Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. УМК "Планета знаний.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Планета знаний" составлена на основе Программы курса "Русский язык" 1-4 классы Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой, Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина с учетом триместровой системы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа. Русский язык 2 класс УМК "Планета знаний" | 119.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011. – 576 с. – Новый стандарт начального образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Авторская программа курса «Русский язык» 2 класса Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. УМК «Планета знаний» – М: АСТ: Астрель; Москва: 2012.
- Учебный план МБОУ Одинцовской СОШ №3 на 2012/2013 учебный год.
Базисным учебным планом МБОУ Одинцовской СОШ № № 3 на изучение предмета «Русский язык» отводится 170 часов в год (5 часов в неделю).
Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
•познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
•социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного
языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершен
ствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
—семиотический— помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
—системно-функциональный— способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
—этико-эстетический— направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и со
образности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и документах Госстандартов.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности )предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
2 класс
Учащиеся должны знать/понимать:
• средства звуковой системы русского языка: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, ударение, слоги;
• названия букв русской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных, безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов; правила переноса слов с одной строки на другую;
значимые части слова;
• основные признаки слова, предложения, текста.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание; анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность; выделять голосом ударные слоги; сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звукобуквенный анализ);
• устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40—45 слов, писать под диктовку тексты в 35—40 слов; применять при записи правила: о переносе слов; о написании предлогов со словами, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; об употреблении разделительного мягкого знака; большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных; о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов; о написании слов .с непроизносимыми согласными; о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных, проверяемых ударением(трава, река, окно); интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак — в конце предложения; определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).
Программа также позволяет дать представление:
о роли языка слов как средстве к речи как способе общения людей;
о речевых действиях и разных видах речевой деятельности человека: слушании, говорении, чтении, письме, воспроизведении чужой речи;
о речевой ситуации и особенностях ведения диалога;
о несловесных средствах — помощниках устного общения: жестах, мимике, позах;
о свойствах лексических значений русского слова, об изобразительной роли слов, употреблённых в переносном значении;
о происхождении (этимологии) ряда слов русского языка, слов иноязычного происхождения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
• осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;
• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности
русского слова;
• осознания русского языка как основного средства общения народов России;
• осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить,
доказывать и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации
(в словарях и др.);
• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной
темой и связанных друг с другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать
тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
• излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности (под руководством учителя).__
Учебно-методическое обеспечение:
Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М., АСТ, Астрель.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Дидактические карточки-задания. — М., АСТ, Астрель.
Л. Я. Желтовская. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык». Методические рекомендации для учителя. — М., АСТ, Астрель.
Содержание программы по разделам
2 класс (170 ч)
О даре слова (введение) – 7 ч
Слово и его строение (повторяем, изучаем) - 24 ч
Слово и его значение -12 ч.
Слово и его значимые части - 11 ч.
Правописание слов – 24 ч
«Жизнь» языка в речи -10 ч.
Правописание слов – 36 ч.
Части речи и их работа в предложении -32 ч.
Язык и речь (обобщение) – 14 ч
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал (контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.) |
1 триместр | 50 | Входная контрольная работа № 1, Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение "До свидания, журавли" Обучающее сочинение "Дед Мороз и дети". Проверочная работа № 1 по теме «Обозначение на письме гласных и согласных звуков» Обучающее сочинение "Облака" Контрольная работа № 2 Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
