Урок обобщения знаний. Путешествие в страну "Руссляндию"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) на тему
Урок обобщения знаний.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «РУССЛЯНДИЮ»
Цели: прививать любовь к русскому языку; формировать интерес к происхождению русского языка, русских слов, к чтению книг русских авторов; учить бережному отношению к книге.
Ход урока-путешествия
Сегодня первый урок будет посвящен самому важному – это русскому языку. Мы узнаем много интересного о русском языке, его происхождении, а также, почему мы так говорим.
Знакомство с русским языком мы начнем с путешествия. А на чём? Это вы узнаете, разгадав кроссворд (кроссворд-презентация «Сложные слова») САМОЛЁТЕ. Но для этого нам нужны лекарственные растения для нашей медицинской аптечки. Собрав аптечку и сложив первые буквы в названиях лекарственных растений, вы узнаете, как будет называться самолёт.
1. Это высокое растение с яркими цветами, можно увидеть на опушках леса, на полянах. У него двойное имя. Одно из них дано за то, что из его листьев приготавливают чай. (Иван-чай)
2. Ветвистый кустарник высотой до 2 м с душистыми листьями. Плод - многосемянная ягода черного и красного цвета. Цветет в мае-июне, плодоносит в июле-августе. (Смородина)
3. Эта болотная ягода может заменить лимон. (Клюква)
4. Родина следующего растения — Африка. В народе его называют столетником и разводят как комнатный цветок. (Алоэ)
5. Народное название: круглый огурец. Родина - Америка. Применяют крупные белые семечки. (Тыква)
6. Полукустарник с ползучими, шиповатыми, покрытыми белым налетом побегами. Листья тройчатые, с ромбически-яйцевидными листочками. Цветки белые, с многими тычинками и пестиками, собраны в щитовидные кисти. Плоды — черные с сизым налетом, сборные костянки. (Ежевика)
7. Это растение растет на пустырях, вблизи жилья, по обочинам дорог, окраинам полей, на сорных местах и среди кустарников. Оно имеет большие, широкие листья. Как лекарство используют корень и сам лист. (Лопух)
8. Последняя буква в названии корабля не имеет звука. (ь) ИСКАТЕЛЬ
В мире есть очень много языков и наречий: английский, немецкий, украинский, белорусский.… Для нас с вами родным является русский язык. Среди вас есть ученики, для которых русский язык является иностранным. А какой язык для вас является родным? Все, кто живет в России и обучается в школе, институте, говорит на русском языке. И книги мы с вами читаем на русском языке. И при этом мы пользуемся литературным русским языком.
О русском языке писали поэты многих национальностей. Послушайте стихотворение украинского поэта Ростислава Братунь.
Я с детских лет язык России По сказкам Пушкина учил Он свет мечты неугасимой Навек мне в сердце поселил. Львов утопал в осенней ночи, И дождь, и снег, и мрак густой… Мне виделись Татьянины очи, Полтавы полдень золотой… Олег дружинников сзывает. В бой Пугачев ведет людей, | Волшебной сказкой озаряет Мне детство Пушкин – чародей. А “буря мглою небо кроет…”, Но солнце – верилось – взойдет… День брезжит новою зарею – К нам Русь на выручку идет! Та книга до сих пор со мною, Меня отец учил по ней Любить Россию всей душою, Ее язык, ее людей. |
В народе издавна говорят: “Грамота – второй язык”. Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность трудового народа заключены в этой меткой пословице.
Простые люди в царской России мечтали об умении читать и писать. Тянулись к знаниям. Прекрасно понимая, что “без грамоты, как без свечки в потемках” и что “ученье – свет, а неученье - тьма”. Но народные мечты долгое время оставались мечтами.
В наши дни грамотность стала всеобщей.
В нашей стране для всех открыт широкий доступ к просвещению и культуре. Право всех граждан на образование закреплено Конституцией РФ.
Когда говорят грамотный человек. То всем понятно, что речь идет о человеке, умеющем читать и писать. Но как понять:
-грамотный инженер (обладающий необходимыми сведениями, знаниями в определенной области),
-грамотное сочинение (не содержащее грамматических и стилистических ошибок),
-грамотный чертеж (выполненный со знанием дела),
-грамотный ученик (умеющий грамматически правильно писать и говорить)?
- Какую роль в письменном общении играет почерк?
СКАЗКА «О грамоте и больной ноге»
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
- Нет, не могу. Нога болит, - ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.
- Объясните пословицу «Писать – то я пишу, а читать в лавочку ношу».
НАГРАЖДЕНИЕ ЛУЧШИХ «ПИСЦОВ»
- Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?
Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка. На стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с 7 часов утра и продолжались до самого вечера (с 2-х часовым обеденным перерывом).
Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”.
Как церковный грамотей в старину учил детей
В старину учились дети - Их учил церковный дьяк,- Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В – как Веди, Г – Глаголь. И учитель для науки По субботам их порол. Вот такой чудной в начале Наша грамота была! Вот каким пером писали – Из гусиного пера! | Этот нож не без причины Назывался “перочинным”: Очиняли им перо, Если не было остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. |
1. Как и кто обучал детей грамоте в старину?
2. Почему “трудно грамота давалась нашим предкам в старину”?
3. Что это за перья “из гусиного крыла”?
4. Почему нож назывался “перочинным”?
5. Кому не полагалось учиться?
