урок русского языка "Имя прилагательное".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Савенкова Наталья Александровна

 

Урок разработан для 3-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чутьё. Выбранные методы и средства обучения обеспечивают разностороннее восприятие учебного материала, а мультимедийное сопровождение способствует повышению эффективности урока. Творческая работа учащихся организована с учетом личностно-ориентированного подхода. Использование на уроке информационных технологий помогает заинтересовать детей и дает им возможность показать свои знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_imya_prilagatelnoe.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имя прилагательное»

Цель урока: формировать представление обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде, числе, падеже).

Задачи:

  1. Образовательные:

Обобщить знания обучающихся об имени прилагательном.

Углубить знания обучающихся о данной части речи.

Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

  1. Развивающие:

Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.

Развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  1. Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

  1. ноутбук
  2. мультимедийный проектор
  3. презентация Microsoft Power Point
  4. Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова
  5. Раздаточный дидактический материал
  6. Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием
  7. Толковый словарь

Ход урока.

I Организационный момент.

Слайд 1

Цель: психологический настрой обучающихся на учебное занятие.

  1. Вступительное слово учителя.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Ватага ребят спешит в школу,

Садится за парты свои.

Весёлые, умные лица…

Встречали мы все их не раз,

Заглянем сегодня немного

В обычный наш третий класс.

И вот начало урока.

Слайд  2

Целеполагание. 

Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.

  1. Запись в тетради (число, классная работа)
  2. Мотивация обучающихся

Детский писатель Роман Сеф заметил:

«Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает».

И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.

Слайд  3

«Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!»

II Основная часть урока

  1. Речевая разминка.

Слайд  4

У. Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Д. Ясно, четко говорим,

Думаем и не спешим.

  1. Минутка чистописания.

Слайд 5

У. Всё меньше дней осталось жить зиме

И люди все готовятся к весне.

Готовится енот, барсук, сова,

Готовится берёза, клён, ольха.

Готовы все, но вот беда…

Гуляет до сих пор проказница-зима!

- Какой звук начинает последнее слово?

- Дайте его характеристику. (согл., парн., звонк., мягк.).

- А на письме он обозначается буквой З з.

- Вспомните её написание.

Слайд 6, 7, 8

Пропишите соединения с буквой З, не нарушая закономерности.

Зз · Ззз · Зззз ·

З…ма встр…чает в…сну красную на Сретение.

(Работа с сигнальными карточками).

У. Да, именно так, «всё меньше дней осталось жить зиме». И по народному календарю 15 февраля отмечается Сретение – первая встреча зимы с весной.

3.         Словарная работа

Слайд  9

У. Есть гласные – коварные.

А в чём коварство их?

А в том, что ударение –

Это не для них.

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

- Повторяем словарь, записывая в тетради словарные слова из карточек.

С использованием компьютера происходит проверка словаря. (Отдельные ученики отрабатывают по компьютеру написание словарных слов).

Слад  10-19

Капуста, морковь, малина, лимон, орех, помидор, растение, интересная.

  1. Знакомство с новым словарным словом. «Слово о слове». 

Слайд  20

У. чтобы узнать новое словарное слово надо отгадать загадку

«Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез».

- Что это? (Календарь).

Работа с толковым словарём. (Индивидуально)

- Прочитайте значение этого слова.

Слайд  20

- В. Бианки дал такое определение этому слову: «Календарь – это расписание работы солнышка на весь год».

Слайд  21

Фонетический разбор слова

Календáрь – 3 слога,9 букв, 8 звуков.

 [к ] – согл., парн., глух., тв.

[а] – гласн., безуд.

[л'] – согл., непарн., звонк., мягк.

[и] – гласн., безуд.

[н] – согл., непарн., звонк., тв.

[д] – согл., парн., звонк., тв.

[а] – гласн., уд.

[р'] – согл., непарн., звонк., мягк.

  1. Физминутка. Зрительная гимнастика для глаз.

Слайд 22-24

Мы писали, мы писали,

Наши глазки так устали.

Вместе сделаем зарядку –

Будет всё у нас в порядке.

  1. Работа по теме урока. Освоение новых знаний.

У. Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный,

Придётся думать головой,

Вопрос услышать непростой.

- В цепочке словарных слов найдите и назовите лишнее слово. (интересная).

- Имя прилагательное – тема урока.

Слайд 25

- А что такое имя прилагательное?

Сначала послушайте, что об этом думает Митрофанушка – герой из комедии Фонвизина «Недоросль», а потом выскажите своё мнение.

Инсценирование отрывка:

Ведущий. Госпожа Простакова хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта!

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему ж?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.

Правдин. Так поэтому у тебя слово глупец прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

- Ваше мнение.

- Что такое имя прилагательное?

Слайд 26

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Как говорили древние греки, это почти то же самое, что и прилагательное. Эпитет передаёт настроение, состояние, отношение к предмету.

