Рабочая программа. Обучение грамоте. ( УМК "Начальная школа ХХI век")
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа. Обучение грамоте. ( УМК "Начальная школа ХХI век")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_1_kl_uud_21vekposlednyaya_versiya.docx | 96.01 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по русскому языку Л.Е. Журовой, С.В. Иванова концепции «Начальная школа XXІ века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова
В 1 классе на курс «Русский язык» отведено 165 часов. В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (5 часов в неделю) и обеспечивается учебником «Букварь», часть 1 (авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова), прописями №1,2,3 (автор Безруких М.М.) Во втором полугодии – учебником «Русский язык» (авторы С.И. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова), рабочими тетрадями №1,2. Обучение по учебнику «Русский язык» начинается после окончания знакомства с буквами в курсе «Обучение грамоте» («Букварь», часть 1).
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения Концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений грамотного и безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьников, его интереса к языку и речевому творчеству.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, формируем у детей научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое мышление, представляем родной язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки, безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (тренинге)
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль.
Работа по развитию речи учащихся строится с учётом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств, исходя из условий речевой ситуации. Поэтому, программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировка различных текстов.
В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определённого вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». При этом в рамках урока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определённого учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Такое структурирование текста позволяет: - успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; - решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; - сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознаёт, что и с какой целью он выполняет; - избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие понятия и законы не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся, материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 1 класса.
Должны знать: - все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное различие Должны уметь: - называть, приводить примеры звуков гласных, согласных мягких, твердых; - слов, называющих предметы; - различать звуки и буквы; звук, слог, слово; слово и предложение. - выделять предложение и слово из речевого потока; - проводить звуковой анализ, строить модели звукового состава 4-5 звуковых слов; - правильно писать «чу-щу», «ча-ща», «жи-ши»; - писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных; - ставить точку в конце предложения;- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова простые предложения.
2.Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Название раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГС ОО | УУД | Требования к уровню подготовки обучающихся. | Дата | |
по плану | по факту | ||||||||
1 | Добукварный период | Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка на странице прописей. (с.4-7) | 1 | Знакомство с новым предметом, с прописями. Выработка ориентации на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Коллективная работа над алгоритмом действия. | -установление причинно-следственных связей, | Уметь выполнять гигиенические правила при письме; ориентироваться в прописи; проводить линии в заданном направлении | |||
2 | Проведение линий от определенной точки в заданном направлении (с.8-9) | 1 | Проведение линий от определенной точки в заданном направлении. | - развитие знаково-символических действий, | Уметь ориентироваться на нелинованной бумаге | ||||
3 | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. (Б. с.8, П. с.10) | 1 | Составление рассказа по картинкам. Отработка способа действия. Проведение линий в заданном направлении. | - моделирование. | Уметь ориентироваться в пространстве и в рабочей тетради, проводить линии от точки в заданном направлении | ||||
4 | Введение понятия «слово». (Б.с.9, П. с.11) | 1 | Введение понятия «слово», обозначение каждого слова полоской. Усвоение различий между предметом и обозначающим его словом. Классификация предметов: грибы съедобные и несъедобные (мухомор, подосиновик, лисичка, бледная поганка, боровик, маслёнок). | -анализ, | Уметь разделять понятия «слово» и «предмет»; классифицировать предметы по признакам. Знать отличие предложения от слова; правила посадки при письме | ||||
5 | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Тренировка в проведении вертикальных параллельных линий (с.12-13) | 1 | Называние каждого (любого) предмета на рисунках словом (слова обозначаются полосками). Ориентировка в понятиях «слева», «справа», «вверх», «вниз». Проведение вертикальных параллельных и непараллельных линий. | - развитие знаково-символических действий, | Уметь ориентироваться в понятиях: «слева», «справа», «вверх», «вниз», проводить параллельные и непараллельные линии | ||||
6 | Тренировка в проведении наклонных параллельных линий. (с.14-15) | 1 | Обозначение предложений полосками. Выявление сходства и различия в объектах. Тренировка в проведении наклонных параллельных линий. | -установление причинно-следственных связей, | Знать понятия «вверху», «внизу», «вправо», «влево», «центр» Уметь проводить прямые и наклонные параллельные линии от заданных точек; соблюдать гигиенические правила при письме | ||||
7 | Тренировка в проведении наклонных параллельных линий. (с.16-17) | 1 | Деление предложения на слова. Классификация предметов по заданному признаку (подбор пар слов по первому звуку: пальто-панама, шапка-шорты, варежки-валенки, босоножки-ботинки; зимние и летние вещи; головные уборы, предметы, которые носят парами). Тренировка в проведении наклонных параллельных линий. | -установление причинно-следственных связей, | Уметь проводить наклонные параллельные линии, делить предложения на слова | ||||
8 | Знакомство со схемой звукового состава слова. Проведение параллельных линий. (Б.с.16, П. с.18) | 1 | Проведение звукового анализа слова «ау». Знакомство со схемой звукового состава слова Нахождение места звуков [у], [а] в словах (под ударением). Тренировка в проведении наклонных параллельных линий. | -сравнение, -анализ, | Знать схему звукового анализа слова. Уметь проводить звуковой анализ слова; проводить параллельные линии | ||||