2 триместр | 55 | Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее изложение Проверочная работа № 2 по теме «Правописание безударной гласной в корне слова» Контрольная работа № 3 Контрольная работа № 4 Р/р. Учимся пересказывать и создавать тексты. Обучающее сочинение Контрольный диктант № 5 Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
3 триместр | 65 | Р/р. Сочинение «Одуванчик» Проверочная работа № 3 Проверочная работа № 4 "Правописание гласных и согласных в корне" Контрольная работа № 6 Р/р. Изложение текста Контрольная работа № 7 Итоговая комплексная контрольная работа Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
Итого | 170 | Контрольные работы - 7, проверочные работы – 4, развитие речи – 15, тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
Учебно - тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока, страницы учебника, тетради | Планируемые результаты | Основные понятия. Слова из словарей[1] | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 триместр – 50 ч ( с 1.09.2012 г. по 18.11.2012 г.) | |||||
О ДАРЕ СЛОВА (введение) (7 ч) | |||||
1 | Вводный урок Знакомство с учебником. Оформление, форзацы, оглавление. Р.т №1с.3.4 №1,3 | Познакомить с учебником и рабочей тетрадью. Мотивировать уч-ся на изучение предмета. Упражнять в написании слов | Учебник. Чтение. Письмо | Предъявлять основные учебные умения: читать, писать. Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». | |
2 | Зачем человеку слово дано Часть 1 У. с. 3—7 Т. с. 3-4 упр. 1-3 | Дать представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным | Дар речи Общение Информация язык , человек | Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, написанные разными стилями. Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов. Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения | |
3 | Родной язык — русский У с. 8—9; Т. с. 5 упр. 1 | Дать понятие о русском языке как родном языке русского народа. Дать общее представление об образности, точности, краткости, меткости русского языка, художественном и научном текстах | Слово Родина Россия народ | ||
4. | Язык певучий и богатый. У. с. 10-11 Т. с. 6 упр. 2 | Дать представление о ритмичности, напевности, мелодичности русской народной речи посредством анализа произведений устного народного творчества | Слово-образ Ритм Устная речь Письменная речь рисовать изображать | ||
5 | Язык певучий и богатый. У. с. 12—13 Т. с. 7 упр. 1-3 | ||||
6 | Слово. Предложение. Текст. У. с. 14—15 Т. с. 8 чистопис. | Систематизировать знания о слове, предложении, тексте. | лимон | ||
7 | Вспоминаем о лете Текст. У. с. 14—15 Т. с. 8 чистопис. | Учить составлять устные воспоминания о летнем отдыхе | |||
СЛОВО и его строение (повторяем, изучаем) (24 ч) | |||||
Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв. Определять положение заданной буквы в алфавите. Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах. Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов). Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами). Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице. Моделировать звуковое и слоговое строение слова. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов | |||||
8 9 | Слово и его строение. Звуки речи и буквы У. с. 16—17 Т. с. 8-9 упр. 1-4 Слоги. Ударение. У. с. 18-19 | Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах. Дать общее представление о палиндромах (одинаково читающиеся слова и предложения с первой и с последней буквы) Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога). Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пéрепел-перепéл, зáмки-замкú), ударными слогами с буквой ё | Звуки буквы Гласные, согласные звуки и буквы этих звуков коньки сч- [щ] считалка счёт | ||
10 | Алфавит У с. 20—21 Т. с. 10 чистопис. У с. 22—23 Т. с. 10 упр. 1 У с. 24—25 Т. с. 10 упр. 2 | Углубить представления о практической значимости знания алфавита. Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью | Письменность Азбука алфавúт ягода | ||
11 | |||||
12 | |||||
13 | Большая буква в словах У с. 26—27 Т. с. 10-11 упр. 3-4 ДКЗ с.8 | Повторить через анализ предложений и текстов правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран). Учить записывать высказывания о себе, о своём мохнатом или пернатом друге | Имя Отчество Фамилия Кличка деревня город | ||
14 | Перенос слова У с. 28—29 Т. с. 11 чистопис., упр 1 | Повторить основное правиле переноса слов по слогам. Организовать наблюдение над более трудными вариантами переноса слов: со слогом, состоящим из одной гласной, с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными | сентябрь хоккей | ||
15 | Перенос слова У с. 30-31 Т. с. 12 упр 2-4 | ||||
16 | Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме. У. с. 32—33 Т. с. 13 чистопис., упр.1-2 | Повторить способы обозначения твёрдых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных. Упражнять в письме под диктовку и свободной записи слов по рисункам, загадкам и пр. | [шн] конечно скучно булочная скворечник подсвечник | Фиксировать случаи расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков. Обнаруживать ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении звуков на письме. Дифференцировать приёмы подбора проверочных слов в зависимости от обозначения гласных или согласных. Обращаться за справкой к словарику учебника по поводу слов с непроверяемыми написаниями | |
17 | Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных. Подготовка к контрольному списыванию. У. с. 36—37 Т.с.14 упр.4-5 | ||||
