Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
с позиции реализации деятельностного метода
УМК «Перспективная начальная школа»
учителя начальных классов
Яценко Инны Александровны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2 класс. Учимся определять начальную форму | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
с позиции реализации деятельностного метода
УМК «Перспективная начальная школа»
учителя начальных классов
Яценко Инны Александровны
(23.01.2013 г.)
Тема: Учимся определять начальную форму
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия для укрепления представления о начальной форме слов названия предметов путем
активизации познавательной деятельности.
Задачи: - формирование умения ставить существительные в начальную форму; учить ставить слова названия предметов в начальную форму, стоящих во множественном числе; отрабатывать навык работы с Обратным словарем;
- развитие у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, развитие коммуникативных компетенций;
- воспитание интереса к сотрудничеству в паре, познавательного интереса к предмету, уверенность в своих силах
Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.
Метапредметные :
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
- совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату;
- учить адекватно оценивать своего одноклассника;
- формировать умения прогнозировать.
Познавательные
– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- формировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации;
- подведение под понятие «начальная форма»
Коммуникативные
- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
-формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков сотрудничества
Предметные:
- определять начальную форму слов-названий предметов;
- изменять слова-названия предметов по числам;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу | Приветствие. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас, какой? Всё, что надо, под рукой! - Ребята, к нам на урок пришёл Волшебник. Случилось так, что его «Книга Знаний» распалась и вся информация, которая в ней была, исчезла. Поможем ему восстановить «Книгу Знаний»? У каждого из вас на столе лежат свитки с заданиями Волшебника, они пронумерованы. Волшебник просит показать ему, насколько трудно или легко вы справлялись с его заданиями. (В карточках таблица, где дети отмечают степень трудности предлагаемых заданий. Красный – трудно, желтый – вызвало затруднение, зеленый - легко) (Слайд 1) | Проверяют свою готовность к уроку. Всё, что надо, под рукой! | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Постановка цели урока. Введение в тему урока через проблему | Сформировать представление детей о понятии «начальная форма слова», научить определять начальную форму слов- названий предметов и изменять их по числам | Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, почему мы не можем прочитать данную запись? Нам необходимо восстановить запись и тогда мы узнаем тему нашего урока. Давайте проверим, все ли вы правильно сделали. (Слайд 2, 3) Отметьте в свитке Волшебника трудно или легко вам было). №1 Откройте содержание учебника на с.4 и найдите название предыдущей темы. Чему мы научились, изучая предыдущую тему? Прочитайте еще раз тему сегодняшнего нашего урока в содержании учебника. Какую страницу мы должны открыть? Сформулируйте цели урока, используя слова: Повторить … Научиться … (Слайд 4, 5) | Учащиеся приходят к выводу, что в записи отсутствуют гласные буквы. Восстанавливают запись. Учащиеся читают название предыдущей темы в содержании. Правильно задавать вопросы к словам. Читают тему урока в содержании и находят страницу учебника, где она располагается. У3 с.9. Учащиеся формируют цели урока. Повторим знания о начальной форме слов- названий предметов. Научимся ставить слова- названия предметов в начальную форму. Научимся изменять слова названия предметов по числам. | Осознание учениками основной цели урока. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
3. Минутка чистописания | Совершенствование каллиграфического навыка начертания букв и соединений, развитие фонематического слуха | - Ну, а теперь давайте откроем тетрадь и зафиксируем дату восстановления «Книги знаний». (Слайд 6) - Прочитав стихотворение, мы узнаем какую букву будем сегодня прописывать Всем ворона и верблюд Вишни ведрами везут. Волк из вишни в воскресенье Варит вкусное варенье. - А теперь назовите три слова-названия предметов, отвечающих на вопрос кто? Запишите их. (ворона верблюд волк) - Что общего в них? - Какое лишнее? Почему? (лишнее – ворона, т.к. птица) - Есть ли среди них слова, стоящие в начальной форме? - Ребята, закрасьте квадрат в табличке с №2 | Записывают число, классная работа. Определяют, какой согласный звук в стихотворении встречается чаще других. Дают характеристику звукам [в] и [в,]. Называют букву, с помощью которой эти звуки обозначаются на письме. Определяют слова-названия предметов, отвечающих на вопрос кто? Доказывают, что все слова стоят в начальной форме | Регулятивные: контроль за аккуратностью выполнения задания | |
4. Актуализация опорных знаний | Повторить правило написания парных звонких и глухих согласных букв, безударной гласной в корне слова, определение основы предложения через умение правильно задавать вопросы | (Слайд 7, 8) Исправьте ошибки в тексте. (Работа с карточками, взаимопроверка) На дворе морос. Выпал пушыстый снек. Саша надел тёплую шупку и миховую шапку. Назовите ошибкоопасные места. Какое правило нужно знать. Назовите главные члены предложения во 2 и 3 предложении. - Ребята, закрасьте квадрат № 3. Зелёным цветом, кому было легко, кто испытывал трудность – желтым, кому было очень трудно - красным) | Находят ошибки в тексте. Объясняют способы проверки, подбирают проверочные слова. Называют главные члены предложения. Закрашивают квадрат №3. | Сформированность умения правильно и точно ставить вопросы к словам; умение видеть и исправлять ошибки в словах. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логическое - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. | Сформировать понятие «начальная форма» слов-названий предметов, умение ставить слова- названия предметов в начальную формую. формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Сформировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации. | -Ребята, Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих предметы, но они дружно молчали. А вы можете ответить на этот вопрос? Соотнесите свои ответы с подсказкой Летучей Мыши. Сделайте вывод, правы ли вы. Мини- исследование.