9 | Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове. (Б.с.17, П. с.19) | 1 | Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове и сравнение этих звуков. Проведение параллельных линий. | -установление причинно-следственных связей, | Уметь интонационно выделять заданный звук в слове; сравнивать слова по звуковой структуре | ||||
10 | Знакомство с рабочей строкой. Проведение полуовалов. (с.20-21) | 1 | Ознакомить с рабочей строкой. Тренировка в свободном продвижении руки вдоль страницы. Проведение полуовалов. | -анализ, | Уметь ориентироваться в рабочей тетради, на рабочей строке; писать верхние и нижние полуовалы на рабочей строке | ||||
11 | Сравнение слов по звуковой структуре. Проведение полуовалов. Ориентировка на рабочей строке. (с.22-23) | 1 | Сравнение слов по звуковой структуре. Игра «Назови слово» со звуком [р], [р']. Проведение полуовалов. Ориентировка на рабочей строке. | -сравнение, | Уметь ориентироваться на рабочей строке; называть слова со звуками [р'], [р]; писать левые и правые полуовалы | ||||
12 | Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Проведение овалов. Проведение заданных линий на рабочей строке (с.24-25) | 1 | Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре. Подбор слов к схемам. Проведение овалов. Отработка умения находить середину надстрочного пространства. Проведение заданных линий на рабочей строке. | -анализ, -сравнение, | Уметь проводить звуковой анализ слова; подбирать слова к схемам; анализировать звуковой состав слова; проводить заданные линии на рабочей строке; писать овалы | ||||
13 | Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре Проведение овалов. Проведение заданных линий на рабочей строке (Б.с. 25, П. с.26, рез.с.33) | 1 | Звуковой анализ слов. Сравнение этих слов по звуковой структуре. Игра «Придумай слово» со звуками [л], [л']. Проведение овалов. Проведение заданных линий на рабочей строке | -анализ, -сравнение, | Уметь проводить звуковой анализ слова; писать овалы и заданные линии на рабочей строке | ||||
14 | Развитие свободы движения руки. Проведение линий сложной траектории(Б.с. 26, П. с.27) | 1 | Поиск звуков [л], [л'] в словах-названиях картинок. Проведение линий сложной траектории | -анализ, -сравнение, | Уметь интонационно выделять в слове искомый звук; проводить линии сложной траектории | ||||
15 | Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. Различение овалов и кругов. Прописывание на рабочей строке элементов букв.(с.28-29) | 1 | Звуковой анализ слова «сани». Поиск гласных звуков и их обозначение в схеме звукового состава. Различение овалов и кругов. Прописывание на рабочей строке элементов букв. | -анализ, -сравнение, | Знать различие между овалом и кругом. Уметь различать гласные звуки и обозначать их в схеме; прописывать на рабочей строке элементы букв | ||||
16 | Буквар ный период | Письмо заглавной и строчной буквы «А, а». (с.34-35) | 1 | Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «А, а». Тренировка в написании букв. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Различать понятия «звук» и «буква». Знать правило обозначения [а] после твердых согласных | |||
17 | Прописывание элементов букв на рабочей строке. (с.30-31, резерв с. 33-34) | 1 | Прописывание на рабочей строке элементов букв. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие | Уметь прописывать на рабочей строке элементы букв | ||||
18 | Знакомство с буквой «Я, я». Письмо заглавной буквы «Я» (Б. с.32, П. с.36) | 1 | Звуковой анализ слов: «пять», «дыня», «мяч». Разгадывание кроссворда. Поэлементный анализ заглавной буквы «Я» | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать букву Я. Уметь находить букву Я в словах; писать заглавную букву Я | ||||
19 | Письмо строчной буквы « я».(с.37) | 1 | Поэлементный анализ строчной буквы « я». Тренировка в написании букв. Выбор и запись недостающей буквы с опорой на звуковую модель слова | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь писать строчную букву я; самостоятельно выбирать и записывать недостающую букву | ||||
20 | Закрепление правил обозначения звука [а] буквами. (с.38-39) | 1 | Обозначение звука [а] буквами. Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать правило обозначения звуков [й'а] буквой я; написание изученных букв. Уметь производить звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными; вписывать буквы с опорой на звуковые модели слов; соотносить печатные и письменные гласные буквы | ||||
21 | Письмо заглавной и строчной буквы «О, о». (с.40-41) | 1 | Тренировка в написании букв «О,о». Сопоставление строчных букв «а - о». Выбор и запись недостающей буквы. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать написание буквы О,о. Уметь записывать недостающие буквы в словах | ||||
22 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ё, ё». (с.42-43) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ё, ё». Тренировка в написании букв. Повторение изученных букв. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь правильно писать заглавную и строчную букву Ё, ё; | ||||
23 | Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]). (Б. с.40, П. с.44) | 1 | Звуковой анализ слов «ёжик», «ёлка», «ёлки». Разгадывание кроссворда. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Сравнение рассказов на с.33 и 41 | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать об обозначении буквы Ё в начале слова звуками [й'а]. Уметь воспроизводить это правило, применять его | ||||
24 | Закрепление правил обозначение звуков [о] и [а] буквами. (Б. с.41, П. с.45) | 1 | Тренировка в написании букв. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать изученные буквы. Уметь писать изученные буквы; вписывать их с опорой на звуковые модели слов | ||||
25 | Письмо заглавной и строчной буквы «У,у». (с.46-47) | 1 | Сравнение слов «утка», «утята». Соотнесение схем со словами. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «У, у». Тренировка в написании букв. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать какие буквы пишутся после твёрдых и мягких согласных звуков | ||||
26 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю». (с.48-48) | 1 | Определение положения звука [у] в слове. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ю, ю». Тренировка в написании букв. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь рассуждать о значениийотированных гласных звуковсв начале слова, о том, что наличие звука [й'] в слове и на письме указывают йотированные буквы ё,я,ю | ||||
27 | Закрепление правил обозначения звуков [у], [о] и [а] буквами. (с.50-51) | 1 | Письмо изученных букв. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели слов. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о соотношении букв и звуков в словах с йотированными гласными | ||||
28 | Знакомство с буквой «Э, э», письмо заглавной буквы «Э» (Б. с.48. П. с.52) | 1 | Звуковой анализ слов «экран», «эхо». Чтение стихотворения хорошо читающими детьми. Разгадывание кроссворда (для сильных учеников). Поэлементный анализ заглавной буквы «Э» | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать правило написания гласных букв после твёрдых согласных | ||||
