Русский язык .3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Представленный материал создан на основе «Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 – 4)» (Москва, «Просвещение», 2008) и является вариативной относительно основных общеобразовательных программ. Рабочая программа оснащена УМК "Школа России" и рекомендована для применения в 3 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 400.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/М.М.Андреева/ «______» ______________ 20____ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Л.Н.Гафурова/ «______» ______________ 20____ г. приказ от __________ № _______ |
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»
__________/Маскаева О.В./
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для 3 класса
(коррекционно – развивающего обучения)
Составитель:
Сердюкова Л.В., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск,
2012 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 – 4)»
(Москва, «Просвещение», 2004) и является вариативной относительно основных общеобразовательных программ.
Рабочая программа рассчитана на реализацию в третьем коррекционном классе (дети с задержкой психического развития) сроком в 1 год.
Рабочая программа обеспечена учебно – методическим комплектом «Русский язык» для 1 – 4 классов (Москва, «Просвещение»), автор: Т.Г.Рамзаева.
Рабочая программа по русскому языку в третьем коррекционно – развивающем классе направлена на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В основе рабочей программы лежит:
- Обязательный минимум содержания стандарта по русскому языку для общеобразовательной школы, а также идеи традиционной программы.
В программе реализованы коммуникативно – речевой, системно – функциональный, личностно – ориенированный подходы к обучению детей русскому языку.
Центральное место в обучении русскому языку школьников третьего коррекционно – развивающего класса занимает формирование таких основных понятий курса, как:
-часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
- значимые части слова (корень, приставка, суффикс);
- предложение;
- словосочетание;
- текст.
Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно в усвоении языка и овладении речью. На основе знаний состава слова в 3 классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих и звонких согласных в корне слова, а также навыка правописания приставок.
Так же в третьем классе происходит расширение знаний о главных членах предложения, о связи слов в предложении, что происходит прежде всего в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным является также ознакомление с видами предложений по цели высказывания и интонации.
Успешность обучения русскому языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроках атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ её решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, уточнять, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в различных степенях сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач.
Предметом постоянного внимания учителя является развитие навыков грамотного письма. Но следует учесть, что орфография не является специальным разделом программы. Орфографические правила включены в грамматические темы, связанные с изучаемым орфографическим материалом.
Рабочая программа позволяет, одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усваивать также и простейшие грамматико – орфографические правила за курс начальной школы и это, в свою очередь, предполагает решение таких основополагающих вопросов, как:
- формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей;
- обогащение конкретных представлений детей об окружающем мире, развитие логического и образного мышления, умение рационально использовать урочное время;
- овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебной деятельности, к книге – источнику знаний.
Одной из важных задач обучения русскому языку в I — IV классах является также формирование навыков каллиграфически правильного написания слов.
Во II — IV классах обучение каллиграфии строится с учетом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, ее соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребенка уверенность в правильном написании и серьезно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы учителя над совершенствованием каллиграфически правильного письма. 7—8 минут на уроке русского языка достаточно для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определенной группы букв и написать 2—3 строчки слогов и слов. А в дальнейшем на протяжении всего урока необходимо целенаправленно развивать каллиграфическую зоркость и глазомер, самоконтроль за правильным начертанием букв, аккуратность, совершенствовать ритмичность и скорость письма. Этому способствует строгая дозировка объема письменных заданий на урок, спокойная рабочая обстановка на уроке, систематическая проверка тетрадей, наличие наглядных пособий по технике письма.
