Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Куриленко Оксана Викторовна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Антонимы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

(приёмыработы:

использование эпиграфа)

Зачитывает эпиграф:

Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово.

 (В.И. Кодухов) 

Желает дальнейших радостных открытий в области русского языка.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

2.

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выявление затруднений

(Приёмы:создание проблемной ситуации.

Методы:

побуждающий, подводящий диалог)

Предлагает игру «Да или нет»

-Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию,  называются омонимами

-Многозначные слова имеют несколько значений

-Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются синонимами       

-Слова, разные по звучанию и написанию, противоположные по значению называются антонимами

-Антонимы  используют для того, чтобы показать отличия, противоположность. Они делают нашу речь понятной, образной.

В ходе фронтальной беседы отмечают знаком + согласие с предлагаемой формулировкой, знаком – несогласие.

Познавательные

Коммуникативные

3.

Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднения

Активизирует знания обучающихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Фиксируют в таблице знаком? Предложения (формулировки) на которые затрудняются ответить

Регулятивные

Общеучебные

Познавательные

4.

Открытие нового знания

Цель: решение проблемы.

Фиксирует на доске тему урока, задачи.

Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Предлагает помочь рассказать сказку.  (Приложение)

Ставят цель, согласовывают тему урока, определяют задачи.

Подбирают антонимы, определяют сходство и отличие. Делают вывод: антонимы слова противоположные по смыслу, разные по

звучанию и написанию.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

5.

Первичное закрепление

Цель:  усвоение нового знания.

(формы работы: индивидуальня)

Устанавливает осознанность ситуации.

Решают типовые задания:

«Найдите пару»

высоко

поздно

холод

низкая

зима

стоять 

высокая

тепло

рано

лето

бежать 

низко

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Уточняет знания.

«Грамматическая арифметика»

6.

Физминутка.

Цель: снятие усталости

Организует физминутку

7.

Самостоятельная работа.

Цель: проверка усвоения нового материала.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа с пословицами.

Задание «Продолжи пословицу»:

Ученье свет, а неученье …

Добро помни, а зло …

Новых друзей наживай, а  ….. не теряй.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

8.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: закрепление и обобщение знаний

Организует работу по подбору антонимов к многозначным словам:

Старый, лёгкий.

Организует работу с текстом.

Устно подбирают антонимы к многозначным словам.

Работают с деформированным текстом.

(работа в парах)

Личностные

Регулятивные

Познавательные

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности , самооценка результатов

Организует рефлексию по содержанию урока, рефлексию  деятельности по вопросам:

Я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Могу рассказать другим …

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные

Самоанализ:

  1. Урок открытия нового знания по теме «Слова с противоположные по значению (антонимы)»
  2. Цель: обобщение представлений обучающихся о словах противоположных по значению, знакомство с новым понятием «антоним»
  3. Задачи :
  • Систематизировать имеющиеся у детей знания по теме, познакомить с новым понятием
  • Включить новое знание в систему знаний
  • Обогащение, развитие  речи учащихся
  • Развитие орфографической зоркости
  • Совершенствовать умение учащихся работать в парах
  • Совершенствовать умение учащихся работать в соответствии с поставленной целью
  1. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная работа.
  2. Приёмы: побуждающий и подводящий диалоги, «яркое пятно»
  3. Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Система упражнений по работе с антонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"

Технологическая карта урока русского языка  во 2 классе по теме:   "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"  по системе Л.В. Занкова...