Методичесике рекомендации Роль Организационных процесов обучению письму
методическая разработка по русскому языку на тему
Методичесике рекомендации Роль Организационных процесов обучению письму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rekom._pismo.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439. Петродворцового района г. Санкт- Петербурга
Методические рекомендации
« Роль организационных процессов обучения письму»
( для учителей учреждений социальной политики)
Разработала учитель:
Числова Н.И.
Утверждено на заседании МО:
03.2012г.
Во-первых, следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры во время организационных процессов урока.
Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда учитель не умеет организовать и развернуть игру во время организации урока.
Во-вторых, овладение навыком письма, как и всяким навыком, встречает на своем пути ряд трудностей. Таким образом, анализ нарушений письма у детей в отставании в развитии позволяет точнее оценить ту роль, которую играет в процессе письма такие условия проговаривание звука, при графическом изображении буквы, пространственная организация воспринимаемых графем.
В-третьих, на уроках письма, очень важна особенность организации коррекционных работ, а также правильной организации процесса обучения для детей письму с проблемами в развитии. Из-за не правильной организации процесса обучения письму многие ученики испытывают трудности: легко утомляются, отвлекаются и не могут работать в быстром темпе; не могут соблюдать ни высоту, ни ширину, ни наклон, могут менять конфигурацию букв и зеркально изображать некоторые из них.
У некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к упрямству, повышенная утомляемость, быстрая смена настроения, быстро утрачивают интерес. Поэтому для детей с нарушением моторных функций, зрительно и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации важен подбор упражнений и заданий. Для достижения оптимального результата обучению письму следует подбирать игровые задачи с помощью предметных действий. Бывает и так,
Учитель не понимая значения обобщённых игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими действиями.
I
Следует учесть, что для достижения оптимального результата обучению письму, следует проводить в индивидуальной форме. В спокойной домашней обстановке, а также подбирать знакомые: ---графические изображение букв;
- подбор игры;
- задания;
- а также упражнения графических форм по отработке письма высоты, ширины, и наклона букв.
II
По отработки как медленного и быстрого темпа письма в первую очередь следует подбирать очередь игр, упражнений и заданий для уменьшения дрожания руки, а также приобретение твёрдости написания прямой линии и замкнутой линии.
При сильном треморе наблюдаются « бисеринки» утолщений на линии письма, дополнительные штрихи, неправильное соединение.
III
Таким образом, демонстрационный и раздаточный материал должен быть разнообразным, учитывать особенности восприятия детей и проблемы детей нарушениями моторных функций.
На первом этапе в подготовительный период ( составляют упражнения направленные на восстановление способности удерживать в реке ручку или карандаш. Овладение письмом начинается с того момента, когда ребёнок в состоянии держать в руке ручку или карандаш в рабочей позе:
- Для начала можно дать ребёнку палочку чуть больше длины, чем ручка;
- Рука с палочкой расположена, в позе для письма устанавливается на столе обязательным касанием ребра ладони поверхности стола (исходное положение)
Упражнение 1. Слегка придерживая палочку большим, указательным и средним пальцем (как при письме), производить одновременное сгибание и разгибание указанных пальцев, стараясь, чтобы палочка не двигалась и не падала, Повторить эти движения по возможности ритмично, но не быстро, не отрывая ребро ладони от стола.
Упражнение 2. Рука с палочкой находится на столе в исходном положении. Пальцами перебирать палочку от верхнего конца к нижнему концу карандаша и обратно. Во избежание повышения тонуса в руке следует делать паузы, расслаблять мышцы ( пальчиковая гимнастика), манипулировать с ними пальцами вне процесса. Дальнейшее обучения письму составляют упражнения для тренировки кисти руки и пальцев для возможности регулировать. Движений при письме удерживать, строку.
Упражнение 3. На доске мелом во всю высоту пространства между линейками на одной строчке выписывать орнамент по образцу, сначала орнамент из трёх элементов, выполняется, не отрывая кисти рук с доведением верхней и нижней линейки.
