«Мир звуков и знаков. Слово, предложение, речь»
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

"Гибок язык человека; речей в нем край непочатый".         Гомер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gibok_yazyk_cheloveka.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Гибок язык человека; речей в нем край непочатый.                              Гомер

Урок русского языка в 1 классе

Тема урока: «Мир звуков и знаков. Слово, предложение, речь ».

Учитель: Васильченко И.В.

Цели урока:

 - формировать у учащихся понятие «Речевые звуки»;

-формировать представление о букве, как о символе, знаке, «одежде» для звука;

-формировать представление о слове как единице языка;

-формировать представление о предложении, учить правильно согласовывать слова в предложении;

-формировать у учащихся понятия «Речь устная и письменная»;

-учить пользоваться устной речью в разных ситуациях;

- развивать логическое мышление, внимание;

-воспитывать интерес к родному языку;

-формировать духовно и нравственно развитую личность.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Начнем урок с хорошего настроения и улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

  1. Постановка цели урока.

-На берегу бурной реки Грамматики стоит дом. Живет в нем РЕЧЬ и еще много важных жильцов. Давайте заглянем в этот дом и познакомимся с его жильцами. Но разве так расселила Речь жильцов?  Посмотрите, в доме царит беспорядок! Давайте угомоним жильцов и покажем каждому свое место.

III. Работа по теме урока.

1.ЗВУК.

-Все, что нас окружает, из чего-то сделано: стол – из дерева, дом – из кирпича, тетрадь и книги – их бумаги. А из какого «материала» сделаны слова?

-Из букв «сделаны» написанные слова, а те, которые человек произносит, «сделаны» из чего-то другого. Из чего же?

-Послушайте! (Учитель стучит карандашом по столу) Услышали звуки? Можно из этих звуков «сделать» слова?

-Вокруг нас много разных звуков: грохочут машины, шумит ветер в ветвях, раздаются шаги. Прислушайтесь!

-Можно ли из этих звуков построить слова?

 -Из этих звуков слов не построишь.

-Из каких же звуков «делаются» слова?

 -Слова «делаются» не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

-Послушайте: «Ы-Ы-Ы». Поняли что-нибудь?

-А так: «М-М-М»? Понятно?

-А теперь я произнесу несколько звуков один за другим: «М» «И» «Р».

- Узнали слово? («Мир»)

- Что оно значит? (Вселенная, наша земля, земной шар, все люди; отсутствие ссоры, вражды, войны; согласие, дружба)

-Слово, в отличие от звука, значит очень много. Вот послушайте: «Родина», «Мама»… Все эти слова состоят из звуков.

-Можно ли увидеть звуки речи?

-Звуки – невидимки, их можно только услышать.

Итак, звуки мы слышим и произносим.  

ВЫВОД: Звуки речи – это строительный материал языка.

2.БУКВА.

-Что придумали люди, чтобы сделать звуки видимыми?

-Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы. Так появился АЛФАВИТ:

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ.

-В алфавите у каждой буква свое место. Посмотрите, как они стоят - в строгом порядке. У каждой свое имя.

-Назовем имя каждой буквы алфавита.

-Буквы – это своего рода «одежда» для звуков. Чтобы увидеть звук «М», придумали букву «ЭМ», чтобы увидеть звук «И», придумали букву «И», для звука «Р» изобрели букву «ЭР». И вот мы уже видим и читаем слово «МИР».

-Буквы человеку нужны для передачи устной или письменной речи?

ВЫВОД: Буква – это знак, символ для обозначения звуков на письме.

3.СЛОГ, СЛОВО.

-Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить?

-В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные звуки для обозначения многого из того, что он узнавал и создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только человек, в том числе и вы. На что человечеству потребовалось сотни тысяч лет, у вас заняло три года от момента рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько коротких слов. К трем годам – уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.

-Попросите родителей рассказать вам, какие первые слова вы произнесли, как вы сообщали о своих желаниях, когда были маленькими, может быть так:

Сын зовет: - Агу! Агу!

Мол, побудь со мною!

А в ответ: Я не могу!

Я посуду мою!

Но опять: Агу! Агу!

Слышно с новой силой.

И в ответ: Бегу! Бегу!

Не сердись, мой милый!      А. Барто

-А сейчас я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.

ФИЗМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп, немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

- Но что-то трудно идти, снежинки так и сыплются с неба. Вот подул сильный ветер и перемешал буквы в словах.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой «заговорят»!

-В этих словах перепутались буквы (ИЗАМ, ГНЕС, РЗОМО). Попробуйте восстановить их (по рядам). (Слова «ЗИМА», «СНЕГ», «МОРОЗ»)

-Напишите получившиеся слова на листочках. Обозначьте в словах гласные буквы.

- На какие части можно разделить слова?  Разделите слова на слоги. Поставьте ударение.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами, и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

ВЫВОД: Слова – части нашей речи. Слова состоят из слогов, один слог в слове – ударный.

4.ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

-Используя слова-помощники, составьте предложения о зиме, снеге, морозе. (На доске слова: «пришла, красавица, выпал, блестящий, ударил, сильный».)

-Получились предложения: «Пришла красавица-зима. Выпал блестящий снег. Ударил сильный мороз».

-Что мы узнали из этих предложений о зиме, снеге, морозе?

-Можно ли назвать эти предложения рассказом? Связаны ли предложения по смыслу?

ВЫВОД: Из слов мы составляем предложения. С помощью предложений мы выражаем свои мысли.

5.ТЕКСТ.

-Прочитайте предложения, написанные на листках.

«Весь день катались ребята с горы.

Дети взяли санки и вышли во двор.

За ночь выпал глубокий снег.

Было весело!»

-Можно ли эту группу предложений назвать рассказом, текстом?

-Восстановите правильную последовательность предложений так, чтобы получился связный рассказ.

«За ночь выпал глубокий снег.

Дети взяли санки и вышли во двор.

Весь день катались ребята с горы.

Было весело!»

-О чем мы узнали из этого рассказа? Нарисуйте зрительную картину.

-Запишите рассказ в тетрадь.

6.ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.СУРИКОВА «ЗИМА».

-Послушайте, как поэт И.Суриков, используя звуки речи, слова,  предложения, создал невероятно красивую поэтическую картину зимней природы:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

-Какие картины возникли в вашем воображении?

VI. Итог урока.

-Ну, что, пора возвращаться в дом к Речи и ее жильцам. Расселим их по своим этажам (начиная с верхнего).

     На доске:

Эта схема составлена неверно, потому что речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слова состоят из звуков в устной речи и букв в письменной речи.

Дети выходят к доске и исправляют схему, переставляя карточки с понятиями.

На доске:

-Итак, речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова состоят из слогов, а слоги – из звуков.

Молодцы! Вы верно восстановили схему состава речи.

-Урок окончен, спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Тема: "Буквы «Ш, ш », обозначающие согласный звук [ш]. Чтение слов, предложений, текстов с буквами "Ш, ш".(Урок закрепления с презентацией).

Цели:  продолжить знакомство детей с новыми буквами и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.Учить детей работать с текстом, закреплять з...

Автоматизация звука Ш в словах, предложениях.

Предлагаемая презентация в увлекательной форме поможет закрепить правильное произношение звука Ш....

Автоматизация звука Ч в словах, предложениях.

Данная презентация , направленна на автоматизацию звука Ч в словах, предоложениях....

Автоматизация звука Щ в словах, предложениях.

Использование призентации поможет в увлекательной форме закрепить правильной произношение звука Щ...

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...