Урок на тему "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Цель урока: Выработать умение самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихонова Ольга Александровна

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

СОШ № 24 МО РФ

г. Вольск – 18, Саратовской области

Предмет: Русский язык                     Класс: 3 класс

Тема урока: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Цель урока: Выработать умения самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных  и парных согласных в корне слова. 

Задачи:

Обучающие: учить находить «слабые» места в написании корня; решать грамматические задачи по определению орфограммы и нахождению проверочного слова.

Развивающие: содействовать развитью орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, умению работать самостоятельно и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его изучению.

Уметь подбирать однокоренные слова.

                Развивать орфографическую зоркость.

                Отрабатывать навыки разбора слова по составу (используя          алгоритм).

                Повышать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Оборудование: Карточки с планом урока,  индивидуальные карточки с группами слов, памятки – работа над орфограммами, учебник 3 класс «Русский язык» Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой.

Ход урока

  1. Организационный момент,  мотивирующий деятельность учащихся  на уроке.  

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем работать по следующему плану:

План урока

Этап урока

Оцени себя сам.

1.

Организационный момент.

2.

Проверка домашнего задания.

3.

Тренировка в чистописании.

4.

Постановка учебной проблемы.

5.

Работа над темой урока. Орфографическая задача № 1.

6.

Орфографическая задача № 2.

7.

Диктант с предварительной подготовкой.

8.

Самостоятельная работа.

9.

Итог урока. Домашнее задание.

10.

Подведение рейтинга

Проверка домашнего задания.

Цель:  повторить  навыки у учащихся по разбору слов по составу.

-  Задайте вопросы по домашнему заданию  ( Д\з разбор слов по составу)                                                                                                                        

- Как находили окончание?  (Изменяли форму слова).                                      

- Что такое окончание? ( Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)

- Что делали для определения корня? ( Подбирали однокоренные слова).

- Что такое корень слова? ( Общая, одинаковая часть однокоренных слов). 

- Что такое основа слова? (Это всё слово без окончания).

- Что такое приставка? ( Это значимая часть слова, которая стоит перед  корнем  и служит для образования новых слов).

-Что такое суффикс? ( Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).

- При разборе слов по составу, что использовали? ( Свои знания и алгоритм разбора слова по составу).

Тренировка в чистописании.

Цель: подготовка руки к письму.

Задача:  правильное написание соединений.

а)Сс  Са со Св сб Ск ст

б) Записать 3 словарных слова на букву «с», поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

- Почему эти слова называются словарными?

- Какая орфограмма объединяет эти слова ? ( Безударная гласная в корне слова  непроверяемая ударением).

- Какие корневые орфограммы,  вы знаете? ( Правописание безударных гласных и парных согласных).

 Постановка учебной проблемы.

Цель: постановка цели и темы урока.

Задача: подведение учащихся к самостоятельной постановке темы и цели урока.

- Грамоте учиться - всегда пригодится!

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Кто хочет научиться писать грамотно?

- Что для этого, вы должны знать и уметь? (Уметь видеть «слабые» позиции  гласных и согласных; решать орфографические задачи, …….).

- Исходя из сказанного, кто сможет сформулировать тему нашего урока?

(выслушиваются учащиеся)

- Тема нашего урока поможет вам научиться писать корневые орфограммы без ошибок  (орфограммы уже изученные).

 На доске тема урока:  Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова  (открывается)

V. Работа  над темой  урока.

Цель: формирование учебных навыков в выборе проверки корневых орфограмм.

Задачи: уметь видеть «слабые» позиции  гласных и согласных; решать орфографические задачи.

Орфографическая задача 1.

- Прочитайте слова,  записанные на доске. На какие правила пропущены орфограммы?

- Что будете делать, чтобы верно записать слова? (Определить в какой части слова пропущенная орфограмма; поставить ударение; выбрать способ проверки).

- От чего будет зависеть  способ проверки? ( От орфограммы)                                                                                                                             

Задание: Спишите слова, запишите проверочные слова, подчеркните орфограмму.

Б..льница, л..довый, з..мовка, опу..ка, цв..товой, свя..ка, б..ровик, пт..нец, утю...

Проверка с устным объяснением.                                                                                                                               

Физкультминутка.

