Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. УМК "Планета знаний.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Планета знаний" составлена на основе Программы курса "Русский язык" 1-4 классы Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой, Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина с учетом триместровой системы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

-  Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель  Москва 2011. – 576 с. – Новый стандарт начального образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

-  Авторская программа  курса «Русский язык» 2 класса Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. УМК «Планета знаний» – М: АСТ: Астрель; Москва:  2012.

-   Учебный план МБОУ Одинцовской СОШ №3 на 2012/2013 учебный год.

Базисным учебным планом МБОУ Одинцовской СОШ № № 3 на изучение предмета «Русский язык» отводится  170 часов в год (5 часов в неделю).

 

Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2)    освоение первоначальных знаний о системе родного
языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3)    овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4)    воспитание   позитивного   эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершен
ствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический— помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный— способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности  его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический— направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и со
образности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и документах Госстандартов.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности )предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

2 класс

Учащиеся должны знать/понимать:

• средства звуковой системы русского языка: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, ударение, слоги;

•      названия букв русской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных,  безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов; правила переноса слов с одной строки на другую;
значимые части слова;

•      основные признаки слова, предложения, текста.
Учащиеся должны уметь:

•      анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание; анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность; выделять голосом ударные слоги; сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звукобуквенный анализ);

•      устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40—45 слов, писать под диктовку тексты в 35—40 слов; применять при записи правила: о переносе слов; о написании предлогов со словами, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; об употреблении разделительного мягкого знака; большой буквы в именах,  отчествах, фамилиях людей, кличках животных; о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов; о написании слов .с непроизносимыми согласными; о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных, проверяемых ударением(трава, река, окно); интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак — в конце предложения; определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).

 

Программа также позволяет дать представление:

о роли языка слов как средстве к речи как способе общения людей;

о речевых действиях и разных видах речевой деятельности человека: слушании, говорении, чтении, письме, воспроизведении чужой речи;

о речевой ситуации и особенностях ведения диалога;

о несловесных средствах — помощниках устного общения: жестах, мимике, позах;

о свойствах лексических значений русского слова, об изобразительной роли слов, употреблённых в переносном значении;

о происхождении (этимологии) ряда слов русского языка, слов иноязычного происхождения.

 

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;

• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

• осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;

• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности

русского слова;

• осознания русского языка как основного средства общения народов России;

• осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;

• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить,

доказывать и т.д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• осознавать слово как главное средство языка;

• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации

(в словарях и др.);

• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;

• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

• различать родственные (однокоренные) слова;

• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);

• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной

темой и связанных друг с другом);

• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать

тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;

• излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• самостоятельно организовывать своё рабочее место;

• понимать цель выполняемых действий;

• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

• понимать важность планирования работы;

• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);

• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;

• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;

• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;

• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;

• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;

• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);

• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);

• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;

• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);

• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;

• уметь слышать, точно реагировать на реплики;

• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

• озаглавливать текст;

• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной

деятельности (под руководством учителя).__

 

Учебно-методическое обеспечение:

Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М., АСТ, Астрель.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Дидактические карточки-задания. — М., АСТ, Астрель.

Л. Я. Желтовская. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык». Методические рекомендации для учителя. — М., АСТ, Астрель.

 

Содержание программы по разделам

2 класс  (170 ч)

О даре слова (введение) – 7 ч

Слово и его строение (повторяем, изучаем) - 24 ч

Слово и его значение -12 ч.

Слово и его значимые части - 11 ч. 

Правописание слов – 24 ч

«Жизнь» языка в речи -10 ч.

Правописание слов – 36 ч.

Части речи и их работа в предложении -32 ч.

Язык и речь (обобщение) – 14 ч

Период обучения

Количество часов

Диагностический и практический материал

(контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.)

1 триместр

50

Входная контрольная работа № 1,

Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение "До свидания, журавли"

Обучающее сочинение "Дед Мороз и дети".                             

Проверочная работа № 1 по теме «Обозначение на письме гласных и согласных звуков»

Обучающее сочинение "Облака"

Контрольная работа № 2                                    

                                                          Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически

2 триместр

55

Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение

Проверочная работа № 2 по теме «Правописание безударной гласной в корне слова»

Контрольная работа № 3

Контрольная работа № 4

Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее сочинение

Контрольный диктант № 5

                                                          Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически

3 триместр

65

Р/р. Сочинение «Одуванчик»

Проверочная работа № 3

Проверочная работа № 4 "Правописание гласных и согласных в корне"

Контрольная работа № 6

Р/р. Изложение текста

Контрольная работа № 7

Итоговая комплексная  контрольная работа

                                                          Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически

Итого

170

Контрольные работы - 7,  проверочные работы – 4, развитие речи – 15,

тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически

                                                                            Учебно - тематическое планирование

№  урока

Дата

Тема урока,

страницы учебника, тетради

Планируемые результаты

Основные понятия.

