Урок "Парные согласные в корне слова"
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме

Стрежнева Надежда Витальевна

Урок "Парные согласные в корне слова" разработан для учащихся 1 класса по системе Занковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon parnye_soglasnye_v_korne.ppt2.25 МБ
Microsoft Office document icon urok-parnye_soglasnye.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай» Стрежнева Надежда Витальевна

Слайд 2

Парные согласные в корне слова

Слайд 4

Живут себе два брата – Глухой и звонкий звук, И все вокруг стараются Их различить на слух. Но братья друг за друга Так прячутся порой, Что не поймёшь ни звука! Где звонкий?! Где глухой?!

Слайд 5

Б В Д Ж З Г С К Ш Т Ф П ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ ТЫ ГОТОВ ИМ ПОМОЧЬ? ТОГДА –ВПЕРЁД!

Слайд 6

Б Ш П С Ф Т К Подбери к согласной пару

Слайд 7

Молодец! Так держать!

Слайд 8

Найди, пожалуйста, мне пару В Ш Т К П С Ф

Слайд 9

Правильно! Молодец!

Слайд 10

з п к ш ф с т А где моя пара?

Слайд 11

Так держать! Замечательно!

Слайд 12

с к п ш ф т Г И мне помоги!

Слайд 13

Молодец! Так держать!

Слайд 14

Я тоже хочу найти свою пару Д с ш п ф к т

Слайд 15

Молодец! Так держать!

Слайд 16

к ш ф т п с Ж ? А я с кем

Слайд 17

Работа выполнена у д а ч н о ! Замечательно!

Слайд 18

Молодцы! Вы правильно подобрали парные согласные. Но помните:

Слайд 19

Б-П В-Ф Г-К З-С Ж-Ш Д-Т самые опасные Парные согласные

Слайд 20

Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, рядом гласный подставляй! уж - уж и труд - труд ы ёж - еж и мост - мост ы

Слайд 21

Для того, чтоб их узнать, нужно кнопочку нажать. секреты

Слайд 22

мё Секрет №1 ме д о вый д что? какой? ?

Слайд 23

поку ка п поку п а ть что? что делать? ? Секрет №2

Слайд 24

большая ло ка маленькая ло д о чка ? д Секрет №3

Слайд 25

один много арбу арбу з ы з ? Секрет №4

Слайд 26

морко в и морко ь в ? есть нет Секрет №5

Слайд 27

Вот и раскрыты все секреты. А теперь закрепим правило: Чтобы проверить парную согласную, нужно . . .

Слайд 28

нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная

Слайд 29

В П Б С З Ш Ж Т Д К Г Ф

Слайд 30

Найди проверочные слова: тетрадь тетради тетрадка сад посадка садовый груз погрузить погрузка

Слайд 31

Выбери слово, в котором пропущена буква Т ВЕРБЛЮ.. КРО.. МЕДВЕ..Ь ГЕПАР..

Слайд 32

Будь внимательней ! Подбери проверочные слова

Слайд 33

Спасибо! Ты правильно меня нашел. Проверочное слово кро т ы

Слайд 34

Спиши, вставляя пропущенные буквы: Еще вчера моросил ре..кий дож..ь. Было зя..ко. На улице всюду гря..ь и лужи. Ночью подул ре..кий ветер. На лужах появился лё.. . Пошёл пушис - тый мя..кий сне.. .

Слайд 35

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Еще вчера моросил ре д кий дож д ь. Было зя б ко. На улице всюду гря з ь и лужи. Ночью подул ре д кий ветер. На лужах появился лё д . Пошёл пушис - стый мя г кий сне г .

Слайд 36

Если ты выполнил задание без ошибок, смело ставь себе 5 . А если у тебя 1 или 2 ошибки, поставь 4 . Если ошибок было больше, значит тебе нужно ещё поработать. Успехов тебе в учёбе!

Слайд 37

До новых встреч!

Слайд 38

Подумай ещё!

Слайд 39

Подумай ещё!

Слайд 40

Подумай ещё!

Слайд 41

Подумай ещё!

Слайд 42

Подумай ещё!

Слайд 43

Ой! По – моему, ты ошибся!

Слайд 44

Ой! По – моему, ты ошибся!

Слайд 45

Ой! По – моему, ты ошибся!

Слайд 46

Ой! По – моему, ты ошибся!

