Урок русского языка в 3 классе "Чередование звуков в корнях слов при их образовании"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок в системе РО Л.Занкова, соответствует ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система РО Занкова, ФГОС, русский язык 3 класс | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
( система РО Л. В. Занкова, учебник «Русский язык. 3 класс» А.В.Поляковой)
«Чередование звуков в корнях слов при их образовании»
Учитель начальных классов
МБОУ «НОШ №31»
I квалификационная категория
Михалёва Лариса Павловна
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия для формирования представлений о понятии «чередование согласных в корне», умений находить эти согласные.
- ПРЕДМЕТНЫЕ:
- Продолжать формирование умений подбирать однокоренные слова, способствовать тренировке навыков образования однокоренных слов чередованием согласных;
- Вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах, суффиксов;
- Развивать орфографическую зоркость.
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
- Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
- Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
- Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
- ЛИЧНОСТНЫЕ:
Воспитывать аккуратность, самокритичность, взаимовыручку, умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.
Сценарий урока
Этапы урока | Цели этапа | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1. Мотивация к учебной деятельности. | 1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы; 2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности; 3) определить содержательные рамки урока: чередование согласных звуков в корне слова. | Дети стоят в центре класса, образуя два круга. Игра «Обмен настроением» - Возьмите друг друга за руки. - Что вы ждёте от сегодняшнего урока? (новых знаний) - Повторяйте за мной: Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! - Спасибо, ребята, садитесь. На доске – деформированная пословица: Без труда не достать и рыбку из пруда. -Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её. -Как вы понимаете её смысл? -Какое отношение данная пословица имеет к нашему уроку? | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.
| 1) актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках; 2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию; 3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение. | На доске: тр рр пр Без труда не достать и рыбку из пруда. - Вспомните, чему мы учились на прошлых уроках. (Находили корни и суффиксы в словах.) - Что такое корень? - Что такое суффикс? - Выделите корни у существительных в пословице. - О каких частях слова будем говорить сегодня на уроке, как вы думаете? (О корнях и суффиксах.) Игра «Мастерская слова» Для игры понадобятся 2 коробки: «Корни» и «Суффиксы». В них находятся карточки с частями слов с магнитами на обратной стороне, чтобы можно было крепить на доску. Дети по очереди подходят к коробкам, выбирают по 1 карточке из каждой коробки и составляют слово. Где необходимо, дописывается окончание. Остальные записывают получившиеся слова в тетрадь, выделяют корни и суффиксы. Сахарок, сухарик, котик, холодок, уголёк, домик, доченька. - Назовите суффиксы, которые нам понадобились для образования слов. (-ок, -ик, -ёк, -еньк-) - Что вы знаете об этих суффиксах? | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; контроль, коррекция: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других |
3. Постановка проблемы.
| 1) организовать работу в группах; 2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение; 3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.); 4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение. | - Итак, мы с вами решили, что будем на уроке говорить о корнях и суффиксах. - Напомните мне, что такое корень? - А что вы знаете о родственных словах? Физкультминутка - Сейчас вы будете работать в группах: каждая группа получает задание – подобрать родственные слова к данному слову. - Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе: «Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен высказаться». Слова для групп: свет, снег, друг, река. - Постарайтесь подобрать родственные слова разных частей речи. Свет – свеча, освещение, светит, засветился, светлячок, свечение. Снег – снеговик, снежок, снежный, Снегурочка, заснеженный. Друг – дружок, дружба, дружить, подруга, дружбан, подружился. Река – речной, речушка, речка, заречье, реченька. Обучающиеся пишут слова фломастерами на листах, клеят их на плотные листы А3, затем при защите своей работы вывешивают на доску или стенд. - Посмотрите внимательно на получившиеся слова. Одинаковы ли корни родственных слов? Почему? В корнях родственных слов иногда происходит ЧЕРЕДОВАНИЕ согласных звуков.
| Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) учащиеся ставят цель проекта: определить понятие чередующиеся согласные в корне слова; 2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока; 3) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. 5)формировать умения составлять план для достижения учебной цели. | - Итак, уточним тему нашего урока: «Чередование звуков в корнях слов при их образовании» (Постепенно открывается запись на доске.) - На сегодняшнем уроке мы продолжим образовывать новые слова при помощи суффиксов, но ещё будем наблюдать процесс чередования согласных. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения |
5. Реализация построенного проекта.
| - Учебник с.39 упр.60 (частично). - Попробуйте сформулировать правило о чередовании согласных. - В какой части слова происходит чередование? - Всегда ли это происходит? Со всеми словами? В корнях родственных слов иногда происходит ЧЕРЕДОВАНИЕ согласных звуков. - Сравните наш вывод с правилом учебника. (с.40) | Коммуникативные: управление поведением партнера: умение выражать свои мысли | |
6. Первичное закрепление Орфографическая работа |
3) повторить правило чередования согласных в корне слова; 4) тренировать орфографическую зоркость. | - Обратите внимание: по классу развешаны слова. Что можете о них сказать? (Это словарные слова.) К.блук, .рех. сах.р,б.зар, к.р.ндаш, ф.нарь, в.гон. По цепочке дети подходят к слову, снимают его. Комментируют написание, образуют родственное слово при помощи уже изученных суффиксов: Каблук – каблучок, орех – орешек, сахар – сахарок, базар – базарчик, карандаш – карандашик, фонарь – фонарик, вагон – вагончик. - В какой паре слов в корне происходит чередование согласных? | Регулятивные: оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
7. Включение в систему знаний и повторение. Дифференцированная творческая работа |
| Задания двухуровневые. I уровень: На карточках по 3 родственных слова. Н-р, друг, дружные, друзья; смех, смешной, смешинка; горох, горошек, гороховый; пух, пуховый, пушок; река, речной, речка. Составьте небольшой рассказ, используя данные слова. Подчеркните чередующиеся согласные. II уровень: Подберите родственные слова к данным. Подчеркните чередующиеся согласные. Смех, пух, шаг, рука. | Коммуникативные: управление поведением партнера: умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль в форме сравнения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
8. Рефлексия УД на уроке | 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом; 3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание. | - Подведём итог урока, используя выражения Я узнал Я вспомнил Я научился - Поднимите сигналы: зелёные, если на уроке у вас всё получилось или вы справились с возникшими трудностями, красные – если затруднения остались. Оцените свою работу на уроке. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
9. Домашняя работа | С. 40 упр.61, правило |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Безударные гласные в корне слова , проверяемые ударением"
Конспект урока русского языка по системе Л.В.Занкова....
Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
На этом уроке идёт формирование умения видеть орфограмму в корне слова; совершенствуются знания учащихся в ...
Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс
Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....
Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"
Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...
Урок русского языка "Две безударные гласные в корне слова"
Урок русскогоязыка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...
Урок русского языка "Две безударные гласные в корне слова"
Урок русскогоязыка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова.Проверочные и проверяемые слова".
Данная презентация использовалась на открытом уроке к педсовету как сопроводительный материал....