Урок в 1 классе Звук (з) , (з*) и буква З.
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МБОУ СОШ Д. ПРЕОБРАЖЕНОВКА MУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИИ РАЙОН РБ
План открытого урока литературного чтения
Тема: Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.
(УРОК-ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК)
1 класс
Разработала : учитель МБОУ СОШ
д. Преображеновка Сабирова А. Э.
2011г
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Класс: 1
Программа: УМК « Планета знаний »
Тема: Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ : урок- экскурсия
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные.
Представление о результате:
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия;
Метапредметные (МПР):
регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
- группировать и классифицировать все изученные буквы.
коммуникативные: - составлять рассказы о животных ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре.
Предметные: - выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;
- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению звуков [з], [з,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление.
Задачи урока:
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;
- развивать фонематическую и устную речь;
- воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;
- воспитывать культуру поведения на уроке;
-воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу;
-воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование урока:
учебник «Букварь» 1 класс, авторы Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова, карточки со слогами и словами, магнитные доски, карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, карточки-смайлики, предметные рисунки. компьютер, презентация (среда POWER POINT)
Ход урока
«Психологическая установка на работу»
Улыбнемся друг другу.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
- Организационный момент. 1 cлайд
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Как называется наш урок?
- Чем мы занимаемся на этом уроке ?
- Зачем надо уметь читать?
II. Актуализация знаний
Чтобы книги читать,
Надо буквы изучать.
Повторение изученных букв. 2 слайд
- Назовите буквы, которые живут в первом домике ( а, о, э, и, у, ы)
- Какая гласная буква показывает на мягкость согласного звука? (и)
- Кто живет во втором домике? (н, л, м, р, в- буквы звонких согласных)
- Кто живет в третьем домике? ( буквы парных согласных)
2. Чтение слогов ( по таблице, по индив. листам)
III. Постановка учебной задачи . Формулирование темы и задач урока учащимися.
1.- Назовите предметы, изображенные на картинках. 3 слайд
зубр зебра
лиса кабан
белка жираф
2.- Как их можно назвать одним словом? (звери)
– Послушайте стих-загадку о зверях.
Я ходил куда-то с папой.
Видел там зверей я много
Обезьяну, тигра, крокодила.
Слон водою нас облил.
Где я был? Куда ходил? (В зоопарк) 4 слайд
3. Беседа о зоопарке.
- Итак, где можно встретить этих и других животных?
- Что такое зоопарк? (Зоологи́ческий па́рк (зоопарк) — одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.)
-Для чего туда помещают животных? (Место, где содержат диких животных для показа) (Открываю рисунки с изображением зоопарка и животных)
- В зоопарках можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в жарких и дальних странах. Живут также в зоопарках и те животные, которым трудно выжить в природе, так как их осталось очень мало, и ученые помогают выжить и развиваться этим животным.
- Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели?
- Как надо вести себя в зоопарке? (Нельзя дразнить животных, просовывать руку, перелазить через барьер, кормить животных). Помните об этих правилах, когда будете посещать зоопарк.
- Мы сегодня тоже с вами отправимся на экскурсию в зоопарк. 5 слайд
- Подумайте, какое слово лишнее в первом столбике по трем признакам одновременно?
(Зубр - один слог, первый звук твердый, заканчивается на согласный звук)
- Какое слово лишнее во 2 столбике?
(Зебра – первый звук мягкий, последний звук – гласный, ударение падает на первый слог) (Лишние картинки убираю) 6 слайд
- Произнесите первый звук в слове зубр. (В слове зубр первый звук [з])
- Какой первый звук в слове зебра? ( В слове зебра первый звук [з’])
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Звуки [з], [з’] и буква, которая их обозначает).
- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока. 7 слайд
Познакомимся с …..
Научимся отличать ….
Научимся читать …..
(предположения детей)
- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, должны учиться читать слоги и слова с новой буквой.
