Интегрированный урок по чтению и русскому языку 3 классе.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по чтению и русскому языку 3 классе.
Тема урока: «Земля - наш общий дом».
Цели урока:
1 .Создать условия для развития умений анализировать, обобщать, делать выводы через выполнение различных самостоятельных заданий.
2.Способствовать формированию правильного и осознанного чтения и письма, развитию речи через организацию творческой работы в группе.
3.Формировать необходимость бережного и любовного отношения к природе через систему художественных образов и описаний. Воспитывать коммуникативные навыки учащихся.
Оборудование урока:
Карточки с названиями частей речи, рисунки животных, планеты Земля, иллюстрации к произведению В.Бианки «Мышонок Пик»,схемы-модели слов, выставка книг.
1 .Орг.момент.
Сегодняшний наш урок необычный.Это
объединённый урок чтения и русского языка.
На нём присутствуют представители разных отделов
«Лесной газеты».В каждом отделе работают
корреспонденты, художники,нач. отдела.
Ведёт заседание главный редактор «Лесной газеты».
2 .Целеполагание.
Тема нашего заседания зашифрована.Расставьте карточки со словами в соответствии со схемой. Слова:дом,отвечает,Земля, наш,родной.
Существительное! | местоимение! [ существительное]
1 прилагательное
Прочитайте тему урока.
Сегодня на заседании мы будем развивать наши умения анализировать,обобщать,делать выводы,формировать навыки правильного и осознанного чтения и письма,развивать речь,а также докажем,что Земля-наш общий дом и как нужно жить в нём.
Наша планета в опасности. Что ей угрожает?(ответы детей).
Принимая активное участие на заседании, вы спасёте нашу планету.
3.Минутка чистописания.
Детям раздаются рисунки с отдельными частями животных: белки,медведя,волка.Они в группе должны определить,что это за животные и какие буквы будем писать,если они находятся в первом слоге и обозначают парные согласные звуки.
Определите порядок следования букв.Чем похожи? Напишите.
Прочитайте предложение.Какое правило нужно
знать,чтобы безошибочно написать предложение?
Напишите.Проверьте.
О чём произведения этих писателей?
(0взаимоотношениях человека и животных.)На
следующих этапах урока мы с вами в этом убедимся.
4.Словарно-орфографическая работа.
Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
Без собаки зайца не поймаешь.
С волками жить-по волчьи выть.
Муравей не великий,а норы копает.
Найдите пословицу,в которой допущена
ошибка.Исправьте её.
Прочитайте пословицу с вопросительной
интонацией,восклицательной,утвердительной,с
использованием жестов.
Какие правила встретятся в словах?Запишите
пословицу по памяти. Взаимопроверка.
Что особенного вы заметили в этих пословицах?
Почему даже в пословицах человек упоминает о животных?
Открывается схема-модель: человек- животные.
Какую тему мы изучали на уроках чтения?( «Люби живое»).Вспомним эти произведения.
5.Работа с выставкой книг.
Рассмотрите внимательно книги, представленные на выставке.Найдите лишнюю книгу. Почему она лишняя?(Это книга энциклопедия о. животных.В ней представлены научно-познавательные тексты,а в остальных художественные.) Какими книгами вы бы дополнили выставку? Убедимся в том,хорошо ли вы знаете изученные произведения?
6.Викторина по произведениям.
1).В каком рассказе объединены слова мама,природа,солнце и Родина?Кто автор?
2).Какова основная мысль произведения Пришвина «Моя Родина»?
3).Этот герой любопытен,мечтателен,помог читателям понять,что лучше нет родного дома.
4).В каких произведениях вы встречались с материнской верностью?Кто автор?
5).В защиту какого героя вы хотели бы выступить?Почему?
6).Этот мальчик обменял дорогую игрушку на светлячка.Кто он и откуда?
7).Что общего между всеми произведениями,которые мы прочитали в разделе «Люби живое»?
(Здесь говорится о том,что человек должен творить добро,так как животные не помнят зла и дарят людям тепло и ласку.)Открывается схема-модель-добро-тепло.
7.Проверка домашнего задания. Корреспонденты отделов побывали в разных местах,собирали различную информацию.Они просят отгадать ,о ком они привезли ценные сведения.
а)Инсценирование отрывков. Соколов-Микитов «Листопадничек»
«-Вставайте!Вставайте!-закричал старый Бобр.-Это выдра испортила нашу плотину.Плыви,зайчонок!Плыви,спасайся,а то пропадёшь!