Основной фонд нашего языка – это исконно русские слова. По подсчетам ученых, они “составляют более 90% слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке”.
Среди исконно русской лексики различают:
общеславянские слова;
древнерусские и
собственно русские слова.
Как известно, слова с противоположным смыслом называются … антонимы. Антонимы употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления.
-Подберите антонимы:
Низкий –
Правая –
Ученье –
Сытый –
Добрый –
Здоровый –
Черный -
Нашего -
Старые -
Веселые -
Грустно –
Как известно, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются … омонимы.
Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Определить их точное значение можно только при помощи ударения.
Например: мукА – мУка, прИстань – пристАнь.
- Приведите свои примеры.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:
Всё из рук валится – не клеится, не работается
Голыми руками взять – легко одолеть
Дать по рукам – наказать, отучить
Дать руку на отсечение – поручиться
Как без рук – беспомощно
Мастер на все руки – умелец
Подать руку – помочь
К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, крылатые выражения.
Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они появились еще в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал, отшлифовывал художественную силу и выразительность пословиц и поговорок.
Существует много пословиц о книгах. “Кто много читает, том много и знает”, - говорит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей родине, о лучших ее людях, учат разбираться в них.
Мы читаем книги, которые позволяют нам стать грамотными людьми, а это позволит нам осознанно выбрать профессию, когда мы станем взрослыми людьми.
Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, много пословиц и о том, что чтение лучшее учение.
- А кто из вас знает на эту тему пословицы?
Игра “Кто быстрее соберет пословицу”.
Конкурс “Гора пословиц”.
- Этот конкурс состоит из двух частей. Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу, поднимаете руки, когда будет готово. Затем нужно прочитать ее хором и объяснить смысл.
- В доме ни одной книжки – плохи у хозяина детишки.
- Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
- Будешь книги читать – будешь все знать.
- Книга книгой, а своим умом двигай.
- Книги читай, а о деле не забывай.
Конкурс “Загадки в пословицах и поговорках”.*
- Отгадай загадку по пословицам и поговоркам:
Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет.
Они – зеркало души.
У семи нянек дитя без него.
За чужой щекой он не болит.
Дареному коню в них не смотрят.
Ему не прикажешь.
Без него и трава не растет.
Он и железо рвет и на лету птицу бьет.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы узнали на уроке? Какие изученные на уроках русского языка темы помогли вам в этом путешествии?
Примерные групповые задания
СОСТАВЬ ПОГОВОРКУ
владеет мал да всем язык, телом
- Как и кто обучал детей грамоте в старину?
- Почему “трудно грамота давалась нашим предкам в старину”?
- Что это за перья “из гусиного крыла”?
- Почему нож назывался “перочинным”?
- Кому не полагалось учиться?
ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ – ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА
Старые -
Веселые -
Грустно –
Белый -
ОБЪЯСНИ
Мастер на все руки –
Подать руку помощи–
Отгадай загадку по пословицам и поговоркам:
У семи нянек дитя без него.
Дареному коню в них не смотрят.
СОСТАВЬ ПОГОВОРКУ
языком, не делом торопись спеши
Как и кто обучал детей грамоте в старину?
- Почему “трудно грамота давалась нашим предкам в старину”?
- Что это за перья “из гусиного крыла”?
- Почему нож назывался “перочинным”?
- Кому не полагалось учиться?
ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ – ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА
Низкий –
Правая –
Ученье –
Сытый –
ОБЪЯСНИ
Всё из рук валится–
Голыми руками взять –
Отгадай загадку по пословицам и поговоркам:
Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет.
За чужой щекой он не болит.
СОСТАВЬ ПОГОВОРКУ
языка русского без не сапога сколотишь и
- Как и кто обучал детей грамоте в старину?
- Почему “трудно грамота давалась нашим предкам в старину”?
- Что это за перья “из гусиного крыла”?
- Почему нож назывался “перочинным”?
- Кому не полагалось учиться?
ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ – ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА
Добрый –
Здоровый –
Черный -
Нашего -
ОБЪЯСНИ
Дать руку на отсечение –
Как без рук –
Отгадай загадку по пословицам и поговоркам:
Они – зеркало души.
Ему не прикажешь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Сложные слова" | 531.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе Б. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"Урок - презентация состоит из 3 частей. Каждая часть продолжение урока. Интересные виды работы. Физминутка для глаз....
Урок обобщения знаний по теме "Глагол. Повторение, обобщение изученного" 4 класс
Подробный конспект урока, презентация к уроку, индивидуальные раздаточные карточки, поезд-домино (локомотив + вагоны) и глаголы-исключения,(для каждой пары учеников),тест, рейтингова...
Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23
Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи".
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи". На этом уроке идёт обобщение и систематизация полученных знаний о глаголе, совершен...
Урок русского языка в 4 классе Урок обобщение знаний
ТЕМА. Повторение изученного материала.Цели: - обобщить знания, усвоенные учащимися в процессе изученияотдельных тем;- установить связи между ними;- развивать умение применять знания при решении разноо...
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: « Обобщение знаний о глаголе». Совершенствование комплекса формируемых умений.
Цели урока:Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; отрабатывать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильн...
Урок обобщения знаний Тема: «Обобщение по теме « Склонение имён существительных»
На этом уроке были поставлены учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формирование умения работать статичных парах группах в режиме интер...