18 | Входная контрольная работа . Контрольное списывание. | Выявить группы шипящих, непарных по твёрдости и мягкости: ц, ж, ш — ч, щ. Провести наблюдение над употреблением гласных е, и после непарных твёрдых шипящих; над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих согласных | |||
19 | Работа над ошибками. Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных У. с. 36—37 Т.с.14 упр.4-5 | ||||
20 | Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. У. с. 40—41 Т. с. 15-16 | Проверяемое, проверочное слово сшить [шш] | |||
21 | Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков. чистопис., упр. 1 У. с. 42—43 Т. с. 15-16 упр. 2-3 | Повторить пары звонких и глухих согласных. Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков | |||
22 | Обозначение на письме гласных звуков. У с. 44—45 Т. с.16 упр. 4-6 | Повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением. Упражнять в выборе гласной по данным проверочным словам, подборе проверочных слов с опорой на образец. Учить обращаться к словарям при записи слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Повторить слова из словаря, изученные в первом классе | хозяин сентябрь тетрадь | ||
23 | Обозначение на письме гласных звуков У с. 46—47 Т. с.17чистопис., упр. 1-2 | ||||
24 | Слова–названия предметов, признаков, действий У с. 48—49 | Повторить с помощью опорной таблицы основные группы слов — названия предметов, их признаков, действий. Ввести синонимические глаголы — «называть», «обозначать». Учить использовать разные признаки при группировке слов (лексическое значение, общее значение) | Название Обозначение | «Читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих значениях слов. Находить разные основания для группировки слов. | |
25 | Работа слов в предложении и тексте У с. 50-51 | Систематизировать признаки предложения (выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме). Упражнять в составлении предложений с опорой на разного типа схемы, в произнесении предложений с разной интонацией в зависимости от речевой задачи, в употреблении большой буквы в начале и знаков препинания в конце предложения, связь слов с помощью предлогов | Предложение | Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка. Анализировать словесное строение предложений с помощью схем. Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов, схем | |
26 | Обобщение по теме:»Слово и его строение» С.52-53 ДКЗ с.11-12 | Обобщить знания о правописании слов. | |||
27 | Проверка усвоения материала. Диктант. | Возможно использование работы № 5 и диктанта (№ 7) из рубрики «Проверочные работы». Анализ письма под диктовку. Работа над ошибками с использованием тренинговых упражнений («Школа Грамотея») | |||
28 | Работа над ошибками диктанта. Подготовка к изложению. У с. 52-57 | ||||
29 | Изложение «До свидания, журавли». | Формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, а также редактировать свой текст. Примечание. Текст воспринимается визуально. Можно воспользоваться текстом «До свидания, журавли» («Мастерская слова»). При анализе изложения в качестве дополнительного материала можно использовать упражнение в составлении концовки текста по данному началу (см. разворот, указанный выше) | Изложение до свидания здравствуй | Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно | |
30 | Анализ и работа над ошибками изложения. У с. 58 | ||||
31 | Сочинение "Пильмо Деду Морозу" | Формировать умение составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения (по аналогии с сюжетом мультфильма «Дед Мороз и дети»). Презентация творческих работ детей. Учить замечать речевые недочёты и пробовать их устранять. (На базе материала разворота «Мастерская слова») | Сочинение («приведение мыслей в порядок») | Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме | |
Слово и его значение (12 ч.) | |||||
32 | Работа над ошибками сочинения. Если хочешь понимать и быть понятым. У с. 59 | Учить анализировать ситуации, выявлять причины непонимания людьми информации при устном и письменном общении. Ознакомить с некоторыми правилами общения и вызвать интерес к познанию особенностей средств русского языка. | Ясно, понятно, разборчиво, грамотно. крошúт и крóшит бетон бидон [д] | Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении. Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений. | |
33 | Конкретные и общие значения слов. У С. 64—65 Т с. 18-20 упр 1-5 | Датьобщее представление о разнообразии значений слов, дифференциации конкретного и общего значения в слове. Ввести термин «лексическое значение» слова. Познакомить столковыми словарями, в частности, со словарем В.И.Даля. | Форма слова Лексическое (конкретное) значение. Общее значение орех | Осознаватьналичие разных сторон значения слова. Уточнять значения слов в толковых словарях. Читать таблицу:добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов. Наводить справки о значениях слов в толковом словаре. Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов. | |
34 | Какими бывают лексические значения слова С.66-71 Т.№1 с.21-24 ДКЗ с.13-14 | Датьобщее представление о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа вводной таблицы. Углубить представление о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной речи» (по Далю). Упражнять в выявлении особенностей значения русского слова многозначности, переносного значени, синонимов, антонимов, омонимов. | Близкие по значению (синонимы) Противоположные по значению (антонимы) Многозначные слова Переносное значение Красненький, осина, ,ромашка | ||