29 | Письмо строчной буквы « э». (Б. с.49. П. с.53) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Э, э». Отработка написания изученных букв. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать изученные буквы. Уметь писать изученные буквы | ||||
30 | Письмо заглавной и строчной буквы «Е, е». (с.54-55) | 1 | Соотнесение схем с гласными буквами со словами. Соотнесение звуковых моделей со словами-названиями картинок (для сильных учеников). Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Е, е».Тренировка в написании букв. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь обобщать правило обозначения мягкости согласных звуков | ||||
31 | Закрепление правил обозначение гласных звуков буквами. Письмо изученных букв. (с.56-57) | 1 | Тренировка в написании букв. Установление закономерности в расположении букв в ряду. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели слов. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь устанавливать закономерность в расположении букв в ряду; вписывать пропущенные буквы с опорой на звуковые модели слов | ||||
32 | Письмо строчной буквы «ы». (с.58-59) | 1 | Поэлементный анализ строчной буквы «ы».Тренировка в написании буквы. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь делать выводы о написании гласных букв после согласных | ||||
33 | Знакомство с буквой «И, и». Письмо заглавной буквы «И». (Б.с.56, П. с.60) | 1 | Звуковой анализ слов «флаги», «гиря». Поэлементный анализ заглавной буквы «И» | -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь применять правило обозначения мягкости согласных звуков, выполнять звуковой анализ слова | ||||
34 | Письмо строчной буквы «и». (Б. с.57, П. с.61) | 1 | Определение положения звука [и] в слове. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «И, и».Тренировка в написании букв. Сопоставление строчных букв «и -у». | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь применять правило обозначения мягкости согласных звуков | ||||
35 | Отработка написания изученных букв. (с.62) | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв. Обозначение гласных звуков в словах буквами. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь писать изученные буквы; составлять звуковые модели изученных слов и анализировать их | ||||
36 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. (с.63) | 1 | Упражнение на повторение правила написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Отработка написания изученных букв. | -анализ, -сравнение, | Знать правило написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Уметь преобразовывать звуковую схему слова | ||||
37 | Письмо заглавной и строчной буквы «М, м». (с.4-5) 2часть | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «М, м». Тренировка в написании букв. Письмо слогов и слов. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. Запись слов в соответствии с последовательностью моделей. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь различать понятия «слово» и «слог». Знать правило написания заглавных букв в именах | ||||
38 | Знакомство с буквой «Н, н». Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». (Б. с.64. П.с.8-9) | 1 | Звуковой анализ слов «нос», «нитки». Отработка способа чтения прямых слогов с буквой «н» с использованием пособия «окошечки». Составление словосочетаний с местоимениями «он», «она», «оно», «они». Чтение слогов, слов и текстов (дифференцированная работа). | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь составлять словосочетания с местоимениями, понимать и объяснять звуковую структуру слова | ||||
39 | Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами (Б. с.65, П. с.10-11) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Н, н». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Н, н» и «Ю, ю». Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь понимать и объяснять звуковую структуру слова, писать заглавной и строчной буквы «Н, н», сравнивать написания бекв | ||||
40 | Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». Письмо слогов, слов. (с.12-13) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Р, р». Тренировка в написании букв. Письмо слогов, слов, предложений. Сопоставление слов, написанных печатным и письменным шрифтом. Составление и запись слов. Запись слов в соответствии с заданными моделями. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать правильно названия букв м,н,р; правило написания заглавной буквы в именах, названиях городов | ||||
41 | Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л». (с.16-17) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Л, л». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Л, л» и «М, м». Дифференциация букв «л» - «м», «л» - «р». Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь правильно называть букву «эль»; видеть сходства и различия в звуковых моделях слова | ||||
42 | Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й». (с.20-21) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Й, й». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Й, й» и «И, и». Письмо слогов, слов, предложений. Запись слов в соответствии с заданными моделями | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь составлять и записывать слова из наборов букв; выполнять запись слов в соответствии с моделями | ||||
43 | Введение понятия «слог». (Б. с.74-75, П. с.24-25) | 1 | Деление слов на слоги. Определение слов, состоящих из одного слога. Чтение слов, предложений. Чтение хорошо читающими учениками рассказа Г.Цыферова «Как цыплёнок рисовал». | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать понятие «слог» Уметь делить слова на слоги; определять слова, состоящие из одного слога; читать слова, предложения | ||||
44 | Отработка написания изученных букв. (Б. с.76, П. с.26-27) | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв. Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Запись слов к нужной слоговой схеме. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь писать изученные буквы; преобразовывать печатный шрифт в письменный; записывать слова по слоговой схеме. | ||||
45 | Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г». (с.28-31) | 1 | Отработка умения определять место ударения в слове. Соотнесение слова (название рисунка) со слогоударной схемой слова. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Г, г». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Г, г» и «Р, р». Письмо слов, предложений. Запись слов в соответствии с заданными моделями. Восстановление деформированных предложений. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь давать характеристику согласных звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости, ставить ударение в слове | ||||
