Урок - ярмарка "Правописание безударных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект этого урока получил диплом второй степени во Всероссийском конкурсе "Лучший урок по русскому языку"
(Информационно-методический центр "КЛИиО", Методическое объединение учителей "Эврика2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs-urok.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.
Тема: Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
Цель:
1) развивать умение распознавать падежи имен существительных, развивать умение проверять безударные окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;
2)развивать логического мышление через выполнение тестовых заданий;
3) развивать коммуникативно-речевые способности.
4)формировать устойчивое внимание, вырабатывать навыки самостоятельности в учебном процессе.
5)воспитывать взаимопомощь, товарищество.
6)познакомить учащихся с русскими народными традициями и произведениями фольклора.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Форма проведения: Урок-соревнование «Ярмарка знаний».
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение, картины русских художников, тестовые задания, карточки с заданиями, классная доска, магнитная доска, эмблемы команд, дети одеты в русские народные костюмы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Приёмы: работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. ( ВБЕГАЕТ МАЛЬЧИК - СКОМОРОХ ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МУЗЫКУ )
-Все! Все! Все! Все на праздник!
Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!
Спешите! Спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь - соседу достанется!
Приходите все без стеснения!
Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!
Учитель.
-Сегодня у нас ярмарка знаний по русскому языку!
Справку дает мальчик – скоморох.
-Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, веселыми развлечениями. В прошлом ярмарки располагались в хорошо защищенных местах, на пересечении торговых путей. Продавали товары в торговых рядах. В старину народные ярмарки на Руси были любимым времяпровождением. Их считали великим праздником, а согласно народной мудрости: празднику рада любая душа! Люди плясали, пели песни, хвалились ремеслом, мерялись силой, дарили подарки!
Слайд № 1.Ярмарка знаний по русскому языку.
Учитель.
-На нашей ярмарке знаний, в торговых рядах, сегодня продаются поистине бесценные товары! Как вы думаете, за что вы можете их купить?
Ответ учащихся.
-За хорошие знания по русскому языку.
Учитель.
-В нашей ярмарке знаний участвуют две команды.
2.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.
Учитель.
-Капитаны, представьте свои команды.
Капитан первой команды.
-Команда «Русские богатыри».
Наш девиз: «Не перевелись еще богатыри на земле русской! »
Капитан второй команды.
-Команда «Русские красавицы!».
Наш девиз: «Краса приглядится, а ум пригодится!»
3.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ.
Учитель.
-В нашей ярмарке участвуют учителя школы. Они – жюри для команд.
4.ПЕРВЫЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «СКЛОНЕНИЕ»
Мальчик-скоморох.
-Сегодня Ярмарка приглашает в гости!
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждем- поджидаем,
Ярмарку без вас не начинаем.
Слайд № 2.Первый торговый ряд «Склонение»
Учитель.
-В первом торговом ряду команды покупают «Склонение».
Какой команде оно достанется определит жюри.
1) Конкурс капитанов.
Капитаны работают у доски. Задание на карточках: определить склонение имен существительных.
Капитан команды Капитан команды
«Русские богатыри» «Русские красавицы»
Эй, не стойте у дверей, Все на ярмарке найдешь!
Заходите к нам скорей! Всяк подарки выбирает,
Народ собирается - Что душа твоя желает -
Наша ярмарка открывается! Без покупки не уйдешь!
2) Работа с карточками 1,2,3 склонение (команды работают с карточками - параллельно конкурсу капитанов)
Учитель.
-Определите склонение имен существительных: пряник, свистулька, каравай, игрушка, молоко, пирожок, ватрушка, зерно, матрёшка, платок, квас.
Учитель.
-Что связывает эти слова между собой?
Учащиеся.
-Это товары, которые продают на ярмарке.
3) Ответы капитанов.
4) Решение жюри: очень важный товар «Склонение» купила команда ….
5. ВТОРОЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «ПАДЕЖИ».
Мальчик-скоморох.
-К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
Подходите, граждане,
Угодим каждому!
Сайд №3. Второй торговый ряд «Падежи».
Учитель.
-Во втором торговом ряду команды покупают «Падежи».
Капитаны, разделите команды на две группы.
1) Работа по группам на доске. Взаимопроверка.
Задание: определить падеж у существительных.
Группа 1 команды Группа 1 команды «Русские богатыри» «Русские красавицы»
Приехал купец на ярмарку. С раннего утра на площади суета. Привёз он товары заморские. Приехали торговцы из Тулы.
В торговом ряду нет отбоя Они продают знаменитые
от покупателей. тульские самовары.
2) Работа по группам на магнитных досках. Взаимопроверка.