Слова из словарей[1]

УУД

1

2

3

4

5

1 триместр – 50 ч ( с 1.09.2012 г. по 18.11.2012 г.) 

О ДАРЕ СЛОВА (введение) (7 ч)

1

Вводный урок

Знакомство с учебником.

Оформление, форзацы, оглавление.

Р.т №1с.3.4

№1,3

Познакомить с учебником и рабочей тетрадью.

Мотивировать уч-ся на изучение предмета.

Упражнять в написании слов

Учебник.

Чтение.

Письмо

Предъявлять основные учебные умения: читать, писать.

Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык».

2

Зачем  человеку

слово дано 

Часть 1

У. с. 3—7

Т. с. 3-4 упр. 1-3

Дать представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным

Дар речи

Общение

Информация

язык , человек

Осмысливать цели и задачи изучения предмета  «Русский язык».

Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью.

Находить основную мысль читаемых текстов.

Сравнивать тексты, написанные разными стилями.

Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов.

Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения

3

Родной язык — русский

У с. 8—9;

Т. с. 5 упр. 1

Дать понятие о русском языке как родном языке русского народа. Дать общее представление об образности, точности, краткости, меткости русского языка, художественном и научном текстах

Слово

Родина

Россия

народ

4.

Язык певучий и богатый.

У. с. 10-11

Т. с. 6 упр. 2

Дать представление о ритмичности, напевности, мелодичности русской народной речи посредством анализа произведений устного народного творчества

Слово-образ

Ритм

Устная речь

Письменная речь

рисовать

изображать

5

Язык певучий и богатый.

У. с. 12—13

Т. с. 7 упр. 1-3

6

Слово. Предложение. Текст.

У. с. 14—15

Т. с. 8  чистопис.

Систематизировать знания о слове, предложении, тексте.

лимон

7

Вспоминаем о лете Текст.

У. с. 14—15

Т. с. 8  чистопис.

Учить составлять устные воспоминания о летнем отдыхе

                                                                        СЛОВО и его строение  (повторяем, изучаем) (24 ч)

Различать звуки и буквы.

Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.

Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный.

Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.

Определять положение заданной буквы в алфавите.

Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах.

Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов).

Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами).

Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице.

Моделировать звуковое и слоговое строение слова.

Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова.

Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов

8

9

Слово и его строение. Звуки речи и буквы

У. с. 16—17

Т. с. 8-9 упр. 1-4

Слоги. Ударение.

У. с. 18-19

Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах.

Дать общее представление о палиндромах (одинаково читающиеся слова и предложения с первой и с последней буквы)

Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога).

Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пéрепел-перепéл, зáмки-замкú), ударными слогами с буквой ё

Звуки  буквы

Гласные, согласные звуки и буквы этих звуков

коньки

сч- [щ] считалка  счёт

10

Алфавит

У с. 20—21

Т. с. 10 чистопис.

У с. 22—23

Т. с. 10 упр. 1

У с. 24—25

Т. с. 10 упр. 2

Углубить представления о практической значимости знания алфавита.

Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью

Письменность

Азбука

алфавúт

ягода

11

12

13

Большая буква

в словах

У с. 26—27

Т. с. 10-11 упр. 3-4

ДКЗ с.8

Повторить через анализ предложений и текстов правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран).

Учить записывать высказывания о себе, о своём мохнатом или пернатом друге

Имя

Отчество

Фамилия

Кличка

деревня  город

14

Перенос слова

У с. 28—29

Т. с. 11 чистопис., упр 1

Повторить основное правиле переноса слов по слогам.  Организовать наблюдение над более трудными вариантами переноса слов: со слогом, состоящим из одной гласной, с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными

сентябрь

хоккей

15

Перенос слова

У с. 30-31

Т. с. 12 упр 2-4

16

Обозначение парных  твёрдых и мягких согласных на письме.

У. с. 32—33

Т. с. 13 чистопис., упр.1-2

Повторить способы обозначения твёрдых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных.

Упражнять в письме под диктовку и свободной записи слов по рисункам, загадкам и пр.

 [шн]

конечно

скучно

булочная

скворечник

подсвечник

Фиксировать случаи расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков.

Обнаруживать ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении

звуков на письме.

Дифференцировать  приёмы  подбора проверочных слов в зависимости от обозначения гласных или согласных.

Обращаться за справкой к словарику учебника по поводу слов с непроверяемыми написаниями

17

Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных.

Подготовка к контрольному списыванию.

У. с. 36—37

Т.с.14 упр.4-5

18

Входная контрольная работа .

Контрольное списывание.

Выявить группы шипящих, непарных по твёрдости и мягкости: ц, ж, ш  ч, щ.

