Обучение подбору проверочных слов для названий предметов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка 2 класс, тема: "Обучение подбору проверочных слов для названий предметов" УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_proverki_orf-m_v_korne_2_kl.pptx | 266.88 КБ |
_obucheniyu_podboru_proverochnyh_slov_dlya_nazvaniy_predmetov.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
с х . л ма во дв . ре
Чтобы …, надо… Для этого можно однокоренным словом назвать предмет ласково или представляя его маленьким .
Способы проверки орфограммы в корне: Изменить число: ед. ч. мн. ч. Изменить по команде вопроса кто? или что? Назвать предмет ласково.
1 вариант: М..лютка, ст.. рушка . ст… рик , б… гун , в… дитель , стр… итель , л…сник, х… трец , д…бряк, см.. льчак , т… хоня . 2 вариант: Х… трец , д…бряк, см.. льчак , т… хоня , м…лютка, ст… рушка . ст… рик , б…гунн, в… дитель , стр… итель , л…сник.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по учебнику
М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
2 класс
Тема. Обучению подбору проверочных слов для названий предметов.
Цель: познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов - предметов: изменение «по команде
вопроса» кто? или что? и способ подбора однокоренного
слова («сделай маленьким, скажи ласково»).
Задачи:
- Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
- Обучать решению орфографических задач в корне названий предметов
- Развивать у учащихся орфографическую зоркость, навыки самоконтроля и самооценки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока – мультимедийная презентация
Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс; тетрадь-задачник №2 к учебнику, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Учитель: Анисимова Н.А.
Ход урока
- Организационный момент
- Психологическая установка на урок (Слайд №1)
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок мы наш начнём.
Улыбнитесь друг другу.
- Сообщение темы урока
- Сегодня мы с вами отправимся в далёкое путешествие, закрыли глаза…
- - Ой, куда это мы попали? (Слайд №1)
(В страну Невыученных уроков)
-Ребята, к вам за помощью обратился Виктор Перестукин. Он плохо учился, не делал домашние задания и был отправлен в страну Невыученных уроков. Страшно ему и очень хочется домой. Но он не может вернуться, так как не справился с заданиями, которые ему задали. Помогите ему.
(Стихотворение читает Балабанов М.)
Вызвал внезапно учитель к доске.
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует «окно»,
Мелом пишу на доске я «акно».
Слышу, как шум поднимается в классе:
– Надо писать через О, через О!
Мел я в смущении крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски!
– Почему опозорился ученик? Какое правило он не знал?
(Как правильно написать безударную гласную).
- Помогите Вите правильно написать это слово?
- Каким способом проверки вы воспользуетесь? (изменили слово по числам, окно – ед.ч. – окна – мн.ч.).(показать на таблицу)
- Молодцы, вы сумели помочь ученику. Садись и вместе с нами познавай тайны русского языка.
- Новый материал
- Запись числа
Откройте тетради и запишите число (24 января. Классная работа.)
- Словарная работа.
- Прочитайте слова, записанные на доске
М . роз, сн . жинка, вет . р, к . нфета, сн . говик, сн .жок
- Что у них общего? (все слова предметы)
- На какие 2 группы можно их разделить? (словарные слова и однокоренные)
(К доске идет ученик и делит слова на группы)
- Назовите словарные слова.
(М . роз, вет . р, к . нфета)
- Запишите их в тетрадь красиво, вставляя пропущенные орфограммы.
- Где можно проверить правильность написания словарных слов? (в словарике)
Проверка.
- Объясните написание пропущенных орфограммы.
(Один ученик у доски вставляет гласные и объясняет написание)
Ответ ученика.
В слове «мороз» ударение падает на гласную О, безударная гласная первая О.
- Поднимите сигналы, если допустили ошибки – красный, нет – зелёный
- Прочитайте слова второй группы.
- Докажите, что это однокоренные слова.
Сн . жинка, сн . говик, сн .жок
(Они имеют общее значение, то есть их можно объяснить с помощью одного и того же слова «снег» и есть общая часть – корень «снег - снеж»).
