Урок развития речи. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Архипова Светлана Васильевна

Развитие речи учащихся осуществляется на каждом уроке и ведётся в нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса;

2)развитие грамматического строя речи;

3)развитие связной речи;

4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию;

5) обучению ответам на вопросы по содержанию текста;

6) работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

7)показ способов заучивания стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости, темпа речи;

В предложенном мною уроке развития речи я хотела показать различные виды деятельности способствующие развитию речи младших школьников. Задания предложены в игровой форме и интересны детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvit._rechi.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Урок развития речи    

                                       (3класс)

Тема: Весна в поэзии, прозе, народном фольклоре.

Цели урока:

•        Учить детей наблюдать за приёмами воспевания весны   различных      литературных жанрах;

•        Обогащать речь учащихся;

•        Воспитывать любовь к Родине и её национальной культуре;

 Оборудование:  

•        листы с текстом рассказа В.Бианки «Март»

•          отрывок из текста рассказа В.Бианки «Март» с «проталинками»  (пропусками) на карточке

•          толковые словари

•         карточки с текстами закличек

•         маски (животные, птицы) для ролевых игр

•         ватман – стихотворение с пропусками в конце строки.

                                               Ход урока:

1.        Организационный момент.

2.        Работа над новым материалом

Открываем очередное заседание клуба  «Умники и умницы». Чтобы узнать, какой будет тема сегодняшнего заседания, предлагаю вам отгадать загадку:                       Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

  В улей пчела

 Первый мёд принесла.

 Кто скажет, кто знает,

 Когда это бывает?

Правильно, весной. Сегодняшнее   заседание мы посвятим  весне. И не просто весне, а тому, как русский народ, поэты и писатели воспевали и прославляли её в своём творчестве.

        Наши предки говорили: «Полно, беленький снежок, на талой земле лежать. Время таять, пропадать, в долинушку  стекать и сыру землю питать»

Приметы весны.

А по каким приметам мы узнаём, что пришла весна?

На этот вопрос мы легко ответим, если  отгадаем загадки.

1. Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...

(солнце)  

2. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

(ответ: сосулька)

 3. Апрель, апрель! На дворе звенит (капель).

 4. У нашей Катюшки на носу (веснушки).

 5. На носу веснушки, а в поле  (проталины).

6. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня.

Весенние месяцы (Работа с текстом В. Бианки «Март»)

1.        Выразительное чтение текста.

2.        Краткая беседа по прочитанному.

- что нового узнали о весне?

- какие события марта описал В.Бианки?

3.        Самостоятельная работа «Проталинки».

Впишите в «проталинки» пропущенные  слова из 2 абзаца текста.

Солнце _____ ______ зиму. Рыхлеет, _____ ,становится серым снег – уж не тот, что был зимой, - ______ . Знать _____, что дело идёт к лету. С крыш свисают ледяные сосульки, ______, _____ , по ним вода – и капает, капает. Натекают лужи – и уличные воробьишки весело ______ в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят _____ ______   ______ .

4.        Лексическая работа.

Объясните значение слов: одолеть - ________ ,

полощутся - __________ , копоть - __________ .

5.        Продолжи цепочку весенних месяцев: март, ______ , _______.

Физкультурная минутка

Мы вокруг берёзоньки в хоровод,

Радостно и звонко каждый запоёт          (дети движутся в хороводе)

Ай да берёзонька, белый ствол!              (дети изображают ствол)

Зеленей, зеленей ты листвой.       (изображают движениями рук                      .                                                                         шелест листвы)

К вечеру мы дружно скажем ей:  «Прощай»       ( поклон)

Ты без нас, берёзка,

В поле не скучай.                        (дети машут и разбегаются по своим местам)

Заклички

Весну называют утром года. Всё вокруг оживает. Радует не только глаз, но и душу. Русский народ с нетерпением ждал прихода весны. А чтобы она поскорее пришла, придумывали заклички. Давайте объясним значение этого слова.

Исполнялись они в хороводах. Проговаривались протяжно, певуче.

Работа в парах

У вас карточки с закличками. Прочтите их так, чтобы мы увидели, что вы хотите чтобы весна пришла к нам поскорее.

(первоначально самостоятельное чтение, чтение соседу по парте, а затем выразительное чтение для класса). Обратить внимание на  протяжность, певучесть текста.

1.        Скворушка, прилетай,                  2.Прилетайте, жаворонушки,

Себе домик выбирай.                            Приносите из заморья вы нам

На дереве высоком,                               Весну яркую,

С крылечком высоким,                         Весну красную.

Да почаще свисщи,

Да позвонче дуди,

Звонки песни выводи!

        3. Жаворонушек на проталинке распевает.

Он зовёт весну красную, вызывает.

Не лежать снегам в чистом поле – растопились.

Бурной реченькой в сине море укатились.

Ролевые игры «Встреча в весеннем лесу»

1.        Встреча птиц (ворона и скворец)

2.        Встреча животных (медведь и заяц)

Инструктаж перед игрой.

Вспомните

•        чем занимались ваши герои зимой

•         Кто из них и как встречает весну.

•        Какие планы у них  на лето

•        Не забудьте о правилах вежливого поведения зверей.

Творческая работа

Хорошо весной и птицам, и животным, и людям! Говорят: «Душа поёт! В это время очень хочется посочинять, пофантазировать!

Мой знакомый Петя Придумщиков сочинил стихотворение, но концы каждой строчки спрятал. Помогите прочесть его стихотворение.

Вот спрятанные слова: крыльях, порог, травой, голые, весенний, грачи,  подснежник, лужок,  листвой, весну.

Идёт весна весёлая с цветами и …….

Деревья ещё ……

Оденутся ……. .

На первые проталинки расселися …… .

Они на чёрных ……

…….. нам принесли.

В лесу расцвёл …… .

Зазеленел ……. .

……… звонкий праздник

Спешит к нам на ……

3.Подведение итогов.

О весне можно говорить долго. Всё её любят! Все ей восторгаются?! Поэт и художник, агроном и механизатор, мальчик, пускающий свой кораблик в ручеёк, старушка, слушающая в парке на скамейке, пение птиц.

В заключении урока, дорогие умники и умницы, я  предлагаю  вам составить словарь весенних слов.

Вспомни! Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке! (составьте сначала черновик слов, потом расположите их по алфавиту)

Дети предлагают свои версии.

Работа с толковыми словарями

Включите в сои словари толкование слов (толкование дети находят сами):

Весняк -                                                   (юго – восточный ветер)

Весновать -                                                 (провожать весну)

Весноводье -                                                     (половодье)

Веснянка -                                                  (весенняя песенка)

4.Домашнее задание.

Закончить составление весеннего календаря. Красиво его оформить для конкурса « Лучший весенний словарь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....