«Мир звуков и знаков. Слово, предложение, речь»
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
"Гибок язык человека; речей в нем край непочатый". Гомер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gibok_yazyk_cheloveka.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Гибок язык человека; речей в нем край непочатый. Гомер
Урок русского языка в 1 классе
Тема урока: «Мир звуков и знаков. Слово, предложение, речь ».
Учитель: Васильченко И.В.
Цели урока:
- формировать у учащихся понятие «Речевые звуки»;
-формировать представление о букве, как о символе, знаке, «одежде» для звука;
-формировать представление о слове как единице языка;
-формировать представление о предложении, учить правильно согласовывать слова в предложении;
-формировать у учащихся понятия «Речь устная и письменная»;
-учить пользоваться устной речью в разных ситуациях;
- развивать логическое мышление, внимание;
-воспитывать интерес к родному языку;
-формировать духовно и нравственно развитую личность.
Ход урока:
- Организационный момент.
-Начнем урок с хорошего настроения и улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.
- Постановка цели урока.
-На берегу бурной реки Грамматики стоит дом. Живет в нем РЕЧЬ и еще много важных жильцов. Давайте заглянем в этот дом и познакомимся с его жильцами. Но разве так расселила Речь жильцов? Посмотрите, в доме царит беспорядок! Давайте угомоним жильцов и покажем каждому свое место.
III. Работа по теме урока.
1.ЗВУК.
-Все, что нас окружает, из чего-то сделано: стол – из дерева, дом – из кирпича, тетрадь и книги – их бумаги. А из какого «материала» сделаны слова?
-Из букв «сделаны» написанные слова, а те, которые человек произносит, «сделаны» из чего-то другого. Из чего же?
-Послушайте! (Учитель стучит карандашом по столу) Услышали звуки? Можно из этих звуков «сделать» слова?
-Вокруг нас много разных звуков: грохочут машины, шумит ветер в ветвях, раздаются шаги. Прислушайтесь!
-Можно ли из этих звуков построить слова?
-Из этих звуков слов не построишь.
-Из каких же звуков «делаются» слова?
-Слова «делаются» не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
-Послушайте: «Ы-Ы-Ы». Поняли что-нибудь?
-А так: «М-М-М»? Понятно?
-А теперь я произнесу несколько звуков один за другим: «М» «И» «Р».
- Узнали слово? («Мир»)
- Что оно значит? (Вселенная, наша земля, земной шар, все люди; отсутствие ссоры, вражды, войны; согласие, дружба)
-Слово, в отличие от звука, значит очень много. Вот послушайте: «Родина», «Мама»… Все эти слова состоят из звуков.
-Можно ли увидеть звуки речи?
-Звуки – невидимки, их можно только услышать.
Итак, звуки мы слышим и произносим.
ВЫВОД: Звуки речи – это строительный материал языка.
2.БУКВА.
-Что придумали люди, чтобы сделать звуки видимыми?
-Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы. Так появился АЛФАВИТ:
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ.
-В алфавите у каждой буква свое место. Посмотрите, как они стоят - в строгом порядке. У каждой свое имя.
-Назовем имя каждой буквы алфавита.
-Буквы – это своего рода «одежда» для звуков. Чтобы увидеть звук «М», придумали букву «ЭМ», чтобы увидеть звук «И», придумали букву «И», для звука «Р» изобрели букву «ЭР». И вот мы уже видим и читаем слово «МИР».
-Буквы человеку нужны для передачи устной или письменной речи?
ВЫВОД: Буква – это знак, символ для обозначения звуков на письме.
3.СЛОГ, СЛОВО.
-Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить?
-В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные звуки для обозначения многого из того, что он узнавал и создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только человек, в том числе и вы. На что человечеству потребовалось сотни тысяч лет, у вас заняло три года от момента рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько коротких слов. К трем годам – уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.
-Попросите родителей рассказать вам, какие первые слова вы произнесли, как вы сообщали о своих желаниях, когда были маленькими, может быть так:
Сын зовет: - Агу! Агу!
Мол, побудь со мною!
А в ответ: Я не могу!
Я посуду мою!
Но опять: Агу! Агу!
Слышно с новой силой.
И в ответ: Бегу! Бегу!
Не сердись, мой милый! А. Барто
-А сейчас я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.
ФИЗМИНУТКА
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп, немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
- Но что-то трудно идти, снежинки так и сыплются с неба. Вот подул сильный ветер и перемешал буквы в словах.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой «заговорят»!
-В этих словах перепутались буквы (ИЗАМ, ГНЕС, РЗОМО). Попробуйте восстановить их (по рядам). (Слова «ЗИМА», «СНЕГ», «МОРОЗ»)
-Напишите получившиеся слова на листочках. Обозначьте в словах гласные буквы.
- На какие части можно разделить слова? Разделите слова на слоги. Поставьте ударение.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами, и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
ВЫВОД: Слова – части нашей речи. Слова состоят из слогов, один слог в слове – ударный.
4.ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
-Используя слова-помощники, составьте предложения о зиме, снеге, морозе. (На доске слова: «пришла, красавица, выпал, блестящий, ударил, сильный».)
-Получились предложения: «Пришла красавица-зима. Выпал блестящий снег. Ударил сильный мороз».
-Что мы узнали из этих предложений о зиме, снеге, морозе?
-Можно ли назвать эти предложения рассказом? Связаны ли предложения по смыслу?
ВЫВОД: Из слов мы составляем предложения. С помощью предложений мы выражаем свои мысли.
5.ТЕКСТ.
-Прочитайте предложения, написанные на листках.
«Весь день катались ребята с горы.
Дети взяли санки и вышли во двор.
За ночь выпал глубокий снег.
Было весело!»
-Можно ли эту группу предложений назвать рассказом, текстом?
-Восстановите правильную последовательность предложений так, чтобы получился связный рассказ.
«За ночь выпал глубокий снег.
Дети взяли санки и вышли во двор.
Весь день катались ребята с горы.
Было весело!»
-О чем мы узнали из этого рассказа? Нарисуйте зрительную картину.
-Запишите рассказ в тетрадь.
6.ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.СУРИКОВА «ЗИМА».
-Послушайте, как поэт И.Суриков, используя звуки речи, слова, предложения, создал невероятно красивую поэтическую картину зимней природы:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
-Какие картины возникли в вашем воображении?
VI. Итог урока.
-Ну, что, пора возвращаться в дом к Речи и ее жильцам. Расселим их по своим этажам (начиная с верхнего).
На доске:
- Эта схема составлена неверно, потому что речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слова состоят из звуков в устной речи и букв в письменной речи.
Дети выходят к доске и исправляют схему, переставляя карточки с понятиями.
На доске:
-Итак, речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова состоят из слогов, а слоги – из звуков.
- Молодцы! Вы верно восстановили схему состава речи.
-Урок окончен, спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Тема: "Буквы «Ш, ш », обозначающие согласный звук [ш]. Чтение слов, предложений, текстов с буквами "Ш, ш".(Урок закрепления с презентацией).
Цели: продолжить знакомство детей с новыми буквами и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.Учить детей работать с текстом, закреплять з...
Автоматизация звука Ш в словах, предложениях.
Предлагаемая презентация в увлекательной форме поможет закрепить правильное произношение звука Ш....
Автоматизация звука Ч в словах, предложениях.
Данная презентация , направленна на автоматизацию звука Ч в словах, предоложениях....
Автоматизация звука Щ в словах, предложениях.
Использование призентации поможет в увлекательной форме закрепить правильной произношение звука Щ...
Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...