Работа над связной речью.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Артемьева Оксана Владимировна

Работа над связной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_svyaznoy_rechyu.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

1Речевая ситуация

          С кем говорим                                 Где                                       С какой целью

   С одним человеком           В неофициальной обстановке                  Обобщение

  Со многими людьми           В официальной обстановке                      Сообщение

                                                                                                                    Воздействие

2Смысловые типы текстов

№ п/п

Название

Вопросы

Содержание

Композиция

Стиль


1.


Описание


Какой?

Изображение (описание предмета, людей, животных, природы, жилища, процессов)

  1. Общее впечатление
  2. Описание отдельных частей, из которых состоит предмет


Любой стиль



2.



Повествование



Что произошло?


Описание событий, рассказ в определенной последовательности

  1. Экспозиция
  2. Завязка
  3. Развитие действий
  4. Кульминация
  5. Развязка


Сначала

Потом

Затем

Наконец


Разговорный


Художественный



3.



Рассуждение – доказательство




Почему?



Утверждение или отрицание какого-нибудь факта, явления, понятия

  1. Тезис (то, что надо доказать или
  2. объяснить)
  3. Доказательство (аргументы, доводы, объяснения, обоснования)
  4. Вывод



Научный


Публицистический

3Работа над связной речью.

Исследование слова

Синонимы и антонимы

Пословицы и поговорки

Фразеологические обороты

Изложение

Сочинение

4Опорная схема

сочинения – повествования

(рассказ, очерк, воспоминание, письмо).

        Показать событие в законченном виде и

Основная задача        раскрыть характер действующих лиц,

        участников этого события.


Кто?          Что?          Какой?         Что делает?

Композиция


До

События


Начало

события


Развитие

действия


Конец

события

План рассказа.

  1. Вступление.          Где, когда и с кем произошло то, о чем будет

         рассказано. Что было до события.

  1. Основная часть.
  1. Завязка.        Это момент, с которого начинается событие

        и от которого зависит его развитие действия.

  1. Развитие.
  2. Кульминация.        Момент    наивысшего    события.            Его         заключение.
  3. Развязка.         Результат развития события.

  1. Заключение.           Раздумье по поводу описанных событий.

        Чему они научили, какой след оставили в

        памяти.

5Опорная схема   сочинения – рассуждения

  1. Вступление

                       Я считаю, что …

  1. Тезис

Почему?  И вот почему …

Докажем это …

Это можно доказать так …

Это можно доказать следующим образом …

  1. Во-первых;

  1. Во-вторых;                                      Аргументы

  1. В-третьих.

  1. Вывод

Таким образом …    Следовательно …    Обобщим все сказанное

6Признаки текста

  1. Наличие группы предложений.

  1. Смысловая связность:

  • Единство темы, предмета речи;
  • Наличие основной мысли и ее развитие.

  1. Структурная связность.

7Детские сочинения.

Первый снег

( 2 класс)

Выпал первый снег. Он был чистым и белым. Деревья покрылись белым ковром.

А на крышах домов лежало пушистое одеяло.

Земля, словно невеста была одета в белоснежное платье.

(Прием – сравнение).

Первый снег.

(3 класс)

Полетели белые красивые мухи. Это был долгожданный снег. Снежинки медленно кружились в воздухе, словно танцевали вальс. Они плавно ложились на крыши домов, укрывая их ватным одеялом. А земля стала похожа на белоснежное покрывало.

Как прекрасен первый снег!

(Фразеологические обороты, сравнение.)

Первый снег.

(4 класс)

Пришла волшебница-зима и принесла с собой белоснежное покрывало. Сама зимушка была белокоса и белолица, словно царевна. А ее дочки – снежинки, будто пушинки, кружились в воздухе, исполняя свой танец. Они медленно падали на крыши домов, заметая их пухом.

Не забыли снежинки спрятать черное платье земли. Махнули рукавом, и вся земля покрылась белой краской.

Как чист и красив первый снег!

(Олицетворение, сравнение, метафора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку на тему: "Текст как дидактическая единица в работе над связной речью учащихся"

       В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, т.к. успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хор...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Статья посвящена видам работы с текстом. Содержатся виды работ, задания, формирующие связную речь у детей с нарушениями речи....

опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНР при помощи техники квиллинг»

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....