35 | |||||
36 | |||||
37 | Группы слов с общим значением У с. 72—73 Т с. 24-25 чистопис., упр 1-3 | Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнять в группировке слов по частям речи, определении частей речи в составе предложений. Учить составлять текст загадки о капусте | Части речи Существительн Прилагательн Глагол Капуста, морковь, оранжевая. | Группировать слова как части речи. Выявлять общее и различное в частях речи. Находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки. | |
38 | |||||
39 | Ежели вы вежливы… Вежливые слова. С.76-77 | Дать представление еще об одной группе (междометных) слов с бытовым названием «вежливые слова». Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. | Приветствие, прощание, просьба, благодарность Спасибо пожалуйста | Использовать разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. | |
40 | Подготовка к сочинению С.78,№1 | Формироватьумения по анализу и воспроизведению текста. Провести наблюдение над разнообразием языковых средств, выражающих сравнительные отношения:похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как, метафора (употребление в переносном значении). | Изобразительные средства языка Сравнение, (синонимические выражения) облако | Наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений. Различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам. Создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств | |
41 | Сочинение "Облака" | Провести наблюдение над языком загадок и стихов об облаках. Проба пера | |||
42 | Работа над ошибками. С. 79, № 5 упр 1-3 | ||||
43 | Инструктаж по проектным работам. | Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников. | Проектные работы | Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект. | |
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ (11 ч) | |||||
44 | Корень слова Однокоренные слова. У с. 80—85 Т с. 27-28 | Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова». Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться) Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность). Дать общее представление об историческом корне слова | Корень Однокоренные слова Исторический корень Отечество Отчизна (от отче — отец) столица город деревня | Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря | |
45 | |||||
46 | |||||
47 | Суффиксы и приставки в слове. У с. 86—91 Т с. 29-30 упр. 2-3 | Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность). Дать общее представление об историческом корне слова | |||
48 | Подготовка к диктанту. У с.90-91 Т.с.30 упр4 | ||||
49 | Контрольный диктант. | Работа комплексного характера (на базе одного текста): выписывание ответа на вопрос, выявление языковых средств, свободный ответ на вопрос, грамотное оформление. | Понимать тему, выявлять ключевые слова текста, выбирать запрашиваемый материал. | ||
50 | Работа над ошибками. У с.86-90 | ||||
2 триместр – 55 ч. ( с26.11.2012г. по 17.02.2013г. ) | |||||
51 | Суффиксы и приставки в слове | Дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением) | Уменьшительно-ласкательное значение | Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами | |
52 | Окончание слова. У с. 92-95 Т с. 30-32 | Дать представление о значащей роли приставок в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением) | |||
53 | |||||
54 | Анализ слов по составу (морфемный разбор) У с. 96—97 Т с. 32-33 упр. 5-6 | Формировать умение по анализу (разбору) слов с точки зрения его значащих частей — корня, суффикса, приставки, окончания | Разбор слова по составу (морфемный разбор) | Анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем). Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов. Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). Группировать слова в соответствии с их составом Прогнозировать результат своей работы, выявлять затруднения и находить способы выхода из них. | |
ПРАВОПИСАНИЕ слов (24 ч) | |||||
55 | Понятие об орфограмме У с. 98—99 Т с. 34 чистопис., упр. 1-2 | Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия — орфограмма. Дать представление о слабой и сильной позициях (местоположении) звуков в словах, об обозначении звуков, находящихся в слабых позициях, буквами (орфограммами) | Форма слова | Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи | |
56 | Орфограмма в корне слова У с. 100-101 Т с. 35 упр 3-5 | Учить решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) с опорой на памятку. Упражнять в решении орфографических задач при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок) | Разбор слова по составу Орфограмма Орфографическая задача иней серебро | ||
57 | Безударные гласные в корне слова. У с. 102—111 Т с. 36-39 | Расширить представление о способах подбора проверочных слов: 1) изменение формы слова, 2) подбор однокоренного слова. Формулировка общего правила проверки безударных гласных. Провести наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов. Упражнять в подборе проверочных слов среди разных частей речи, в графическом обосновании (доказательстве) слова как проверочного Упражнять в проверке слов с безударной е в корне однокоренными словами с гласной ё. Использование при проверке способа поиска исторического корня | Способы проверки невежда невежа берег рябина (рябь) железо природа синица снегирь | Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова. Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм | |
58 | |||||
59 | |||||
60 | |||||
61 | |||||
