Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

 

Тема: Что может приказать главный член словосочетания (закрепление)

Цели и задачи:

- Отработать навыки написания окончаний имён прилагательных;

- Отработать навыки правильного способа действий для определения формы падежа у имён существительных;

- Развивать внимание, мышление, познавательный интерес, обогащать запас  знаний.

- Воспитывать чувство товарищества, формировать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Что может приказать главный член словосочетания (закрепление)

Цели и задачи:

- Отработать навыки написания окончаний имён прилагательных;

- Отработать навыки правильного способа действий для определения формы падежа у имён существительных;

- Развивать внимание, мышление, познавательный интерес, обогащать запас  знаний.

- Воспитывать чувство товарищества, формировать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки с вопросами, музыкальное сопровождение для отдыха, жетоны, эмблемы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Говорят хором)

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Учите русский в годы к ряду

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждёт великая награда,

И та награда в нём самом.

– Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобнее, закройте глаза.

  1. Психологический настрой  (Дети сидят с закрытыми глазами и внимательно слушают учителя.  Последнее слово каждой  фразы говорят хором).

Учитель: На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …

Дети: Видят!

Учитель: Уши внимательно слушают и всё …

Дети: Слышат!

Учитель: Голова хорошо …

Дети: Думает!

  1. Объявление темы урока.

- Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучать раздел «Словосочетание», сейчас нам предстоит обобщить полученные знания. За каждый правильный ответ ученик получит  жетон. В конце урока подсчитаем их. Буду рада вашим хорошим и правильным ответам. (3 ряда – 3 команды)

      4.  Графический диктант: учитель читает фразы, если это словосочетание, то дети пишут «+», если нет – «- «.

1.  Прокричал громко.

2. Синие и красные.

3. Через край.

4. Великолепная погода.

5. Пойти в лес.

6. Красивый дом.

7. Перед окном.

8. Наступила осень.

9. Побежал по дороге.

10. Около пруда.

(Самопроверка и самооценка) Правильные ответы на экране. У кого всё правильно, получает жетон.

  1. « Марафон правил» (Вопросы записаны на карточках и лежат в конверте). Желающие учащиеся берут карточку, читают вопрос и отвечают на него.

А) Что требует глагол в словосочетании от имени существительного?

Б) Какое слово в словосочетании называют главным?

В) Что подсказывает вопрос от главного слова к зависимому при соглосовании?

Г) Какое слово в словосочетании называют зависимым?

Д) Какую команду выполняет имя прилагательное, когда согласуется с именем существительным?

Е) Как называется связь глагола с именем существительным в словосочетании?

Ж) Какая связь называется соглосованием?

З) Как определить падеж имени существительного?

И) В чём имя существительное подчиняет себе имя прилагательное в словосочетании?

( За каждый правильный ответ – жетон)

  1. Определение формы имён прилагательных (Работа в парах).

Учитель:

- Оно с ним не расстанется никогда уже,

Стоит с ним в том же роде, числе и падеже.

- О каких частях речи говорится?

 ( Текст на экране)

В одном сказочном городе жил малыш по имени Незнайка. Он носил голубую шляпу, жёлтые брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Незнайка с утра до вечера гулял по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал.

- Кто автор этого произведения?

Задание: выписать из текста прилагательные с существительными. Определить род, число.

Проверка.  За правильно выполненное задание – жетон.

-В каком случае у прилагательного не смогли определить род? Почему?

(яркие краски, разные небылицы)

- Как называется связь имени существительного с именем прилагательным?

- Что можем определить по вопросу в этих словосочетаниях? (окончание)

Физкультминутка выполняется под музыку.

7.  Самостоятельная работа.

Дописать окончания  имён прилагательных. Указать число и род.

( У каждого ученика карточка) 3 варианта

Дальн…  дорога        

Дальн…   путь

Дальн…   поле

Дальн…  страны

Сильн…  буря

Сильн…  шторм

Сильн…   землетрясение

Сильн…   дожди

Голуб…  лента

Голуб…   небосклон

Голуб…   море

Голуб…   цветы

( Взаимопроверка) За правильно выполненное задание – жетон.

8. «Задание для внимательных» Самостоятельная работа.

              Задание на экране.

Выписать  словосочетания, в которых падеж существительных определён неверно.

Смотрю на снег (И.п.)

Урок математики (П.п.)

Добежать до финиша (Р.п.)

Гулять в лесу (В.п.)

Увлекаться музыкой (Т.п.)

 (Проверка) За правильно выполненное задание – жетон.

Итог:

- Что требует глагол от имени существительного?

9. Самостоятельная работа в парах.

Из слов составить предложения.

Выписать словосочетания с управлением, определить падеж.

  1. Растопила, снежные, весна, сугробы.
  2. Крылатые, в , насекомые, воздухе, закружились.
  3. С, ласточки, юга, прилетели.

Проверка. За правильно выполненное задание – жетон.  

10. В гости к фразеологизмам. Фразеологизмы - это одно из выразительных средств русского языка.

Найти в словаре толкование этого слова.

А) На экране:

  1. Надуть губы.
  2. Зарубить на носу.
  3. Намылить шею.

- Как понимаете эти выражения?

- Устно составить предложения.

Проверка. За правильно выполненное задание – жетон.  

                Б) Найти в моём тексте фразеологизмы и объяснить.

1. Мальчик услышал, как одна знакомая старуха сказала маме, что собаку съела в каких-то делах, и быстро спрятал от неё свою собачку.

2. – «С тобой голову потеряешь», – сердито сказала мама.

- «Со мной не потеряешь. Я её быстро найду».

( За правильно выполненное задание – жетон)

11. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте подсчитаем жетоны, полученные за правильные ответы и определим команду (ряд), которая была дружнее и увереннее в своих  знаниях. ( Выдаются эмблемы)

                 1 место – Молодцы!

                 2 место – Так держать!

                 3 место – Не вешать нос!

- С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. Если вы считаете, что вы работали хорошо, погладьте себя по головке и скажите «Я – молодец»

12. Задание на дом. Выписать  из книги для чтения 3 предложения с фразеологизмами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...