Урок русского языка во 2 классе по теме «Чередование звуков в корнях слов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка по теме: «Чередование звуков в корнях слов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

И. В. Карназина

учитель начальных классов

МОУ «Новоникольская СОШ»

Предмет – русский язык 

Класс - 2

Тип урока: отработка умений и навыков.

Тема: «Чередование звуков в корнях слов»

Продолжительность урока – 40 минут

Авторский медиапродукт:

Операционная среда Word, Power Point.

Наглядная презентация учебного материала.

Технологический сценарий: последовательная модель.

Учебно-методическое обеспечение:

  • М.Л. Каленчук «Русский язык». Учебник для 2 класса, I и II части.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, орфографические словари,   тетради,  раздаточный материал – карточки, текст.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
  2. Повышение мотивации к учебному процессу.
  3. Формирование информационной культуры и компетентности обучаемых (поиск, отбор, упорядочивание информации).
  4. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля)

     

Задачи урока:

  1. Образовательная: развивать умение распознавать в словах согласные и гласные, которые нужно проверять; закрепить знания о проверке слова с глухими и звонкими согласными, умение различать многозначные слова, омонимы и синонимы.
  2. Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, навык работы со словарями, навык контроля и самоконтроля.
  3. Воспитательные;  воспитывать культуру учебного труда; воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:  «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!

- И я вам, ребята, хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок. А я вам в этом помогу и мы с вами отправимся в страну под названием «Чередование звуков в корнях слов»

САМОКОНТРОЛЬ: посадка, ноги, положение тетради, голова.

        ОФОРМЛЕНИЕ ТЕТРАДИ.

26 ноября.

Классная работа

II. Этап мотивации. 

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (чему-то научиться).

- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?

(нужно учить новое, не забывая старого)

III. Актуализация знаний

        

1. Минутка чистописания 

Ш ш  Ж ж

Лыжи, мыши и ужи

С буквой и всегда пиши

2. Написание слов со словосочетаниями жи-ши 

Назовите пассажиров, которым проводник предлагает пройти в вагон.

Поддиктовка (2 ученика у доски):

Жираф, моржи, ужи, мыши, ёжик, стрижи, чижи.

Проверка

3. Следующая станция – это город Слов, улица Многозначных слов

- Это слова-близнецы. Они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но у них есть несколько значений (при щелчке клонируются)

Игра: «Отгадай слово». Найти общее во всех рисунках. Назвать слово «Иголка» (стихотворение рассказывает ученик)

Есть иголка у ежа

И, конечно, у ерша

У сосны и ёлки

Тоже есть иголки

Это швейная игла

Всем одежду шьёт она

«Ножка» (есть у лампы, у кресла, у гриба, у малыша, у стола)

А что объединяет все эти слова? (идет дождь, идёт время, идёт мальчик, идет снег)

- Какие слова называются МНОГОЗНАЧНЫМИ?

Мы оказались на следующей улицы города Слов, улица Омонимов

- Это тоже слова-близнецы. Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но означают они разные предметы.

«Лисичка» (стихотворение рассказывает ученик)

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

-Где вы были?

-У лисички.

-Что видали там?

-Лисички.

О каких лисичках идет речь? А о каких норках?

-Много есть ключей на свете. А вот каких вы должны сейчас сказать: ключ – родник среди камней, ключ – скрипичный, завитой. И обычный ключ – дверной)

Право, я причёска – чудо.

Заплести меня не худо.

В воду я вдаюсь полоской

Узкой, серенькой и плоской.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

- Какие слова называются ОМОНИМАМИ?

Мы оказались на следующей улицы города Слов, улица Синонимов

- Это слова – приятели. Слова близкие по смыслу.

Давайте вспомним о словах синонимах.

Неглубокое озеро – мелкое

Трусливый заяц – боязливый, пугливый

- Отгадайте СИНОНИМ:

Дом-здание, доктор-врач, конь-лошадь, ключ-родник

- Выберите из предложенных слов СИНОНИМЫ:

- Словарная работа. Подбери и запиши к данным словам СИНОНИМ

Стужа-мороз, пес-собака, торжество-праздник 

Давайте познакомимся с новыми словами из словаря.

Для этого отгадаем загадки:

Что за серый забияка?

Он со всеми лезет в драку!

Как растрепанный злодей

Этот шустрый... (воробей)

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? ... (ворона)

Сидит на суку, тараторит.

Со всеми птицами спорит.

Все ей вокруг интересно,

Всем эта птица известна.

Помнишь: где была? Далеко.

Кто это? (сорока)

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)

-Давайте поиграем со словами-приятелями. Ответь, кому холоднее?

- Какие слова называются СИНОНИМАМИ?

Молодцы! Справились со всеми заданиями для повторения.

Теперь смело можно отдохнуть.