46 | Письмо заглавной и строчной буквы «К, к». (с.32-35) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «К, к». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение и запись слов по образцу. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь правильно называть букву «ка»; производить полный звуковой анализ | ||||
47 | Дифференциация букв «Г, г» - «К, к». (с.36-39) | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Запись слов в порядке следования звуковых моделей. Работа с деформированными предложениями. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать парные согласные по глухости-звонкости. Уметь сопоставлять согласные звуки и отражать их характеристику в моделях слова | ||||
48 | Знакомство с буквой «З, з». Письмо заглавной буквы «З». (Б. с.88, П. с.40) | 1 | Звуковой анализ слов «зебра» и «замóк». Чтение слова «замóк» с изменением ударения: «зáмок», и определение лексического значения обоих слов. Чтение слогов по «окошечкам». Чтение слогов, слов, предложений. Поэлементный анализ заглавной буквы «З» | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь определять ударный слог; делить слова на слоги; читать слова с изменением ударения | ||||
49 | Письмо строчной буквы «з». (Б. с.89-90, П. с.41-43) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «З, з». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Составление и запись слов. Изменение и запись слов по образцу. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь составлять и записывать слова по модели Уметь давать полную характеристику звука; проводить сравнительный анализ слов и делать выводы | ||||
50 | Письмо заглавной и строчной буквы «С, с». (с.44-47) | 1 | Тренировка в написании заглавной и строчной буквы «С, с». Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Изменение и запись слов по образцу. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | |||||
51 | Дифференциация букв «З, з» - «С, с».(с.48-51) | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Вписывание нужной буквы. Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих звуковым моделям. Составление и запись текста. Работа над осознанностью записываемых предложений. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь сопостаслять по звонкости и шлухости согласные «з» и»с»; проводить классификацию слов с изученными звуками | ||||
52 | Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д». (с.52-55) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Д, д». Тренировка в написании букв. Сравнение строчных букв «д» - «у». Письмо слов, предложений. Запись слов в порядке следования звуковых моделей. Преобразование печатного шрифта в письменный. Составление и запись слов. Изменение и запись слов по образцу. Восстановление деформированных предложений | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, - моделирование. | Умение находить сходства и различия слов; выделять ударный слог в основе; делить слова на слоги; писать заглавную и строчную букву «Д,д» | ||||
53 | Знакомство с буквой «Т, т». Письмо заглавной буквы «Т». (Б. с.102-103, П. с.56) | 1 | Звуковой анализ слов «тигр», «труба». Чтение слогов, слов. Расшифровка «закодированных» слов: «актёр» -- «тёрка», «корт» -- «крот», «салат» -- «атлас» (лексическое значение слов: «корт», «атлас»), определение лексического значения слов («корт», «атлас»). Составление предложений. Чтение стихотворений Э.Мошковской «Я рисую», Н.Томилиной «Бегемот» и рассказа Н.Сладкова «Догадливый хомяк» хорошо читающими детьми. Поэлементный анализ заглавной буквы «Т, т». | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь проводить звуковой анализ слова; расшифровывать закодированные слова | ||||
54 | Письмо строчной буквы «т». Составление предложения из слов. (Б. с.104, П. с.57-59) | 1 | Поэлементный анализ строчной буквы «Т, т». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Восстановление деформированных предложений. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь писать изученные буквы | ||||
55 | Дифференциация букв «Д, д» - «Т, т». (с.4-7). 3 часть | 1 | Изменение слова в соответствии с изменением звуковой модели. Запись слов на нужной строчке в зависимости от наличия определенной буквы. Вписывание нужной буквы. Преобразование печатного шрифта в письменный. Письмо слов, предложений. Запись слов в порядке следования моделей. Составление словосочетаний. Самостоятельная запись слов. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь сопоставлять буквы Д-Т; проводить классификацию слов | ||||
56 | Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б». (с.8-11) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Б, б». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Дифференциация букв «Б, б» - «Д, д». Вписывание нужных букв. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь дифференцировать буквы Д-Б; определять ударный слог | ||||
57 | Письмо заглавной и строчной буквы «П, п». (с.12-15) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «П, п». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «П» - «Т», «П» - «Г», «п»-«т», «п»-«г».. Письмо слов, предложений. Дифференциация букв «Б, б» - «П, п». Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать правило определения количества слогов в слове. Уметь преобразовывать различные модели слов | ||||
58 | Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в». (Б. с.116, П. с.16-17) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «В, в». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Преобразование и запись слов в соответствии с заданием. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь проводить звуковой анализ слова | ||||
59 | Чтение и письмо слов, предложений. (Б. с.117-118, П. с.18-19) | 1 | Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Преобразование и запись слов в соответствии с заданием. | -анализ, -сравнение, | Знать правило определения количества слогов в слове. | ||||
60 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф». (с.20-23) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ф, ф». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Дифференциация букв «В, в» - «Ф, ф». Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Преобразование печатного шрифта в письменный. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь проводить сравнение звукового состава слова, количества слогов и мест ударения; обозначать букву в звуковой модели слова; сравнивать звуки [в]-[ф] по звонкости-глухости | ||||
61 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж». (с.24-27) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ж, ж». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетания «жи». Изменение слов по образцу, их запись. Преобразование печатного шрифта в письменный. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать правило написания гласных после шипящих в сочетании « жи». Уметь применять правило на практике | ||||