  1. Работа по учебнику.

Упр. 3 – комментированное письмо.

Лишние слова: овальный, кривой, квадратный, круглый. Они указывают на форму предмета.

  1. Задание – тест «Имя прилагательное».

Слайд 27-33

У. Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает…

  1. предмет
  2.  действие
  3.  признак

Имена прилагательные отвечают на вопросы:

  1. Кто? Что?
  2.  Какой? Какая?  Какое? Какие?
  3.  Что делает? Что делают?

Найди строку, в которой даны только имена прилагательные:

  1. зимний, яркое, весенняя.
  2.  чудесные, весна, быстрые.
  3.  ручей, ледяная, сосулька.

Найди прилагательное – антоним к данному слову:

грустный 

  1. печальный
  2.  радостный
  3.  отзывчивый

В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

  1. весенн… погода
  2.  весенн… настроение
  3.  весенн… день

Какие окончания у имён прилагательных среднего рода?

  1. -ой, -ый, -ий
  2.  -ое, -ее
  3.  -ая, -яя

С какой частью речи связано имя прилагательное?

  1. с глаголом
  2.  с местоимением
  3.  с именем существительным

Ответы: 3, 2, 1, 2, 1, 2, 3.

Слайд 34

Взаимная проверка в парах по слайду из презентации к уроку.

Слайд 35-37

  1. Закрепление новой темы.

 Слайд 38

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- От чего зависит имя прилагательное?

Чтение слайда 40. (Согласование).

Слайд 39-40

Умная тетушка Сова призадумалась.

- Помогите ей составить словосочетания прилагательное + существительное.

- Выпишите словосочетания, в которых имена существительные стоят в единственном числе.

- Укажите их род, число, падеж.

чудесный денёк (м.р., ед. ч., И.п.)

весеннее солнышко (ср.р., ед.ч., И.п.)

ранняя весна (ж.р., ед.ч., И.п.)

проворный ручеёк (м.р., ед.ч., И.п.)

  1. Физминутка.

А теперь всем детям встать, руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко и отправились в дорожку.

Мы шагаем по дорогам, поднимай повыше ногу!

1 – 5 - топаем ногами,

1 – 5 – хлопаем руками,

1 – 5 – будем нагибаться.

А теперь все дружно сядем заниматься!

  1. Творческое задание:

Пейзажная зарисовка по теме «Приветствие весне».

В 1.  «Пишу сам(а)».

Задание: написать мини-сочинение по теме «Приход весны», используя данные словосочетания.

В 2.  Задание: записать текст, вставив в предложения подходящие по смыслу прилагательные. 

Пернатые друзья

Наступает … весна. Возвращаются к нам … птицы. Прилетят, затрещат, запоют … песни, будут вить гнёзда. Первыми прилетают грачи, а за ними и скворцы. Это первые вестники весны. Добро пожаловать! Надо заранее починить для них … скворечники, устроить … на берёзах, на шестах, на домах. Птицы отплатят за квартиру. Они уничтожат тысячи … насекомых и сохранят наши сады и поля.

Слова-помощники: перелётные, долгожданная, весёлые, старые, вредных, новые.

У. Богат и красив русский язык. И мы всегда восхищаемся мастерами, творцами слова. Давайте и мы попытаемся стать творцами.

  1. Чтение нескольких работ обучающихся.

У. Жизнь продолжается – мы ждём весну сильнее день за днём.

Пришла весна, кричит зиме:

«Пора остановиться!»

От снега, холода и льда

Устали зверь и птица».

- Отгадайте загадку:

«На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик, и певец».

- О ком эта загадка? (скворец).

Слайд 42

  1. Чтение текста «Пернатые друзья» обучающимися.

У. Недаром говорят: «Увидел скворца – весна у крыльца».

- Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях!

III. Итог урока.

Рефлексия.

Слайд 43

У. Урок приблизился к концу,

 А я у вас спросить хочу:

- С какой частью речи мы работали на уроке?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось?

Домашнее задание (ситуация выбора):

  1. Стр. 76 упр. 5
  2. Придумать и записать 7 словосочетаний существительное + прилагательное, используя словарные слова. (Указать род, число и падеж).

Уроку нашему настал конец,

А кто работал

«МОЛОДЕЦ!»

Слайд 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Прилагательное"

Тема: Что такое имя прилагательное?Цели:познакомить учащихся с именами прилагательными и их ролью в речи;развивать умение выделять имена прилагательные из речи;формировать умение правильно задав...

Конспект урока русского языка «Прилагательные близкие и противоположные по значению» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила правописан...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия &laqu...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об именах прилагательных, близких и противоположных по значению; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «антонимы»...

Конспект урока русского языка "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Конспект урока русского языка «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»(УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление об именах прилагательных- синонимах и именах прилагательных – антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные- знать: слова, бл...