Рабочая программа "Школа россиии"по русскому языку 4 класс.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Календарно-тематическое ппланирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_4_klass.docx | 93.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2000
Рассмотрено на заседании МО _____________ Протокол № ___ от ___августа 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ГБОУ СОШ №2000 _____________ О.А.Солозобова __ августа2013 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №2000 ____________Т.М. Шмачкова Приказ № ___ от «___»____2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УМК по русскому языку
класс 4 - 6
разработчик: Ткачева Валерия Вячеславовна
Москва 2013 год
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России».
- Пояснительная записка. Цели и задачи учебного предмета.
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Т.Г.Рамзаевой, из расчета 4 часа в неделю – 136 часов в учебный год.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Целями обучения обусловлен ряд задач:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики, графики, грамматики, лексики, морфемики;
формирование каллиграфических, орфографических, пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной речи;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарем;
эстетическое, нравственное, эмоциональное развитие школьника.
Цели и задачи поставлены с учетом целей и задач образовательной программы школы.
Отличительной особенность программы по русскому языку является то, что этот предмет занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
- Общая характеристика учебного предмета.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
3. Описание места учебного предмета в курсе
Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Каждый раздел темы имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, отводятся 17 часов на развитие речи.
Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Требования ФГОС Планируемые результаты универсальных учебных действий по русскому языку.
Разделпрограммы | Программное содержание | Характеристика УУД учащихся |
| Слушание (аудирование). Говорение. Чтение. Письмо. Текст. |
2.Регулятивные УУД
3.Познавательные УУД находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов; • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов); • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку 4. Коммуникативные УУД
|
| Фонетика и графика. |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 2.Регулятивные УУД
3.Познавательные УУД
4. Коммуникативные УУД
|
3.Состав слова | Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. |
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей 2.Регулятивные УУД Понимать и удерживать учебную задачу Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. 3.Познавательные УУД • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, • подбирать однокоренные слова разных частей речи. 4.Коммуникативные УУД Использовать речь для регуляции своего действия при работе в паре, контролировать действия партнёра. |
4.Морфология | Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол. Предлог. | 1.Личностные УУД Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Выражать свою точку зрения. 2.Регулятивные УУД
3.Познавательные УУД распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); • изменять имена существительные по числам; • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; • изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного; • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам; 4.Коммуникативные УУД
|
5.Лексика | Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы. Словари русского языка. |
Формирование социальной роли ученика, положительное отношение к учению. 2.Регулятивные УУД
3.Познавательные УУД
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; 4.Коммуникативные УУД
|
6.Синтаксис и пунктуация | Различение предложения, словосочетания, слова. Разновидности предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 2.Регулятивные Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане 3.Познавательные УУД • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; • интонационно правильно произносить предложения. 4. Коммуникативные УУД • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу). |
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета
4 класс
В результате изучения русского языка обучающиеся должны
знать/понимать:
• значимые части слова;
• признаки изученных частей речи;
• типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
• анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
• различать произношение и написание слов;
• находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
• без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
• создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;
• подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
• изменять имена существительные по числам;
• склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
• изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
• изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
• распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
• устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
• распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
• производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
• интонационно правильно произносить предложения;
• писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
• определять тему и основную мысль текста;
• делить текст на части, соблюдать красную строку;
• устанавливать связь между частями текста;
• устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
• озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
• распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
• писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
• составлять устный ответ - рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
4 класс (136 ч)
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Система языка (практическое усвоение)
Фонетика и графика
Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).
Состав слова
Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.
Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.
Морфология
Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существи-тельных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.
Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами.
Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Лексика
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.
Синтаксис и пунктуация
Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).
Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
Календарно – тематическое планирование
по русскому языку
Класс: 4-6
Учитель: __Ткачева Валерия Вячеславовна_________
Количество часов: всего __136___ часа; в неделю __4___ часа
Планирование составлено на основе авторской программы начального общего образования по русскому языку Рамзаевой Т.Г.,2008. « Школа России »
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов по плану | Кол-во часов по факту |
1 | Виды речевой деятельности | 22 | |
2 | Система языка (практическое усвоение) | 3 | |
3 | Состав слова | 2 | |
4 | Морфология | 98 | |
5 | Лексика | 5 | |
6 | Синтаксис и пунктуация | 6 | |
ИТОГО | 136 | 136 |
Календарно-тематический план по русскому языку 170 часов (4 д класс)
№ п\п | № п\п | Дата | Тема урока | Кодификатор | УУД | Использование компьютерного и учебного оборудования. |
Раздел 1. Повторение – 16 ч. | ||||||
1. | 1. | Слово, предложение, текст. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в предложении. | 5.1 7.1 | Предметные универсальные учебные действия уметь: грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); изменять имена существительные по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану; определять тему и основную мысль текста; делить текст на части, соблюдать красную строку; устанавливать связь между частями текста; устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; составлять устный ответ-рассуждение. Личностные универсальные учебные действия ·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия ·принимать и сохранять учебную задачу; ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные универсальные учебные действия ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ·строить сообщения в устной и письменной форме; ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; Коммуникативные универсальные учебные действия ·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | Памятка учебник тетрадь | |
2. | 2. | Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения. | 7.1 5.3 | Памятка учебник тетрадь | ||
3. | 3. | Связь слов в предложении. Словосочетания. | 5.4 5.1 | учебник тетрадь | ||
4. | 4. | Текст. Виды текстов. | 8.2 (2.5) | учебник тетрадь | ||
5. | 5. | Проверочная работа по теме: Главные и второстепенные члены предложения. | 5.3 (2.6) | Карточка с заданием | ||
6. | 6. | Работа над ошибками. Звуки и буквы. Алфавит. Слог. Ударение в словах. | 1.1 - 1.7 | учебник тетрадь опорная схема | ||
7. | 7. | Состав слова. Разбор слова по составу. | 3.1 | учебник Алгоритм разбора слова тетрадь | ||
8. | 8. | Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. Словарный диктант. | 3.1- 3.2 2.2 (3.2) | Опорная схема | ||
9. | 9. | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 6.1 6.2 | учебник тетрадь памятка | ||
10. | 10. | Правописание гласных и согласных в корнях слов. Упражнение в написании слов с непроизносимыми и двойными согласными. | 6.1 6.2 6.3 | учебник тетрадь памятка | ||
11. | 11. | Проверочная работа по теме: Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными. | 6.1 6.2 6.3 (2.6) | Карточка с заданием | ||
12. | 12. | Работа над ошибками. Приставки и предлоги. | 4.13 | Памятка учебник тетрадь | ||
13. | 13. | Разделительные Ъ и Ь. | 6.11 | карточки | ||
14. | 14. | Части речи (сопоставление). Род имени существительного. Род имени прилагательного. | 4.1 4.3 4.5 4.6 4.8 | Памятка учебник тетрадь | ||
15. | 15. | Входная контрольная работа №1. Повторение за 3 класс. | (2.6) | Контрольные тетради | ||
16. | 16. | Работа над ошибками. Склонение имен существительных. | 4.4 | |||
| ||||||
Раздел 2: Однородные члены предложения – 6 ч. | ||||||
17. | 1. | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 5.6 7.2 | Предметные универсальные учебные действия уметь: производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; пользоваться в речи предложениями с однородными членами; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами. Личностные универсальные учебные действия ·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ·ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Регулятивные универсальные учебные действия ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату ·оценивать правильность выполнения действия. Познавательные универсальные учебные действия определять в каких источниках можно найти необходимую информацию; ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ·строить сообщения в устной и письменной форме; ·ориентироваться на разнообразие способов решения задач; выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные универсальные учебные действия ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; | учебник тетрадь | |
18. | 2. | Однородные члены предложения, соединёнными без союзов или союзом и. | 5.6 7.1 | тетрадь | ||
19. | 3. | Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но. | 5.6 7.1 | учебник тетрадь | ||
20. | 4. | Однородные члены предложения с союзами и без союзов. | 5.6 7.1 | Памятка презентация | ||
21. | 5. | Контрольная работа №2 по теме: Однородные члены предложения. | 5.6 ( 2.6) | карточки | ||
22. | 6. | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | 5.6 | карточки | ||
| ||||||
Предметные универсальные учебные действия уметь: производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; пользоваться в речи предложениями | ||||||
Раздел 3: Текст- 3 часа. | ||||||
23. | 1. | Текст. Тема, основная мысль и план текста. | 8.1 | учебник тетрадь | ||
24. | 2. | Р.р. Обучающее изложение по зрительному восприятию Медаль за отвагу. | 8.1 8.2 | Смарт-доска | ||
25. | 3. | Работа над ошибками Текст. Тема, основная мысль текста. | 8.1 | учебник тетрадь | ||
Раздел 4: Имя существительное – 41. ч. | ||||||
26. | 1. | Склонение имен существительных. Словарный диктант. | 4.4 2.2 (3.2) | Опорная схема. | ||