Провести наблюдение над употреблением гласных е, и после непарных твёрдых шипящих; над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих согласных

19

Работа над ошибками.

Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных

У. с. 36—37

Т.с.14 упр.4-5 

20

Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков.

У. с. 40—41

Т. с. 15-16

Проверяемое,

проверочное

слово

сшить [шш]

21

Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков.

чистопис., упр. 1

У. с. 42—43

Т. с. 15-16 упр. 2-3

Повторить пары звонких и глухих согласных.

Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков

22

Обозначение на письме гласных звуков.

У с. 44—45

Т. с.16 упр. 4-6

Повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением. Упражнять в выборе гласной по данным проверочным словам, подборе проверочных слов с опорой на образец.

Учить обращаться к словарям при записи слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Повторить слова из словаря, изученные в первом классе

хозяин

сентябрь

тетрадь

23

Обозначение на письме гласных звуков

У с. 46—47

Т. с.17чистопис., упр. 1-2

24

Слова–названия предметов, признаков, действий

У с. 48—49

Повторить с помощью опорной таблицы основные группы слов — названия предметов, их признаков, действий. Ввести синонимические глаголы — «называть», «обозначать». 

Учить использовать разные признаки при группировке слов (лексическое значение, общее значение)

Название

Обозначение

«Читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих значениях слов.

Находить разные основания для группировки слов.

25

Работа слов в предложении и тексте

У с. 50-51

Систематизировать признаки предложения (выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме). Упражнять в составлении предложений с опорой на разного типа схемы, в произнесении предложений с разной интонацией в зависимости от речевой задачи, в употреблении большой буквы в начале и знаков препинания в конце предложения,  связь слов с помощью предлогов

Предложение

Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка.

Анализировать словесное строение предложений с помощью схем.

Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов, схем

26

Обобщение по теме:»Слово и его строение»

С.52-53

ДКЗ с.11-12

Обобщить знания о правописании слов.

27

Проверка усвоения материала. Диктант.

Возможно использование работы № 5 и диктанта (№ 7) из рубрики «Проверочные работы». Анализ письма под диктовку. Работа над ошибками с использованием тренинговых упражнений («Школа Грамотея»)

28

Работа над ошибками диктанта. Подготовка к изложению.

У с. 52-57

29

Изложение «До свидания, журавли».

Формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, а также редактировать свой текст.

Примечание. Текст воспринимается визуально. Можно воспользоваться текстом «До свидания, журавли» («Мастерская слова»). При анализе изложения в качестве дополнительного материала можно использовать упражнение в составлении концовки текста по данному началу (см. разворот, указанный выше)

Изложение

до свидания

здравствуй

Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно

30

Анализ и работа над ошибками изложения.

У с. 58

31

Сочинение "Пильмо Деду Морозу"

Формировать умение составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения (по аналогии с сюжетом мультфильма «Дед Мороз и дети»). Презентация творческих работ детей. Учить замечать речевые недочёты и пробовать их устранять. (На базе материала разворота «Мастерская слова»)

Сочинение («приведение мыслей в порядок»)

Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме

Слово и его значение (12 ч.)

32

Работа над ошибками сочинения.

Если хочешь понимать и быть понятым.

У с. 59

Учить анализировать ситуации, выявлять причины непонимания людьми информации при устном и письменном общении. Ознакомить с некоторыми правилами общения и вызвать интерес к познанию особенностей средств русского языка.

Ясно, понятно, разборчиво, грамотно.

крошúт и крóшит

бетон

бидон [д]

Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении.

Осознавать  мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений.

33

Конкретные и общие значения слов.

У С. 64—65

Т с. 18-20 упр 1-5

Датьобщее представление о разнообразии значений слов, дифференциации конкретного и общего значения в слове.

Ввести термин «лексическое значение» слова.

Познакомить столковыми словарями, в частности, со словарем В.И.Даля.

Форма слова

Лексическое (конкретное) значение. Общее значение

орех

Осознаватьналичие разных сторон значения слова.

Уточнять значения слов в толковых словарях.

Читать таблицу:добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов.

Наводить справки о значениях слов в толковом словаре.

Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов.

34

Какими бывают лексические значения слова

С.66-71

Т.№1 с.21-24

ДКЗ с.13-14

Датьобщее представление о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа вводной таблицы. Углубить представление о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной  речи» (по Далю). Упражнять в выявлении особенностей значения русского слова многозначности, переносного значени, синонимов, антонимов, омонимов.

Близкие по значению (синонимы)

Противоположные по значению (антонимы)

Многозначные слова

Переносное значение

Красненький, осина, ,ромашка

35

36

37

Группы слов с общим значением

У с. 72—73

Т с. 24-25 чистопис., упр 1-3

Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнять в группировке слов по частям речи, определении частей речи в составе предложений.