У Листопадничка со страху хвостик дрожит.Очень боялся холодной воды робкий зайчонок. -Ну что с тобой делать?-сказал старый Бобр.-Садись на мой хвост да держись покрепче..»
В.Бианки «Мышонок Пик»
«.. .Тут мышонок открыл розовый ротик и пискнул. –Пик!Он говорит,его зовут Пик!-засмеялась сестрёнка.
-Смотри,как он дрожит!Ай! Да у него ушко в крови.Это ты его ножиком ранил,когда доставал.Ему больно.
-Всё равно убью его,-сердито сказал брат.-Я их всех убиваю зачем они у нас хлеб воруют. -Пусти его,-взмолилась сестрёнка,-он же маленький!..»
В.Л.Дуров «Суд над Жучкой». «...-Надо его проучить,-говорили ребята. -Надо вот что.. .надо убить его Жучку! -Правильно! Утопить! -А где утопить?Лучше камнем убить! -Нет лучше повесить! -Правильно! Повесить! Суд совещался недолго....»
б)Дополнительные сведения о животных.
В нашей стране наиболее распространены беляк и
русак.Беляк живее в лесу-это лесной заяц.Заяц-русак
живёт в полях и степях.У них много
врагов:охотники,волки,лисы,орлы,совы.Зайцев
спасает их способность быстро бегать:во время
погони они могут пробежать за час 70 км.
Мыши бывают домашние и по левые.По левые мышы распространены по всей Европе и Азии.Они самые неловкие из всех мышей,зато самые добродушные,Быстро бегают и умеют лазать по стеблям.Гнездо у них наподобии птичьих,свитое из прутиков.
Повсюду ,где живёт человек,рядом с ним - собака.По снегам тундры бегут ездовые собаки.За сутки они пробегают до 150 км.Человеку,потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза.Есть собаки-пожарные,собаки-ищейки,собаки-связисты.Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу.Во многих странах поставили памятники собакам:во Франции,в Германии,в Шотландии и у нас в России.
в)Чтение по ролям отрывков из произведений. Одна группа читает, другая отгадывает.
В чём же мы убедились?(Животные приносят пользу и нуждаются в защите человека.) Открывается схема-модель защита- польза.
8 .Физкультминутка.
9.Востановление деформированного текста. (Учебник «Родная речь») Прочитайте текст.Из какого произведения этот отрывок?Как называются выразительные слова,которые пропущены в тексте?Что изменилось в тексте без этих слов? Объясните. Вспомните, какие это прилагательные. Напишите. Проверьте. (Глупый, крючковатый, сильный, мягкая, хитрый,красивые.)
Какое слово лишнее?Почему? Каждое животное по-своему красиво и ценно.Но в природе у них много врагов.Если человек видит,что четвероногому другу грозит опаность,то нужно оказать помощь-
Открывается схема-модель:помощь -красота.
Ю.Творческое изложение текста по картинному плану.
Понравилось ли вам произведение В.Бианки «Мышонок Пик»?Хотите узнать,чем оно закончилось?
Перед вами лежат тексты.Вы читаете их самостоятельно.Обсуждаете в группе прочитанное,из предложенных картинок вы составляете план. Проверка по образцу .Восстановите текст по картинному плану. Проверка изложений учителем.
11.Подведение итогов.
Почему последняя глава произведения В.Бианки называется «Хороший конец!»? Появляется схема:счастье.
Остались ли у вас лишние картинки?Переверните их,там записаны слова. Составим из них предложение
Наша встреча подошла к концу.Проверим,чей отдел
«Лесной газеты» принимал более активное участие.
(Подсчёт жетонов,выставление оценок).
Что же мы пожелаем нашей планете?
Пускай цветут цветы,в небе парят птицы,живут
разные животные,а мы,люди,будем любить всё живое
и беречь нашу Землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 1 классе
Этот урок разработан УМК "Школа России"Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности...
Интегрированный урок литературного чтения и английского языка во 2 классе по теме «А. Куприн «Скворцы. Н. Сладков «Скворцы прилетели». – «The starlings. spring stories.»
Здесь представлен материал к уроку чтения во 2 классе рассказа Куприна с параллельным чтением в презентации отрывков на английском языке с интересными заданиями, словариком и домашним заданием....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока литературного чтения и русского языка
Тема: Л. Толстой. «Прыжок». Орфограммы русского языка....
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Интегрированный Урок-праздник -ЛЕСНАЯ ДОРОГА (русския язык, математика,литературное чтение, )
Урок-праздник в конце четверти "Лесная дорога" (комплексный по всем предметам.)...
Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»
Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии» по программе "Школа Ро...