Конспект урока по русскому языку (2-Б класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Бычкова Ольга Владимировна

Данный урок был представлен вниманию родителей учащихся 2-б класса в рамках проведения Дня открытых дверей в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2.docx713.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2-Б классе.

Дата проведения: 22 марта 2012 года.

Место проведения: МБОУ СОШ № 16 г. Королева.

Учитель: Бычкова О.В.

УМК «Перспективная начальная школа».

Тема: Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Цель: научить правильно использовать приставки на- и о- в речи.

Задачи:

  1. обучающие: правильное употребление приставок на и о в словах одеть, одевать, надеть, надевать;
  2. развивающие: развитие мышления и речи, орфографической зоркости, памяти, внимания;
  3. воспитательные: развитие коммуникативных умений, личностных качеств (нравственных и эмоциональных).
  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Учитель: Здравствуйте, дети. Здравствуйте, наши уважаемые гости. Ребята, поприветствуйте гостей. Начинаем урок русского языка. Проверьте наличие на партах необходимых учебных принадлежностей.

  1. Проведение комплекса гимнастики мозга.
  1. Перекрестные шаги.
  2. Параллельные шаги.
  3. Думающий колпачок. 

Перекрестные шаги (включают в работу мозолистое тело, правое полушарие головного мозга): левой рукой касаемся колена правой ноги, правой рукой касаемся колена левой ноги.

Параллельные шаги активизируют работу левого полушария мозга: правая рука двигается параллельно правой ноге, левая нога - параллельно правой руке. Ноги и руки работают синхронно, ноги высоко поднимать не рекомендуется. Движения плавные, спокойные.

Думающий колпачок: растираем уши, растираем ладони до ощущения жжения, разводим руки в стороны и медленно их сближаем ладонь к ладони, ловим энергетический колпачок и надеваем на голову, не касаясь волос. Этим упражнением завершается формирование цели и объединяется работа тела и подсознания.

  1. Чистописание. Словарная работа.

Учитель: Подготовим руку к письму, выполнив упражнение на  чистописание. На первой строке  напишем соединения букв ал  ап  ат с петлёй вокруг буквы а. Сначала прописываем овал, затем наклонную линию с закруглением вокруг, не отрывая руку пишем петлю вокруг буквы а, нижнее соединение с буквой л, затем верхнее соединение с буквами п и т. (Дети пишут, во время письма обращается внимание на положение  руки на парте, посадку детей). На второй строке напишем соединения букв  од, оч. Начинаем с овала, затем используем верхнее соединение и приписываем буквы д  и  ч. (Дети пишут, во время письма обращается внимание на положение  руки на парте, посадку детей).

Словарь: пальто, сапог, девочка, платок, одежда.

Один ученик пишет словарные слова на доске (Арина).

Учитель даёт задание провести сравнительный анализ чистописания и словарных слов.

Ответы детей:

  1. В чистописании мы писали соединение ал, оно есть в слове пальто.
  2. В чистописании писали соединение ап, оно есть в слове сапог.
  3. В чистописании было соединение ат и в слове платок оно есть.
  4. Мы писали соединения од  и  оч. Они есть словах одежда и девочка.

В процессе обсуждения соответствующие  соединения букв выделяются в словах (почёркиваются).

 

 Далее проводится классификация словарных слов.

Вопрос учителя: «На какие группы можем разделить словарные слова?»

Ответы детей:

В первую группу – слова, в которых есть буква п, во вторую – слова с буквой д.

Учитель предлагает вниманию детей уточняющие вопросы:

  1. Что общего у всех слов? (Отв.: эти слова называют одежду).
  2. Какое слово лишнее? Почему? (Отв.: девочка; не называет предмет одежды, называет человека)
  1. Проверка домашнего задания. Повторение изученного материала и введение в новую тему.
  1. Давайте вспомним, какую тему изучали. Беседа по вопросам:
  1. Какую тему изучаем? (Отв.: состав слова).
  2. Если забыли, где можно посмотреть название темы? (Отв.: в учебнике, на странице «Содержание»)
  3. Что такое состав слова? (Отв.: это части слова).
  4. Какие части слова мы знаем? (Отв.: корень, приставка суффикс, окончание).
  5. Кто схематически изобразит на доске состав слова? (Ученик выходит к доске и составляет схему слова, используя карточки или чертит, используя условные обозначения).      

  1. Проверка домашнего задания: учебник, стр.  80, упр. 87,88.
  1. Читаем слова, которые выписали из обратного словаря (ученики читают слова, выполняется самопроверка).
  2. Что общего в этих словах? (Отв.: в этих словах общий корень)
  3. Как называются слова с одинаковым корнем? (отв.: однокоренные)
  4. С каким понятием связан корень в этих словах? (отв.: с понятием: груз)
  5. Близкий смысл имеют эти слова? (отв.: да)
  6. Как называются слова, близкие по смыслу? (Отв.: родственные)
  7. Чем различаются эти слова? (Отв.: приставками)

Какой смысл добавляет каждому слову приставка? (Комментированный ответ детей по цепочке).

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучать тему «Состав  слова». Нашей задачей будет раскрытие смысла приставок на-  и  о-  в словах   надеть, одеть и родственных им. На доске открываются карточки с приставками и словами соответственно). Поможет нам учебник. Откроем его на странице 88. Прочитаем тему урока. (Один ребенок читает вслух).

