конспект урока "Правописание глаголов" в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

 

Тема урока

"Правописание глаголов"

Тип урока: обобщение знаний.

Форма проведения: деловая игра.

Цель урока:

1.     Создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;

2.     Организовать деятельность учащихся по формированию умения применять полученные знания о глаголе в практической деятельности;

3.     Учить детей писать личные окончания глаголов, правильно употреблять их в речи;

4.     Формировать у учащихся коммуникативные умения.

 

Оборудование: таблички "Отдел писем", "Отдел новостей", "Отдел информации", " Отдел рекламы", плакаты - рубрики для газеты "Глагол"; презентация"Правописание глаголов".

План урока

I.       Организационный момент.

II.    Актуализация знаний. Определение целей урока.

III.    Работа по отделам.

IV.   Подведение итогов. Выпуск газеты "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravopisanie_glagolov.doc141.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 города Ярцева.

Открытый урок по русскому языку

в 4 А классе

по теме «Правописание глаголов».

Учитель: Дадаян Алла Суреновна


Тема: Правописание глаголов.

Цели:

  1. создать условия для обобщения учащимися знаний правописания глаголов;
  2. формировать умения применять полученные знания о глаголе в практической деятельности;

  1. учить писать личные окончания глаголов, распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, грамотно использовать глаголы в речи;
  2. формировать у учащихся коммуникативные умения.

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения урока: деловая игра.

Оборудование: мультимедиа, таблички с названиями отделов: «Отдел писем», «Отдел информации», «Отдел рекламы», «Отдел новостей», толковые словари русского языка, карточки с заданиями.


Ход урока

I.        Организационный момент.

«Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал.

Так что время не теряем

и работать начинаем».

II.        Повторение пройденного материала.
Сегодняшний урок я начну с загадки.

«Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей»

Что это? (Газета).

Дети, а значение этого слова вам всем понятно?

Давайте найдем в толковом словаре, что такое газета.

(Газета - периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное

посвященное событиям текущей жизни).

Урок русского языка предлагаю провести в форме деловой игры, которая

называется «Заседание редакционного совета газеты».

А теперь давайте попробуем определить название нашей газеты. Это очень

важно, потому что именно такой будет тема нашего урока.

Внимание на экран.

п

х

г

л

с

ш

а

г

к

о

л

Убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, определим тему

урока.

Что получилось?    Глагол

Ребята, что в газете нужно рассказать о глаголе? (как устроена эта часть речи,

какие ошибкоопасные места таит в себе, надо рассказать что-то интересное,

чтобы увлечь читателя).

Каждый из вас, ребята, будет работником определённого отдела. Отделы эти

называются так: «Отдел писем». «Отдел информации», «Отдел рекламы»,

«Отдел новостей».

Редколлегиям этих отделов предстоит выпустить газету с таким необычным

названием «Глагол».

Для того, чтобы выяснить, какое место занимает глагол в сравнении с другими

частями речи, вам дома надо было провести небольшую исследовательскую

работу: кайти в орфографическом словаре глаголы, существительные,

прилагательные, наречия на букву «в» и подсчитать их количество.


Какой вывод?

Да, ребята, по частоте употребления глагол занимает почетное второе место

после имени существительного.

III.        Итак, мы приступаем к работе. Заседанием, ребята, кто-то должен
руководить. Вы не против, если главным редактором буду я? И на правах
главного редактора познакомлю вас с руководителями отделов:

  1. Отдел рекламы- Мещеряков Глеб
  2. Отдел информации- Парасотченко Богдан
  3. Отдел писем- Сивцова Наталья
  4. Отдел новостей- Коньшина Полина

IV.        В отдел информации нужно подать сведения о глаголе, ответив на вопросы:
Что такое глагол?

Что он обозначает?

На какие вопросы отвечает?

(Обращаюсь в отдел информации: «Устраивает ли вас качество материала?»

Я хочу, чтобы все отделы работали дружно, помогали друг другу, так как мы

делаем одно общее дело.

Работаем по отделам. Руководители, раздайте карточки.

Отдел информации. Задание

Прочитайте стихотворение. Найдите в стихотворении все глаголы. Запишите их в неопределённой форме. «Интересная часть речи В русском языке живёт, Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит-Всё расскажет нам глагол.»

Отдел рекламы.

Задание 1

Вам необходимо прорекламировать разнообразие глаголов.

Объясните значение подчёркнутых слов.

За столом сказала мать: «Хватит языком болтать!»

А сынишка осторожно: «А болтать ногами можно?»