При обучении русскому языку данная рабочая программа реализует основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, самостоятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественной, активной, критически конструктивно мыслящей личности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(по авторской программе:
Т.Г. Рамзаева. М., Просвещение -2004 г.)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
теория | к/р | |||
1. | Повторение. | 16 часов | 15 часов | 1 час |
2. | Предложение. Словосочетания.. | 12 часов | 12 часов | |
3. | Текст | 3 часа | 3 часа | |
4. | Состав слова | 66 часов | 61 час | 5 часов |
5. | Лексика. Части речи. | 63 часа | 58 часов | 5 часов |
6. | Повторение изученного за год. | 10 часов. | 9 часов | 1 час |
7. | Итого: | 170 часов | 158 часов | 12 часов |
В соответствии с базисным учебным планом 2002 года для специальных (коррекционных) классов 7 вида и учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», на изучение предмета «Русский язык» в 3 коррекционно – развивающем классе выделено 136 часов (4 часа в неделю). На основании данного факта изменено количество часов на изучение следующих тем:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(по рабочей программе)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
теория | к/р | |||
1. | Повторение. | 15 часов | 14 часов | 1 час |
2. | Предложение. Словосочетания.. | 7 часов | 7 часов | |
3. | Текст | 1 час | 1 час | |
4. | Состав слова | 50 часов | 45 часов | 5 часов |
5. | Лексика. Части речи. | 54 часа | 49 часов | 3 часа |
6. | Повторение изученного за год. | 9 часов. | 8 часов | 1 час |
7. | Итого: | 136 часа | 124 часов | 10 часов |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/М.М.Андреева/
«______» ______________ 20____ г.
Календарно- тематическое планирование
по русскому языку
на 2012 - 2013 учебный год.
(по учебнику «Русский язык» автор-Т. Г. Рамзаева -М. Дрофа-2005 г.
Автор программы- Т.Г. Рамзаева. М. Просвещение -2001 г.)
№ п/п | Дата проведения урока | № Урока в разделе, теме | Тема урока | Повторение | Практическая часть | Примечание | ||
Повторение изученного во 2- м классе (15 часов) | ||||||||
1. | Устная и письменная речь. | |||||||
2. | Предложение. Главные члены предложения. | |||||||
3. | Текст- единица языка и речи. | |||||||
4. | Слова, называющие предметы (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные), действия предметов (глаголы). | |||||||
5. | Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении. Главные члены предложения. | |||||||
6. | Имена собственные. Заглавная буква. | |||||||
7. | Однокоренные слова. | |||||||
8. | Звуки и буквы. Гласные буквы Е, Ё , Ю, Я. | |||||||
9. | Слово и слог. | |||||||
10. | Мягкий знак - показатель мягкости согласных. | |||||||
11. | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. | |||||||
12. | Разделительный мягкий знак. | |||||||
13. | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | |||||||
14. | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | |||||||
15. | Контрольный диктант №1 по теме «Твёрдые и мягкие согласные. Безударные гласные. Ь и Ъ. Звонкие и глухие согласные». | |||||||
Предложение (7 часов) | ||||||||
16. | 1. | Анализ контрольного диктанта. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | ||||||
17. | 2. | Восклицательные предложения. | ||||||
18. | 3. | Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. | ||||||
19. | 4. | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | ||||||
20. | 5. | Словосочетание. | ||||||
21. | 6. | Словосочетание. | ||||||
22. | 7. | Развитие речи. Обучение написанию изложения. «Концерт для пингвинов». | ||||||
Текст (1 час) | ||||||||
23. | 1. | Текст. Тема текста. | ||||||
Состав слова (50 часов) | ||||||||
24. | Однокоренные слова. | |||||||
25. | Корень слова. | |||||||
26. | Окончание. | |||||||
27. | Окончание и его роль в предложении. | |||||||
28. | Корень слова и его окончание. | |||||||
29 | Развитие речи. Обучение написанию сочинения по серии картинок. | |||||||
30. | Приставка и суффикс. Их роль в словообразовании. | |||||||
31. | Контрольный диктант № 2 по теме: « Главные и второстепенные члены предложения. Состав слова». | |||||||
32. | Анализ контрольного диктанта. Приставка и суффикс- значимые части слова. | |||||||
33. | Образование слов с помощью суффикса. | |||||||
34. | Образование слов с помощью приставки. | |||||||
35. | Суффикс и приставка. | |||||||
36. | Состав слова. | |||||||
37. | Состав слова. | |||||||
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (8 часов) | ||||||||
38. | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне. | |||||||
39. | Проверка слов с парными согласными в корне. | |||||||
40. | Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова. | |||||||
41. | Слова с глухими и звонкими согласными . | |||||||
42. | Текст. Признаки текста. | |||||||
43. | Парные согласные. | |||||||
44.. | Контрольный диктант № 3 по теме: «Парные согласные». | |||||||
