Урок русского языка "Его Величество Русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок 2 класс русский язык  по теме "Его Величество — Русский язык"

 В ходе урока были поставлены цели:

    -     обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними;

    -    совершенствовать орфографическую и стилистическую зоркость;

    -    прививать любовь и уважение к русскому языку.

 

 Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

На уроке присутствуют различные виды деятельности:

- словарная работа

- письмо по памяти

- текст по выбору.

 

На данном уроке учащиеся имеют возможность:

- повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах;

- разработать и создать тренировочное  задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  2-й класс

Тема: "Его Величество — Русский язык"

Цели:

    Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.

    Совершенствовать орфографическую и стилистическую зоркость.

    Прививать любовь и уважение к русскому языку.

Ход урока:

I. Сообщение темы и целей урока.

“Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад”.

– Как вы понимаете эти слова?

– Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим всё то, над чем работали в течение всего учебного года. А именно, какой он наш язык, поговорим о законах орфографии и постараемся доказать знания этих законов.

II. Работа по теме.

1. Речь

– Отгадайте загадку: “Она волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и повестях. Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми”.

– Кто эта волшебница? (Речь).

– Для чего нужна речь? (Для общения, для получения информации, знаний об окружающем мире, о жизни людей).

– Какая бывает речь? (Устная и письменная).

– Какую речь мы называем устной? (Речь, которую мы слышим и произносим, называем устной).

– Какую речь мы называем письменной? (Речь, которую мы пишем и читаем, называем письменной).

– Послушайте загадки. Отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?

а) Поверчу волшебный круг –

И меня услышат вдруг. (Телефон)

(Устная речь).

б) Стальной конёк по белому полю бегает,

За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)

(Письменная речь).

в) Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

(Письменная речь).

г) Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь – он молчок,

А стоит ручки повернуть,

Он будет говорить и петь. (Телевизор, радиоприёмник)

(Устная речь).

2. Словарно-орфографическая работа

– Из чего состоит речь? (Из слов).

– Сейчас вам предстоит писать слова, слова с непроверяемой безударной гласной.

– Что это за слова? (Словарные слова, в которых нужно запомнить правописание безударной гласной).

 – Замени, одним словом:

а) Животное с рыжей шерстью и пушистым хвостом. (Лисица)

б) Ученик, который следит за порядком и чистотой в классе. (Дежурный)

в) Общее для всей семьи собственное наименование. (Фамилия)

г) Длинная коробка для хранения карандашей и ручек. (Пенал)

д) Верхняя одежда, которую надевают на платье или костюм. (Пальто)

е) Населённый пункт в сельской местности. (Деревня)

ё) Тонкая палочка графита, в деревянной оболочке, используемая для рисования и черчения. (Карандаш)

ж) Платье, рубашка, плащ, костюм, пиджак, юбка, пальто. (Одежда)

з) Шестой день недели. (Суббота)

и) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит “голова”. (Капуста)

– Как называются слова, которые вы записали? (Словарные)

Взаимопроверка.

3. Парные согласные.

– Дорогие мои второклассники, а в зоопарк вы, не хотите ли?

 (На экране слайды, ученики работают с сигнальными карточками парных согласных).

Вот царь зверей могучий ле(в)

А тут жира(ф) с длиннющей шеей

Ушастый ё ж). Чем не похож?

Ено(т) – красавиц смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры(с)ь.

Плывёт могучий бегемо(т)

Медве(д)ь над нерпою ревёт.

И белый голу(б)ь там летает,

И все нас в гости приглашают.

– Какое правило вы применили, чтобы правильно вставить пропущенные буквы? (Правило проверки правописания парной согласной в конце слова).

4. Заглавная буква

– В зоопарке мы побывали. Теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Эхо”.

– Запишите секреты эха в тетрадь.

Кто забрался под диван?

Эхо мне в ответ: Иван.

Не боится кто мороза?

Эхо отвечает: Роза.

Кто съел плитку шоколада?

Эхо (с укоризной): Лада.

Кто гуляет до рассвета?

Знает эхо, это: Света.