- Экскурсия начинается. Первое задание. . Слайд 8 прочитать
Детям вручаются билеты. Билеты вам - бесплатные, но вы должны поработать в них и показать свои знания, которые дороже денег.
IV. Знакомство со звуками.
1.Подойдем поближе к клеткам с этими животными.
Демонстрация фотографии зубра Слайд 9
- Кто расскажет о зубре? (Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место – заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена. )
Демонстрация фотографии зебры Слайд 10
- Кто нашел информацию о зебре? (Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев. )
- Исследуйте первые звуки в словах зебра и зубр и дайте им характеристику. Раскрасьте соответственно звуковичков.
2. – Поделитесь своими открытиями. (Учащиеся по «цепочке» дают характеристику звукам с опорой на схему и одновременно «одевают» звуковичка на доске).
- У кого так же «одет» звуковичок?
Вывод. – Почему звуки [з], [з’] согласные? Звонкие?
3. Игра «Твердый, мягкий».
Экскурсия продолжается
Игра « Твердый, мягкий»
- Поиграем, ребята. Я будут проверять, как вы умеете различать твердые и мягкие согласные в названиях животных.
11-Коза, землеройка-12, бизон-13, змея-14, заяц-15 , обезьяна-16.
V. Знакомство с новой буквой.
1. Упражнения на узнавание буквы.
- Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?
Работа в группах.
- У вас есть билеты в зоопарк. На них написано несколько букв.
- Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [з], [з’] и обведите её в кружочек.
- Кто знает, как она называется?
- Давайте на алфавите найдем эту букву. (1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах).
- Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв З, з)
- На что она похожа? Для чего нужна заглавная буква З?
- Послушайте стихотворения про букву З. Слайд 17
Первый ученик. На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3.
Второй ученик. «З »– не просто завитушка,
«З » - пружинка, крендель, стружка.
Третий ученик. Занят заклинатель змей
(В.Берестов) Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
- Подходим к клетке со змеями. Слайд 18
- Попробуйте из шнурочков выложить букву з, чтобы она была похожа на змею.
2. Упражнение на концентрацию внимания.
- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. Ваша задача – зачеркнуть букву З и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.
УВМЗРЕЗЖФОБЬЗКЗПРЫВЗ
Взаимопроверка.
- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
ФИЗМИНУТКА. Слайд 19
- Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Если в слове есть звуки [з], [з,’] то хлопаем, а если нет – приседаем.
слонята, лисята, зайчата, жирафы
VI. Чтение слогов и слов с новой буквой.
1. -Животных, которых мы можем увидеть в зоопарке, гораздо больше, чем я назвала. Чтобы прочитать их названия, надо подготовиться. А для этого надо научиться читать слоги. Слайд 20, 21, 22, по таблице
Чтение слогов 1-го и 2-го столбика хором.
- Прочитайте слоги с мягкими согласными звуками.
- Прочитайте слоги 3-го столбика самостоятельно.
- В каких слогах мягкие согласные звуки [з’]?
4. Работа с учебником.
- В каждом зоопарке есть путеводитель, чтобы знать, где какой зверь живет. Нашим путеводителем будет наш учебник – азбука. Откройте учебник на с. 70. Слайд 23
- Какую букву увидели?
- Назовите слова в которых есть новые звуки.
- Чтение слов в столбиках
- Что интересного заметили ?
- А может кто-то из вас знает как называются эти части? А тогда как называются слова?
- Прочитаем последний столбик.
- Что здесь заметили?
- Что обозначает ЗОО?
-Где можно узнать точное объяснение? Зоо- (Zoo-) приставка, обозначающая животных.
Зоо... — первая часть сложных слов со значением
1) относящийся к зоологии 2) относящийся к животным .
5. Работа с текстом.
а) Прочитайте название, можете сказать о чем будет текст?
Б) Читает хорошо читающий ученик
- О чем этот текст?
