Развитие речи Учимся писать изложение
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
В разработке дана технологическая карта урока. Алгоритм написания изложения и карта оценивания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_razvitiyu_rechi_3_klass_1.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по развитию речи
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа
Тип урока: комбинированный
Цели деятельности учителя:
- развивать умения пересказывать письменно текст по плану;
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся писать письменное изложение;
- научатся анализировать часть текста, выделять его главную мысль, озаглавливать часть, составлять план текста;
- получат возможность применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока;
Личностные:
- развитие наблюдательности, речи;
- воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;
- развитие самостоятельности, инициативности в выборе решения.
Оборудование: презентация, учебник.
№п/п | Этапы урока | Методы, реализуемые на этапе | Действия учителя | Действия ученика | УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
1. | Организационный момент урока. Мотивация учебной деятельности | Метод стимулирования отношений долга и ответственности, положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность | вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Предлагает учащимся прочитать высказывание. «С малой удачи начинается успех!» Стимулирует на дальнейшую работу -Какое слово ключевое в этом высказывании? - Что необходимо для успешной работы на уроке? | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Настраиваются на предстоящую работу. | Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные, личностные) |
2. | Самоопределение к деятельности. Постановка целей. | Метод проблемно –диалогический подводящий к теме диалог | Предлагает учащимся вспомнить, что такое изложение и что нужно для его успешного написания. -расставить по порядку алгоритм работы с изложением. Приложение №1
Предлагает учащимся чтобы узнать, о ком и о чем будет текст, отгадать загадку: Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная. | Определяют смысл предстоящей работы. Отгадывают загадку: Ёлка. | Самоопределение в целях учебной деятельности (регулятивные, коммуникативные) Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений (познавательные) |
3. | Работа по теме Подготовка к написанию изложения | Беседа с учащимися | Организует 1. Знакомство с текстом и беседу о прочитанном - Прочитайте текст. - О ком он? - Определите тему текста. - Назовите его главную мысль. - Как можно озаглавить текст? Проверим, как внимательны вы были при чтении: - Что устроили ребята в лесу для птиц и зверей? - Чем украсили ёлку? -Кто навестил ёлку утром и вечером? -Определите тип текста. 2. Составление плана - Какие 3 части мы выделяем в тексте-повествовании? Сколько частей в нашем тексте. Почему? Как получить план текста? - Прочитайте первую (первую, вторую, третью части) - Озаглавьте. 3. Лексическую работу -Прежде чем вы попробуете пересказать текст, напоминаю, что важно избегать повторов. В тексте некоторые слова можно заменить синонимами. Подберите синонимы. Карточки (см. Приложение 2) Объясни значение слов: Хлопотали, лакомились, щебетали. 4. Пересказ текста по частям и целиком | 1.Осуществляют первичное целостное чтение текста. Отвечают на вопросы по тексту, определяют тему, главную мысль и тип текста, предлагают варианты заглавий. 2.Составляют план текста. -Праздник для птиц и зверей (в лесу) -Нарядная ёлка ((украсили ёлку ягодами, верхние ветки, кусочки хлеба, прикрепили морковку, воткнули кочан капусты) - Вкусное угощение. (нарядные птицы, радостно щебетали, угощались подарками, вечером под елкой, хлопотали два зайца, вкусная капуста, сладкая морковка) 4.Пересказ. Ищут возможность избежать повторов. Подбирают синонимы. | Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждений Составление плана (познавательные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднений (регулятивные). |
4. | Физкультминутка | Элемент здоровье- сберегающей технологии | Проводит физкультминутку | Выполняют движения | |
5. | Работа по теме Подготовка к написанию изложения (продолжение) | Беседа с учащимися | Организует 5. Орфографическую подготовку -Слова с какими орфограммами встретились в тексте? Карточки (см. Приложение 3) Карточка лежит на столе до конца урока, если надо вспомнить написание слова, можно ей воспользоваться как словарем. 6. Повторное чтение текста | Работают в паре -вставляют пропущенные буквы в слова Проверяют проделанную работу совместно с учителем - по цепочке называют слова и объясняют их написание, повторяя изученные орфограммы. Перечитывают текст. | Осознание опыта работы в паре, как ценности. (личностные) Оценивание ситуаций совместной работы в паре в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные). Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений (познавательные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднений (регулятивные). |
6. | Написание изложения и самопроверка | Самостоятельная работа учащихся | Оказывает индивидуальную помощь учащимся, у которых есть затруднения. | Пишут изложение и осуществляют самопроверку. | Способность сохранять учебную задачу Самоконтроль (регулятивные) |
7. | Итог урока Рефлексия | Беседа с учащимися | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке - Что мы делали сегодня на уроке? -Понравился ли текст, над которым мы работали? Оцените свою работу на уроке на листах самооценки. (см. Приложение 4) | Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на листах самооценки | Самооценка учащихся: осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о своих возможностях (личностные). |
Чудесная ёлка.