Учить составлять текст загадки о капусте 

Части речи

Существительн

Прилагательн

Глагол

Капуста,

морковь,

оранжевая.

Группировать  слова как части речи.

Выявлять общее и различное в частях речи.

Находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки.

38

39

Ежели вы вежливы… Вежливые слова.

С.76-77

Дать представление еще об одной группе (междометных) слов с бытовым названием «вежливые слова».

Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Приветствие, прощание, просьба, благодарность

Спасибо

пожалуйста

Использовать разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией.

40

Подготовка к сочинению

С.78,№1

Формироватьумения по анализу и воспроизведению текста. Провести наблюдение над разнообразием языковых средств, выражающих сравнительные отношения:похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как, метафора (употребление в переносном значении).

Изобразительные средства языка

Сравнение, (синонимические выражения)

облако

Наблюдать  над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений.

Различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам.

Создавать собственные  высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств

41

Сочинение "Облака"

Провести наблюдение над языком загадок и стихов об облаках. Проба пера

42

Работа над ошибками.

С. 79, № 5 упр 1-3

43

Инструктаж по проектным работам.

Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников.

Проектные работы

Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера.

Определять свои интересы и выбирать нужный проект.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ (11 ч)

44

Корень слова

Однокоренные слова.

У с. 80—85

Т с. 27-28

Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова».

Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться) Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность).

Дать общее представление об историческом корне слова

Корень

Однокоренные слова

Исторический

корень Отечество

Отчизна

(от отче — отец)

столица

город

деревня

Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков

Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы.

Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря

45

46

47

Суффиксы и приставки в слове.

У с. 86—91

Т с. 29-30 упр. 2-3

Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность).

Дать общее представление об историческом корне слова

48

Подготовка к диктанту.

У с.90-91

Т.с.30 упр4

49

Контрольный диктант.

Работа комплексного характера (на базе одного текста): выписывание ответа на вопрос, выявление языковых средств, свободный ответ на вопрос, грамотное оформление.

Понимать тему, выявлять ключевые слова текста, выбирать запрашиваемый материал.

50

Работа над ошибками.

У с.86-90

                                                                                                     

2 триместр – 55 ч. ( с26.11.2012г. по 17.02.2013г. )

51

Суффиксы и приставки в слове

Дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением)

Уменьшительно-ласкательное

значение

Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами

52

Окончание слова.

У с. 92-95

Т с. 30-32

Дать представление о значащей роли приставок в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением)

53

54

Анализ слов

по составу (морфемный разбор)

У с. 96—97

Т с. 32-33 упр. 5-6

Формировать  умение по анализу (разбору) слов с точки зрения его значащих частей — корня, суффикса, приставки, окончания

Разбор слова по составу (морфемный разбор)

Анализировать строение слова  со стороны наличия в нём значимых частей (морфем).

Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов.

Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы).

Группировать слова в соответствии с их составом

Прогнозировать результат своей работы, выявлять  затруднения и находить способы выхода из них.

ПРАВОПИСАНИЕ слов (24 ч)

55

Понятие

об орфограмме

У с. 98—99

Т с. 34 чистопис., упр. 1-2

Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия —  орфограмма. Дать представление о слабой и сильной позициях (местоположении) звуков в словах, об обозначении звуков, находящихся в слабых позициях, буквами (орфограммами)

Форма слова

Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки.

Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы.

Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы.

Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи

56

Орфограмма

в корне слова

У с. 100-101

Т с. 35 упр 3-5

Учить решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) с опорой на памятку.

Упражнять в решении орфографических задач при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок)

Разбор слова по составу

Орфограмма

Орфографическая задача 

иней

серебро

57

Безударные гласные в корне слова.

У с. 102—111

Т с. 36-39

Расширить представление о способах подбора проверочных слов: 1) изменение формы слова, 2) подбор однокоренного слова. Формулировка общего правила проверки безударных гласных. Провести наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов. Упражнять в подборе проверочных слов среди разных частей речи, в графическом обосновании (доказательстве) слова как проверочного

Упражнять в проверке слов с безударной е в корне однокоренными словами с гласной ё.

Использование при проверке способа поиска исторического корня

Способы

проверки

невежда

невежа

берег

рябина (рябь)  железо

природа

синица

снегирь 

Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова.

Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при  сходстве признаков разных орфограмм

58

59

60

61

62

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

С.112-117

Т.с.40-42

ДКЗ с.22-24

Расширить представление об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине — перед глухими согласными, о способах проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в

 Формирование умений проверки слов с разными орфограммами.

Упражнять в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании орфограммы и ее проверке.

Оглушение

Озвончение

Способы проверки.

Непроверяемые звонкие и глухие согласные

Календарь

вокзал

Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова.

Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове.

Обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове.

63

64

65

Непроизносимые согласные в корне слова.

С.118-125

Т с.43-45

ДКЗ с.24-25

Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др. на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств].

Учить переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Анализировать слова радостный, чудесный, в которых непроизносимые согласные на стыке суффиксов.

Упражнять в нахождении «опасного звучания» в словах и проверке для выбора правильного написания

Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные

праздник

солнце

лучше [тш]

сердечные [чн]

(капли)

сердешный [шн]

(друг)

чувство

лестница

Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова.

Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове

66

67

68

69

Повторение темы «Правописание слов».

Подготовка к контрольному диктанту.

С.126-129

ДКЗ с.20-25

Учить систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова с помощью таблицы с пропущенными смысловыми частями.

Упражнять в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм. Провести упражнения проверочного характера из разворота «Проверочные работы»

70

71

Контрольный диктант.

Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху.

Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками Понимать содержание читаемого текста и воспроизводить его с опорой на план

.72

Работа над ошибками.

Подготовка к изложению.

С. 130—133 

73

Изложение.

Учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, содержанию с помощью ответов на вопросы. (При анализе работ можно использовать текст № 5 из «Проверочных работ»)

Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого  на слух текстов.

Воспроизводить  содержание текстов с опорой на план.

Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому.

Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками.

Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом.

Использовать нормы речевого этикета в тексте-поздравлении.

Редактировать тексты.

Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе

74

Работа над ошибками.

У с. 134

75

Создание текста поздравления

С. 135

Учить составлять тексты поздравительных открыток с Новым годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий.

Побудить детей поздравить родных и друзей

поздравляю

(здравие)

пожелание

желаю

76

Инструктаж по проектным работам.

Т с46-47

Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников

77

Повторение по

теме «Правописа-

ние слов».

78

«Жизнь» языка в речи (10 ч.)

79

Слово в предложении.

У.Ч.2,с 4-5

Помочь осмыслению учащимися взаимосвязи языка и речи, процесса возрождения речи через восприятие образного решения художником.

Речь язык

Значение слова

Осознавать взаимосвязь языка и речи, процесс рождения речи.

Обнаруживать главное в сообщении и в структурных частях предложения.

Читать схемы и знаки препинания.

80

Предложение.

Члены предложения.

Углубить понятие о структуре предложения: цепочка слов, связь звеньев этой цепи по смыслу и грамматически.

Дать общее представление о главных членах предложения (без терминов): слова, называющие действующее лицо, предмет иих действия, сотояние. Повторить функциональные (цели высказывания) и другие признаки предложения.

Обобщать признаки предложения.

Понимать основные «шаги» памятки-инструкции, действовать в соответствии с ними

Строить высказывания в объеме предложений..

81

82

Текст. Тема текста.

У с. 10-11

Т с. 3

Речевая и языковая темы рассматриваются на едином речевом материале об умении читать.

Дать представление о теме текста (на описательном тексте о январе).

Учить угадывать название месяца по ключевым словам, фразам.

Формировать умение озаглавливать текст по его теме.

Дать общее представление о широких и узких темах (вариации темы «Зима»).

Учить устным связным высказываниям о детских забавах, о прочитанной книге

Тема

Заголовок

Последовательность высказываний

погода

январь

каникулы

Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов.

Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям.

Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы.

Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы

83

Важное умение – понимать текст

У с. 12—13

Т с. 3-4 упр. 3-4

У с. 14—15

Т с. 5 чистопис..

Учить добывать информацию (понимать содержание) по ориентировочной основе: по заголовку, плану, ключевым словам, иллюстрациям, рисункам (на базе текстов о рождении книги на Руси). Определение частей текста и их микротем.

Учить высказывать мнения по поводу пословиц о книге.

Углубить работу над темой повествовательного текста (на базе текстов о библиотеке, каталоге) Упражнять в понимании тем текстов по опорным материалам.

Усилить акцент на познавательной и воспитательной роли книги, стимулировать интерес к чтению книг, справочников, энциклопедий, к обмену информацией, почерпнутой из них.

Дать через словарные слова и рисунки представление о хранении информации в книгах, как их систематизируют, как ведут поиск книг.

Учить правильно записывать названия книг и их авторов (пропедевтически)

Части (абзацы, главы) текста

Красная строка  

Ключевые слова

стеллаж

библиотéка

картотéка

каталóг

инициалы

Добывать информацию о книге (понимать содержание) из названия, оглавления.

Осуществлять поиск книги по каталогам.

Связно высказываться с опорой на план-вопросник  (сообщения о любимой книге, о зимних забавах).

Собирать и отбирать материал для высказывания.

Корректировать (редактировать) написанное.

Проводить презентацию проекта.

Корректно вносить собственные замечания, предложенияам.