62 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш». (с.28-33) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ш, ш». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ш, ш» - «И, и». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетания «ши». Изменение слов по образцу, их запись. Дифференциация букв «Ж, ж» - «Ш, ш». Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Преобразование печатного шрифта в письменный. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать особенности звука [ш]; правила написания гласных после шипящих в сочетании « ши». Уметь применять правило на практике. | ||||
63 | Знакомство с буквой «Ч, ч». Письмо заглавной буквы «Ч». (Б. с.129-130, П. с.34) | 1 | Звуковой анализ слов «чайник», «спички». Выяснение особенностей звука [ч'] (звук [ч'] всегда мягкий согласный, у него нет мягкой пары). Поэлементный анализ заглавной буквы «Ч». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ч» - «У». Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча-чу. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать особенности звука [ч]; правила написания гласных после шипящих в сочетаниях «ча-чу ». Уметь применять правило на практике. | ||||
64 | Письмо строчной буквы «ч». (Б. с.131, П, с.35-37) | 1 | Поэлементный анализ и строчной буквы «ч». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетаний «ча», «чу». Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать особенности звука [ч]; правила написания гласных после шипящих в сочетаниях «ча-чу ». Уметь применять правило на практике. | ||||
65 | Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ». (с.38-41) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Щ, щ». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Щ, щ» - «Ш, ш». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетаний «ща», «щу». Вписывание нужных буквосочетаний. Преобразование печатного шрифта в письменный. Вписывание в предложения пропущенных слов. Запись слов в порядке следования звуковых моделей. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать особенности звука [щ]; правила написания гласных после шипящих в сочетаниях «ща-щу ». Уметь применять правило на практике. | ||||
66 | Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х». (с.42-45) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Х, х». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Х, х» - «Ж, ж». Письмо слов, предложений. Запись слов на нужной строчке. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих звуковой модели. Составление и запись слов. | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать различие согласных твёрдых и глухих. Уметь правильно называть буквы. | ||||
67 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц». (с.46-49) | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ц, ц». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ц, ц» - «Щ, щ», «ц» - «и». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Выбор и запись слов, соответствующих звуковой модели. Дифференциация букв «ц» - «ч» - «щ». | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Знать особенности звука [ц]. Уметь обозначать звук [ц] буквой. | ||||
68 | Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы «ь». (Б. с.142-143, П. с.50-51) | 1 | Чтение стихотворения Г.Сапгира. Знакомство с одной из функций мягкого знака: ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Чтение слов по моделям. Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение по таблице слов с использованием данных слогов. Чтение хорошо читающими детьми рассказа Г.Юдина «Отец и мать». | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать особенности буквы «ь». Уметь сопоставлять звуки по твёрдости-мягкости; писать букву «ь» | ||||
69 | Письмо строчной буквы «ь». (Б. с.144, П. с.52-53) | 1 | Тренировка в написании буквы «ь». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Отгадывание загадок. Списывание загадки. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь сопоставлять звуки по твёрдости-мягкости; писать букву «ь» | ||||
70 | Слова с разделительным мягким знаком. (с.54-57) | 1 | Письмо слов, предложений с «ь» - показателем мягкости согласных. Письмо слов с разделительным мягким знаком. Составление и запись слов. Вписывание в предложения пропущенных слов. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать основные функции «ь» (показатель мягкости и разделитель). Уметь различать функции на практике. | ||||
71 | Письмо строчной буквы «ъ». (с.58-61) | 1 | Тренировка в написании буквы «ъ». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. Вписывание нужных слов в стихотворение И. Токмаковой. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь различать на письме разделительные «ъ» и «ь» знаки | ||||
72 | Закрепление написания всех букв русского алфавита. (с.62-64) | 11 | Работа в прописях: Отгадывание и списывание загадок. Тренировка в написании всех букв на узкой строке. Работа с деформированными предложениями. Преобразование печатного шрифта в письменный. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать правила написания букв. Уметь писать все буквы алфавита | ||||
73 | Закрепление написания всех букв русского алфавита. (с.65, резерв) | 1 | Работа в прописях: Отработка написания предложений на узкой строке. Преобразование печатного шрифта в письменный. Списывание предложений. Запись рассказа | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать изученные правила правописания. Уметь писать все буквы алфавита; проводить звуковой анализ слов. | ||||
74 | Закрепление написания всех букв русского алфавита. | 1 | Работа в прописях: Отработка написания предложений на узкой строке. Преобразование печатного шрифта в письменный. Списывание предложений. Запись рассказа | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать изученные правила правописания. Уметь писать все буквы алфавита; проводить звуковой анализ слов. | ||||
75 | Повторение изученного: «Буквы и звуки русского алфавита» | 1 | - развитие знаково-символических действий, | ||||||
76-77 | Проверка техники чтения. Упражнение в письме. | 2 | - развитие знаково-символических действий, -анализ, | ||||||
78-79 | Послебукварный период | Язык как средство общения. Порядок действий при списывании. | 2 | Представление о языке как средстве общения. Общение посредством устной и письменной речи. Звуковой анализ, алгоритм списывания. | -анализ, - развитие знаково-символических действий, | Знать о значении речи, об алгоритме списывания. Уметь выполнять звуковой анализ слов. | |||
80-81 | Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения. | 2 | Рассмотрение ситуаций, связанных с выбором устной или письменной речи. Постановка знаков препинания в конце предложения. | -анализ, - развитие знаково-символических действий, | Знать о расстановке знаков препинания в конце предложений. | ||||
