Интегрированный урок по чтению и русскому языку 3 классе.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Фефелова Елена Михайловна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по чтению и русскому языку 3 классе.

Тема урока: «Земля - наш общий дом».

Цели урока:

1 .Создать условия для развития умений анализировать, обобщать, делать выводы через выполнение различных самостоятельных заданий.

2.Способствовать формированию правильного и осознанного чтения и письма, развитию речи через организацию творческой работы в группе.

3.Формировать необходимость бережного и любовного отношения к природе через систему художественных образов и описаний. Воспитывать коммуникативные навыки учащихся.

Оборудование урока:

Карточки с названиями частей речи, рисунки животных, планеты Земля, иллюстрации к произведению В.Бианки «Мышонок Пик»,схемы-модели слов, выставка книг.

1        .Орг.момент.

Сегодняшний наш урок необычный.Это

объединённый урок чтения и русского языка.

На нём присутствуют представители разных отделов

«Лесной газеты».В каждом отделе работают

корреспонденты, художники,нач. отдела.

Ведёт заседание главный редактор «Лесной газеты».

2        .Целеполагание.

Тема нашего заседания зашифрована.Расставьте карточки со словами в соответствии со схемой. Слова:дом,отвечает,Земля, наш,родной.

Существительное! | местоимение! [ существительное]

1 прилагательное

Прочитайте тему урока.

Сегодня на заседании мы будем развивать наши умения анализировать,обобщать,делать выводы,формировать навыки правильного и осознанного чтения и письма,развивать речь,а также докажем,что Земля-наш общий дом и как нужно жить в нём.

Наша планета в опасности. Что ей угрожает?(ответы детей).

Принимая активное участие на заседании, вы спасёте нашу планету.

3.Минутка чистописания.

Детям раздаются рисунки с отдельными частями животных: белки,медведя,волка.Они в группе должны определить,что это за животные и какие буквы будем писать,если они находятся в первом слоге и обозначают парные согласные звуки.

Определите порядок следования букв.Чем похожи? Напишите.

Прочитайте предложение.Какое правило нужно

знать,чтобы безошибочно написать предложение?

Напишите.Проверьте.

О чём произведения этих писателей?

(0взаимоотношениях человека и животных.)На

следующих этапах урока мы с вами в этом убедимся.

4.Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

Без собаки зайца не поймаешь.

С волками жить-по волчьи выть.

Муравей не великий,а норы копает.

Найдите пословицу,в которой допущена

ошибка.Исправьте её.

Прочитайте пословицу с вопросительной

интонацией,восклицательной,утвердительной,с

использованием жестов.

Какие правила встретятся в словах?Запишите

пословицу по памяти. Взаимопроверка.

Что особенного вы заметили в этих пословицах?

Почему даже в пословицах человек упоминает о животных?

Открывается схема-модель: человек- животные.

 Какую тему мы изучали на уроках чтения?( «Люби живое»).Вспомним эти произведения.

5.Работа с выставкой книг.

Рассмотрите внимательно книги, представленные на выставке.Найдите лишнюю книгу. Почему она лишняя?(Это книга энциклопедия о. животных.В ней представлены научно-познавательные тексты,а в остальных художественные.) Какими книгами вы бы дополнили выставку? Убедимся в том,хорошо ли вы знаете изученные произведения?

6.Викторина по произведениям.

1).В каком рассказе объединены слова мама,природа,солнце и Родина?Кто автор?

2).Какова основная мысль произведения Пришвина «Моя Родина»?

3).Этот герой любопытен,мечтателен,помог читателям понять,что лучше нет родного дома.

4).В каких произведениях вы встречались с материнской верностью?Кто автор?

5).В защиту какого героя вы хотели бы выступить?Почему?

6).Этот мальчик обменял дорогую игрушку на светлячка.Кто он и откуда?

7).Что общего между всеми произведениями,которые мы прочитали в разделе «Люби живое»?

(Здесь говорится о том,что человек должен творить добро,так как животные не помнят зла и дарят людям тепло и ласку.)Открывается схема-модель-добро-тепло.

7.Проверка домашнего задания. Корреспонденты отделов побывали в разных местах,собирали различную информацию.Они просят отгадать ,о ком они привезли ценные сведения.

 а)Инсценирование отрывков. Соколов-Микитов «Листопадничек»

«-Вставайте!Вставайте!-закричал старый Бобр.-Это выдра испортила нашу плотину.Плыви,зайчонок!Плыви,спасайся,а то пропадёшь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит.Очень боялся холодной воды робкий зайчонок. -Ну что с тобой делать?-сказал старый Бобр.-Садись на мой хвост да держись покрепче..»