84

85

86

Сообщение о любимой книге

У с. 18

Т. с. 7-8 упр. 2-3

Учить: 1) читать и анализировать языковые средства текстов, выражающих одинаковое и разное отношение авторов к одним и тем же явлениям, событиям; 2) с помощью плана-вопросника делать сообщение о любимой прочитанной книге и редактировать его

87

Сочинение о зимних  забавах, историях

У с. 19

Учить письменно рассказывать о событиях зимних каникул, выражая свое отношение к предмету речи. Дать примерные формулировки тем сочинений, ориентирующих на создание разных функциональных типов текстов

Каникулы

забавы

Корректировать (редактировать) написанное.

Проводить презентацию проекта.

Корректно вносить собственные замечания, предложения.

88

Работа над ошибками.

Презентация результатов «проб пера» одноклассникам. Учить тактично давать советы юным авторам, редактировать письменные тексты

Правописание слов (36 ч.)

89

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне.

У с. 22—29

Т с. 9-15

ДКЗ с.27-29

Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпически-графическим), 3) слышу и/но пишу, выбирая буквуПовторить три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и  проверочного  слова

Орфограмма

Звук в слабой позиции

Графическое обоснование орфограммы,  проверочного слова

месяц

февраль

ветер

Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов.

Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой.

Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова.

Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре

Разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах.

Находить основание для группировки слов (по лексическому значению, по наличию орфограмм).

90

91

92

93

Слова с удвоенными согласными.

С.30-41

Т.№2 с.16

Слова с удвоенными согласными.

С.30-41

Т.с.16

Подготовка к контрольному списыванию.

Т.с.17

Познакомить с фактом наличия в словах двойных (удвоенных) согласных. Провести наблюдение: 1) над произношением долгого звука (ванна) в русских словах, в таких словах наличие двойных согласных можно определить по слуху; 2) над смыслоразличительной ролью двойных согласных (бал — балл, дрожжи — дрожи); 3) над наличием двойных согласных на стыке корня и суффикса (карманный), корня и приставки.

Понаблюдать над словами иноязычного происхождения: двойные согласные обозначают один звук, так что написание таких слов нужно запоминать. Упражнять в написании и употреблении слов с двойными согласнымии (рассвет)

 Понаблюдать над словами иноязычного происхождения: двойные согласные обозначают один звук, так что написание таких слов нужно запоминать.

Графическое обоснование орфограммы,  проверочного слова

месяц

февраль

ветер

94

95

96

97

98

99

Контрольное списывание .

Проверить уровень графической зоркости при списывании упр.32 из учебника и самоконтроля.

Графическая зоркость

самоконтроль

Тренировать зрительную память и контролировать свои действия.

100

Работа над ошибками.

Повторение по теме «Правописание слов».

С.42-43

Т. С.16-19

ДКЗ с.27-28,31

Обобщить правила правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова и способы их применения.

Искусная

Искусственная

искусство

Находить основания для группировки слов.

«Читать» таблицы и дополнять недостающую информацию.

Применять правила в процессе выполнения работы.

     

 Обсуждать варианты решения, выявляя правильные.

Готовимся к воспроизведению текста по слуху на основе его зрительного восприятия.

101

Тренинг «Проверяем друг друга»

ДКЗ с.26,30

Организовать процесс самопроверки и взаимопроверки уровня усвоения изученного материала.

Учить работать в паре по тренинговым карточкам, обосновывая собственный выбор решения, находя совместные варианты действий и их обоснования.

тренинг

102

Проверочная работа. Письмо под диктовку.

        .

Письмо под диктовку после предварительного обзора текста, грамматические задания. («Проверочные работы», №4)

Парные согласные по твердости и мягко

 стенд

тест

модель    свитер   [тэ]

пюре      [рэ]сти.

103

Работа над ошибками.

Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков.

Подготовка к контрольному диктанту.

У 44-45

Т с. 18-19

Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов.

Упражнять в нормативном произнесении слов с е: музей, крем, рейс (мягкий согласный перед буквой е); антенна, пюре, свитер, шоссе, стенд, модель, тест (твёрдый согласный перед е)

104

Контрольный диктант.

Использовать при анализе упражнения тренингового характера (разворот «Школа Грамотея»)

Предъявлять результат. Осуществлять самоконтроль.

105

Работа над ошибками.

                                                                 

3 триместр – 65 ч (с 25.02.2013г. по 31.05.2013г.)

106

Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков.

Подготовка к проверочной работе.

У 44-45

Т с. 18-19 чистопис., упр. 1-3

Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов.

Упражнять в нормативном произнесении слов с е: музей, крем, рейс (мягкий согласный перед буквой е); антенна, пюре, свитер, шоссе, стенд, модель, тест (твёрдый согласный перед е)

стенд

тест

модель    свитер   [тэ]

пюре      цирк

циркуль

аттракцион

 [рэ]

Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова

Устанавливать  причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме.

