Урок по развитию речи в 1 классе по теме "Практическое ознакомление с синонимами".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Захарова Оксана Николаевна

урок по развитию речи в 1 классе по теме "Практическое ознакомление с синонимами"

практическое ознакомление детей с выразительными средствами русского языка : синонимами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в 1 классе266.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по развитию речи в 1 классе

Тема: « Практическое ознакомление с синонимами»

учитель :Захарова Оксана Николаевна

Цель урока: 

  1. образовательные:
  • Практическое ознакомление  детей с выразительными средствами русского языка: синонимами.
  • закрепить знания учащихся об изученных буквах;
  • закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слова;
  • продолжить формировать умения работать с текстом;
  • формировать творческую активность учащихся
  1. воспитательные :
  • воспитывать аккуратность, усидчивость,
  • любовь и уважение к русскому языку;
  1. развивающие: 
  • развивать каллиграфические навыки,
  • развивать орфографическую зоркость,
  • развивать и обогащать речь учащихся;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование: доска, рабочая тетрадь,  карточки со словами, деформированное предложение,

 интерактивная доска,  проектор.

Словарь Ожигова, Красная книга, презентация «Подснежники»

Ход  урока

  1. Целеполагание.

Приветствие

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

2. Актуализация знаний 

- Мы отправляемся на прогулку в сказочный  лес . А в какой лес? Ответив на этот вопрос, мы сможем, отгадав загадку

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой,

Взмахнет,
В лесу подснежник,
Расцветет
.                  Весна

- Что такое весна?                                (на интерактивной доске –слово весна )

-Назовите слоги с мягкими согласными звуками.

- Какие гласные  буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?

1 группа детей записывает слоги со звуком  ( в)

2 группа детей записывает слоги со звуком ( н)

- В ходе нашего путешествия  мы  составим весеннюю картину.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

-Запишите слово ВЕСНА, поставьте ударение, разделите на слоги

-образуйте однокоренные слова (веснушки, весняночка, вёсны)

 Запись слова с проверочным и  выделение корня.

-О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад).

-«Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река).

Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро)

-Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

-Молодцы, а на нашей картине ярко засияло солнышко.

3.Организация деятельности по достижении цели 

      -Назовите весенние месяцы :

 -    Да! С марта весна открывается .

Март          Апрель                 Май

-Найдём каждому слову подходящую табличку.

- На Руси у месяцев  были свои названия

- Подумайте и объедините пары слов по общему признаку.

МАРТ-                      ПРОТАЛЬНИК, КАПЕЛЬНИК

АПРЕЛЬ-                   ЦВЕТЕНЬ, РУЧЕЙНИК

МАЙ-                       ТРАВНИК

- А почему так называли месяцы?

- Это слова близкие по значению, а  называются  - СИНОНИМАМИ                   

-В ходе нашей работы во время урока мы должны ответить, 

            Для чего в нашей речи нужны СИНОНИМЫ?

- Вот и проталинки появились на картине.

4. Физминутка

На весеннюю лужайку

Дружно дети выбегайте

По дорожке прыг да скок

С бугорка на бугорок

Развернулись влево, вправо,

Вот фиалка засинела.

Повернулись все кругом,

Под подснежник под кустом.

Наклонились до земли,

Гиацинты мы нашли.

Помахали все цветами

И бегом вернулись к маме.

б) Отгадайте загадку:

Из под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает                     (ПОДСНЕЖНИК)

                   

- Что вы знаете об этом цветке?

Значение слова по СЛОВАРЮ  ОЖИГОВА  ПРЕЗЕНТАЦИЯ (показ картин подснежников)

-  Подснежники  занесены в Красную книгу, их надо охранять, оберегать.(показ красной книги)

-Запишите слово подснежники , выделите опасные места,   подберите             родственные слова , ( снег, снеговик, )

- какие части слова помогли в образовании слова подснежник?

-Выделите их.

-А как называю первые  весенние цветы? .

ПЕРВОЦВЕТЫ

ПЕРВОВЕСТНИКИ                                        

ПРОТАЛЬНИКИ

-Как называются слова близкие по значению?

- Кто уже догадался,  для чего в нашей речи нужны  СИНОНИМЫ?

5. Деформированное предложение

- Ребята, а чем слово отличается от предложения?  ( Слова связаны по смыслу, законченная мысль)

Составьте из слов предложение. У каждого на партах  листочки.

-Составить предложения и списать с печатного текста,

ПОДСНЕЖНИКИ ЗАЦВЕЛИ НА ПОЛЯНКАХ ГОЛУБЫЕ   (Слайд)

- И на нашей картине появились подснежники.

6.  Итоги урока.

-Вот мы и составили весеннюю картину                                                  

   ВЕСНА

   ранняя

т

тёплая

ТЁПЛАЯ ЛАСКОВАЯ ДОБРАЯ

Здравствуй солнышко лучистое,
Здравствуй лучик золотой
Здравствуй ты, здравствуй я,
Здравствуй, Родина моя.

- Мы составили один из уголочков  нашей Родины.

-Подберите синонимы к слову Родина.

-Какие слова называются  синонимами?

- Для чего мы используем в нашей речи СИНОНИМЫ?

- Составьте  предложения по нашей картине,  используя  эти  слова.

Оцените свою работу на уроке?  Перед вами 3 цвета подснежников . Если у вас всё получалась на уроке, то выберите цветок – жёлтый. Если не всегда всё получалось – белый, а  испытывали трудность – голубой.

-  Чем    запомнился  урок?

- Большое спасибо за работу на уроке. Я очень рада, что у меня есть такие хорошие и умные помощники.

И последнее задание . Из букв составьте  слово, которое относится к каждому из вас.

- Спасибо! Я благодарю вас за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Урок по развитию речи 2 класс, программа 8 вида.Тема: Транспорт "Машины-помощники"

Урок содержит материал для учащихся, обучающихся по программе 8 вида коррекционной школы....

Урок по развитию речи.2 класс Перспективная начальная школа.

Данная презентация разработана к уроку по развитию речи для 2 класса по программе Перспективная начальная школа .Цели: познакомить учащихся с творчеством Рылова А....

Урок по развитию речи 3 класс "Грач.Скворец"

САМОАНАЛИЗ УРОКА Учитель: Печенкина Любовь ЮрьевнаДата: 26.04.13г.Класс: 3Предмет: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.Тема:  Грач, скворе...

Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....

Конспект урока по развитию речи (в классе со сложной структурой дефекта) на тему: "Профессии"

Данный конспект составлен с учетом возможностей учащихся со сложной структурой дефекта....