82-83 | Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений. Восклицательный знак в конце предложений. | 2 | Ситуация приветствия. Интонация предложения. | -анализ, - развитие знаково-символических действий, | Знать о восклицательной интонации и восклицательном знаке в предложении. Уметь проводить звуковой анализ слов. Знать о знаках завершения предложения. Уметь расставлять знаки завершения предложения; правильно писать имена собственные; задавать вопрос к словам, обозначающим предмет. | ||||
84-85 | Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании. | 2 | Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности. Звуковой анализ слов. | - развитие знаково-символических действий, | |||||
86-87 | Речевой этикет: слова просьбы, извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | 2 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | - развитие знаково-символических действий, -анализ, | |||||
88-89 | Речевой этикет: слова просьбы, благодарности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Знаки препинания в конце предложения. | 2 | Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения и отказа Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения | - развитие знаково-символических действий, -анализ, | Уметь расставлять знаки завершения предложения; изменять форму слова. | ||||
90-91 | Речевой этикет: ситуация знакомства. Имена собственные, их правописание. | 2 | Ситуация представления себя при знакомстве. Знакомство с нарицательными имена существительными. Составление словосочетаний. | -анализ, - развитие знаково-символических действий, | Знать об именах собственных и нарицательных. Уметь записывать имена собственные. | ||||
92-93 | Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при обращении. Правописание имен собственных. | 2 | Обсуждение проблемы: чем отличается речевое общение к сверстнику и взрослому? Запись имён, фамилий и отчеств. Заучивание алфавита, звуковой анализ слов | -анализ, - развитие знаково-символических действий, -сравнение, | Знать алфавит; правило написания имён существительных. Уметь составлять звуковую модель слова. | ||||
94-95 | Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Заглавная буква в именах собственных. | 2 | Использование речевых/языковых средств, позволяющих сообщить свой возраст и узнать его у собеседника. Письмо заглавных букв в именах собственных | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать речевые и языковые средства, позволяющие сообщить свой возраст и узнать его у собеседника. Уметь составлять и записывать предложения; писать заглавную букву в именах собственных. | ||||
96-97 | Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?» | 2 | Ситуация описания внешности. Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?»... | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь использовать слова, называющие признаки, для описания внешности. Знать о слогоударной схеме слов; правила написания имён, заголовков. Уметь писать имена, заголовки. Уметь соотносить слова с заданной моделью; использовать при описании кого-то или чего-то сравнения; ставить к словам вопросы; отличать восклицательные предложения от других. | ||||
98-99 | Описание внешности. Повторение слогоударных схем слов. | 2 | Ситуация описания внешности родных, друзей. Озаглавливание текста. Заглавная буква в именах собственных. Составление слогоударных схем слов | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | |||||
100-101 | Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «кто», «что», «какой?», «какая?» | 2 | Сравнения при описании внешности. Звуковой анализ, постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?» | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | |||||
102-103 | Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов. | 2 | Ситуации, в которых необходимо знание точного адреса (город, улица, дом, номер квартиры). Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов. Составление словосочетаний. | -анализ, - развитие знаково-символических действий, - моделирование. | Знать о правописании заглавной буквы в именах собственных. Уметь называть точный домашний адрес, записывать его на конверте Знать правила переноса слов, применять их. | ||||
104-105 | Письменная речь: оформление адреса на конверте. Правила переноса. | 2 | Написание адреса на конверте, открытке. Деление слов для переноса. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | |||||
106-107 | Письменная речь: оформление адреса на конверте. Правила переноса. Буквы Й, Ъ, Ь при переносе. | 2 | Беседа на тему: Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина) Упражнения в переносе слов, звуковой анализ слов. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать правила переноса слов; название своей малой родины и страны, в которой родился. Уметь проводить звуковой анализ, называть малую родину и страну, в которой родился. | ||||
108-109 | Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов. | 2 | Постановка вопросов к словам. Составление рассказов о месте, в котором живёшь. Развернутое толкование значения слова. Деление слов для переноса. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь задавать вопрос к слову. Знать правила переноса слов | ||||
110-111 | Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам. | 2 | Составление приглашения на экскурсию. Ударение, развернутое толкование значения слова. Подбор вопросов к словам | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о делении слов для переноса. Уметь выделять в словах ударение, ставить к слову вопрос | ||||
112-113 | Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы: «что делать?», «что делает?», «что делал?» | 2 | Беседа о профессиях родителей. Подбор слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»; наблюдение за этими словами Объяснение профессий | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о профессии родителей. Уметь находить слова, отвечающие на вопросы глаголов | ||||
114-115 | Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ в словах | 2 | Словесное описание характера человека. Подбор подходящих высказываний для выражения извинения | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о правописании гласных после шипящих. Уметь ставить вопрос к словам-действиям | ||||
116-117 | Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах | 2 | Роль слова в изменении характера Правописание гласных после шипящих. Звуковой анализ | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь работать со звуковыми моделями слов. Знать о правописании сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | ||||
118-119 | Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. | 2 | Постановка вопроса к словам. Деление слов для переноса | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении; делить слова для переноса | ||||
120-121 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». | 2 | Составление рассказа о том, что любишь. Как задать точный вопрос Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос к собеседнику: «Что любишь?» Перенос слов. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о словах, которые переносить нельзя. Уметь писать заглавную букву в именах собственных | ||||