Находить основание для группировки трех типов объектов. Осуществлять самоконт Различать функции мягкого знака  при записи слов и группировать слова.

Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах.

Дифференцировать функции употребления мягкого знака.

107

108

109

110

Проверочная работа.

Осложненное списывание текста (описание матрешки): деление текста на абзацы, вставка недостающих букв.

111

Работа над ошибками.

Т.с.19

Формирование умения употреблять разделительный мягкий знак в словах.

Упражнять в употреблении разделительного мягкого знака перед и (олени-оленьи), в притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос чьи?), в отчествах.

Провести наблюдение над употреблением разделительного мягкого знака перед о (ьо) в словах французского происхождения: почтальон, павильон, шампиньон

компьютер

обезьяна

соловей

112

Разделительный мягкий знак

У с. 54 -59

Т с. 25

113

114

Употребление в словах мягкого знака.

Т с. 25

Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Упражнять в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными)

115

Самостоятельная работа, тренинг.

С.68-69

Т с.26

Материал из рубрики «Проверочные работы» №3,4

Оценивать степень усвоения изученного материала.

Выявлять трудности в его усвоении.

Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи.

116

Повторение по теме «Употребление  мягкого знака».

Подготовка к контрольному диктанту.

С.60-67

Обобщить способы обозначения гласных и согласных звуков буквами. Обобщить сведения о ролях мягкого знака в словах.

Произношение

Правописание

Звуко-буквенный (фонетический) разбор

117

118

119

120

Контрольный диктант.

Использовать при анализе упражнения тренингового характера (разворот «Школа Грамотея»)

Предъявлять результат. Осуществлять самоконтроль.

Составлять тексты в жанре письма

121

Работа над ошибками. 

С.66-67

122

Учимся пересказывать и создавать тексты

У с. 72—73

Учить составлять элементарные письма родным. Познакомить с вариантами записи названия праздника (при необходимости): С 8 Марта! С Восьмым марта!

Адресат

Адресант 

адрес

123

124

Инструктаж по проектным работам.

Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников.

                                                                                        Части речи и их работа в предложении (32 ч)

125

Общие значения частей речи

У с. 76—79

Т с. 29

ДКЗ с.35-36

Углубить представление о частях речи как языковой модели реального мира (по тексту Л. Тростенцовой). Дать алгоритм распознавания (общее значение, вопрос) частей речи.

Части речи

Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам.

«Читать» и преобразовывать модели (схемы) предложений в высказывания.

126

127

Имя существительное

У с. 80—81

Т с. 29

Упражнять в определении имен существительных среди других частей речи

Имя существительное

Предмет

конфета

Определять грамматические признаки имени существительного.

Систематизировать признаки имени существительного как части речи.

Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр.

Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана.

Осознавать традиции русского народа в наименовании и оформлении имен

128

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

У с. 82-87

Т с. 30

Углубить представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины). Организовать наблюдения над одушевлёнными именами существительными: названиями людей (кем могут тебя называть); названиями животных (зверей, птиц, рыб, насеко мых и пр.).

Организовать наблюдение над неодушевлёнными именами существительными: 1) названиями вещёй, растений, слов с обобщенным значением (мебель); 2) названиями чувств, явлений природы и т.п. (абстрактными существительными)

Одушевленные и неодушевленные существительные

женщина

мужчина  [щ] 

благодарность

посуда

одежда

инструменты

129

130

131

Собственные имена существительные

У с. 88—93

Т с. 31

Повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей. Дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц).

Показать связь наличия имен, отчеств, фамилий с историей развития наименования русского человека. Стимулировать составление учащимися  собственного «родословного дерева». Дать пропедевтические сведения об использовании кавычек и большой буквы в названиях книг, газет, журналов, фильмов, спектаклей.

Упражнять в употреблении большой буквы в географических названиях (названиях областей, районов, населённых пунктов, улиц). Учить подписывать конверты

Родословное

дерево

Район

космос

космонавт

планета

океан

отчество

фамилия

конверт

132

133

134

Повторение темы «Правописание существительных»

У.с.80-93

135

Повторение. Признаки имён прилагательных

У с. 94—95

Т. с. 32

Повторить известные детям признаки имен прилагательных (общее значение, вопросы). Организовать наблюдение над разнообразными значениями имен прилагательных. Учить использованию прилагательных для характеристики человека (персонажа)

полная форма имён прилагательных

характер

характеристика

Определять грамматические признаки имени прилагательного.

Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи.

Наблюдать над вариантами значений прилагательных.

136

Имя  прилагательное

У с. 96—97

Т с. 32 упр. 3-6

У с. 98—99

Т с. 32 упр. 7-10

Совершенствование знаний об имени прилагательном. Провести наблюдение над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой?,  каков? и т. п. Упражнять в правильном написании окончаний имен прилагательных

краткая форма имён прилагательных

пусты

пусты

137

138

Повторение правописания прилагательных.

