Урок по русскому языку в 3 кл.Тема:"Сложные слова"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»
Тип урока. Открытие новых знаний.
Цель как деятельность учеников:
М/п: развитие умений наблюдать, делать выводы и обобщения.
2ЛР: дальнейшее овладение родным языком на основе освоения нового понятия – «сложные слова».
8ЛР: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I.Мотивация II. Оргмомент ΙII. Актуализация изученного. | 1) Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадях. В синем небе пролетает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (Самолет) 2)Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер ТУ. (Пылесос) 3)Мы поймали нашу речку, Привели её домой, Жарко вытопили печку И купаемся зимой. (Водопровод) 4)С горы бежит поток проворный, Быстро падает вода. Красоту увидишь эту – Не забудешь никогда. (Водопад) 5)Ем я уголь, пью я воду, Как напьюсь – прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс И называюсь … (Паровоз) - Анализ этих слов. Слайд-1 - Что можете сказать об этих словах? (Это интересные, необычные слова). - А вам хочется узнать чем они интересны и необычны? – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 4 5 1. Повторение. В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось. Слайд-2 Безударные согласные удвоенные непроизносимые – Вспомните полные названия этих орфограмм.
- В названиях орфограмм постоянно произносилось слово – корень. -А что такое корень? (Корень -это общая часть однокоренных слов) 2. Работа в парах. – Приведите примеры слов с этими орфограммами. (Записать по одному слову с каждой орфограммой) 3. Словарная работа. Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы скорее их найдите, Правильно слова спишите. Слайд-3 Шыроко, вороне (перо), ворабьи, мухолофка. – Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. Выделите корень. Ученик работает у доски. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
III. Постановка проблемного вопроса. IV.Открытие нового знания (поиск решения). V.Развитие умений-применение знания | 3 4 1 1 3 Слайд-4 – Я увидела в тетрадях учеников следующее: – Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?) – Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.) Слайд-5 мухоловка – ловит мух. – Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова(мухин(хоботок), мушка.) – Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова(улов ловить, ловушка). – Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка? – Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.) Работа по учебнику а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней. Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова. – Из каких слов сложилось это слово? – Сколько в нём корней? (Два.) – Выпишите это слово и выделите в нём корни. Формулирование темы урока. – Прочитайте название этих слов на с. 104. – Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов.) 1 3 4 1 Работа с определением (с. 106). – Какие слова называются сложными? Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. Нарисуйте схему сложного слова. ( ) Слайд-6 б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных. Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода. – В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.) – Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.) – В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.) – Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад -.) Физминутка Слайд-7 -Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по тебе. Подними руки вверх, опусти. Белый свет течёт по твоим голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты наполняешься свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, зато, что он дал возможность отдохнуть. Слайд-8 в) Упр. 124 – развивается умение определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней. Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания: Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны, носорог –на носу рог, пустослов – пустые слова(говорит пустяки, болтун). г) Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами. – Как бы вы назвали такие слова?
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
| – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | |
VI. Итог урока. | – О каких словах вы сегодня узнали? – Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами». – Кто из героев прав? 4 4 Оцените свою работу на уроке. Алгоритм оценки на карточках у каждого ученика. | |
|
|
Цветом выделены УУД, формируемые на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Сложные слова"
Предмет: русский язык УМК «Школа России» (учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова).Тема урока: Сложные слова.Цель урока:формировать умение правильно записывать сложные слова, и...
Урок русского языка на тему "Сложные слова"
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Сложные слова"....
Урок по русскому языку на тему "Сложные слова" закрепление.
Урок русского языка на тему "Сложные слова" (закрепление). Урок нацелен на отработку умений образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных. Ур...
открытй урок по русскому языку на тему "Сложные слова"
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.Задачи: - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ...
Открытый урок по русскому языку на тему "Сложные слова"
Тема урока: «Сложные слова». Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова. Задачи: Образовательная: позн...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"...