62 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. С.112-117 Т.с.40-42 ДКЗ с.22-24 | Расширить представление об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине — перед глухими согласными, о способах проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в Формирование умений проверки слов с разными орфограммами. Упражнять в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании орфограммы и ее проверке. | Оглушение Озвончение Способы проверки. Непроверяемые звонкие и глухие согласные Календарь вокзал | Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове. Обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове. | |
63 | |||||
64 | |||||
65 | Непроизносимые согласные в корне слова. С.118-125 Т с.43-45 ДКЗ с.24-25 | Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др. на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств]. Учить переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Анализировать слова радостный, чудесный, в которых непроизносимые согласные на стыке суффиксов. Упражнять в нахождении «опасного звучания» в словах и проверке для выбора правильного написания | Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные праздник солнце лучше [тш] сердечные [чн] (капли) сердешный [шн] (друг) чувство лестница | Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове | |
66 | |||||
67 | |||||
68 | |||||
69 | Повторение темы «Правописание слов». Подготовка к контрольному диктанту. С.126-129 ДКЗ с.20-25 | Учить систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова с помощью таблицы с пропущенными смысловыми частями. Упражнять в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм. Провести упражнения проверочного характера из разворота «Проверочные работы» | |||
70 | |||||
71 | Контрольный диктант. | Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. | Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками Понимать содержание читаемого текста и воспроизводить его с опорой на план | ||
.72 | Работа над ошибками. Подготовка к изложению. С. 130—133 | ||||
73 | Изложение. | Учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, содержанию с помощью ответов на вопросы. (При анализе работ можно использовать текст № 5 из «Проверочных работ») | Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план. Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому. Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками. Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом. Использовать нормы речевого этикета в тексте-поздравлении. Редактировать тексты. Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе | ||
74 | Работа над ошибками. У с. 134 | ||||
75 | Создание текста поздравления С. 135 | Учить составлять тексты поздравительных открыток с Новым годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий. Побудить детей поздравить родных и друзей | поздравляю (здравие) пожелание желаю | ||
76 | Инструктаж по проектным работам. Т с46-47 | Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников | |||
77 | Повторение по теме «Правописа- ние слов». | ||||
78 | |||||
«Жизнь» языка в речи (10 ч.) | |||||
79 | Слово в предложении. У.Ч.2,с 4-5 | Помочь осмыслению учащимися взаимосвязи языка и речи, процесса возрождения речи через восприятие образного решения художником. | Речь язык Значение слова | Осознавать взаимосвязь языка и речи, процесс рождения речи. Обнаруживать главное в сообщении и в структурных частях предложения. Читать схемы и знаки препинания. | |
80 | Предложение. Члены предложения. | Углубить понятие о структуре предложения: цепочка слов, связь звеньев этой цепи по смыслу и грамматически. Дать общее представление о главных членах предложения (без терминов): слова, называющие действующее лицо, предмет иих действия, сотояние. Повторить функциональные (цели высказывания) и другие признаки предложения. | Обобщать признаки предложения. Понимать основные «шаги» памятки-инструкции, действовать в соответствии с ними Строить высказывания в объеме предложений.. | ||
81 | |||||
82 | Текст. Тема текста. У с. 10-11 Т с. 3 | Речевая и языковая темы рассматриваются на едином речевом материале об умении читать. Дать представление о теме текста (на описательном тексте о январе). Учить угадывать название месяца по ключевым словам, фразам. Формировать умение озаглавливать текст по его теме. Дать общее представление о широких и узких темах (вариации темы «Зима»). Учить устным связным высказываниям о детских забавах, о прочитанной книге | Тема Заголовок Последовательность высказываний погода январь каникулы | Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов. Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям. Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы. Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы | |
83 | Важное умение – понимать текст У с. 12—13 Т с. 3-4 упр. 3-4 У с. 14—15 Т с. 5 чистопис.. | Учить добывать информацию (понимать содержание) по ориентировочной основе: по заголовку, плану, ключевым словам, иллюстрациям, рисункам (на базе текстов о рождении книги на Руси). Определение частей текста и их микротем. Учить высказывать мнения по поводу пословиц о книге. Углубить работу над темой повествовательного текста (на базе текстов о библиотеке, каталоге) Упражнять в понимании тем текстов по опорным материалам. Усилить акцент на познавательной и воспитательной роли книги, стимулировать интерес к чтению книг, справочников, энциклопедий, к обмену информацией, почерпнутой из них. Дать через словарные слова и рисунки представление о хранении информации в книгах, как их систематизируют, как ведут поиск книг. Учить правильно записывать названия книг и их авторов (пропедевтически) | Части (абзацы, главы) текста Красная строка Ключевые слова стеллаж библиотéка картотéка каталóг инициалы | Добывать информацию о книге (понимать содержание) из названия, оглавления. Осуществлять поиск книги по каталогам. Связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах). Собирать и отбирать материал для высказывания. Корректировать (редактировать) написанное. Проводить презентацию проекта. Корректно вносить собственные замечания, предложенияам. | |
