- Посмотрите на слово МЕЧТА. Какое сочетание встретилось в этом слове?
- ЧТ
- Как произносится звук [ч'] в слове?
- Мягко
- Подчеркните
- Какие сочетания встретились в словах?
- ЧК ЧН ЩН ЧТ
- Как произносятся звуки [ч'], [щ'] в словах?
- Мягко
- Как на письме обозначается мягкость согласных?
- Мягким знаком или гласными буквами второго ряда: е, ё, ю, я.
- Какую ошибку можно допустить?
- Можно написать мягкий знак
- Почему между Ч и К, Ч и Н, Щ и Н, Ч и Т не нужно писать мягкий знак? Какой можно сделать вывод?
- Звуки [ч'], [щ'] всегда мягкие, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания чк, чн, чт, щн пишутся без мягкого знака.
- Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике на странице 128.
- Чтение правила.
-Чему же мы сегодня посвятим наш урок?
- Будем писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ
- Правильно, на уроке мы будем учиться писать слова с этими буквосочетаниями.
VI Физкультминутка (презентация)
VII Закрепление пройденного материала.
- А сейчас, ребята, работаем рядами. Итак, посмотрим на доску (слайд)
Задание первое: нужно через черточку написать слова, которые обозначают такие же, но маленькие предметы. Подчеркнуть орфограммы
БЕЛКА - БЕЛОЧКА
1 ряд: туча - …, река - …, овца - …, лисица - …, палка - ….
2 ряд: рука - …, куча - …., ночь - …., печь - …., лодка - ….
3 ряд: дача - …, дочь - …, задача - …, роза - …., свеча - ….
Задание №2
Образуй слова из ед.ч в мн.ч. Напишите их.
Паучок – паучки значок - … бычок -….
Крючок - … зрачок - …
Задание №3
Вставь слово вместо картинок, спиши текст, подчеркни сочетания ЧК, ЧН ЩН.
Был…(солнечный) день. По небу плыли…(облачка). По речке плыла… (лодочка). Высоко в небе летали быстрые…(ласточки).
Задание№4 Письмо по памяти
Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем стихотворение (чтение вместе с учителем)
Точный, срочный, личный, вечный,
Скучный, шуточный, сердечный,
Встречный, крошечный, речной,
Звучный, мелочный, ночной.
- Что интересного в этом четверостишии?
- Встречается сочетание ЧН.
Прочитайте про себя четверостишие, постройтесь запомнить слова в написании которых встречаются сочетания ЧН.
- А теперь я убираю слова, а вы пишите 5 слов по памяти. Подчеркиваете сочетания ЧН.
VIII Подведение итогов
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, чт и щн .
- Давайте еще раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями.
- Сочетания чк, чн, чт, щн пиши без мягкого знака.
IX Домашняя работа
Упражнение 196 на странице 128
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...