Физминутка

IV. Обобщение и систематизация знаний. Чередование гласных звуков в корне слова.

На поляночке в лесу

Повстречали мы …. козу

Пришла учиться в школу я.

Решила написать, как зовут меня,

Но вот не знаю, а иль о

Может из вас поможет кто?

- Как проверить слово трава? 1. Изменить слово

2. Подобрать однокоренное слово

Вспомним правило одно:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

V. Применение знаний и умений

1. Выберите нужную букву, если ошибетесь, она изменит цвет:

Солонка, сова, река, удивил, водица

Проверка. Какое слово лишнее? (удивил) Почему?

2. Чередование согласных звуков в корнях слов.

Прочитайте слова - названия животных: арбуз, виноград, ананас, гриб, хлеб, морковь

-Выделите  в словах последний согласный звук. Какой это звук?

- Сравните произношение последнего согласного с его обозначением на письме. - Что заметили? (одновременно идет запись слов в столбик)

Чтение  сведений о языке с.___.

- Подчеркните букву на конце этих слов.

 - А теперь перед нами стоит задача – найти способ проверки написания парных  согласных на конце слова.

- Кто догадался, как проверить написание согласных?

- Измените эти слова, чтобы произношение и написание этих слов совпадало.

1)        Вывод правила

2)        Чтение правила в учебнике

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1. Картинный диктант. Записать слова - отгадки: лев, жираф, медведь, носорог, верблюд, бегемот, ёж.

Подобрать проверочные слова.

ЗАГАДКИ:

Самый рослый из зверей –

Африканский длинношей –

Ходит гордо, словно граф,

Называется ...  (жираф)

Неуклюжий, косолапый,
я держу в передних лапах
мёд - любимейшую снедь,
потому зовусь … (медведь)

Возле речек и болот

Этот тучный зверь живёт.

На носу имеет рог

Африканский ...  (носорог)

«Корабль пустыни» по пескам плывёт.
Я здесь хозяин, здесь мне почёт.
Зверь я горбатый,

И нравлюсь ребятам (верблюд)

Толстокож и неуклюж

Этот зверь, любитель луж.

Гром гремит, когда идёт

Большеротый ... (бегемот)

Быть колючим не обязан

Дальний родич дикобраза.

Посмотрите, ну и что ж –

Весь в иголках острых ... (ёж)

2. Игра «Скалолаз»

2. Мини-контроль и индивидуальное задание на карточках.

- Выполните мини-контроль на карточке, 1 ученик работает за компьютером, 2 человека по индивидуальным карточкам

VII. Рефлексия.

Формирование выводов по изученному материалу.

Какое открытие вы сегодня сделали?

Что было трудным (интересным, легким)?

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

  1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
  2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
  3. Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети прикрепляют звёзды.)

- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

Дополнительный материал

1. МУДРОСТЬ НЕДЕЛИ.

  • «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
  • «Не в силе бог, а в правде»
  • «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят»

Ребята, прочитайте пословицы. Что в них общего? Кто хочет  положить какую-либо пословицу в свой «багаж ценностей»? Почему?

 Я предлагаю провести речевую разминку.

2.АРХИПЕЛАГ УДАРЕНИЯ.

Здесь живёт господин Ударный Молоточек. К нему за помощью приходят слова со всего королевства. Но Куча-Мала сломала его.

  • Слова мир, урок, конь, малина, чайка, коньки остались без ударения. Помогите этим словам. Поставьте в них ударение.
  • В каких словах ударение отдыхает? (мир, конь). Почему?
  • А теперь помогите этим словам перебраться на материк, на большую землю. Запишите рядом  эти слова с переносом.

Как переносят слова? (по слогам)

Какие слова нельзя перенести? (мир, урок, конь). Почему?

3.САД СЛОВАРНЫХ СЛОВ.

Давайте, ребята спустимся и немного побегаем по саду. Но не просто так, а с пользой. Нам надо с дерева   срывать буквы а или о (на доске нарисовано дерево и прикреплены яблочки-магнитыс гласными а и о) и вставлять в словарные слова (слова на заготовленных карточках). Чтобы быстрей справиться с этим заданием и лететь дальше, мы разделимся на 2 команды.

  • Необходимо в словарные слова:

К_РТИНА, М_ЛОКО, Ш_ЛАШ, Л_ПАТА, Т_РЕЛКА, Р_МАШКА, ПЛ_ТОК, С_РОКА, К_ПУСТА, ЯГ_ДА    вставить правильную гласную.

4. Словарная работа при изучении темы «Правописание слов с парными согласными».

Задание. Записать под диктовку. Подчеркнуть парные согласные. Словарные слова разделить для переноса. С одним из слов составить предложение и выделить главные члены предложения.

Сладкий огурец, узкая улица, широкий огород, большая морковь, маленький сапог, соседний магазин, морковный сок, зарядка для учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"

Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте  показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме".

Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Прил...

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."...

Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"

Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"...