Слайд 47

Ой! По – моему, ты ошибся!

Слайд 48

Ну да?!

Слайд 49

Ну да?!

Слайд 50

Ну да?!

Слайд 51

Ну да?!

Слайд 52

Ну да?!

Слайд 53

Разве так?!

Слайд 54

Разве так?!

Слайд 55

Разве так?!

Слайд 56

Разве так?!

Слайд 57

Разве так?!

Слайд 58

Мне кажется, что ты забыл…

Слайд 59

Мне кажется, что ты забыл…

Слайд 60

Мне кажется, что ты забыл…

Слайд 61

Мне кажется, что ты забыл…

Слайд 62

Мне кажется, что ты забыл…

Слайд 63

Ай-яй! Быстрее исправляй!

Слайд 64

Ай-яй! Быстрее исправляй!

Слайд 65

Ай-яй! Быстрее исправляй!

Слайд 66

Ай-яй! Быстрее исправляй!

Слайд 67

Ай-яй! Быстрее исправляй!

Слайд 68

Вспомни: в проверочном слове после парной согласной должна слышаться гласная . БЕГ - БЕГ А ТЬ

Слайд 69

Верно! Слова, в которых после парного согласного произносится гласный, называются проверочными . погру з и ть

Слайд 70

Молодец! В этом слове после парного согласного произносится гласный , оно является проверочным. тетрад и

Слайд 71

Умница! В слове садовый после парной согласной Д стоит гласная О , оно проверочное.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание  парных согласных в корне слова.

Цель урока: Формирование познавательно-информационных, коммуникативных и здоровьесберегающих компетенций.

Задачи урока:

  1. Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о  различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.
  2. Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
  3. Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Оборудование:  таблица «Парные звонкие и глухие согласные», карточки с заданиями , ИКТ.

Ход урока.

1. Организационный момент.


- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого звука.

2. Сюрпризный момент.


- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике. (Слайд 3, страна Знаний, паровозик.)
- Но прежде, чем отправиться путешествовать мне хочется повторить кое-какие правила.
- Сейчас мы прочитаем три слова.                                                                                                                  -  Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается?
RСZПОWР(спор)
  - Среди набора букв найдите слово.                                                                  
КАПОССОРАВ(ссора)
   - Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово.
ШДРЖАКЦА(драка)
- Я выстроила их в такой последовательности:
спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?
(Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)
- Вся эта ситуация называется
конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?
(Когда-возник-спор.)
- Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберете:
топание ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность?                                              ( Спокойный тон, доброжелательность.)
- А может лучше выбрать крик, топание ногами? Вам же нужно доказать своё!
(Нет, если в споре кричать, топать ногами, то спор превратится в драку, потому что другому человеку не понравится твоё поведение.)
- Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно ещё что-то учитывать?
(Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.)
- Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, - это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку.
- И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения к друг другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора.
- Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока  будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

3. Мобилизующий этап. (Актуализация субъектного опыта учащихся)


Орфографическаязарядка

. Прочитайте слова.
Столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг.
- Раздели слова на группы по общим признакам
- по слогам;
- Найдите лишнее слово.
(Слово РУКАВ, потому что это слово можно разделить для переноса.
- Что общего у этих слов?
(В каждом слове есть парные согласные, которые вызывают сомнения, имена существительные, у всех слов согласные обозначают твёрдые согласные звуки.)
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

4. Формулирование учащимися темы и цели урока.


- Посмотрите на все эти слова и сформулируйте тему урока.
Тема. Парные согласные в корне слова 
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись. Цель:

  1. Повторить, … … … … (что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).
  2. Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).
  3. Познакомиться с …(новыми словами).

5. Минутка чистописания.


-Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Буквоград.                                                    -В Буквограде живут все буквы Алфавита, но нас сегодня встречают не все жители этого города.                                                                                                                                          (Слайд 5 – парные согласные)                                                                                                                     Запишем их.
- Почему эти буквы выстроились в два ряда, у них что парад?
(Буквы первого ряда обозначают звонкие парные согласные, буквы второго ряда  - глухие парные согласные.)
-Но что случилось с ними?
(Они не могут найти себе пару!)                                                                                                              - Поможем им?

