Работа над связной речью.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1Речевая ситуация
С кем говорим Где С какой целью
С одним человеком В неофициальной обстановке Обобщение
Со многими людьми В официальной обстановке Сообщение
Воздействие
2Смысловые типы текстов
№ п/п | Название | Вопросы | Содержание | Композиция | Стиль | |
1. | Описание | Какой? | Изображение (описание предмета, людей, животных, природы, жилища, процессов) |
| Любой стиль | |
2. | Повествование | Что произошло? | Описание событий, рассказ в определенной последовательности |
| Сначала Потом Затем Наконец | Разговорный Художественный |
3. | Рассуждение – доказательство | Почему? | Утверждение или отрицание какого-нибудь факта, явления, понятия |
| Научный Публицистический |
3Работа над связной речью.
Исследование слова
Синонимы и антонимы
Пословицы и поговорки
Фразеологические обороты
Изложение
Сочинение
4Опорная схема
сочинения – повествования
(рассказ, очерк, воспоминание, письмо).
Показать событие в законченном виде и
Основная задача раскрыть характер действующих лиц,
участников этого события.
Кто? Что? Какой? Что делает? |
Композиция
До События | Начало события | Развитие действия | Конец события |
План рассказа.
- Вступление. Где, когда и с кем произошло то, о чем будет
рассказано. Что было до события.
- Основная часть.
- Завязка. Это момент, с которого начинается событие
и от которого зависит его развитие действия.
- Развитие.
- Кульминация. Момент наивысшего события. Его заключение.
- Развязка. Результат развития события.
- Заключение. Раздумье по поводу описанных событий.
Чему они научили, какой след оставили в
памяти.
5Опорная схема сочинения – рассуждения
- Вступление
Я считаю, что …
- Тезис
Почему? И вот почему …
Докажем это …
Это можно доказать так …
Это можно доказать следующим образом …
- Во-первых;
- Во-вторых; Аргументы
- В-третьих.
- Вывод
Таким образом … Следовательно … Обобщим все сказанное
6Признаки текста
- Наличие группы предложений.
- Смысловая связность:
- Единство темы, предмета речи;
- Наличие основной мысли и ее развитие.
- Структурная связность.
…
7Детские сочинения.
Первый снег
( 2 класс)
Выпал первый снег. Он был чистым и белым. Деревья покрылись белым ковром.
А на крышах домов лежало пушистое одеяло.
Земля, словно невеста была одета в белоснежное платье.
(Прием – сравнение).
Первый снег.
(3 класс)
Полетели белые красивые мухи. Это был долгожданный снег. Снежинки медленно кружились в воздухе, словно танцевали вальс. Они плавно ложились на крыши домов, укрывая их ватным одеялом. А земля стала похожа на белоснежное покрывало.
Как прекрасен первый снег!
(Фразеологические обороты, сравнение.)
Первый снег.
(4 класс)
Пришла волшебница-зима и принесла с собой белоснежное покрывало. Сама зимушка была белокоса и белолица, словно царевна. А ее дочки – снежинки, будто пушинки, кружились в воздухе, исполняя свой танец. Они медленно падали на крыши домов, заметая их пухом.
Не забыли снежинки спрятать черное платье земли. Махнули рукавом, и вся земля покрылась белой краской.
Как чист и красив первый снег!
(Олицетворение, сравнение, метафора).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по русскому языку на тему: "Текст как дидактическая единица в работе над связной речью учащихся"
В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, т.к. успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хор...
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Аннотация: Статья посвящена работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...
Карточки для самостоятельной работы Формирование связной речи. Конструирование предложений.
Формирование связной речи....
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Статья посвящена видам работы с текстом. Содержатся виды работ, задания, формирующие связную речь у детей с нарушениями речи....
опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНРпри помощи техники квиллинг»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....