Части слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок обобщения и закрепления по теме: "Части слова". В ходе урока учащиеся выполняют разные виды заданий, которые тесно пересекаются по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_slova.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Части слова.
Урок для учащихся 3 класса.
Цели урока:
1. Вспомнить повторение и закрепить знания, умения и навыки, учащихся по теме: «Части слова», повторить сформированность понятий «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», умение разбирать слово по составу; развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
2. Формировать и совершенствовать правописание приставок со словами; продолжить работу по формированию и совершенствованию каллиграфического подчерка учащихся.
3. Воспитывать аккуратность, прилежность, эстетическую культуру и вкус; совершенствовать устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
Оборудование: опорные схемы «Состав слова», «Звуки – буквы», иллюстрационный материал к
играм и конкурсам; репродукция картины «Волшебная зима», елочка, «игрушки» для
чистописания» образцы букв, проволока.
Ход урока
1.Организационный момент
Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши добрые лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость, радость общения друг с другом, тем более что скоро наступит самый долгожданный, самый любимый, самый веселый праздник «Новый год!»
Удачи вам и успехов!
Начинаем наш предпраздничный урок русского языка.
Давайте покажем друг другу, как должен сидеть ученик во время работы при письме.
Как должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку?
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать!
Как должен сидеть ученик во время устного опроса?
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними!
- Итак, как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?
Молодцы!
Впереди нас ждет работа. Давайте разогреем наши пальчики (гимнастика для рук)
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2.Актулизация знаний учащихся
а) Повторение материала о букве, звуке. Звукобуквенный анализ слов.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся коньки,
Режут снег снегурки.
- О каком времени года это стихотворение? Почему вы так думаете? (Ответы учащихся)
б) Выделение звука.
- Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? Какой он? (характеристика звука: согласный, глухой, твердый).
- Может ли этот звук стать мягким? Какой буквой при письме обозначается? Придумайте слова с [с;с].
в) Работа над буквой (образец на доске).
- Чтобы написать букву «с», вспомните, из какого элемента она состоит? (Полуовал, обращенный вправо).
Сконструируйте эту букву (конструируют из проволоки).
Сравните строчную и заглавную буквы, в чем их различие? Что у них общего? Сконструируйте заглавную букву. Пропишите, чередуя заглавную и строчную буквы в тетради.
Звучит музыка «Танец вьюги и снежинок».
Дети слушают, затем отвечают на вопросы.
- Что представили в своем воображении, когда слушали музыку? На что похожа эта музыка? (Ночь. Вьюга и метель разыгрались. Завыли, сильный ветер поднимает снежинки до неба, очень холодно. Вьюга потихоньку стихает. И теперь снежинки кружатся в своем медленном танце, мягко и плавно оседая на деревья и кусты. Вся природа, будто в сказке, стоит в своем белоснежном наряде).
- Ребята, посмотрите на репродукцию этой картины. Как вы думаете, соответствует ли эта репродукция нашему музыкальному сопровождению, нашему рассказу?
г) Работа над иллюстрацией.
Рассмотрите репродукцию. Какое время года изобразил художник? ( Рассказ о картине «Волшебница зима» И. Юона).
- Давайте составим небольшой рассказ по этой картине. Я начну, а вы продолжите.
«Наступила зима. Замелькал в морозном воздухе легкий снежок. Теплым одеялом укрылась земля. Снежные метели замели лесные тропы. Дети катаются… (на санках, коньках, лыжах, играют в снежки. Все рады зиме!).
- Вот у нас такой получился рассказ! Давайте запишем одно из предложений и разберем его.
д) Разбор предложения.
Замелькал в морозном воздухе легкий снежок.
- Найдите в предложении такое слово, которое является однокоренным к словарному слову, Которое мы недавно выучили. (Морозном).
- Назовите словарное слово (Мороз).
К каким группам слов относятся данные слова? Какие группы слов вы знаете?
ж) звуко – буквенный анализ.
Мороз – мо-роз [марос] – 5б, 5зв, 2 сл.
(одновременно идет анализ каждого звука)
3.Физкультминутка
4. Повторение и закрепление изученного материала
- Сегодняшний урок у нас не только праздничный, но он еще является итоговым уроком по теме «Части слова».
- Сегодня мы на уроке еще раз вспомним, из каких частей может состоять слово, как они называются, для чего они служат, какова их роль. Мы будем играть в грамматические игры, конкурсы, с помощью которых еще раз вспомним и повторим все, что знаем о частях слова.
Итак, из каких частей может состоять слово? (Приставка, корень, суффикс)
а) Закрепление материала о корне слова.
Как-то много лет назад
Посадили страшный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом!
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре.
И тогда нам принесло,
Стало новых слов полно!
- Какие же слова «выросли» на этом дереве? (Читают)
- Что же такое корень? Как он обозначается? Как называются слова с одинаковыми корнями? Как правильно выделить корень?
Действительно если обратиться к толковому словарю В.И. Даля, то слово «корень» - это подземная часть растения. С помощью, которого растение укрепляется, разрастается, питается, размножается. Ребята, почему ученые взяли именно это слово для названия главной части слова?
- Какие слова могут вырасти из этого корня? (Показать схему «лес»). Какой корень у этого дерева?
Объявляется конкурс «Зоркий глаз» - конкурс на самого внимательного и быстрого.
Прочитайте, что здесь написано. Трудно? Тогда попробуйте прочитать вот это. (В лесу родилась елочка, в лесу она росла.) Как догадались?
- При помощи чего смысл и текст предложения восстановился очень быстро и легко? (При помощи корня). Итак, что же такое корень?
Давайте выполним упражнение 2. Итак, какой корень?
Какая еще встречается в этом слове часть? (Суффикс)
Что превратило «зуб» в «зубок»? (-ок)
- Давайте и мы проведем волшебную игру «Побудь волшебником». Выполним упражнение 3 (самостоятельно). Девочки работают с первыми пятью словами, а мальчики работают от слова «крот» и дальше.
- Итак, что же такое суффикс?
- Ой, ребята посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам в класс. Да, на ней что – то написано! Что это такое?
Что же нам нужно сделать? (Образовать новые слова).
Составьте их. (Составление слова с приставкой).
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова!
- Итак, что же такое приставка?
Игра «Кто больше» (упражнение №. За 1 минуту придумать и записать слова).
Проводится заключительная игра «Костюм для слова». (Нужно подобрать слова по схеме: приставка, корень, суффикс).
Слова на доске: лесок, пролесок, лесник, снежок, подснежник, снег, лес, дарить. (Дети выходят к елке, одевают шапочки и поют песню «В лесу родилась елочка»).
5. Подведение итогов урока
- Итак, какую тему мы изучили? Какие части слова знаете? Что такое корень, суффикс, приставка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состав слова. Приставка-часть слова.
Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Деление слов на слоги. Характеристика частей слова.
конспект логопедического занятия...
Состав слова. Роль каждой части слова.
Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...
Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.
Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"
Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...