VI. Орфографическая задача 2.  Индивидуальные карточки.

- Прочитайте первую группу слов. Что можно сказать про эти слова? ( Они однокоренные).

- Какое слово будет проверочным для всех остальных?

-Почему?

Задание: Запишите группы слов, выделите корень, подчеркните проверочное слово.

Карточки по вариантам.

I вариант

 цветы, цветок, цветочный, цвет, цветущий;

зима, зимушка, зимовье, зимовать;

II вариант

ночной, ночует, ночь, ночёвщик;

удивительный,  удивляюсь, диво, дивились.

Взаимопроверка.  

 Пальчиковая физкультминутка.

VII. Диктант с  предварительной  подготовкой.

Задание: На доске записан  текст  с  пропущенными орфограммами.

Цель: развитие орфографической  зоркости.

Задача: вставить орфограммы и объяснить  способ проверки.

Работа ведётся по плану: (Памятка)

 1) Читаю слово. 

2) Определяю в какой части слова пропущенная орфограмма. Ставлю ударение.                                            

 3) Определяю на какое правило пропущенная  орфограмма.

4) Выбираю решение «орфографической задачи»  (подбор однокоренных слов, использование правил).

5) Записываю пропущенную орфограмму.

Диктант.

Бере..  руч.я. В мя..кой тра..ке л..жит зм..я. Это у.. . У.. умеет хорошо плавать. Его тело св..лось в кольцо и застыло. У..  ждал добыч.. . Вдруг он сделал ре..кий выпа.. и открыл пасть. Там я заметил л..гушку.                                                                                                                                 

Запись текста под диктовку.

VIII. Самостоятельная  работа.  Работа с учебником.  Стр.108  № 48.

Цель: проверить усвоение темы урока.

- Откройте учебник на стр. 108 , прочитайте задание к упражнению 48.

Устная работа.

- Найдите в первом предложении однокоренные слова   (Снега, Снегурочку).                                                                                                                             

- От какого корня они образованы?   (Снег).

- Сравните основы этих однокоренных слов. Что в них общего?

- Чем они различаются?

- Найдите в тексте слова, образованные от слов лепили, делали, вели.

- Как они образованы?

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

 Текст упражнения.

Выл..пили де.. и баба из снега до..ку Сн..гурочку. Выл..пили ру..ки, но…ки, голо..ку.  Гла..ки из светлых л..динок сделали. Бро..ки уго..ком вывели.

IX. Итог урока.

- Какие орфографические задачи мы с вами сегодня решали? (Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова).

- Для чего необходимо знать правописание корневых орфограмм?

 Домашнее задание.  Учебник стр. 111 № 56.

Цель: закрепление навыков  правописания  безударных гласных и парных согласных в корне слова.

- Прочитайте задание, поставьте перед собой задачи.

 X.  Подведение рейтинга

- Посмотрите на план урока и поставьте себе рейтинг, оценив свою работу на уроке.

               

Тихонова Ольга Александровна

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

СОШ № 24 МО РФ

г. Вольск – 18, Саратовской области

Предмет: Математика     УМК «Школа России»             Класс: 4 класс

Тема урока:  Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: Научить делить многозначные числа на  однозначные письменным способом.

Задачи: развивать способности находить способы решения и делать выводы; совершенствовать приёмы самоконтроля; развивать математическую речь, мышление, интерес  к предмету.

Оборудование:  учебник М. И. Моро «Математика» 4 класс. – М.: Просвещение, 2009;  компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

I.  Организационный момент.

Ц е л ь: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

– Я хочу, чтобы этот урок принёс вам много нового и интересного. Подарите друг другу ваши очаровательные улыбки, хорошее настроение,  и желаю вам, конечно, успеха, удачи.

II. Актуализация опорных знаний.

Ц е л ь: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявления затруднений.

Слайд № 1 Устный счёт

– Посмотрите на треугольники. Найдите закономерность.






















– Какая же здесь закономерность?  


– Выполните деление. Запишите в тетрадь только ответы.

– Проверяем.


– Вы смогли выполнить задание?

– В чём были затруднения?

– Что вы предлагаете?

- Почему было трудно найти частное в последнем примере?

- Чему мы должны научиться?

III. Постановка учебной проблемы.

Ц е л ь: обсуждение затруднений и проговаривание цели  и темы урока.

