Урок русского языка во 2 классе по теме «Чередование звуков в корнях слов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка по теме: «Чередование звуков в корнях слов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
И. В. Карназина
учитель начальных классов
МОУ «Новоникольская СОШ»
Предмет – русский язык
Класс - 2
Тип урока: отработка умений и навыков.
Тема: «Чередование звуков в корнях слов»
Продолжительность урока – 40 минут
Авторский медиапродукт:
Операционная среда Word, Power Point.
Наглядная презентация учебного материала.
Технологический сценарий: последовательная модель.
Учебно-методическое обеспечение:
- М.Л. Каленчук «Русский язык». Учебник для 2 класса, I и II части.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, орфографические словари, тетради, раздаточный материал – карточки, текст.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
- Повышение мотивации к учебному процессу.
- Формирование информационной культуры и компетентности обучаемых (поиск, отбор, упорядочивание информации).
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля)
Задачи урока:
- Образовательная: развивать умение распознавать в словах согласные и гласные, которые нужно проверять; закрепить знания о проверке слова с глухими и звонкими согласными, умение различать многозначные слова, омонимы и синонимы.
- Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, навык работы со словарями, навык контроля и самоконтроля.
- Воспитательные; воспитывать культуру учебного труда; воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
- И я вам, ребята, хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок. А я вам в этом помогу и мы с вами отправимся в страну под названием «Чередование звуков в корнях слов»
САМОКОНТРОЛЬ: посадка, ноги, положение тетради, голова.
ОФОРМЛЕНИЕ ТЕТРАДИ.
26 ноября.
Классная работа
II. Этап мотивации.
- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (чему-то научиться).
- «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?
(нужно учить новое, не забывая старого)
III. Актуализация знаний
1. Минутка чистописания
Ш ш Ж ж
Лыжи, мыши и ужи
С буквой и всегда пиши
2. Написание слов со словосочетаниями жи-ши
Назовите пассажиров, которым проводник предлагает пройти в вагон.
Поддиктовка (2 ученика у доски):
Жираф, моржи, ужи, мыши, ёжик, стрижи, чижи.
Проверка
3. Следующая станция – это город Слов, улица Многозначных слов
- Это слова-близнецы. Они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но у них есть несколько значений (при щелчке клонируются)
Игра: «Отгадай слово». Найти общее во всех рисунках. Назвать слово «Иголка» (стихотворение рассказывает ученик)
Есть иголка у ежа
И, конечно, у ерша
У сосны и ёлки
Тоже есть иголки
Это швейная игла
Всем одежду шьёт она
«Ножка» (есть у лампы, у кресла, у гриба, у малыша, у стола)
А что объединяет все эти слова? (идет дождь, идёт время, идёт мальчик, идет снег)
- Какие слова называются МНОГОЗНАЧНЫМИ?
Мы оказались на следующей улицы города Слов, улица Омонимов
- Это тоже слова-близнецы. Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но означают они разные предметы.
«Лисичка» (стихотворение рассказывает ученик)
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
-Где вы были?
-У лисички.
-Что видали там?
-Лисички.
О каких лисичках идет речь? А о каких норках?
-Много есть ключей на свете. А вот каких вы должны сейчас сказать: ключ – родник среди камней, ключ – скрипичный, завитой. И обычный ключ – дверной)
Право, я причёска – чудо.
Заплести меня не худо.
В воду я вдаюсь полоской
Узкой, серенькой и плоской.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
- Какие слова называются ОМОНИМАМИ?
Мы оказались на следующей улицы города Слов, улица Синонимов
- Это слова – приятели. Слова близкие по смыслу.
Давайте вспомним о словах синонимах.
Неглубокое озеро – мелкое
Трусливый заяц – боязливый, пугливый
- Отгадайте СИНОНИМ:
Дом-здание, доктор-врач, конь-лошадь, ключ-родник
- Выберите из предложенных слов СИНОНИМЫ:
- Словарная работа. Подбери и запиши к данным словам СИНОНИМ
Стужа-мороз, пес-собака, торжество-праздник
Давайте познакомимся с новыми словами из словаря.
Для этого отгадаем загадки:
Что за серый забияка?
Он со всеми лезет в драку!
Как растрепанный злодей
Этот шустрый... (воробей)
- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? ... (ворона)
Сидит на суку, тараторит.
Со всеми птицами спорит.
Все ей вокруг интересно,
Всем эта птица известна.
Помнишь: где была? Далеко.
Кто это? (сорока)
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
-Давайте поиграем со словами-приятелями. Ответь, кому холоднее?
- Какие слова называются СИНОНИМАМИ?
Молодцы! Справились со всеми заданиями для повторения.
Теперь смело можно отдохнуть.
Физминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний. Чередование гласных звуков в корне слова.