Обучение письму должно строиться таким образом, чтобы дети справлялись с работой, преодолевая определенные трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности.
Успешность формирования навыков письма во многом
зависят от соблюдения при письме основных правил:
- Установление, какой рукой левой, или правой, ребенок пишет;
- А также правильный выбор мебели;
- При обучении письму левой рукой изменяется расположение на парте;
- Тетрадь надо развернуть к груди ребёнка первым нижним углом, а не левым, как это делается при письме левой рукой;
Тогда строчка и то, что на ней пишется, оказываются, хорошо просматриваются, учеником.
Роль слухового анализатора в процессе письма
Остановимся сначала на той роли, которая играет в сущности письма слуховой анализ, являющийся непосредственной функцией при обучении детей с отклонениями в развитии. Возникает, однако, вопрос:
- учувствует ли слуховой анализ в процессе письма только на начальных этапах?;
- при развитии навыка письма ребёнок вслушивается в каждый диктуемый звук или слово. Нужно убедиться может ребенок сознательно анализировать при участии слухового анализатора;
-при организации учебных процессах по обучению письму нужно убедиться в том, что до ребенка дошёл нужный звук или слово. И ребёнок сохраняет звуковой образ звука или слова.
Остановимся на следующем вопросе, какую роль в процессе письма играют громкие, артикуляции пишущего ребёнка.
Над начальными ступенями обучению письму необходимо, чтобы ученик писал, проговаривая звук. Процесс проговаривания играет при письме существенную роль, также неизбежно ребенку дать возможность произнести нужный звук после того, как он его написал, или в слове видеть интонационно (понимание интонационной речи)
Зрительная организация процесса письма
Следующим этапом письма является перешифровка подлежащих написанию звуков в графические образы, « перешифровка фонемы» в « графемы» на начальном этапе подбирать задания и упражнения, указывающие на то, что ориентация в пространстве у ребенка не распалась и он способен чётко отражать основные пространственные координаты ( как например буква О0 не имеют точной ориентации в пространстве; у них нет отличающихся друг от друга правой и левой стороны, верха и низа, и их написание является « пространственно неориентированным». Так, как другая, значительно, большая, часть букв имеет симметричное строение, но явно пространственно ориентирована снизу вверх.
- Надо помнить, что таковы буквы как: т, и, ш, п, которые для детей являются зеркальными изображением друг. Друга, причём верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой;
- Надо помнить, что таковы буквы как: б, в, г, к, имеют асимметричное строение, причём правая сторона их не похожа на левую сторону. Естественно, что для написания таких букв нужно сохранить четкую ориентацию в пространстве; при ее нарушении правильное написание букв станет возможным.
- Необходимо подбирать упражнения или задания на сохранение пространственной ориентации письма и на закрепление, с каких элементов построена та или иная буква.
- Дать возможность приступить к написанию букв, убедится, что они могут точно ориентироваться в том, как именно следует написать эту букву и точнее, кК именно нужно соотнести в пространстве ее отдельные элементы. Например: « Я знаю, что буква В-это палочка и два полукруг. Учитель должен убедиться в том, что ребенок знает, как их расположить?» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационные формы обучения по ФГОСУ
Проектная деятельность младших школьников её цели и задачи. Организационные формы обучения ( коллективная и фронтальная). Возможности формирования УУД. Урок окружающего мир 1 класс " Начальная школа Х...
Презентация "Организационные и гигиенические условия обучения письму.
Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов посвящено приемам и методам организации уроков письма. Перед заседанием проводится открытый урок письма в 1 классе, где п...
Первоначальное обучение письму. Задачи обучения письму.
Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнен...
Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).
Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...
Доклад на тему: «Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения»
Доклад на тему: «Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения»...
Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.
Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...
Конспект урока обучения письму "Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо)." (УМК Школа России, 1 класс)
Тема: Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).Цели деятельности учителя: формирование первоначального графическ...