84 | |||||
85 | |||||
86 | Сообщение о любимой книге У с. 18 Т. с. 7-8 упр. 2-3 | Учить: 1) читать и анализировать языковые средства текстов, выражающих одинаковое и разное отношение авторов к одним и тем же явлениям, событиям; 2) с помощью плана-вопросника делать сообщение о любимой прочитанной книге и редактировать его | |||
87 | Сочинение о зимних забавах, историях У с. 19 | Учить письменно рассказывать о событиях зимних каникул, выражая свое отношение к предмету речи. Дать примерные формулировки тем сочинений, ориентирующих на создание разных функциональных типов текстов | Каникулы забавы | Корректировать (редактировать) написанное. Проводить презентацию проекта. Корректно вносить собственные замечания, предложения. | |
88 | Работа над ошибками. | Презентация результатов «проб пера» одноклассникам. Учить тактично давать советы юным авторам, редактировать письменные тексты | |||
Правописание слов (36 ч.) | |||||
89 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. У с. 22—29 Т с. 9-15 ДКЗ с.27-29 | Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпически-графическим), 3) слышу и/но пишу, выбирая буквуПовторить три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и проверочного слова | Орфограмма Звук в слабой позиции Графическое обоснование орфограммы, проверочного слова месяц февраль ветер | Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой. Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова. Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре Разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах. Находить основание для группировки слов (по лексическому значению, по наличию орфограмм). | |
90 | |||||
91 | |||||
92 | |||||
93 | Слова с удвоенными согласными. С.30-41 Т.№2 с.16 Слова с удвоенными согласными. С.30-41 Т.с.16 Подготовка к контрольному списыванию. Т.с.17 | Познакомить с фактом наличия в словах двойных (удвоенных) согласных. Провести наблюдение: 1) над произношением долгого звука (ванна) в русских словах, в таких словах наличие двойных согласных можно определить по слуху; 2) над смыслоразличительной ролью двойных согласных (бал — балл, дрожжи — дрожи); 3) над наличием двойных согласных на стыке корня и суффикса (карманный), корня и приставки. Понаблюдать над словами иноязычного происхождения: двойные согласные обозначают один звук, так что написание таких слов нужно запоминать. Упражнять в написании и употреблении слов с двойными согласнымии (рассвет) Понаблюдать над словами иноязычного происхождения: двойные согласные обозначают один звук, так что написание таких слов нужно запоминать. | Графическое обоснование орфограммы, проверочного слова месяц февраль ветер | ||
94 | |||||
95 | |||||
96 | |||||
97 | |||||
98 | |||||
99 | Контрольное списывание . | Проверить уровень графической зоркости при списывании упр.32 из учебника и самоконтроля. | Графическая зоркость самоконтроль | Тренировать зрительную память и контролировать свои действия. | |
100 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Правописание слов». С.42-43 Т. С.16-19 ДКЗ с.27-28,31 | Обобщить правила правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова и способы их применения. | Искусная Искусственная искусство | Находить основания для группировки слов. «Читать» таблицы и дополнять недостающую информацию. Применять правила в процессе выполнения работы.
Обсуждать варианты решения, выявляя правильные. Готовимся к воспроизведению текста по слуху на основе его зрительного восприятия. | |
101 | Тренинг «Проверяем друг друга» ДКЗ с.26,30 | Организовать процесс самопроверки и взаимопроверки уровня усвоения изученного материала. Учить работать в паре по тренинговым карточкам, обосновывая собственный выбор решения, находя совместные варианты действий и их обоснования. | тренинг | ||
102 | Проверочная работа. Письмо под диктовку. . | Письмо под диктовку после предварительного обзора текста, грамматические задания. («Проверочные работы», №4) | Парные согласные по твердости и мягко стенд тест модель свитер [тэ] пюре [рэ]сти. | ||
103 | Работа над ошибками. Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков. Подготовка к контрольному диктанту. У 44-45 Т с. 18-19 | Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов. Упражнять в нормативном произнесении слов с е: музей, крем, рейс (мягкий согласный перед буквой е); антенна, пюре, свитер, шоссе, стенд, модель, тест (твёрдый согласный перед е) | |||
104 | Контрольный диктант. | Использовать при анализе упражнения тренингового характера (разворот «Школа Грамотея») | Предъявлять результат. Осуществлять самоконтроль. | ||
105 | Работа над ошибками. | ||||
3 триместр – 65 ч (с 25.02.2013г. по 31.05.2013г.) | |||||