На поляночке в лесу
Повстречали мы …. козу
Пришла учиться в школу я.
Решила написать, как зовут меня,
Но вот не знаю, а иль о
Может из вас поможет кто?
- Как проверить слово трава? 1. Изменить слово
2. Подобрать однокоренное слово
Вспомним правило одно:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
V. Применение знаний и умений
1. Выберите нужную букву, если ошибетесь, она изменит цвет:
Солонка, сова, река, удивил, водица
Проверка. Какое слово лишнее? (удивил) Почему?
2. Чередование согласных звуков в корнях слов.
Прочитайте слова - названия животных: арбуз, виноград, ананас, гриб, хлеб, морковь
-Выделите в словах последний согласный звук. Какой это звук?
- Сравните произношение последнего согласного с его обозначением на письме. - Что заметили? (одновременно идет запись слов в столбик)
Чтение сведений о языке с.___.
- Подчеркните букву на конце этих слов.
- А теперь перед нами стоит задача – найти способ проверки написания парных согласных на конце слова.
- Кто догадался, как проверить написание согласных?
- Измените эти слова, чтобы произношение и написание этих слов совпадало.
1) Вывод правила
2) Чтение правила в учебнике
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1. Картинный диктант. Записать слова - отгадки: лев, жираф, медведь, носорог, верблюд, бегемот, ёж.
Подобрать проверочные слова.
ЗАГАДКИ:
Самый рослый из зверей –
Африканский длинношей –
Ходит гордо, словно граф,
Называется ... (жираф)
Неуклюжий, косолапый,
я держу в передних лапах
мёд - любимейшую снедь,
потому зовусь … (медведь)
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живёт.
На носу имеет рог
Африканский ... (носорог)
«Корабль пустыни» по пескам плывёт.
Я здесь хозяин, здесь мне почёт.
Зверь я горбатый,
И нравлюсь ребятам (верблюд)
Толстокож и неуклюж
Этот зверь, любитель луж.
Гром гремит, когда идёт
Большеротый ... (бегемот)
Быть колючим не обязан
Дальний родич дикобраза.
Посмотрите, ну и что ж –
Весь в иголках острых ... (ёж)
2. Игра «Скалолаз»
2. Мини-контроль и индивидуальное задание на карточках.
- Выполните мини-контроль на карточке, 1 ученик работает за компьютером, 2 человека по индивидуальным карточкам
VII. Рефлексия.
Формирование выводов по изученному материалу.
Какое открытие вы сегодня сделали?
Что было трудным (интересным, легким)?
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:
- Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
- Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
- Если не разобрались в теме – голубую.
(Дети прикрепляют звёзды.)
- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!
Дополнительный материал
1. МУДРОСТЬ НЕДЕЛИ.
- «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
- «Не в силе бог, а в правде»
- «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят»
Ребята, прочитайте пословицы. Что в них общего? Кто хочет положить какую-либо пословицу в свой «багаж ценностей»? Почему?
Я предлагаю провести речевую разминку.
2.АРХИПЕЛАГ УДАРЕНИЯ.
Здесь живёт господин Ударный Молоточек. К нему за помощью приходят слова со всего королевства. Но Куча-Мала сломала его.
- Слова мир, урок, конь, малина, чайка, коньки остались без ударения. Помогите этим словам. Поставьте в них ударение.
- В каких словах ударение отдыхает? (мир, конь). Почему?
- А теперь помогите этим словам перебраться на материк, на большую землю. Запишите рядом эти слова с переносом.
Как переносят слова? (по слогам)
Какие слова нельзя перенести? (мир, урок, конь). Почему?
3.САД СЛОВАРНЫХ СЛОВ.
Давайте, ребята спустимся и немного побегаем по саду. Но не просто так, а с пользой. Нам надо с дерева срывать буквы а или о (на доске нарисовано дерево и прикреплены яблочки-магнитыс гласными а и о) и вставлять в словарные слова (слова на заготовленных карточках). Чтобы быстрей справиться с этим заданием и лететь дальше, мы разделимся на 2 команды.
- Необходимо в словарные слова:
К_РТИНА, М_ЛОКО, Ш_ЛАШ, Л_ПАТА, Т_РЕЛКА, Р_МАШКА, ПЛ_ТОК, С_РОКА, К_ПУСТА, ЯГ_ДА вставить правильную гласную.
4. Словарная работа при изучении темы «Правописание слов с парными согласными».
Задание. Записать под диктовку. Подчеркнуть парные согласные. Словарные слова разделить для переноса. С одним из слов составить предложение и выделить главные члены предложения.
Сладкий огурец, узкая улица, широкий огород, большая морковь, маленький сапог, соседний магазин, морковный сок, зарядка для учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"
Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....
Урок русского языка во 2 классе по теме:"Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме".
Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Прил...
Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".
Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока: расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."...
Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"
Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"...