Упражения для развития орфографической зоркости младших школьников
методическая разработка по русскому языку по теме
материал содержит упражнения и игры для отработки орфографического навыка на уроке русского языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_orfograficheskoy_zorkosti_mlodshikh_shkolnikov.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Упражнения для развития орфографической
зоркости младших школьников».
Учитель начальных классов
Чернова Н.Н.
Основа орфографической грамотности школьников закладывается в начальных классах. От того насколько дети научатся сознательно соотносить правило c написанием зависит насколько грамотно они будут писать в будущем. Научить грамотно писать учащихся – задача не из лёгких. Очень часто школьники хорошо усваивают теорию, но не умеют грамотно писать, знают хорошо правила – но допускают при письме много ошибок.
Чтобы научить учащихся основам орфографической грамотности предлагаю на уроках использовать ряд упражнений:
- Одна из главных задач - научить ребёнка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных упражнений, при чтении, при письме под диктовку, при списывании, которое можно осложнять заданиями.
Одним из упражнений, наиболее способствующих развитию орфографической зоркости, является списывание:
- детям предлагается внимательно прочитать предложение;
- повторить, его не заглядывая в текст
- найди, объяснить все орфограммы ;
- прочитать предложение орфографически грамотно;
- повторить ещё раз предложение с орфографическим акцентом;
- закрыть предложение и писать, диктуя по слогам «орфографически правильно»;
В заключении необходимо проверить текст, обращая при этом особое внимание на орфограммы;
Выполнять списывание необходимо часто. Поэтому кроме уроков, я предлагаю детям дома по желанию списывать любые тексты, отрывки из любимых книг, журналов и др. Родители могут помочь в развитии орфографического навыка, выполняя с детьми следующее упражнение, я его называю «устное письмо». Ребенок в течение 3-5 минут (можно больше) читает правильно текст (т.е. орфографически), затем взрослые называют слово из прочитанного текста и ребенок произносит его орфографически правильно.
- Многими педагогами используется так называемое комментированное письмо. Один ученик – комментатор – объясняет написание орфограмм, так чтобы написание слов было понятно другим детям (объяснить орфограммы);
3. Другим приемом является выборочным письмо, которое можно использовать не только на русском языке, но и на литературе, познании мира и др. предметах. Заранее следует продумать задания для возможной выборочной работы:
- выпиши предложения, выражающие основную мысль текста;
- выпиши предложения, описывающие состояние природы, характер главного героя
- выписать свойства предмета («познание мира»: свойства воздуха, металлов идр)
- выписать предложения по цели высказывания, соответствующее схеме и т.д.
- выпиши слова – синонимы, антонимы, амонимы, родственные слова и т.д
- выпиши слова с определённым видом орфограмм;
- выпиши слова определённой части речи;
- Одним из распространенных упражнений является списывание с пропуском орфограмм. (Данные упражнения встречаются и в учебнике). Я использую часто карточки:
За _ кном ос_нь. Пох_л_дало. Солнце не согр_вает землю. Птицы сп_шат в теплые кр_я. Оп_дают листья с д_ревьев. Х–лодные д_жди моросят длинными ночами.
- С удовольствием дети играют в игру «Поработай учителем». Ученики исправляют умышленно допущенные в текстах ошибки:
Вдруг лес за гудел, все в нем зашыпело. Полесу побижал шелест. Налетел ветир, диревья закачались. С сонных бирез по лители листья.
6. Для выработки орфографической грамотности можно использовать разнообразные виды диктантов:
- Зрительные диктанты: детям дается текст, который прочитывается орфографически, разбираются орфограммы. Текст закрывается и пишется по памяти детьми с проговариваем и последующей проверкой.
- Объяснительный диктант.
- Выборочный диктант .
- Самодиктант
Большую роль в развитии орфографического навыка играет использование занимательного материала на уроках:
- Игра «Помоги Незнайке подобрать буквы» (загадки, стихотворения, пословицы с пропущенными буквами - безударная гласная, непроизносимая, парная согласная, безударные окончания прилагательных, существительных, глаголов.)
- Игра «Спрячь Ь в середину слова»: конь – коньки, день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е, коньки написали безударный гласный О.
- Игра «Разделите на группы» (деление слов с пропущенными буквами на два, три столбика – по правилам)
- Игра «Подбери буквы»: Красивы березовые л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
- Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы на определенное правило.
- Игра «Напейся чистой водицы»: на доске слова с пропущенной безударной (парной согласной), прикреплен колодец и кружки с буквами. Нужно взять кружку с нужной буквой и объяснить почему. Эдентичная игра «Листопад»
- Игра «Спор букв». На карточках написаны слова на определённую орфограмму, нужно выбрать букву и доказать её написание. «тр(о,а)ва».
- «Найди лишнее слово и докажи!»: водяной, водичка, водитель, водопад;
- Выбери букву, объясни и запиши предложение: Серёжа (М,м)орозов не боится (М,м)орозов. Толя (О,о)гурцов собрал больше всех (О,о)гурцов.
- Работа с пословицами и поговорками. Прочитать пословицу, объяснить её смысл, орфограммы, прочитать орфографически, записать: Кошке игрушки, а мышке слёзки. Больше верить своим очам – нежели чужим речам. На чужой сторонушке, рад своей воронушке.
- Использование загадок, метаграммы. «С «у» я птицею бываю, в поле в сумерки летаю. С «и» в пруду меня найдешь, на сазана я похож»
- Задачи – шутки. На пути я вижу сорок резво скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог средь неведомых дорог.
- Хитрые слова.
- Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.
- Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.
Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привить тягу к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии: использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие
Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...
« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»
Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"
"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...
Презентация Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. На современном ...