Урок развития речи. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Развитие речи учащихся осуществляется на каждом уроке и ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса;
2)развитие грамматического строя речи;
3)развитие связной речи;
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию;
5) обучению ответам на вопросы по содержанию текста;
6) работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
7)показ способов заучивания стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости, темпа речи;
В предложенном мною уроке развития речи я хотела показать различные виды деятельности способствующие развитию речи младших школьников. Задания предложены в игровой форме и интересны детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvit._rechi.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
(3класс)
Тема: Весна в поэзии, прозе, народном фольклоре.
Цели урока:
• Учить детей наблюдать за приёмами воспевания весны различных литературных жанрах;
• Обогащать речь учащихся;
• Воспитывать любовь к Родине и её национальной культуре;
Оборудование:
• листы с текстом рассказа В.Бианки «Март»
• отрывок из текста рассказа В.Бианки «Март» с «проталинками» (пропусками) на карточке
• толковые словари
• карточки с текстами закличек
• маски (животные, птицы) для ролевых игр
• ватман – стихотворение с пропусками в конце строки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Работа над новым материалом
Открываем очередное заседание клуба «Умники и умницы». Чтобы узнать, какой будет тема сегодняшнего заседания, предлагаю вам отгадать загадку: Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Правильно, весной. Сегодняшнее заседание мы посвятим весне. И не просто весне, а тому, как русский народ, поэты и писатели воспевали и прославляли её в своём творчестве.
Наши предки говорили: «Полно, беленький снежок, на талой земле лежать. Время таять, пропадать, в долинушку стекать и сыру землю питать»
Приметы весны.
А по каким приметам мы узнаём, что пришла весна?
На этот вопрос мы легко ответим, если отгадаем загадки.
1. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
(солнце)
2. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(ответ: сосулька)
3. Апрель, апрель! На дворе звенит (капель).
4. У нашей Катюшки на носу (веснушки).
5. На носу веснушки, а в поле (проталины).
6. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня.
Весенние месяцы (Работа с текстом В. Бианки «Март»)
1. Выразительное чтение текста.
2. Краткая беседа по прочитанному.
- что нового узнали о весне?
- какие события марта описал В.Бианки?
3. Самостоятельная работа «Проталинки».
Впишите в «проталинки» пропущенные слова из 2 абзаца текста.
Солнце _____ ______ зиму. Рыхлеет, _____ ,становится серым снег – уж не тот, что был зимой, - ______ . Знать _____, что дело идёт к лету. С крыш свисают ледяные сосульки, ______, _____ , по ним вода – и капает, капает. Натекают лужи – и уличные воробьишки весело ______ в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят _____ ______ ______ .
4. Лексическая работа.
Объясните значение слов: одолеть - ________ ,
полощутся - __________ , копоть - __________ .
5. Продолжи цепочку весенних месяцев: март, ______ , _______.
Физкультурная минутка
Мы вокруг берёзоньки в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоёт (дети движутся в хороводе)
Ай да берёзонька, белый ствол! (дети изображают ствол)
Зеленей, зеленей ты листвой. (изображают движениями рук . шелест листвы)
К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай» ( поклон)
Ты без нас, берёзка,
В поле не скучай. (дети машут и разбегаются по своим местам)
Заклички
Весну называют утром года. Всё вокруг оживает. Радует не только глаз, но и душу. Русский народ с нетерпением ждал прихода весны. А чтобы она поскорее пришла, придумывали заклички. Давайте объясним значение этого слова.
Исполнялись они в хороводах. Проговаривались протяжно, певуче.
Работа в парах
У вас карточки с закличками. Прочтите их так, чтобы мы увидели, что вы хотите чтобы весна пришла к нам поскорее.
(первоначально самостоятельное чтение, чтение соседу по парте, а затем выразительное чтение для класса). Обратить внимание на протяжность, певучесть текста.
1. Скворушка, прилетай, 2.Прилетайте, жаворонушки,
Себе домик выбирай. Приносите из заморья вы нам
На дереве высоком, Весну яркую,
С крылечком высоким, Весну красную.
Да почаще свисщи,
Да позвонче дуди,
Звонки песни выводи!
3. Жаворонушек на проталинке распевает.
Он зовёт весну красную, вызывает.
Не лежать снегам в чистом поле – растопились.
Бурной реченькой в сине море укатились.
Ролевые игры «Встреча в весеннем лесу»
1. Встреча птиц (ворона и скворец)
2. Встреча животных (медведь и заяц)
Инструктаж перед игрой.
Вспомните
• чем занимались ваши герои зимой
• Кто из них и как встречает весну.
• Какие планы у них на лето
• Не забудьте о правилах вежливого поведения зверей.
Творческая работа
Хорошо весной и птицам, и животным, и людям! Говорят: «Душа поёт! В это время очень хочется посочинять, пофантазировать!
Мой знакомый Петя Придумщиков сочинил стихотворение, но концы каждой строчки спрятал. Помогите прочесть его стихотворение.
Вот спрятанные слова: крыльях, порог, травой, голые, весенний, грачи, подснежник, лужок, листвой, весну.
Идёт весна весёлая с цветами и …….
Деревья ещё ……
Оденутся ……. .
На первые проталинки расселися …… .
Они на чёрных ……
…….. нам принесли.
В лесу расцвёл …… .
Зазеленел ……. .
……… звонкий праздник
Спешит к нам на ……
3.Подведение итогов.
О весне можно говорить долго. Всё её любят! Все ей восторгаются?! Поэт и художник, агроном и механизатор, мальчик, пускающий свой кораблик в ручеёк, старушка, слушающая в парке на скамейке, пение птиц.
В заключении урока, дорогие умники и умницы, я предлагаю вам составить словарь весенних слов.
Вспомни! Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке! (составьте сначала черновик слов, потом расположите их по алфавиту)
Дети предлагают свои версии.
Включите в сои словари толкование слов (толкование дети находят сами):
Весняк - (юго – восточный ветер)
Весновать - (провожать весну)
Весноводье - (половодье)
Веснянка - (весенняя песенка)
4.Домашнее задание.
Закончить составление весеннего календаря. Красиво его оформить для конкурса « Лучший весенний словарь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"
Задачи: Понимать значение речи как средства общения, передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....