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей.
Под Новый год они украсили ёлку ягодами.
К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба.
К нижним веткам прикрепили морковку.
Под ёлку в снег воткнули кочан капусты.
Утром прилетели стайки нарядных птиц.
Они радостно щебетали, угощались подарками.
Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца.
Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковкой.
Приложение №3
Карточка орфографической подготовка
Вставьте пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Объясните друг другу написание слов |
Зв…рей, прив_зали, прикр_пили, прил_тели, щ_бетали, уг_щались, хлоп_тали |
Яг…дами, м…рко…ку, к…чан, к…пусты |
Праз…ник, радос…но |
Раскройте скобки - слитно или раздельно? |
(у)строили-____________ (у)красили-_____________ (при)вязали-________________ (при)крепили-____________________ (при)летели-___________________ (у)гощались- (у)строили-____________ |
Обратите внимание, как пишутся слова. Написание каких из этих слов вы можете объяснить? |
Привязали, воткнули, вечером, утром, подарки |
Приложение №2
Лексическая подготовка
|
Устроили- |
Щебетали- |
Лакомились- |
Украсили- |
2. Подбери антонимы к словам |
Верхний- |
Утром- |
Приложение №4
Оценочный лист________________________________________________
В каждой строке выбери и отметь знаком + подходящий тебе ответ
1 урок | ||||
1 | На уроке мне было | скучно | интересно | |
2 | Я работал на уроке | активно (отвечал на вопросы учителя) | пассивно (слушал ответы других) | |
3 | Я запомнил содержание рассказа | хорошо | не очень хорошо | |
4 | Своей работой на 1уроке я | доволен | не очень доволен | |
2 урок | ||||
5 | Я написал изложение | без грамматических ошибок | с грамматическими ошибками | |
6 | Я написанное изложение | проверил | не хотел проверять | не успел проверить |
7 | Своей работой на 2 уроке я | доволен | не очень доволен |
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА
- Внимательно прослушай рассказ, который прочтёт тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту.
- Напиши варианты заголовка.
- Составь план.
- Расскажи по плану сам. Послушай товарищей.
- Напиши изложение.
- Проверь, ясно ли передал мысль, нет ли неоправданных повторов одних и тех же слов, все ли слова употреблены удачно.
Не забудь про грамотность.
Приложение №1
Перед тобой алгоритм работы с текстом, но в нём нарушена последовательность. Определи, в каком порядке надо работать с текстом. Поставь цифры от 1 до 7.
- Определю тему и главную мысль текста
- Озаглавлю текст
- Познакомлюсь с текстом
- Определю тип текста
- Составлю план
- Выпишу яркие детали описания или выполню орфографическую подготовку
- Напишу текст
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей.
Под Новый год они украсили ёлку ягодами.
К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба.
К нижним веткам прикрепили морковку.
Под ёлку в снег воткнули кочан капусты.
Утром прилетели стайки нарядных птиц.
Они радостно щебетали, угощались подарками.
Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца.
Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Учимся писать письмо"
Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....
Урок по развитию речи. Учимся писать изложение.
Изложение способствует формированию навыков письменной речи - это передача содержания текста без пропуска существенных моментов, умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии ...
Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"
В конспекте урока описана работа младших школьников с текстом-повествованием....
Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"
В конспекте урока описана работа младших школьников с текстом-повествованием....
Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"
В данном конспекте показана работа на уроке русского языка с текстом-повествованием...
Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"
В данном конспекте показана работа на уроке русского языка с текстом-повествованием...
Методическая разработка урока по развитию речи Учимся писать изложение
В разработке можно найти технологическую карту урока, алгоритм написания изложения, система оценивания...