У.с.96-98

139

Глагол.

У с. 100—103

Т с. 36-37

Повторить признаки отличия глаголов от других частей речи. Формировать умение вычленять глаголы в речи.

Обратить внимание на важность роли глаголов в речи (динамизм фразы, информационность) посредством анализа художественных текстов. 

Организовать наблюдение над функционированием в текстах глаголов в формах разных времен, разных наклонений (без терминов). Использование глаголов в переносном значении

Глагол

Определять грамматические признаки глагола.

Систематизировать признаки глагола как части речи.

Осмысленно подбирать глаголы при выражении мыслей и чувств.

140

141

Повторение

правописания

глаголов.

У.с100-103

Т.с 36-37

142

143

Изменение частей речи по числам

У с. 104—107

Т с. 38-40

Наблюдение над формами изменения по числам имен существительных. Упражнения в узнавании формы единственного и множественного числа существительных, употребленных в формах косвенных падежей.

Наблюдение над изменением по числам имен прилагательных и глаголов (в форме прошедшего времени), вариативностью окончаний форм множественного числа (ы-и, а-я). Установить зависимость изменения от имени существительного (признак предмета, действие предмета)

Формы изменения частей речи

Форма числа

шофёры

инженеры

учителя доктора

Наблюдать над формами изменения частей речи по числам.

Делать вывод об общности данной формы у известных частей речи.

144

145

Предлоги и союзы — слова-связки

У с. 108—111

Т с. 40-43

Углубить представление о словах-связках как служебных частях речи. Организовать наблюдение над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Упражнения в выборе предлогов, установлении синонимичности значений предлогов, составлении предложений и текстов по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами)

 Служебные части речи.

Предлоги.

Союзы.

магазúн

из магазина

из школы

с рынка

в Украину

Осознавать роль в предложении слов-связок.

Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок

146

147

Повторение

правописания

частей речи.

У.с.112-115

148

Самостоятельная работа

Т.с 42-43

Осложненное списывание текста из Рт с.42-43 №5

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

149

Работа частей речи в предложении.

Подготовка к контрольному диктанту.

У с. 112—115

У с. 114—115

Т с44-45

Провести наблюдение за «работой» в синтаксических единицах частей речи на основе анализа текстов по теме «Победа». Учить восстанавливать логичность (последовательности частей) текста

Части речи

Предложение

ветеран

Великая

Отечественная война

День Победы

салют

Анализировать содержание текста из нескольких микротем.

Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста.

Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения,

осознанно выбирать их при создании собственных высказываний.

Редактировать собственные и чужие тексты

Осуществлять рефлексию по итогам года.

Наблюдатьнад языковыми образными средствами авторского текста.

Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их.

Редактировать собственные и чужие тексты.

150

151

Контрольный диктант .

Итоговый.

152

Работа над ошибками.

Подготовка к изложению.

У.с.114-115

153

«Учимся пересказывать и создавать тексты». Изложение "Золотой луг"

Учить анализировать языковые особенности и строение текста («Золотой луг» И.С. Тургенева), восстанавливать его содержание на основе выписанных образных слов и выражений

Сравнение.

Синонимические конструкции

154

Сочинение "Одуванчик".

Подготовить к творческой работе по описанию одуванчика. Провести наблюдение над использованием разных изобразительных языковых средств (дополнительно использовать материал №5 из раздела «Повторение»).

«Проба пера». Представление творческих работ учащихся в классе. Учить давать оценку, советы по улучшению описаний предмета

155

Работа над ошибками. 

У с. 117

Т с. 45 упр 2

156

Инструктаж по

проектным

работам.

Рассмотреть предлагаемые проектные работы.

Осознать свое место, роль, мотив в выбранном пректе.

Язык и речь (обобщение) 14 ч.

157

Средства языка и речи.

У С. 118—119

Совершенствовать знания об отличительных признаках основных средств языка, об образности русского слова, богатстве русского языка

слово

предложение

текст

Обобщать и систематизировать изученные языковые явления.

 «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи.

Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения.

Выбирать тему и участвовать в  проектной деятельности

158

Слово (значение, строение, правописание).

У с. 120—125

Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи.

бах»

форма значение

правописание

159

160

161

Предложение.

Текст.

У с. 126—129

Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи.

. Работа с тренинговыми упражнениями

162

163

Подготовка к итоговой комплексной работе.

У.с.130-132

Итоговая комплексная контрольная работа

Итоговая работа комплексного характера на базе одного текста.

164

165

Работа над ошибками.

У.с.130-132

Повторение темы «Язык и речь».

У.с.118-131

166

167

167

169

170



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...

рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...

Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...