106 | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков. Подготовка к проверочной работе. У 44-45 Т с. 18-19 чистопис., упр. 1-3 | Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов. Упражнять в нормативном произнесении слов с е: музей, крем, рейс (мягкий согласный перед буквой е); антенна, пюре, свитер, шоссе, стенд, модель, тест (твёрдый согласный перед е) | стенд тест модель свитер [тэ] пюре цирк циркуль аттракцион [рэ] | Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме. Находить основание для группировки трех типов объектов. Осуществлять самоконт Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова. Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах. Дифференцировать функции употребления мягкого знака. | |
107 | |||||
108 | |||||
109 | |||||
110 | Проверочная работа. | Осложненное списывание текста (описание матрешки): деление текста на абзацы, вставка недостающих букв. | |||
111 | Работа над ошибками. Т.с.19 | Формирование умения употреблять разделительный мягкий знак в словах. Упражнять в употреблении разделительного мягкого знака перед и (олени-оленьи), в притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос чьи?), в отчествах. Провести наблюдение над употреблением разделительного мягкого знака перед о (ьо) в словах французского происхождения: почтальон, павильон, шампиньон | компьютер обезьяна соловей | ||
112 | Разделительный мягкий знак У с. 54 -59 Т с. 25 | ||||
113 | |||||
114 | Употребление в словах мягкого знака. Т с. 25 | Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Упражнять в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными) | |||
115 | Самостоятельная работа, тренинг. С.68-69 Т с.26 | Материал из рубрики «Проверочные работы» №3,4 | Оценивать степень усвоения изученного материала. Выявлять трудности в его усвоении. Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи. | ||
116 | Повторение по теме «Употребление мягкого знака». Подготовка к контрольному диктанту. С.60-67 | Обобщить способы обозначения гласных и согласных звуков буквами. Обобщить сведения о ролях мягкого знака в словах. | Произношение Правописание Звуко-буквенный (фонетический) разбор | ||
117 | |||||
118 | |||||
119 | |||||
120 | Контрольный диктант. | Использовать при анализе упражнения тренингового характера (разворот «Школа Грамотея») | Предъявлять результат. Осуществлять самоконтроль. Составлять тексты в жанре письма | ||
121 | Работа над ошибками. С.66-67 | ||||
122 | Учимся пересказывать и создавать тексты У с. 72—73 | Учить составлять элементарные письма родным. Познакомить с вариантами записи названия праздника (при необходимости): С 8 Марта! С Восьмым марта! | Адресат Адресант адрес | ||
123 | |||||
124 | Инструктаж по проектным работам. | Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников. | |||
Части речи и их работа в предложении (32 ч) | |||||
125 | Общие значения частей речи У с. 76—79 Т с. 29 ДКЗ с.35-36 | Углубить представление о частях речи как языковой модели реального мира (по тексту Л. Тростенцовой). Дать алгоритм распознавания (общее значение, вопрос) частей речи. | Части речи | Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам. «Читать» и преобразовывать модели (схемы) предложений в высказывания. | |
126 | |||||
127 | Имя существительное У с. 80—81 Т с. 29 | Упражнять в определении имен существительных среди других частей речи | Имя существительное Предмет конфета | Определять грамматические признаки имени существительного. Систематизировать признаки имени существительного как части речи. Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр. Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана. Осознавать традиции русского народа в наименовании и оформлении имен | |
128 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные У с. 82-87 Т с. 30 | Углубить представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины). Организовать наблюдения над одушевлёнными именами существительными: названиями людей (кем могут тебя называть); названиями животных (зверей, птиц, рыб, насеко мых и пр.). Организовать наблюдение над неодушевлёнными именами существительными: 1) названиями вещёй, растений, слов с обобщенным значением (мебель); 2) названиями чувств, явлений природы и т.п. (абстрактными существительными) | Одушевленные и неодушевленные существительные женщина мужчина [щ] благодарность посуда одежда инструменты | ||
129 | |||||
130 | |||||
131 | Собственные имена существительные У с. 88—93 Т с. 31 | Повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей. Дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц). Показать связь наличия имен, отчеств, фамилий с историей развития наименования русского человека. Стимулировать составление учащимися собственного «родословного дерева». Дать пропедевтические сведения об использовании кавычек и большой буквы в названиях книг, газет, журналов, фильмов, спектаклей. Упражнять в употреблении большой буквы в географических названиях (названиях областей, районов, населённых пунктов, улиц). Учить подписывать конверты | Родословное дерево Район космос космонавт планета океан отчество фамилия конверт | ||
132 | |||||
133 | |||||
134 | Повторение темы «Правописание существительных» У.с.80-93 | ||||
135 | Повторение. Признаки имён прилагательных У с. 94—95 Т. с. 32 | Повторить известные детям признаки имен прилагательных (общее значение, вопросы). Организовать наблюдение над разнообразными значениями имен прилагательных. Учить использованию прилагательных для характеристики человека (персонажа) | полная форма имён прилагательных характер характеристика | Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи. Наблюдать над вариантами значений прилагательных. | |