Игра «Подбери согласной пару»

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь послушайте сказку «Спор согласных»                                                                                                                                                         - В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД
(карточки), нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД  нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
(Слайды 19,20 – король ПРАВИЛО)                                                                                                                                                          
-  Как вы думаете. Что он им ответил? (Дети формулируют правило)                                                                                                                      - Совершенно верно.                                                                                                                            Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.
- Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас одолеет любой враг, - сказал в заключении король – всемогущее ПРАВИЛО.
- В начале урока мы говорили о правилах спора. Соблюдали ли согласные эти правила.
- Чего не знали они когда спорили?
(Есть правила спора, которые должен соблюдать каждый, чтобы спор не превратился в драку.)

6. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.                                             Игра «Секреты Грамотея» (Слайды 21-28)


7. Физминутка.


- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья. (Слайд 29 – город Здоровья)
- Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах

8.Игра «Найди проверочное слово»

Записываем слово с ошибкоопасным местом и подбираем проверочное слово. (Слайды 30-34)

9. Самостоятельная работа. Остановка в городе Всезнаек(Слайды 35-36)

10. Словарная работа


(Загадываю загадку, отгадкой которой  является  слово АВТОБУС.)
- А кто знает, как пишется слово «АВТОБУС»?
- Составить из букв на карточках слово «АВТОБУС» (2 человека). Кто быстрее?
- Остальные карандашиком запишите в тетрадь.
- Кто правильно составил это слово? Почему вы решили, что это слово пишется именно так? Где вы встречались с этим словом? (Читали в книгах, газетах, объявлениях, слышали по телевизору.)
- Какие буквы вызывают сомнение?
(Парная согласная в конце слова, непроверяемая безударная гласная в первом слоге, парная согласная в середине слова.)
- Что вы можете сказать об этом слове?
(Произношение и обозначение на письме парного согласного в конце слова совпало.)
- Но мы должны помнить, что обозначение на письме парных согласных всегда надо проверять.
- Какой вы слышите второй звук, когда произносите слово «АВТОБУС», дайте ему характеристику? ((Ф) – согласный, твердый, глухой, парный.)
- Подберите проверочное слово.
Этого сделать невозможно. Это слово нужно запомнить.
- В русском языке встречаются слова с парными согласными в середине написание которых нужно запомнить.
- Объясните значение слова «АВТОБУС».
- Значение слова «автобус»: автомобиль для большого числа пассажиров. (Прочитаем в толковом словарике значение этого слова).

9. Подведение итогов учебного занятия.                                                                                             - Наше путешествие подошло к концу. (Слайд 37 –  паровозик.)
- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.
-Вернёмся к целям нашего урока.
- С чем вы сегодня познакомились?
(С новым словарным словом, встретились с парными согласными, познакомились с новым способом проверки парных согласных в середине слова.)
- Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? 
(Есть такие слова в русском языке, где парные согласные в корне слова нельзя проверить). Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по теме сегодняшнего урока? 
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО ПИСАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ)                                                        

10. Рефлексия.                                                                                                                                                   - Покажите мимикой у кого хорошее настроение? Нарисуйте на полях маленькую рожицу, где изобразите ваше настроение. Постарайтесь на перемене отдохнуть, чтобы на следующий урок пришли также с хорошим настроением.
-
Никогда не забывайте правила спора.

МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»

 

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Правописание согласных в корне слов »

                                                                              Подготовила и провела        

                                                                              учитель начальных классов

                                                                               I квалификационной категории

                                                                               МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»

                                                                                Стрежнева Н.В.

                                                                                                                                               

                                                                                           

На уроке русского языка во 2 классе по теме «Правописание  парных согласных в корне слова»  учитель Стрежнева Н.В. реализовала задачи по формированию следующих компетенций: познавательно –информационных, коммуникативных  и здоровьесберегающих.

Познавательно –информационные компетенции были раскрыты через выполнение практических упражнений, когда в процессе работы дети самостоятельно искали, анализировали и преобразовывали полученные знания.

Коммуникативные компетенции  формировались путём ознакомления учащихся с  правилами спора, формирования  умения общаться с одноклассниками, умения уважительного отношения друг к другу, умения понять и уступить,  если это нужно, или отстоять свою точку зрения. Здоровьесберегающие компетенции были раскрыты через  эмоциональный настрой урока и  физминутку, сосредоточившую внимание детей на важность занятий физкультурой для укрепления  своего здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...