45. | Анализ контрольного диктанта. Парные согласные. | |||||||
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне ( 13 часов) | ||||||||
46. | Безударные гласные в корне слова. | |||||||
47. | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. | |||||||
48. | Проверочные слова и способы проверки. | |||||||
49. | Проверка безударных гласных. | |||||||
50. | Деление текста на части. | |||||||
51. | Развитие речи. Изложение « Заботливый зверёк». | |||||||
52. | Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. | |||||||
53. | Правописание слов с двумя безударными гласными. | |||||||
54. | Безударные гласные в корне. | |||||||
55. | Контрольный диктант № 4 по теме «Безударные гласные в корне проверяемые ударением» | |||||||
56. | Анализ контрольного диктанта. Безударные гласные в корне. | |||||||
57. | Безударные гласные в корне. | |||||||
58. | Развитие речи. Обучение написанию сочинения «В библиотеке». | |||||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (6 часов) | ||||||||
59. | Слова с непроизносимыми согласными. | |||||||
60. | Слова с непроизносимыми согласными. | |||||||
61. | Контрольный диктант № 5 по теме « Безударные гласные. Непроизносимые согласные». | |||||||
62. | Анализ контрольного диктанта. Правила о правописании корня. | |||||||
63. | Правила о правописании корня. | |||||||
64. | Развитие речи. Обучение написанию изложения «Знакомые следы». | |||||||
Правописание приставок (6 часов) | ||||||||
66. | Приставка- часть слова. Её роль в русском языке. | |||||||
66. | Правописание приставок. | |||||||
67. | Правописание безударных гласных в приставках. | |||||||
68. | Правописание безударных гласных в приставках. | |||||||
69. | Предлоги и приставки. | |||||||
70. | Контрольный диктант № 6 по теме: «Приставки». | Диктант № 6 « Правописание приставок». | ||||||
Разделительный твёрдый знак (3 часа) | ||||||||
71. | Анализ контрольного диктанта. Разделительный твёрдый знак. | |||||||
72. | Разделительный твёрдый знак. | |||||||
73. | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | |||||||
Части речи (54 часа) | ||||||||
Части речи (7 часов) | ||||||||
74. | Понятие частей речи. | |||||||
75. | Местоимение. | |||||||
76. | Распознавание частей речи. Члены предложения. | |||||||
77. | Изменение имен существительных, прилагательных и глаголов по числам. | |||||||
78. | Части речи и их правильное употребление. | |||||||
79. | Части речи и их правильное употребление. | |||||||
80. | Части речи. Члены предложения. | |||||||
Имя существительное (14 часов) | ||||||||
81. | Имя существительное и его роль в речи. | |||||||
82. | Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что? | |||||||
83. | Большая буква в именах собственных. | |||||||
84. | Род имён существительных. | |||||||
85. | Род имён существительных. | |||||||
86. | Изменение имен существительных по числам. | |||||||
87. | Изменение имён существительных по падежам (склонение). | |||||||
88. | Определение падежа существительного. | |||||||
89. | Определение падежа существительного. Особенности именительного падежа. | |||||||
90. | Изложение «Длиннохвостые разбойницы». | |||||||
91. | Склонение существительных. | |||||||
92. | Ь на конце существительных после щипящих. | |||||||
93. | Ь на конце существительных после щипящих. | |||||||
94. | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное». | |||||||
Имя прилагательное (14 часов) | ||||||||
95. | Анализ контрольного диктанта. Часть речи - имя прилагательное. | |||||||
96. | Употребление в речи имён прилагательных. Прилагательные – синонимы и прилагательные - антонимы. | |||||||
97. | Текст- описание. | |||||||
98. | Имя прилагательное. | |||||||
99. | Изменение прилагательных по родам. | |||||||
100. | Изменение прилагательных по родам. | |||||||
101. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | |||||||
102 | Изменение прилагательных по числам. | |||||||
103. | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное». | |||||||
104. | Анализ контрольного диктанта. Изменение прилагательных по числам. | |||||||
105. | Правописание окончаний имён прилагательных. | |||||||
106. | Правописание окончаний имён прилагательных. | |||||||
107. | Имя прилагательное. | |||||||
108. | Развитие речи. Обучение написанию изложения научно- познавательного текста. | |||||||
Глагол (19 часов) | ||||||||
109. | Глагол. Его роль в языке. | |||||||
110. | Роль глаголов в предложении. | |||||||
111. | Глаголы- синонимы и глаголы- антонимы. | |||||||
112. | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | |||||||
113. | Текст- рассуждение. | |||||||
114. | Изменение глаголов по числам. | |||||||
115. | Изменение глаголов по числам. | |||||||
116. | Глагол. | |||||||
117. | Глагол. | |||||||
118. | Контрольный диктант № 9 по теме « Глагол». | |||||||
119. | Анализ контрольного диктанта. Понятие о временных формах глагола. | |||||||
120. | Неопределённая форма. | |||||||
121. | Изменение глагола по временам. | |||||||
122. | Изменение глаголов по родам. | |||||||
