Разработка урока с использованием теории РКМЧП.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок с использованием теории РКМЧП был дан на семинаре по данной тематике,также разработка данного урока была отправлена на конкурс " Новая формула урока".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
НИКОЛАЕВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА_ГБОУ СОШ №1955
Сценарий урока русского языка( технология РКМЧП)
I .ОРГ. МОМЕНТ Цели: установление
психологического контакта
2.СИТУАЦИИ УСПЕХА
Цели: включение ребенка в конкретно-предметную деятельность ,обеспечение мотивации, актуализация ЗУН
Прием "Синквейн"
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение .
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к уроку, дает ее новую интерпретацию.
Дети программируют урок для себя. Например:
урок
интересный познавательный
действовать думать осознавать
мне это необходимо
пригодится
Создание учебной проблемной ситуации.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Предъявление учащимся псевдотекста ( на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши)
Задание: прочтите текст .
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
“Вон человек, что скажешь ты о нем?” - спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Цели: побуждать детей к анализу, мотивировать мыслительную Д.
Что осложняет наше понимание?
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
О чем текст? Можно ли понять мысль автора?
Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
Что такое текст? А как Вы могли бы назвать предложенный Вам материал?( деформированный текст).
Еще этот текст можно назвать псевдотекст. Ваши предположения- на какое слово похоже данное мной слово? И что же в итоге обозначает понятие
« псевдотекст»?
Псевдо ( от греч. – ложь) первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (соответствует русскому “лже..”)
По каким признакам мы определяем текст?(Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство.)
Определите тему и цели урока.( Текст, его признаки и стили)
Цели:
- выделить исходные тексты из псевдотекста;
- определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;
- указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ Цели: построение моде-
лей решения, совершен- ствование умения
кодировать информацию.
Работа с псевдотекстом.Работа в парах .
В ходе обсуждения в парах выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами ( красный – официально - деловой, синий – публицистический, зеленый – художественный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Постепенное предъявление исходных текстов.
Стихотворение Р. Гамзатова
“Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?” “Вон человек, что скажешь ты о нем?” - Спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого?” (Р. Гамзатов.)
Стиль – художественный.
Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов.
Стихотворение, написанное в форме диалога.
Какую картину вы представили, когда читали его?
Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? ( рифма, ритм, разговорная интонация)
Какие художественные средства использует автор?
нет ярких выразительных средств,
слова общеупотребительные,
признаки разговорного стиля: указательная частица - вон, “плечами пожимая”,
использованы антонимы: спросил – ответил, хорошего – плохого,
использованы синонимы: друг, товарищ,
связь между предложениями – параллельная, усилена анафорой, инверсией.
Когда происходят эти события? ( в прошлом: использованы глаголы прошедшего времени “спросил, ответил”).
О чем заставляет нас задуматься поэт? ( об отношении к людям).
Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?
Друг и товарищ – это просто синонимы, служащие для устранения повтора?
Друг – 1 тот, кто связан с кем-то дружбой,
2 употребляется, как вежливое обращение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку.
Товарищ – 1 человек, близкий кому – нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому – нибудь.
Работа по презентации.
Анализ текста официально-делового стиля
Глава 2 Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ( Конституция Российской Федерации)
Стиль – официально-деловой.
Цель – сообщение, передача деловой информации.
Стилевые черты:
точность, не допускающая иного толкования;
долженствующе-предписывающий характер
“обезличенность” ( не употребляются глаголы 1, 2 лица, личные местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица)
стереотипность построения текста, стандартизированность;
отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств.
Языковые средства:
использование официально – деловой лексики (право, свободы, гарантируются),
человек, гражданин (сравним: друг, товарищ), каждый (относительное местоимение),
использование производных предлогов ( согласно принципам, в соответствии с Конституцией),
предложения с однородными членами предложения.
Тип речи: отсутствие описания и повествования ( в некоторых жанрах возможна повествовательная манера изложения, например: протокол, отчет, договор).
Все ли слова понятны?
Гарантируются – защищаются, обеспечиваются.
Неотчуждаемы (отчуждать – отбирать)
Право – 2 охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что – нибудь делать, осуществлять (право на образование)
Свобода – 1 возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества (свобода слова)
2 независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов.
Что самое главное в этом тексте?
Работа по презентации.
Анализ текста публицистического стиля.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)
Стиль – публицистический.
Цели:
воздействие на читателя,
внушение определенной идеи,
побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам.
Перед нами отрывок из статьи Д.С.Лихачева “Письма о главном”
Стилевые черты:
логичность (тип речи – рассуждение);
образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность;
общедоступность (рассчитана на понимание на широкой аудитории читателей);
полемический характер ( полемика – спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов);
экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).
Языковые средства:
использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности;
Интеллигентность.
Интеллигентный – образованный, культурный.
Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С. Лихачев?
Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?
Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?
Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?
Долг – обязанность.
Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.
Нравственное здоровье.
Нравственный –2 соблюдающий правила нравственности; 3. относящийся к внутренней духовной жизни человека.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения:
фразеологический оборот “белая ворона”;
цитата;
лексические повторы;
восклицательные, вопросительные предложения;
глаголы в повелительном наклонении (должен быть интеллигентен, надо развивать, тренировать);
составные именные и глагольные сказуемые.
Предъявление презентации для проверки.
Прием “Пометки на полях”( c публицистическим текстом)
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
- Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
- Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
- Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” - знаю | “+” - новое | “?” - есть вопросы |
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Прием "Сводная таблица"
Проходит в заполнении
Цели: умение
таблицы « Стили речи»
исправлять свои
ошибки оценивать работу.
VI ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ Цели: анализ достижений,
-Наш урок подошел к концу, давайте посмотрим: собственных и коллектив-
достигли мы поставленных целей? ных успехов, оценить про-
цесс и результаты учебной
деятельности.
Прием “Написание эссе”
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Возможный алгоритм написания эссе.
- Обсуждаемая тема (проблема).
- Собственная позиция.
- Краткое обоснование.
- Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
- Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
- Заключение.
Домашнее задание: написать текст на тему « Письмо о самом главном ».
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока с использование развивающей технологии по теме «Письмо Деду Морозу» 4 класс
Методическая разработка помогает начать обучение письму на начальном этапе. Учащиеся знакомятся со структурой письма и овладевают первыми навыками в написании письма....
Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО
Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....
Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО
Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....
Разработка урока с использованием игровых технологий
Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса, изучающих английский язык первый год. Игроые технологии, исользуемые в данной работе помогут усвоить учебный материал легко и весело....
Разработка урока с использованием ИКТ для 4го класса
Разработка урока английского языка с использованием ИКТ в 4-м классе по теме "Мой родной дом"...
Разработка урока с использованием ТИКО
Рекомендую учителям начальных классов использовать на уроках , особенно, математики ТИКО....
Методическая разработка урока с использованием дистанционного обучения по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: «Дикие и домашние животные».
Методическая разработка урока с использованием дистанционного обучения по окружающему миру во 2 классе.Тема урока: «Дикие и домашние животные»....