Задание: каждому падежу – подставить его вопросы ( карточки с вопросами
перевёрнуты и перепутаны)
Группа 2 команды Группа 2 команды
« Русские богатыри» «Русские красавицы»
И.п. И.п.
Р.п. Р.п.
Д.п. Д.п.
В.п. В.п.
Т.п. Т.п.
П.п. П.п.
3) Решение жюри: очень нужный товар «Падежи» купила команда ….
6.ТРЕТИЙ ТОРГОВЫЙ РЯД САМЫЙ ДЛИННЫЙ
«БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Мальчик-скоморох.
-Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Слайд № 4.Третий торговый ряд «Безударные окончания имен существительных».
Учитель.
-В третьем торговом ряду команды покупают товар «Безударные окончания имен существительных ».
-Кто напомнит алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных?
Учащиеся.
-Агоритм.1) Определяем падеж.
2) Определяем склонение.
3) Определяем окончание.
Учитель.
-Товар «Безударные окончания имен существительных» очень дорогой , поэтому он продается по частям.
1) Задание «По кругу»: у имен существительных вставить пропущенные окончания.
Команды получают карточки в форме круга. Участники команд заполняют карточки по очереди, передавая их друг другу.
Команда «Русские богатыри». Команда « Русские красавицы».
Карточки сдаются членам жюри на проверку.
2) Задание « Е или И »:каждая команда выполняет задание на своей магнитной доске.
Каждая магнитная доска поделена на две половины «Е» и «И». Участники команд вытягивают карточки с именами существительными у которых пропущены окончания, затем прикрепляют к нужной половине магнитной доски.
Взаимопроверка.
3) Задание «Исправь ошибки»: в тексте найти и исправить ошибки. Каждая команда получает текст и коллективно выполняет задание.
Команда «Русские богатыри» Команда «Русские красавицы»
Падарошки,патрапиночки идём, Удядюшке якова пакупай товару
Разудалую мы песенку паём. всякого!
Нынче ярмарка висёлая унас, Естъ веники для бане, для Мише
Приглашаем всех наярмарку сейчас! и дляВане!
Нанашей висёлой ярмарки найдется место А в этой маленъкой карзинки
И игре, и пляски,и песни! Ленты,кружева,батинки!
А наприлавке-
гребни,ножницы,булавки!
Представители от каждой команды представляют свои работы,объясняя, что исправили.
Решение жюри: самый дорогой товар «Безударные окончания имен существительных» купила команда ….
7.ЧЕТВЕРТЫЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»
Мальчик-скоморох.
-Подходи, честной народ!
Ярмарка к себе зовет!
Ярмарка не даст скучать!
Всех заставит рисовать!
Учитель.
-Мы подошли к четвёртому торговому ряду «Проверка домашнего задания».
И сейчас каждый из вас сам станет торговцем. Вы должны представить, прорекламировать свое домашнее задание.
Что было задано на дом?
Учащиеся.
-Подобрать пословицы о труде и об учении. Нарисовать к ним рисунок, у имен существительных с безударными окончаниями определить падеж и склонение, доказать правильность выбора окончания.
Члены каждой команды выходят к доске и представляют свои творческие работы.
Решение жюри: лучше всех свои творческие работы представила команда…
8.ПЯТЫЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА».
Мальчик-скоморох.
-Внимание! Внимание! Внимание!
Закрывается веселое гуляние!
Все купили, что хотели!
Без покупки не ушли!
Народ разбегается,
Наша ярмарка закрывается!
Учитель.
-Последний торговый ряд «Подведение итогов урока».
1)Капитаны комментируют выступление своих команд.
2)Рефлексия (каждый ученик оценивает свою работу карточкой определённого цвета)
3)Решение жюри: в ярмарке знаний больше умных товаров купила команда…
4)Вручение грамот, поздравление команд (под русскую народную музыку).
Небольшой фотоотчет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безударные окончания имен существительных I и II склонения в единственном числе
конспект урока по русскому языку УМК "ПНШ"(первый урок)...
Контрольная работа "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения", 3 класс.
Задания для проведения письменной контрольной работы по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения"....
технологическая карта урока с презентацией по русскому языку "Повторение правописания безударных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения
урок комплексного применения ЗУН учащихся по рускоому языку 3 класс Начальная школа 21 века...
Правописание безударных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения
Урок русского языка в 4 классе по Рамзаевой Т.Г....
Конспект урока: "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах".
Цели деятельности учителя:1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, п...
Конспект урока "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе
Конспект урока по УМК "Школа 21 века"...
Технологическая карта урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»
Разработка сценария этапов урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»...