В.Бианки «Мышонок Пик»

«.. .Тут мышонок открыл розовый ротик и пискнул. –Пик!Он говорит,его зовут Пик!-засмеялась сестрёнка.

-Смотри,как он дрожит!Ай! Да у него ушко в крови.Это ты его ножиком ранил,когда доставал.Ему больно.

-Всё равно убью его,-сердито сказал брат.-Я их всех убиваю зачем они у нас хлеб воруют. -Пусти его,-взмолилась сестрёнка,-он же маленький!..»

В.Л.Дуров «Суд над Жучкой». «...-Надо его проучить,-говорили ребята. -Надо вот что.. .надо убить его Жучку! -Правильно! Утопить! -А где утопить?Лучше камнем убить! -Нет лучше повесить! -Правильно! Повесить! Суд совещался недолго....»

б)Дополнительные сведения о животных.

В нашей стране наиболее распространены беляк и

русак.Беляк живее в лесу-это лесной заяц.Заяц-русак

живёт в полях и степях.У них много

врагов:охотники,волки,лисы,орлы,совы.Зайцев

спасает их способность быстро бегать:во время

погони они могут пробежать за час 70 км.

Мыши бывают домашние и по левые.По левые мышы распространены по всей Европе и Азии.Они самые неловкие из всех мышей,зато самые добродушные,Быстро бегают и умеют лазать по стеблям.Гнездо у них наподобии птичьих,свитое из прутиков.

Повсюду ,где живёт человек,рядом с ним - собака.По снегам тундры бегут ездовые собаки.За сутки они пробегают до 150 км.Человеку,потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза.Есть собаки-пожарные,собаки-ищейки,собаки-связисты.Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу.Во многих странах поставили памятники собакам:во Франции,в Германии,в Шотландии и у нас в России.

в)Чтение по ролям отрывков из произведений. Одна группа читает, другая отгадывает.

В чём же мы убедились?(Животные приносят пользу и нуждаются в защите человека.) Открывается схема-модель защита- польза.

8 .Физкультминутка.

9.Востановление деформированного текста. (Учебник «Родная речь») Прочитайте текст.Из какого произведения этот отрывок?Как называются выразительные слова,которые пропущены в тексте?Что изменилось в тексте без этих слов? Объясните. Вспомните, какие это прилагательные.  Напишите. Проверьте. (Глупый, крючковатый, сильный, мягкая, хитрый,красивые.)

Какое слово лишнее?Почему? Каждое животное по-своему красиво и ценно.Но в природе у них много врагов.Если человек видит,что четвероногому другу грозит опаность,то нужно оказать помощь-

Открывается схема-модель:помощь -красота.

Ю.Творческое изложение текста по картинному плану.

Понравилось ли вам произведение В.Бианки «Мышонок Пик»?Хотите узнать,чем оно закончилось?

Перед вами лежат тексты.Вы читаете их самостоятельно.Обсуждаете в группе прочитанное,из предложенных картинок вы составляете план. Проверка по образцу .Восстановите текст по картинному плану. Проверка изложений учителем.

11.Подведение итогов.

Почему последняя глава произведения В.Бианки называется «Хороший конец!»? Появляется схема:счастье.

Остались ли у вас лишние картинки?Переверните их,там записаны слова. Составим из них предложение

Наша встреча подошла к концу.Проверим,чей отдел

«Лесной газеты» принимал более активное участие.

(Подсчёт жетонов,выставление оценок).

Что же мы пожелаем нашей планете?

Пускай цветут цветы,в небе парят птицы,живут

разные животные,а мы,люди,будем любить всё живое

и беречь нашу Землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 1 классе

Этот урок разработан УМК "Школа России"Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности...

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка во 2 классе по теме «А. Куприн «Скворцы. Н. Сладков «Скворцы прилетели». – «The starlings. spring stories.»

Здесь представлен материал к уроку чтения во 2 классе рассказа Куприна с параллельным чтением в презентации отрывков на английском языке с интересными заданиями, словариком и домашним заданием....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Интегрированный Урок-праздник -ЛЕСНАЯ ДОРОГА (русския язык, математика,литературное чтение, )

Урок-праздник в конце четверти "Лесная дорога" (комплексный по всем предметам.)...

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»

Интегрированный  урок литературного чтения и английского языка  в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»  по программе "Школа Ро...