122-123 | Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта Знакомство с родственными словами. | 2 | Речевые/языковые средства, позволяющие договориться с собеседником. Наблюдение над общим значением однокоренных слов. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о родственных словах. Уметь различать родственные слова | ||||
124-125 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?». | 2 | Умение правильно задать вопрос, проявляя свою любознательность. Перенос слов. Знать цель своего высказывания | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о правилах переноса слов, о речевых явлениях, когда буквы Ё, Я обозначают два звука. Уметь переносить слова | ||||
126-127 | Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний ЖИ-, ШИ-. | 2 | Объявление как жанр. Структура объявления Знаки препинания в конце предложения, сочетания жи – ши | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать парные по глухости-звонкости согласные. Уметь расставлять знаки препинания в конце предложения, писать объявление | ||||
128-129 | Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. | 2 | Беседа о детских фантазиях. Речевые/языковые средства, позволяющие развеселить собеседника. Устойчивые сочетания слов. Наблюдение за употреблением устойчивых сочетаний слов в устной и письменной речи. Тренировка написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу Выбор точного языкового средства для передачи эмоционального состояния Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать, что такое устойчивое сочетание слов. Уметь записывать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, находить устойчивые сочетания в тексте | ||||
130 | Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов. | 1 | Речевые/языковые средства, позволяющие выразить просьбу, отказ и совет. Упражнение в записи слов с сочетаниями чу – щу. Деление слов для переноса | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать правила переноса слов. Уметь применять правило переноса слов, записывать слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ в соответствии с правилом | ||||
131-132 | Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая», «какие», и правила правописания имен собственных. | 2 | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | ||||||
133-134 | Описание внешности домашнего питомца. Повторение правила правописания сочетаний ЖИ-, ШИ- и работы со звуковыми моделями. | 2 | Объявление как жанр. Структура объявления. Поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос. Заглавная буква в именах собственных. Сочетание ЖИ-ШИ. Речевые/языковые средства, необходимые для описания внешности и характера животного Звуковой анализ. Сочетания жи – ши | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь описать своего домашнего питомца; списывать предложения; проводить звуковой анализ слова | ||||
135-136 | Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании и звуковом анализе. | 2 | Выбор необходимых речевых/языковых средств для выражения просьбы. Ударение. Интонация предложения. Подбор вопроса к словам. Описание животного. Определение слова, от которого образовано заданное слово Соотношение количества звуков и букв в словах | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь определять количество букв и звуков в словах; делить слова для переноса | ||||
137-138 | Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам. | 2 | Отличие языка человека от языка животных Постановка вопроса к словам. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать правило о написании кличек животных с большой буквы. Уметь соотносить слова с заданной звуковой моделью | ||||
139 | Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании. | 1 | Речевые/языковые средства, позволяющие выразить радость. Составление устного сообщения на тему «Рассказ о моих друзьях» Наблюдение за слова, которые можно записать цифрами | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Уметь находить слова, обозначающие количество. Знать правило списывания слов | ||||
140 | Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. Отработка умений задавать вопросы к словам. | 1 | Знакомство с мимикой и жестами как дополнительными средствами общения. Наблюдение за образными выражениями. Объяснение смысла пословиц. Постановка вопросов к словам. Звуковой анализ | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать , что такое образные выражения. Уметь подбирать слова к заданным звукам, моделям; выделять в тексте образные выражения | ||||
142 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи. | 1 | Использование в речи многозначных слов, умение определить значение из контекста Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о многозначных словах. Уметь писать гласные после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | ||||
143 | Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Слово как единство звучания и значения. | 1 | Грамотность в письменной речи – показатель образованности человека. Правила написания письма. Слово как единство звучания и значения. Наблюдение над изменением смысла слов при изменении их форм. Ударение | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать правила написания слов. Уметь выделять ударение в словах; называть в словах безударные гласные | ||||
144 | Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. | 1 | Речевые/языковые средства, которые используются при извинении Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о языковых и речевых средствах, используемых при извинении; правило о написании безударных гласных. Уметь применять на практике правило о написании безударных гласных; проводить звуковой анализ слова | ||||
145 | Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. Знакомство с транскрипцией. | 1 | Роль звуков в словах. Списывание. Звуковой анализ | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь проводить звуковой анализ слова; записывать слова в транскрипции | ||||
146 | Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций Ь. | 1 | Речевые/языковые средства, которые используются при поздравлении Функции мягкого знака – показатель мягкости и разделитель. Различие функций на практике. Классификация слов | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о функции Ь, об использовании речевых средств в ситуации поздравления. Уметь подписывать поздравительную открытку; использовать речевые средства, предназначенные для поздравления | ||||
147 | Точность и правильность речи. | 1 | Что делает нашу речь понятной и точной. Звуковой анализ и перенос слов без стечения согласных. | -анализ, -сравнение, | Знать правило переноса слов. Уметь проводить звуковой анализ слова | ||||