123. | Употребление глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками. | |||||||
124. | Правописание частицы не с глаголами. | |||||||
125. | Правописание частицы не с глаголами. | |||||||
126. | Части речи. | |||||||
127. | Обобщающий урок по теме: «Части речи». | |||||||
Повторение изученного за год (9 часов) | ||||||||
128. | Анализ контрольной работы. Обобщение знаний о словах, предложениях. | |||||||
129. | Состав слова. | |||||||
130. | Правописание букв в корнях. | |||||||
131. | Правописание букв в корнях. | |||||||
132. | Правописание слов с приставками. Разделительный Ъ и Ь. | |||||||
133. | Контрольный диктант № 10. Итоговая контрольная работа по русскому языку за 3 – й класс. | |||||||
134. | Анализ контрольного диктанта. Правописание слов с безударными гласными и непроизносимыми согласными. | |||||||
135. | Части речи. | |||||||
136. | Части речи. | |||||||
Итого количество часов: | ||||||||
По программе: | 136 часов (Повторение - 24 часа) | Изложение – 2 Контрольный диктант - 10 | ||||||
Выполнено: |
Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку
на третьем году обучения:
К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
-части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
-члены предложения: главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные.
К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 – 65 слов), включающий в себя изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительный ъ и ь; непроизносимые согласные, ь знак после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- производить разбор слова по составу; находить окончание, выделять суффикс, приставку, корень;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
-склонять в единственном числе имена существительные с ударным окончанием;
-изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы и антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно и правильно произносить предложения;
- писать изложение в 60 – 75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
- распознавать текст – описание, рассуждение, повествование;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ – рассуждение.
Критерии и нормы оценок знаний, умений и навыков
по русскому языку
применительно к различным формам контроля знаний:
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений.
Диктант - служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор - есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
- главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
- умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок) .
В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объем словарных диктантов:
2 класс 8 - 10 слов,
3 класс 10 - 12слов,
4 класс 12 -15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
Оценка устных ответов.
Устный ответ является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 2-го, 3-го классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, части слова, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила, умения объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Уже на начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).
Оценка "5" ставится, если ученик:
- дает полный и правильный ответ;
- обнаруживает осознанное усвоение программного материала;
- подтверждает ответ своими примерами;
- самостоятельно и правильно применяет знания при проведении разборов слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания;
- отвечает связно, последовательно, без недочетов в речи.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки "5", но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и разборе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка "3" ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но:
- отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя;
- затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
- допускает ошибки при работе с текстом и разборе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя;
- излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в разборе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя; речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Литература
- Т.Г.Рамзаева. «Русский язык» учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. (2 части),
(Москва, «Дрофа», 2007 г.);
- Т.Г.Рамзаева, Г.С. Щеглова. «Русский язык (книга для учителя)»
( Москва, «Дрофа», 2005 г.);
- Е.А. Литвинова, О. Д. Растегаева. «Русский язык. 3 класс» - сборник тестовых заданий.
(Москва, «Интеллект – Центр», 2009 г.);
- О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. «ь знак – показатель мягкости» (Москва, «Астрель», «Транзиткнига», 2003 г.);
- «Сборник диктантов для начальной школы»
( Санкт – Петербург, «Мигус», 2005 г.);
- А.В.Ундзенкова. «Сборник диктантов»
(Екатеринбург, «АРТ ЛТД», 2008 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс
Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.
2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...