в) Беседа по содержанию. Слайд 24
- Каких животных встретили дети в зоопарке?
- Что делал крокодил? А тигр?
- Чем занимались мартышки? А носорог?
- Как надо относиться к животным?
- Прочитайте слова, в которых есть буквы З. з
VII. Проверка знаний.
- Наша экскурсия в зоопарк завершается.
- На выходе контролеры приготовили для вас задания, чтобы проверить ваши знания.
1.Записать изученную букву.
- Поставьте знак +, если согласны c утверждением, а если не согласны, то поставьте - .
Звук [з] гласный.
Звук [з ] согласный.
Звук [з] глухой.
В слове зимний звук [з’] стоит в начале слова.
В слове корзина звук [з] твердый.
Самопроверка (по доске) -, +, -, +, -
Дополнительное задание на смекалку.
- Назовите крокодила по другому. Кто сможет записать это слово? ( Аллигатор) Аллига́тор (лат. Alligator) — род крокодилов семейства аллигаторовых (Alligatoridae), включающий всего два современных вида: американский аллигатор и китайский аллигатор . Разница между крокодилом и аллигатором
Самое большое различие — в их зубах. Когда челюсти у крокодила сомкнуты, то виден большой четвёртый зуб нижней челюсти. У аллигатора же верхняя челюсть закрывает эти зубы. Также их можно отличить по форме морды: у настоящего крокодила морда острая, V-образная, у аллигатора — тупая, U-образная.
- Где можно проверить написание слов?( В орфографическом словаре)
- Назовите бегемота по другому. Записать это слово. ( Гиппопотам)
Обыкнове́нный бегемо́т, или гиппопота́м — крупное, всеядное (в основном травоядное) млекопитающее из отряда парнокопытных.
VIII. Рефлексия деятельности на уроке. Самооценка собственной деятельности.
Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Слайд 25
Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий - печальный; было трудно работать – грустный.
Спасибо за работу Слайд 26.
Приложение №1 Справочное бюро.
Зоологи́ческий па́рк (зоопарк) — одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.
Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место – заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена.
Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев.
Аллига́тор (лат. Alligator) — род крокодилов семейства аллигаторовых (Alligatoridae), включающий всего два современных вида: американский аллигатор и китайский аллигатор . Разница между крокодилом и аллигатором
Самое большое различие — в их зубах. Когда челюсти у крокодила сомкнуты, то виден большой четвёртый зуб нижней челюсти. У аллигатора же верхняя челюсть закрывает эти зубы. Также их можно отличить по форме морды: у настоящего крокодила морда острая, V-образная, у аллигатора — тупая, U-образная.
Обыкнове́нный бегемо́т, или гиппопота́м — крупное, всеядное (в основном травоядное) млекопитающее из отряда парнокопытных.
Зоо- (Zoo-) приставка, обозначающая животных.
Зоо... — первая часть сложных слов со значением
1) относящийся к зоологии 2) относящийся к животным .
Приложение №2 Стихи про букву
Первый ученик. На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3.
Второй ученик. «З »– не просто завитушка,
«З » - пружинка, крендель, стружка.
Третий ученик. Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
Приложение №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе "Звуки [ з ] и [ з, ] , буквы З и з".
Цели урока: Формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения. Учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки, наблюдать за ...
Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...
Конспект урока по теме «Звуки [д], [д\'], согласная буква Д, д » 1 класс
Подробный конспект урока по теме «Звуки [д], [д\'], согласная буква Д, д » 1 класс (по программе "Школа России") будет полезен молодым учителям.Цель урока: знакомство с буквой Д, д.Задачи: ...
урок 2 класс ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ
программа "Планета знаний"...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Звуки [а], [о] и буквы Аа, Оо - закрепление.
Урок закрепления новых знаний. Презентация к уроку....
Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)
Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки [й’а], [а]. Буквы Я, я»....