148 | Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Правописание сочетаний ЧК-, ЧН- | 1 | Речевые/языковые средства, которые используются при обращении с просьбой Значение слова. Сочетания чк – чн. Частичный звуковой анализ | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о правописании ЧК-ЧН; о языковых средствах, используемых при обращении просьбы. Уметь проводить звуковой анализ слова | ||||
149 | Речевая ситуация: использование интонации при общении. Слова близкие по значению. | 1 | Речевые/языковые средства, позволяющие выразить восторг. Правописание сочетаний чк – чн. Многозначность. Выбор контекстуальных синонимов | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать об использовании в контексте слов, близких по значению. Уметь видеть в словах ошибкоопасные места | ||||
150 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение. | 1 | Речевые/языковые средства, позволяющие выразить свои впечатления от просмотренного спектакля. Точность, выразительность речи. Сравнение слов по звуковому составу. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос | -анализ, -сравнение, | Уметь ставить вопрос к словам; проводить звуковой анализ слов | ||||
151 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Правописание слов с безударными гласными. Ударение. | 1 | Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Расстановка ударения в словах | -анализ, -сравнение, - моделирование. - развитие знаково-символических действий, | Уметь подбирать проверочные слова при написании безударных гласных | ||||
152 | Разговорная и научная речь. | 1 | Наблюдение над разными стилями речи; за образованием слов и местом в слове, где можно допустить ошибку. | -анализ, -сравнение, | Знать об отличии разговорной речи от научной; правило написания разделительного Ь. Уметь записывать транскрипцию слов | ||||
153 | Художественный и научный стили речи. Повторение. | 1 | Художественный и научный стиль Звуковой анализ. Многозначность. Пропедевтика написания слов с парными по звонкости- глухости согласными | -анализ, -сравнение, | Знать о правописании в словах парных по глухости-звонкости согласных. Уметь различать художественный и научный стили речи | ||||
154 | Письменная речь: написание писем. Изменяемые и неизменяемые слова. | 1 | Передача в письме своего отношения к увиденному Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы | -анализ, -сравнение, | Уметь находить слова, отвечающие на заданный вопрос. Знать о неизменяемых словах | ||||
155 | Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение. | 1 | Речевые/языковые средства, позволяющие выразить запрет Йотированная функция букв гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы | -анализ, -сравнение, | Знать о йотированной функции гласных; алгоритм списывания слов. Уметь пользоваться алгоритмом списывания слов | ||||
156 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Слова, которые пришли в русский язык из других языков. | 1 | Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений. Слова, которые пришли в русский язык из других языков. Перенос. Постановка вопросов к заданным словам | -анализ, -сравнение, | Знать правило переноса слов. Уметь ставить вопрос к заданному слову | ||||
157-158 | Комплексное повторение пройденного за год | Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Правописание парных согласных по глухости-звонкости. | 2 | Правописание парных согласных по глухости-звонкости. Их различия. Постановка знаков препинания в конце предложения | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать расстановки знаков препинания в конце предложений. Уметь писать согласные по глухости-звонкости в словах | |||
159-160 | Речевая ситуация: составление объявления. Правописание безударных гласных. | 2 | Написание объявления. Перенос слов. Правописание безударных гласных | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать устойчивые сочетания слов; правило написания безударных гласных. Уметь употреблять в речи устойчивые сочетания слов; правило написания безударных гласных; писать объявление | ||||
161 | Правописание заглавной буквы в именах собственных. | 1 | Собственные и нарицательные имена существительные. Написание собственных имен существительных | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать правило написания имён существительных. Уметь записывать собственные имена существительные | ||||
162-165 | Слова, обозначающие признаки предметов. Слова, обозначающие действия предметов. Перенос слов. Правописание гласных после шипящих в буквосочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Функции Ь. Правописание его в словах | 4 | Постановка вопросов к словам и отыскивание слов, отвечающих на заданный вопрос. Наблюдение за ролью и значением слов, обозначающие признаки предметов, действия предметов. Слова, называющие действия предметов. Упражнение в переносе слов. Списывание с печатного текста с делением слов для переноса. Упражнения в правописании гласных после шипящих. Запись транскрипции слов. Звуковой анализ слов. Составление словосочетаний. Упражнение в написании Ь в словах. Разделительный Ь. Постановка ударения. | -анализ, -сравнение, - развитие знаково-символических действий, | Знать о словах. Обозначающих признаки, действия предметов. Уметь наблюдать за словами, называющими признаки, действия предметов в текстах и устной речи. Знать правило переноса слов. Уметь применять правило переноса слов; составлять предложения из слов и записывать их. Знать о правописании гласных после шипящих в буквосочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Уметь видеть орфограмму при записи слов. Знать о правописании разделительного Ь. Уметь определять ударение в словах; различать на письме разделительные Ь и Ъ |
3.Ресурсное обеспечение рабочей программы
1. «Русский язык» С.В.Иванов Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011г.
2. Прописи к учебнику « Букварь» в 3 частях Москва .Издательский центр «Вентана-Граф» 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...
Рабочая программа обучение грамоте "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа обучение грамоте "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа. Обучение грамоте. Школа 2100
В пояснительной записке содержится:цель,задачи,общая характеристика учебного предмета,описание места учебного предмета в учебном плане,описание ценностных ориентиров, личностные, метапредметные и пред...
Рабочая программа "Обучение грамоте" "Школа России"
Рабочая программа "Обучение грамоте" чтение...
Рабочая программа "Обучение грамоте", УМК "Школа России", 1 класс, 2014-2015 уч.год
Рабочая программа "Обучение грамоте", УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС, 2014-2015 уч.год...
Рабочая программа. Обучение грамоте УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС. Пояснительная записка, УУД, КТП....
Рабочая программа Обучение грамоте по программе Начальная школа 21 века
Рабочая программа по Обучению грамоте по программе Начальная школа 21 века, 1 класс...