Кто глядит из-за сарая?

Знает эхо, это: Рая.

Кто потерял сандалик?

Промолвит эхо: Алик.

Назови мне кавалера!

Эхо прокричит: Валера.

– Какую орфограмму вам пришлось вспомнить, чтобы открыть секреты эха?

(Правописание заглавной буквы в именах собственных).

 Физкультминутка.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем обтирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо, влево наклонились

И обратно возвратились.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям

Физкульт – привет!

5. Развитие речи

– На уроках русского языка мы с вами учимся не только орфографии, грамматике, но и культуре общения. Знакомимся с “вежливыми, добрыми” словами.

– Что это за слова, когда нужно их употреблять в речи?  

Ученик: “Добрые слова”.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

“С добрым утром!” – я кричу.

“Добрый день!” – кричу я вслед

Всем идущим на обед.

“Добрый вечер!” – так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

О. Дриз.

– Если больше есть не в силах

Скажем бабушке (спасибо).

– Когда бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

– Когда вы окончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, военными. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

 

Ученик:

Слова: “До свидания!”

“Спасибо”, “Простите”,

“Пожалуйста”, “Здравствуйте” –

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе,

В парке,

В школе,

И дома.

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух

Важны.

В. Кудлачёв.

6. Предлог

– Что вы знаете о предлоге? (Предлог – это часть служебная речи, которая служит для связи слов в предложении, предлог со словом пишется раздельно)

– Помогите вернуть предлоги на свои места.

Я … утра …лесу гуляю,

… росы я весь промок,

Но зато теперь я знаю

… берёзку и … мох,

… малину, ежевику,

… ежа и … ежиху,

… которой семь ежат

… всех иголочки дрожат.

– Теперь проверим, правильно ли вы вставили предлоги:  

 

 7. Предложение. Пунктуационные знаки

– Из чего состоит ещё речь? (Из предложений).

– Давайте вспомним, какие знаки ставятся в конце предложения.

Ученик 1.

Вечно думая над смыслом

Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак)

Ученик 2.

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая?

Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Каким? О чём?

Вот какой я мастак,

Вопросительный Знак!

Ученик 1.

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца. (Восклицательный знак)

Ученик 3.

Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество.

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

Ученик 1.

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть. (Точка)

Ученик 4.

Шьёт иглой портниха в строчку.

Взял коньки точильщик в точку.

Я, заканчиваю строчку,

Ставлю маленькую точку.

Ученик 1.

Знаки нужно уважать,

Правильно употреблять.

Ученики все:

Никогда не забывать!

– Расставьте нужные знаки препинания в конце предложений.  

По склону горы бежит ручей

Ты уже сделал уроки

До чего же хорошо в деревне летом

– Какие знаки препинания в конце предложений вы вставили? Проверим

III. Подведение итогов урока

 – Давайте скажем слова благодарности нашему родному языку:

 

Урок 2 класс русский язык  по теме "Его Величество — Русский язык"

 В ходе урока были поставлены цели:

  • обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними;

    -    совершенствовать орфографическую и стилистическую зоркость;

    -    прививать любовь и уважение к русскому языку.

 

 Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

На уроке присутствуют различные виды деятельности:

- словарная работа

- письмо по памяти

- текст по выбору.

На данном уроке учащиеся имеют возможность:

- повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах;

- разработать и создать тренировочное  задания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку Его величество Глагол.

Презентация авторская  с использованием аннимации, что позволяет осуществить самоконтроль....

Его величество-русский язык

материал может быть использован как  во внеурочной деятельности, так и во время уроков...

Урок русского языка "Его величество фразеологизм"

Данный урок русского языка по теме "Его величество фразеологизм" можно провести при изучении фразеологизмов во 2, 3, 4  классах.  Красочная презентация помогает сделать материал урока нагляд...

Урок русского языка "Его Величество непроизносимый согласный" (2 класс)

Урок посвящен непроизносимым согласным русского языка...

Конспект урока русского языка «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык», 2 класс

Тема урока: «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык»...