(О многозначности глаголов).


Задание 2

Соедините фразеологизмы с близким по значению глаголом.

Бить баклуши

мчаться

Повесить голову

запомнить

Класть зубы на полку

отругать

Зарубить на носу

бездельничать

Бежать со всех ног

голодать

Дать по шапке

загрустить

Отдел писем.

На имя вашего отдела пришло письмо, но некоторые глаголы написаны

неразборчиво. Отредактируйте , пожалуйста письмо. Определите спряжение глаголов.

Декабрь год (кончать), а зиму (начинать). Собака (помнить), кто её (кормить). Яблочко от яблоньки недалеко (падать). Язык мал, да всем телом (владеть).

Отдел новостей.

Соберите новости, которые узнали о глаголе в четвёртом классе. Выберите

правильное утверждение.

1.        Глаголы:

а)        склоняются

б)        спрягаются

2.        Спряжением глагола называется:

а)        изменение глагола по падежам

б)        изменение глагола по родам и числам

в)        изменение глагола по лицам и числам

3.        Глаголы с окончаниями: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют

а)        относятся к первому спряжению

б)        относятся ко второму спряжению

4.        Глаголы с окончаниями: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят

а)        относятся к первому спряжению

б)        относятся ко второму спряжению

5.        Глаголы- исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть,
зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть

а)        относятся к первому спряжению

б)        относятся ко второму спряжению


Ребята, на моё имя пришло письмо о путешествии двух друзей. Я сделала

ксерокопии этого письма. Прочитайте, пожалуйста. Как вы думаете, в чём вы

должны мне помочь? (Отредактировать письмо)

Какие ошибки? (речевые ошибки с неправильным употреблением вида глагола)

А какие вы знаете виды глагола и как их различить? (совершенный и

несовершенный вид)

Речевых ошибок, ребята, ни в коем случае допускать нельзя.

V. «Физкультминутка»

В любой организации есть перерыв. И нам необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудоёмкую работу, которую успевает сделать глагол всего в 17 словах. А вот сколько действий

успевает сделать, мы сейчас увидим. «Дует, прыгает, идёт,

Шьёт., на дудочке играет,

Белит кистью, подметает.

Варит, пилит, приседает,

Скачет, ёжится, летает,

Бьет, ласкает, кружит, спит

На заседании сидит.»

VI. А теперь, ребята, проверим орфографическую грамотность коллег. Руководителям отделов раздать карточки, (дети работают) Отчитайтесь о проделанной работе.

Отдел писем. Запишите глаголы в соответствующие столбики. (Не)бояться, (не)волить,(не)лишать,(не)слышать,(не)взлюбить,(не)навидеть.

«не» раздельно

«не» слитно

не лишать

невзлюбить

не слышать

неволить

не бояться

ненавидеть

Отдел информации. Вставить -ться, -тся.

Он горди        , нельзя устрой        , надо купа        , гусь щипле        , они уча        ,

любит учи        .

Отдел новостей.

Вставить, где необходимо, мягкий знак. Записать в нужный столбик.

Припечь, спешишь, беречь, ждёшь, помочь, знаешь.

По какому принципу распределены слова?


Неопределённая форма

2 лицо ед. ч.

прилечь

спешишь

беречь

ждёшь

помочь

знаешь

Отдел рекламы.
Записать глаголы в нужный столбик (1 или 2 спряжение).
Как мы определим спряжение?
Корм__шь, встреча        м, сажа        те, обид _  м, надкус_ т, запута        шь.

1 спряжение (е)

2 спряжение(и)

встречаем

кормишь

сажаете

обидим

запутаешь

надкусит

VII.        Итог урока.

Что ж, ребята, вы заполнили все рубрики газеты «Глагол» интересной

информацией. Газета практически готова к выпуску. И мне хочется от себя

добавить две рубрики: «Мнение главного редактора» («Молодцы!») и

следующая рубрика «Объявление» (благодарность 4А классу за плодотворную

работу).

Посмотрите на газету. Какой получился результат!

Я хочу отметить работу каждого отдела. Вы работали сплочённо, дружно,.

Поделитесь своим впечатлением о сегодняшнем заседании редакционного

совета газеты. Что запомнилось, что понравилось!

VIII.        Задание на дом.

Обратите внимание на рубрику «Проба пера».

Мы продолжим выпуск нашей газеты. Следующий выпуск будет творческий.

Дома вам предстоит придумать сказку о глаголе. Лучший текст и рисунки к

сказке будут опубликованы в газете.

Творческих успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....