136 | Имя прилагательное У с. 96—97 Т с. 32 упр. 3-6 У с. 98—99 Т с. 32 упр. 7-10 | Совершенствование знаний об имени прилагательном. Провести наблюдение над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой?, каков? и т. п. Упражнять в правильном написании окончаний имен прилагательных | краткая форма имён прилагательных пусты пусты | ||
137 | |||||
138 | Повторение правописания прилагательных. У.с.96-98 | ||||
139 | Глагол. У с. 100—103 Т с. 36-37 | Повторить признаки отличия глаголов от других частей речи. Формировать умение вычленять глаголы в речи. Обратить внимание на важность роли глаголов в речи (динамизм фразы, информационность) посредством анализа художественных текстов. Организовать наблюдение над функционированием в текстах глаголов в формах разных времен, разных наклонений (без терминов). Использование глаголов в переносном значении | Глагол | Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи. Осмысленно подбирать глаголы при выражении мыслей и чувств. | |
140 | |||||
141 | Повторение правописания глаголов. У.с100-103 Т.с 36-37 | ||||
142 | |||||
143 | Изменение частей речи по числам У с. 104—107 Т с. 38-40 | Наблюдение над формами изменения по числам имен существительных. Упражнения в узнавании формы единственного и множественного числа существительных, употребленных в формах косвенных падежей. Наблюдение над изменением по числам имен прилагательных и глаголов (в форме прошедшего времени), вариативностью окончаний форм множественного числа (ы-и, а-я). Установить зависимость изменения от имени существительного (признак предмета, действие предмета) | Формы изменения частей речи Форма числа шофёры инженеры учителя доктора | Наблюдать над формами изменения частей речи по числам. Делать вывод об общности данной формы у известных частей речи. | |
144 | |||||
145 | Предлоги и союзы — слова-связки У с. 108—111 Т с. 40-43 | Углубить представление о словах-связках как служебных частях речи. Организовать наблюдение над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Упражнения в выборе предлогов, установлении синонимичности значений предлогов, составлении предложений и текстов по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами) | Служебные части речи. Предлоги. Союзы. магазúн из магазина из школы с рынка в Украину | Осознавать роль в предложении слов-связок. Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок | |
146 | |||||
147 | Повторение правописания частей речи. У.с.112-115 | ||||
148 | Самостоятельная работа Т.с 42-43 | Осложненное списывание текста из Рт с.42-43 №5 | Осуществлять самоконтроль и самооценку. | ||
149 | Работа частей речи в предложении. Подготовка к контрольному диктанту. У с. 112—115 У с. 114—115 Т с44-45 | Провести наблюдение за «работой» в синтаксических единицах частей речи на основе анализа текстов по теме «Победа». Учить восстанавливать логичность (последовательности частей) текста | Части речи Предложение ветеран Великая Отечественная война День Победы салют | Анализировать содержание текста из нескольких микротем. Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний. Редактировать собственные и чужие тексты Осуществлять рефлексию по итогам года. Наблюдатьнад языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их. Редактировать собственные и чужие тексты. | |
150 | |||||
151 | Контрольный диктант . | Итоговый. | |||
152 | Работа над ошибками. Подготовка к изложению. У.с.114-115 | ||||
153 | «Учимся пересказывать и создавать тексты». Изложение "Золотой луг" | Учить анализировать языковые особенности и строение текста («Золотой луг» И.С. Тургенева), восстанавливать его содержание на основе выписанных образных слов и выражений | Сравнение. Синонимические конструкции | ||
154 | Сочинение "Одуванчик". | Подготовить к творческой работе по описанию одуванчика. Провести наблюдение над использованием разных изобразительных языковых средств (дополнительно использовать материал №5 из раздела «Повторение»). «Проба пера». Представление творческих работ учащихся в классе. Учить давать оценку, советы по улучшению описаний предмета | |||
155 | Работа над ошибками. У с. 117 Т с. 45 упр 2 | ||||
156 | Инструктаж по проектным работам. | Рассмотреть предлагаемые проектные работы. | Осознать свое место, роль, мотив в выбранном пректе. | ||
Язык и речь (обобщение) 14 ч. | |||||
157 | Средства языка и речи. У С. 118—119 | Совершенствовать знания об отличительных признаках основных средств языка, об образности русского слова, богатстве русского языка | слово предложение текст | Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи. Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения. Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности | |
158 | Слово (значение, строение, правописание). У с. 120—125 | Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи. бах» | форма значение правописание | ||
159 | |||||
160 | |||||
161 | Предложение. Текст. У с. 126—129 | Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи. . Работа с тренинговыми упражнениями | |||
162 | |||||
163 | Подготовка к итоговой комплексной работе. У.с.130-132 Итоговая комплексная контрольная работа | Итоговая работа комплексного характера на базе одного текста. | |||
164 | |||||
165 | Работа над ошибками. У.с.130-132 Повторение темы «Язык и речь». У.с.118-131 | ||||
166 | |||||
167 | |||||
167 | |||||
169 | |||||
170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...
рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...
Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...