Учитель: Что мы будем делать сегодня на уроке?

Ответы детей:

- учиться использовать приставки на- и о-;

- будем учиться правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.            

Учитель: давайте прочтем введение в тему: что хочет нам сказать Анишит Йокоповна? (Чтение статьи, вслух – Даниил.)

Учитель: в помощь нам в учебнике дана присказка. Давайте ее прочтем все вместе, хором.

Надеть одежду,

Одеть Надежду.

На доске демонстрируем данную присказку тематическими картинками.

Надеть платье.     Одеть ребенка.

Учитель: сейчас мы разберём упражнение 98. Читаем и анализируем задание к нему. Вслух попросим это сделать Элину. При работе с текстом упражнения обратите внимание ни иллюстрацию к нему.

Мама песню напевала,

(о\на)девала дочку…

(о\на)девала – (о\на)девала белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку (о\на)дела.

(Е.Благинина)

Вопросы:

  1. Все согласны с Элиной в выборе приставок? (Да).
  2. Кто докажет, что приставки выбраны правильно?

Ответы детей:

  1. приставка о- – на кого-то одеваем, приставка на- – на себя надеваем одежду;
  2. одеть можно человека (пишем приставку О-), а надеть можно одежду (пишем приставку НА-).

Учитель: запишем это упражнение в тетрадь. Выделим приставки на- и о- в словах.

Вопрос: какие известные нам орфограммы встретились в тексте стихотворения? (Отв.: сочетание букв чк пишется без мягкого знака). Выделите эту орфограмму.

Проверка написанного.

На доске появляется правильно записанное стихотворение. Производится взаимопроверка и взаимооценка (работа в парах).

  1. Физкультминутка. Выполняем комплекс упражнений, способствующих снятию напряжения. Это упражнения «Сова» и «Лапша».

Сова: дети встают, ноги на ширине плеч, правую руку кладут на левое плечо, голову поворачивают вправо  слегка тянут шею, затем руки меняются местами (левая рука на правое плечо) и выполняют повороты головы в другую сторону. В каждую сторону выполняем по 6 поворотов головы.

Лапша: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны и слегка прогибаем назад спину, затем наклон вперед и болтаем расслабленными руками (как лапша). Упражнение повторяется 3-5 раз.

  1. Закрепление изученного на уроке.

Учитель: Всем спасибо за работу, хорошо разобрали и записали стихотворение. А теперь нам надо выяснить, что-же сегодня на уроке мы с вами поняли. Поможет нам Колобок. На доске появляются картинки с изображением Колобка.

                   

Вопрос: что сделал Колобок: одел шляпу или надел шляпу? Одел или надел брюки? (Отв.: надел)

Игра «Дочки-матери».

     Катя – дочка, Соня – мама. Даются предметы одежды (шапка, кофта и т.д.)

Вопросы:

  1. Соня, ты будешь надевать или одевать Катю? (Отв.: одевать). Покажи, пожалуйста, как ты это будешь делать (инсценировка).
  2. Катя, ты уже большая девочка и помогаешь маме собираться на прогулку. Тебе дали шапку и шарф. Ты будешь одевать или надевать эти вещи? (Отв.: надевать). Изобрази, пожалуйста, как будешь действовать.

Вывод: как правильно употреблять приставки на- и о- в словах?

Вывод демонстрируется на картинках. Представленные картинки делятся в процессе обсуждения на две группы: то, что мы одеваем и надеваем.

Приставка НА-: надеть, надевать одежду (платье, брюки, кофту и т.д.)

       

Приставка О-: одеть кого-то или что-то (ребенка, человека, куклу).

Устная работа по развитию речи.

Вернитесь к словарным словам. Составьте с ними предложения, используя приставки на- и о-.

Ответы детей:

  1. Девочка надела пальто.
  2. Девочка одела сапоги сестрёнке.

Работа с учебником, страница 91. Фонетическая зарядка. Запишите двустишие с нужными буквами. Один ученик записывает на доске. Самоповерка. Самооценка.

Я (на\о)дела шарф и шапку

И взяла по мышку БАБКУ.

[бапку]   или  [папку]

  1. Разбор домашнего задания. Упражнение 99 поможет вам дома еще раз закрепить изученный материал. Давайте прочитаем задание к нему.
  1. Какие трудности вызывает задание?
  2. Как будете выполнять?

  1. Подведение итогов.

Благодарность детям за работу и гостям за внимание.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Спасибо всем за активную работу и старание. Многие сегодня показали своё умение решать учебные задачи. Надеюсь, теперь вы будете правильно употреблять в речи приставки на- и о-. Спасибо уважаемым гостям за внимание. Если есть вопросы – задавайте.

Слово родителям, присутствующим на уроке.

Рефлексия: что больше понравилось, какие виды работы с детьми показались наиболее репродуктивными.

Оценка работы класса и отличившихся детей.

Учитель: Ещё раз спасибо за внимание. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

План - конспект урока по русскому языку в 1 классе «Русский алфавит, или Азбука»

Познакомить с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей. Научить называть буквы в алфавитном порядке....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей"

Конспект урока  по русскому языку в 1 классе  УМК  «Школа России»Тема: Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь. Её значение в жизни людей...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...