Урок по русскому языку в 3 кл.Тема:"Сложные слова"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Браун Наталья Ивановна

"Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

 Тема:  Знакомство с понятием «сложные слова»

Тип урока. Открытие новых знаний.

Цель как деятельность учеников:

М/п: развитие умений наблюдать, делать выводы и обобщения.

 2ЛР: дальнейшее овладение родным языком на основе освоения нового понятия – «сложные слова».

8ЛР: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

  

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I.Мотивация

II. Оргмомент

ΙII. Актуализация изученного.

1) Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадях.

В  синем  небе  пролетает,

Обгоняя  птиц  полёт.

Человек  им  управляет.

Что  такое?                                     (Самолет)

2)Есть  у  нас  в  квартире  робот,

У  него  огромный  хобот.

Любит  робот  чистоту

И  гудит,  как  лайнер  ТУ.         (Пылесос)

3)Мы  поймали  нашу  речку,

Привели  её  домой,

Жарко  вытопили  печку  

И купаемся  зимой.                    (Водопровод)

4)С  горы  бежит  поток  проворный,

Быстро  падает  вода.

Красоту  увидишь  эту –

Не  забудешь  никогда.               (Водопад)

5)Ем  я  уголь,  пью  я  воду,

Как  напьюсь – прибавлю  ходу.

Везу  обоз  на  сто  колёс

И  называюсь …                            (Паровоз)

- Анализ этих слов.

Слайд-1

- Что можете сказать об этих словах? (Это   интересные, необычные  слова).

- А вам хочется узнать чем они интересны и необычны?

  – Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 4 5

1. Повторение.

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.

Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.

 Слайд-2

Безударные        согласные         удвоенные          непроизносимые

– Вспомните полные названия этих орфограмм.

  • Буквы безударных гласных в корне слова
  • Буквы парных согласных в корне слова
  • Удвоенные буквы согласных в корне слова
  • Буквы непроизносимых согласных в корне слова

- В названиях орфограмм  постоянно произносилось слово – корень.

-А что такое корень?

(Корень -это общая часть однокоренных слов)

2. Работа в парах.

– Приведите примеры слов с этими орфограммами.

   (Записать по одному слову с каждой орфограммой)

3. Словарная работа.

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

 Слайд-3

Шыроко, вороне (перо), ворабьи, мухолофка.

– Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. Выделите корень.

Ученик работает у доски.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III.  Постановка проблемного вопроса.

IV.Открытие нового знания (поиск решения).

V.Развитие умений-применение знания

3  4 1 1 3

Слайд-4

 – Я увидела в тетрадях учеников следующее:

– Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?)

– Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.)

Слайд-5

 мухоловка – ловит мух.

– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова(мухин(хоботок), мушка.)

– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова(улов ловить, ловушка).

– Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?

– Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.)

 Работа по учебнику

а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.

Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова.

– Из каких слов сложилось это слово?

– Сколько в нём корней? (Два.)

– Выпишите это слово и выделите в нём корни.

 Формулирование темы урока.

– Прочитайте название этих слов на с. 104.

– Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов.)

1 3 4 1

Работа с определением (с. 106).

– Какие слова называются сложными?

Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. Нарисуйте схему сложного слова. (                )

Слайд-6

б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных. Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода.

– В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.)

– Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.)

– В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)

– Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад -.) 

Физминутка

Слайд-7

-Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по тебе. Подними руки вверх, опусти. Белый свет течёт по твоим голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты наполняешься свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, зато, что он дал возможность отдохнуть.

Слайд-8

в) Упр. 124 – развивается умение определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.

Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания:

Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны, носорог –на носу рог, пустослов – пустые слова(говорит пустяки, болтун).

г) Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

– Как бы вы назвали такие слова?  

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

VI. Итог урока.

– О каких словах вы сегодня узнали?

– Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

– Кто из героев прав?  4  4

Оцените свою работу на уроке.

 Алгоритм оценки на карточках у каждого ученика.

 

 

 Цветом выделены УУД, формируемые на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Сложные слова"

Предмет: русский язык УМК «Школа России» (учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова).Тема урока: Сложные слова.Цель  урока:формировать умение правильно записывать сложные слова, и...

Урок русского языка на тему "Сложные слова"

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Сложные слова"....

Урок по русскому языку на тему "Сложные слова" закрепление.

Урок русского языка на тему "Сложные слова" (закрепление). Урок нацелен  на отработку  умений образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных. Ур...

открытй урок по русскому языку на тему "Сложные слова"

Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.Задачи: - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ...

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложные слова"

Тема урока: «Сложные слова». Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова. Задачи: Образовательная: позн...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"...