- Подумайте, какую букву нужно вставить?
-какое проверочное слово? Снег
- а какой секрет написания корней мы знаем?
К каким словам из домашнего задания вам не удалось подобрать проверочные знакомым способом? ( С х.лма во дв.ре ) с.42 упр. 359 (слайд №2)
Какой способ проверки орфограммы в корне вы знаете?
- Изменить слово по числам.
- Давайте попробуем проверить безударную гласную в наших словах, подберем проверочное слово для данной группы однокоренных слов, используя изученный способ проверки. ( он не подходит )
- Сегодня нам и предстоит «открыть» еще новые способы подбора проверочных слов.
С. 42 откройте второй способ: изменить слово по команде вопроса кто? или что?
(дополняю схему таблицами)
Давайте решим орф. задачи в наших словах (на доске)
Сначала выявляем орфограмму,потом ищем проверочное слово и решаем задачу
С х.лма-холм
Во дв.ре-двор эти слова устно , я впечатываю
Продолжим решать задачи из упр.360
3 слова у доски, 2 сам-но
2 слова у доски, 2 сам-но
Этот способ подошёл для орфограмм гласных или согласных? (и для гласных ,и для согласных)
Физминутка.
1 часть с движениями
Мы писали, рисовали,
А теперь мы дружно встали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали,
Чуть покружимся бочком,
Сядем и писать начнем
Упр 363 в тпо и на слайде №3
Прочитайте слова
Что и как они называют? ласково
Подберите слова, для которых названные нами слова будут проверочными. (Записывают или устно)
Объясни выбор букв
Какие орфограммы удалось узнать с помощью этих слов
Какой же способ проверки помог? 3 способ :назвать предмет ласково или маленьким
((дополняю схему таблицами)
Проверь вывод и постарайся рассказать о новом способе проверки (с. 44 и на слайде №4
(Вставляют: … узнать букву в корне слова, надо подобрать проверочное. Для
этого…)
закрепление
А теперь поупражняемся в решение орфографических задач в корне слова, используя известные способы.
ТПО с.23 упр.367
Какой там значок ? (работа в паре) можно только 1, 3ст.
рефлексия
- какие открытия мы с вами сделали сегодня на уроке?
(способы проверки орфог-м в корне слова)
- назовите их (слайд №5)
- Кто с нами сегодня познавал тайны русского языка? (Витя из страны невыученных уроков)
- Спасибо за урок!
Если вы захотите узнать, что произошло с Виктором в стране невыученных уроков, прочитайте книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» слайд№7
(самостоятельная работа)слайд № 6
1 вариант:
М..лютка, ст..рушка. ст…рик, б…гун, в…дитель, стр…итель, л…сник, х…трец, д…бряк, см..льчак, т…хоня,
2 вариант:
Х…трец, д…бряк, см..льчак, т…хоня, м…лютка, ст…рушка. ст…рик, б…гунн, в…дитель, стр…итель, л…сник
Завтра вы узнаете еще один способ подбора проверочных слов. А пока потренируйтесь дома в решении орфографических задач открытым способом.
На дом №359.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные слова для названий предметов.
Презентация...
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Способы подбора проверочных слов для названий действий»
Конспект урока по рускому языку во 2-м классе УМК "Гармония" на тему "Способы подбора проверочных слов для названий действий"...
Урок по русскому языку во 2 классе "Способы подбора проверочных слов для названий предметов."
УМК "Гармония". Русский язык. 2 класс...
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....
урок русского языка по теме:" СПОСОБЫ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ НАЗВАНИЙ ДЕЙСТВИЙ "
Урок русского языка во 2 классе по программе"Гармония"" знакомит со способами проверки безударной гласной в глаголах...
Презентация "Подбираем проверочные слова для названий предметов"
М.Соловейчик "Русский язык", 2 класс. Материал к уроку....
Конспект урока по русскому языку "Упражнения в подборе проверочных слов для названий предметов2.
Цель: продолжить упражнять в решении орфографических задач в корне для названий предметов.Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; тренировка ум...