АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Часы занимательной грамматики» 2 – 4 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться. У них много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Однако строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны.
В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ
ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Часы занимательной грамматики»
2 – 4 класс
Разработала
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 43 станицы Северской
Краснодарского края МО Северский район
Грачева Ирина Германовна
2007 г.
Пояснительная записка
Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться. У них много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Однако строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны.
В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Цель данной программы – воспитать интерес и любовь к русскому языку, показать его богатство, раскрыть многие его «тайны».
Задачи программы:
- пробудить интерес к русскому языку у каждого школьника;
- сообщить новые сведения о каких – либо фактах языка;
- формировать активность и самостоятельность в поисках знаний;
- формировать творческий подход к учению;
- совершенствовать навыки лингвистического анализа;
- повысить уровень языкового развития;
- развивать творческую инициативу.
Программа рассчитана на 3 года (2 – 4 классы), 12 часов в год. Организация внеурочной деятельности школьников по данной программе основывается на общедидактических принципах: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
При проведении внеклассных занятий обязательно учитывается принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний.
Наряду с развитием связной устной и письменной речи значительное внимание в программе уделено практическому ознакомлению учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией и др. В связи с раскрытием этимологии таких, например, слов и выражений, как перо, чернила, тетрадь, красная строка, от доски до доски и т.п., раскрываются некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы: история письменности, книгопечатания, которые вызывают значительный интерес у младших школьников.
На занятиях используются материалы для наблюдения и различные упражнения, содержащие проблемную задачу, дидактические игры. Трудные на первый взгляд задания привлекают учеников своей новизной. Вызывая у школьников интерес, они поддерживают дух поисков, открытий, активного познания нового, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися.
Материал распределен следующим образом:
Программа занятий кружка «Часы занимательной грамматики»
II класс
№ п/п | Название темы занятия | Кол-во часов |
1. | О самых дорогих словах. | 2 |
2. | Добрые слова. | 1 |
3. | Сколько слов вы знаете? | 2 |
4. | Чудесные превращения слов. | 2 |
5. | Звуки в слове. | 2 |
6. | Тематические группы слов. | 2 |
7. | Трудные слова. | 1 |
III класс
№ п/п | Название темы занятия | Кол-во часов |
1. | Слово или не слово? | 2 |
2. | Слово одно, а значений несколько. | 2 |
3. | Слова – близнецы (омонимы). | 2 |
4. | Слова – друзья (синонимы). | 2 |
5. | Антонимы. | 2 |
6. | Слова – родственники. | 2 |
IV класс
№ п/п | Название темы занятия | Кол-во часов |
1. | Почему их так называют? | 2 |
2. | Устаревшие слова. | 2 |
3. | Новые слова. | 3 |
4. | Слова – пришельцы. | 2 |
5. | Крылатые слова. | 3 |
Содержание программы
ІІ класс – 12 часов
О самых дорогих словах (2 ч)
Значение русского языка как межнационального языка нашей страны. Богатство и красота русского языка. Русский язык как средство передачи самых сложных и разнообразных мыслей и чувств.
Добрые слова (1 ч)
Слова, обозначающие понятия благодарности, пожеланий, приветствий. Слова – приветствия народов, населяющих нашу страну. Интонация, с которой произносятся добрые слова. Мудрые изречения народа о добрых словах. Употребление в речи.
Сколько слов вы знаете? (2 ч)
Словари русского языка. Орфографический словарь школьника, порядок расположения слов в словаре. Слова, заимствованные из других языков. Обогащение словарного запаса новыми словами. Русские народные пословицы о слове.
Чудесные превращения слов (2 ч)
Наблюдение за превращением слов. Игры на перестановку звуков в слове, на угадывание слов с пропущенной буквой, добавление буквы к слову, отнятие буквы, на поиск новых слов в словах («Спрятавшиеся слова»). Игра «Эхо».
Звуки в слове (2 ч)
Звукопись как одна из выразительных возможностей русского языка. Упражнение в правильном произнесении слов. Скороговорки, стихотворные тексты, сказки, загадки.
Тематические группы слов(2 ч)
Разнообразие тематических групп. Закрытые тематические группы (название времен года, дней недели, месяцев и др.), группы, объединяющие слова, обозначающие название признаков и действий предмета и др.
Трудные слова (1 ч)
Словарные слова. Работа по запоминанию правописания словарных слов.
ІІІ класс – 12 часов
Слово или не слово (2 ч)
Слова, обладающие лексическим значением (имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия), и слова, имеющие грамматическое значение (предлоги, союзы, частицы). Слова, обозначающие признаки различных волевых и эмоциональных переживаний (междометия). Понимание смысла слова – важное условие для понимания содержания прочитанного или услышанного.
Слово одно, а значений несколько (2 ч)
Многозначные слова. Новое значение слова на основе сходства разных признаков и свойств (по форме: колокольчик (звоночек) и колокольчик (цветок); по цвету: горят (дрова) и горят (щеки); по звучанию: барабанит (барабанщик) и барабанит (дождь); при сходстве в расположении частей: нос (человека) и нос (корабля); внутренних свойств: морж (северное морское животное, не боящееся холода) и морж (человек, купающийся зимой); при сходстве выполнения действий: дворник (человек) и дворник (приспособление для очистки ветрового стекла автомобиля); по смежности, близости, тесной связи 2-х предметов: класс (помещение) и класс (ученики); по отношению части к целому: машина (любая: швейная, стиральная) и машина (автомобиль) и т.д.). Обучение практическому различению прямого и переносного значения слов.