– Какова будет тема урока?

– Есть ли что-то новое в названии темы урока?

– Какую цель поставим перед собой?

- Для чего нам надо научиться этому приёму?

Слайд №2 Тема урока
















– Во всех треугольниках необходимо найти частное.  Нам  известно делимое и делитель.


– Трудно выполнить деление в  последнем треугольнике.

– Выполнить деление письменным приёмом.



– Письменный приём деления многозначных чисел на однозначное.

– Научиться выполнять деление письменным приёмом.

- Чтобы в дальнейшем научиться письменному делению многозначных чисел на многозначные.

IV. Открытие нового знания.

Ц е л ь: решение учебной задачи.

Работа в парах.

– Откройте  учебник на с. 78.

– Что нам уже знакомо в данной записи?

– Исследуйте со своим соседом по парте, как выполнено деление.

– Предлагаю одному из  вас  стать учителем.

– Объясните, как выполнено деление:

7395 : 3

– Что необходимо, чтобы правильно выполнить деление?

– Определим шаги алгоритма деления многозначных чисел на однозначное.

Слайд №3 Алгоритм



– Деление трёхзначного числа на однозначное.




– Составить алгоритм.


У доски ученик объясняет



















 


(Работа в парах.)


На  доске, закрытой для класса, вызванные  учителем ученики также выполняют деление.)

1-й шаг.  Выделяем первое неполное делимое.

2-й шаг.  Определим количество цифр в записи частного.

3-й шаг.  Делением находим цифру частного.

4-й шаг.  Умножаем, узнаём, сколько разделим.

5-й шаг.  Вычитаем, находим остаток.

6-й шаг.  Остаток сравниваем с делителем.

7-й шаг.  Берём цифру следующего разряда. Выполняем деление до цифры последнего разряда.

V. Первичное закрепление.

Ц е л ь: проговаривание нового знания и запись в виде опорного сигнала (№ 389, с. 7).

Выполняем на доске деление с устным объяснением:  9522 : 6.

– У кого возникли вопросы или затруднения?

– А хотите сами попробовать выполнить деление?

– Решаете, объясняете друг другу. Помогаете.

– Проверяем. Такой ли получили результат?

– Кто сомневался? Какие трудности возникли?

– Что помогало выполнить деление верно?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VI. Включение в систему знания и повторения.

Цель: использование  полученных  навыков при решении задачи.

Решение задачи (в тетради с  печатной основой, № 2, с. 56).

VII. Самостоятельная работа.

Цель: проверить первичное усвоение темы.

– Попробуйте выбрать задание, с которым, вы считаете,  справитесь.

1) Тетрадь с печатной основой, № 23, с. 57.

2) Работа с карточками.

– Проверим  решение с доски.

– Что ещё предстоит  нам сделать?

VIII. Итог урока.

– Какую  цель вы перед собой ставили на уроке?

– Удалось её решить?

– Каким способом?

– Что ещё предстоит сделать?

– Давайте оценим выполненную вами  работу.  Определите качество своего успеха.

Розовый цветок – я доволен, у меня всё получилось.

Жёлтый цветок – я доволен, мне было интересно, но требовалась помощь.

Синий цветок – мне было всё равно, ничего не понял.

– Посмотрите на доску, какой у нас получился тёплый букет успеха.

Слайд № 4

– Спасибо всем за урок.

Домашнее задание.






Разбор задачи ведёт ученик.

Запись решения в тетради и на доске.






Самостоятельное выполнение задания по выбору.












(Ребята выбирают цветочки по «цвету»  своего успеха и прикрепляют  на доске, «ставя»  в вазу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Технологическая карта конспекта по русскому языку во 2 классе по теме: « Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова» Программа «Перспективная начальная школа»...

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе: «Гармония» Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»

Открытый урок русского языка во 2 классепо программе: «Гармония»Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»...

Урок русского языка 2 класс умк "Гармония" по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок закрепления материала в нетрадиционной форме...

Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Гармония" по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"

Презентация разработана к уроку русского языка по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"...

Урок русского языка во 2 классе с мультимедийной презентацией."Повторение. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Урок обеспечивает продолжение достижения универсальных учебных действий: собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать результа...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...