-Можно ли эти слова поставить в форму единственного числа? -Неужели у этих слов нет начальной формы? Слово пони- неизменяемое, поэтому у него одинаковые формы единственного и множественного числа. На этот вопрос нам поможет ответить Летучая Мышь. Итак, какой сделаем вывод? - Все ли слова из списка имеют форму единственного числа? - Ребята, кто хорошо разобрался в этом задании, закрасьте квадрат в табличке с №4 | Учащиеся дают ответы на вопрос. У.3 с.9 Соотносят свои ответы с подсказкой и делают вывод, что их ответ верен. У.2 с. 142. Находят слова на букву – И. Ученики по цепочке читают каждое слово и определяют, что все они стоят в форме множественного числа. Ответы на вопросы. Да, можно. Да, будет. Так, как начальная форма слов, называющих предметы, это обычно форма единственного числа, и они отвечают на вопросы: кто? или что? Учащиеся дают объяснения словам используя Толковый словарь. Сени – помещение между жилой частью дома и крыльца. Ясли – кормушка для скота, прикреплённая к стенке. Ясли – воспитательное учреждение для детей до трёх лет. Дают отрицательный ответ. У.3 с. 10 Читают плакат Летучей Мыши, а затем дают вывод, что если у слова, называющего предмет, есть только форма мн. числа, то эта форма и будет начальной формой слова. Учащиеся читают и проверяют каждое слово. | Осознанное усвоение понятия «начальная форма» слов-названий предметов, сформировалось умение изменять слова-названия по числам, находить начальную форму слова. Сформировано умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Сформировано умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. Физминутка | Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность | Учащиеся выполняют упражнения за учителем | Правильное положение туловища и рук. | ||
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. | Формирование способа деятельности. | А теперь сделаем еще один шаг к восстановлению «Книги Знаний». Выпишите пять слов, у которых есть форма единственного числа. Рядом записать форму единственного числа. сапоги - сапог лыжи – лыжа варежки – варежка чулки – чулок ладоши - ладошка Выписать пять слов, у которых нет формы единственного числа. Укажите это так: деньги – нет ед. ч. брюки грабли ясли сени Среди всех записанных вами слов найдите слова у которых есть форма только множественного числа. Обведите их в овал. Все ли слова имеют форму единственного числа? Когда слова могут иметь начальную форму во множественном числе? Закрасьте квадрат №5 | Работа с Обратным словарём на букву – И. Выписывают слова, у которых есть форма единственного числа. Выписывают слова, у которых нет формы единственного числа. Находят и выделят слова стоящие в начальной форме. Делают вывод о начальной форме слов. | Воспроизведение учащимися способов действий при определении начальной формы слова, через выполнение упражнений по образцу. | Познавательные: построение речевого высказывания |
8 Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. | Формирование умения самостоятельно применять новый способ деятельности, писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом. | 1) Работа в тетради для самостоятельных работ. Т.2 с. 6 упр.6, Работа над новым словарным словом ИНЕЙ. | Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой по образцу. Самооценка учащихся. | Способность применять новые знания. Пишут словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. | Закрепить знания и умения учащихся по определению начальной формы слов-названий предметов и изменению их по числам. | Над какой темой урока сегодня мы работали? Какие цели ставили для себя? Продолжите предложения: Я научился ….. Я узнал …… Мне понравилось….. Мне было трудно ….. Достигли поставленных целей? Что такое начальная форма слова? Приведите примеры, сформулируйте выводы. - Посмотрите в свои свитки и оцените свою работу 5 квадратов зеленого цвета – я понял все задания; 4– я многое понимаю, но некоторые вопросы нужно уточнить; менее 3 – мне нужна помощь | Учимся определять начальную форму слов. Научиться находить начальную форму слов- названий предметов и изменять их по числам. Да. Отвечают на вопрос. Приводят примеры. Делают вывод: в русском языке есть слова-названия предметов, которые могут иметь форму только единственного числа или только множественного. | Сформирован навык определения начальной формы слова-названия предмета, через умение изменять слова по числам. | |
10.Объяснение и понимание домашнего задания. | Разъяснение способа выполнения упражнения. | Т.2 с.6 упр.7 Разбор упражнения в тетради для самостоятельных работ. | Вместе с учителем поэтапно читают задания, предлагают способы проверки слов. | Способность выполнять задание после предварительного разбора на уроке, умение сохранять в памяти полученные знания. | |
11 Рефлексия. | Отследить удовлетворённость ребёнка своей работой на уроке. | Вот мы и восстановили «Книгу Знаний». Волшебник благодарит вас за работу и дарит вам звездочки. Кому на уроке сегодня было всё понятно, и он получил удовольствие от работы на уроке, покажите голубую звездочку. Кому было на уроке не всё понятно и было трудно при выполнении заданий, покажите желтую звездочку. Кто ничего не понял, и ему было на уроке неинтересно, покажите красную звездочку. Огромное спасибо за работу на уроке. Улыбнитесь друг другу. Вы молодцы! | Учащиеся показывают выбранные жетоны – звездочки. | Сформировано умение оценить свою работу на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"
Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....