Слова – близнецы (2 ч)
Омонимы – слова одной части речи, которые одинаково произносятся, но обозначают разные предметы: ключ (от дверей) – ключ (родник), признаки: худой (плохой) – худой (тощий), действия: топить (печку) – топить (корабли) и т. д.
Омоформы – слова, принадлежащие к разным частям речи, которые одинаково произносятся, но обозначают разные предметы: мой (полы) - глагол и мой (дом) – местоимение. Омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному: грипп – гриб, слизать – слезать. Упражнение в различении значения слов – близнецов.
Слова – друзья (2 ч)
Синонимы – слова, обозначающие одни и те же предметы, но звучащие по-разному (конь – лошадь, работа – труд – дело и др.). Синонимические ряды. Использование синонимов в речи.
Антонимы (2 ч)
Слова с противоположным значением, характеризующие состояния (молодость - старость), деятельность (работать - отдыхать), явления природы (жара - холод), пространственные и временные отношения (далеко – близко, лево – право и т. д.). Составление пар слов. Наблюдения за использованием в художественных произведениях.
Слова – родственники (2 ч)
Подбор однокоренных слов, отграничение их от созвучных (желтый - железо) или тематически близких (апельсин, лимон) слов. Обогащение словарного запаса школьников.
ІV класс – 12 часов
Почему их так называют? (2 ч)
История происхождения слов (этимология). Способы образования слов. История происхождения слов, близких и понятных учащимся (животный, растительный мир).
Устаревшие слова (2)
Историзмы – слова, представляющие собой слова пассивного словарного запаса. Архаизмы (воитель – воин, перст – палец и др.) Устойчивые словосочетания и выражения (беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех и др.). Наблюдение за употреблением архаизмов в былинах, преданиях, и других жанрах устного народного творчества, использование их в литературе в разных целях.
Новые слова (2 ч)
Неологизмы – слова, служащие названиями новых предметов, понятий. Слова, рожденные веком электроники.
Слова – пришельцы (2 ч)
Слова, заимствованные из других языков (кемпинг, голкипер и др.)
Крылатые слова (3 ч)
Устойчивые фразеологические обороты (дело в шляпе, капля в море, кот наплакал). Упражнения в замене устойчивых оборотов близкими по значению словами: сломя голову – стремительно, за тридевять земель – далеко и т. д. Фразеологические обороты как выразительное средство нашей речи, придающее ей эмоционально – экспрессивную окраску, точность, яркость. История происхождения фразеологических оборотов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 2 класса обучающиеся должны:
- знать и использовать в речи слова благодарности, приветствия, пожелания; произносить их с определенной интонацией;
- правильно и четко произносить слова;
- уметь объединять слова в разные тематические группы, дополнять тематические группы новыми словами;
- уметь правильно писать словарные слова, изученные за год.
К концу 3 класса обучающиеся должны:
- различать самостоятельные и служебные части речи;
- использовать в речи многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы;
- отличать однокоренные слова по двум признакам: наличию общей части и общего значения.
К концу 4 класса обучающиеся должны:
- уметь объяснить происхождение слов, обозначающих названия некоторых птиц, растений, рыб;
- различать историзмы, слова – пришельцы;
- использовать в речи пословицы, поговорки;
- владеть правильной, связной, обогащенной речью.
Список использованной литературы
- Алексеевская А. А. Умные загадки. М.: «Лист», 1998.
- Альбеткова Р. И. Игра на уроках словесности. Русская словесность. 2000,
№ 4, с. 67 – 71.
- Волина В. В. Русский язык. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496 с. (Серия «Учимся играя»)
- Волина В. В. Откуда пришли слова. М.: АСТ – пресс, 1996.
- Гранник Г. Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся / Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевля. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.: ил.
- Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., ГИХЛ, 1957.
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1984.
- В. П. Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.- ( Творческая лаборатория учителей начальной школы).
- Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1984.
- Касаткина Н. А. Занимательные материалы к урокам грамоты и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)/ Составитель Н. А. Касаткина. Волгоград: Учитель, 2003. – 128 с.
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть І: Научно – практическое пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов – н/Д: Издательство «Учитель», 2004. – 288 с.
- Минская Е. М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1984.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с., ил.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. и доп., М., Просвещение, 1992.
- Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с., ил.
- Школа России. Концепции и программы для нач. кл. Ш67В24. Ч. 1/[М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по русскому языку
Изучение русского языка в начальной школе...
Авторская разработка урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа России" на тему "Правописание безударной гласной в корне слова"
Коренное отличие данного урока от стандартного заключается в том, что вся орфографическая работа опирается не на морфологическую, а на фонемную теорию письма. Это способствует тому, ...
Презентация к авторской разработке урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа России" на тему "Правописание безударной гласной в корне слова"
Презентация содержит наглядный материал к уроку, поможет эффективно организовать учебную деятельность на уроке....
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...
авторская программа по русскому языку
авторская программа разработана для 4 класса по теме "Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы «Глагол» в 4 классе»....
Рабочая программа по русскому языку ( "Школа России") 1 класс, 132 часа
Рабочая программа разработана с учётом того, что в 1 классе проводятся уроки "Родного русского языка". Количество часов по программе "Русский язык" сокращены. Рабочая программа сод...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс с интеграцией курса "Родной (русский) язык"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс. В курс русского языка (обучение грамоте и письмо) интегрирован предмет "Родной (русский) язык" в количестве - 24 часа...