27. | 2. | Несклоняемые имена существительные | 4.4 | Предметные универсальные учебные действия уметь: склонять имена существительные в единственном и во множественном числе; определять падеж имени существительного; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных; правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах; производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении. Личностные универсальные учебные действия ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; самоанализ и самоконтроль результата, ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ·ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Регулятивные универсальные учебные действия ·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ·различать способ и результат действия. Познавательные универсальные учебные действия ·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ·устанавливать аналогии; ·владеть рядом общих приёмов решения поставленных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия ·задавать вопросы; ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Опорная схема. | |
28. | 3. | Именительный падеж имен существительных. | 4.4 | таблица | ||
29. | 4. | Родительный падеж имен существительных. | 4.4 | таблица | ||
30. | 5. | Дательный падеж имен существительных. | 4.4 | таблица | ||
31. | 6. | Винительный падеж имен существительных. | 4.4 | таблица | ||
32. | 7. | Творительный падеж имен существительных | 4.4 | таблица | ||
33. | 8. | Предложный падеж имен существительных. | 4.4 | таблица | ||
34. | 9. | Контрольная работа №3: Склонение имён существительных | 4.4 (2.6) | Карточки тест | ||
35. | 10. | Работа над ошибками Повторение сведений о падежах имён существительных. | 4.4 (2.6) | Учебник Тетрадь | ||
36. | 11. | Обобщение знаний о падежах имен существительных. | 4.4 | памятка | ||
37. | 12. | Три типа склонения имен существительных в единственном числе. | 4.4 | Памятка Опорная схема | ||
38. | 13. | Упражнение в определении склонений имён существительных. | 4.4 | Памятка Опорная схема | ||
39. | 14. | Р.р. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. Гнёздышко | 4.4 (2.5) | Смарт-доска | ||
40. | 15. | Работа над ошибками. Упражнение в определении склонений имён существительных. | 4.4 | Смарт-доска | ||
41. | 16. | Упражнение в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах. | 4.4 | Учебник тетрадь | ||
42. | 17. | Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе. | 4.4 | Учебник тетрадь | ||
43. | 18. | Правописание падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант. | 4.4 2.2 (3.2) | Учебник тетрадь | ||
44. | 19. | Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. | 4.4 | Учебник тетрадь | ||
45. | 20. | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | 4.4 | Учебник тетрадь | ||
46. | 21. | Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Белый гусь. | 4.4 (2.5) | Тетрадь Опорная схема | ||
47. | 22. | Работа над ошибками. Упражнение в правописании существительных в родительном падеже. | 6.4 | Учебник тетрадь | ||
48. | 23. | Правописание окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения в дательном падеже. | 4.4 | памятка | ||
49. | 24. | Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | 4.4 | памятка | ||
50. | 25. | Сравнение окончаний в родительном и дательном падежах | 4.4 | карточки | ||
51. | 26. | Родительный и винительный падежи имён существительных. | 4.4 | Памятка | ||
52. | 27. | Правописание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже. | 6.4 | Учебник тетрадь | ||
53. | 28. | Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. | 6.4 | Учебник тетрадь | ||
54. | 29. | Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | 6.4 | Учебник тетрадь | ||
55. | 30. | Р.р Обучающее изложение повествовательного текста, воспринятого на слух. Торопливый ножик. | 4.4 6.4 (2.5) | |||
56. | 31. | Работа над ошибками. Упражнение в написании окончаний им. сущ-х. | 4.4 6.4 (2.5) | Учебник тетрадь | ||
57. | 32. | Множественное число имен существительных. | 4.4 | Учебник тетрадь | ||
58. | 33. | Именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе. | 4.4 | Учебник тетрадь | ||
59. | 34. | Родительный падеж имён существительных во множественном числе. | 4.4 | Учебник тетрадь | ||
60. | 35. | Контрольное списывание №1. Написании окончаний им. сущ-х во множ-м числе. | 4.4 (2.4) | карточки | ||
61. | 36. | Работа над ошибками. Упражнение в написании окончаний им. сущ-х во множ-м числе. | 4.4 (2.4) | Памятка учебник тетрадь | ||
62. | 37. | Дательный, творительный, предложные падежи. | 4.4 | |||
63. | 38. | Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. | 4.4 | |||
64. | 39. | Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.Закрепление. | 4.4 | |||
65. | 40. | Контрольная работа №5 по теме: Множественное число имен существительных. | 4.4 (2.6) | |||
66. | 41. | Работа над ошибками. Множественное число имен существительных. | 4.4 (2.6) | |||
Раздел 5: Имя прилагательное – 31 ч. | ||||||
67. | 1. | Общее понятие о имени прилагательном. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | 4.5 4.6 | Предметные универсальные учебные действия уметь: склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания; производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении. Личностные универсальные учебные действия ·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; ·основы здоровьесберегающего поведения; ·чувство прекрасного и эстетические чувства Регулятивные универсальные учебные действия ·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Познавательные универсальные учебные действия ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; ·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы; ·строить сообщения в устной и письменной форме; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Коммуникативные универсальные учебные действия ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·договариваться и приходить к общему решению | Памятка учебник тетрадь | |
68. | 2. | Склонение имен прилагательных. | 4.6 | Памятка учебник тетрадь | ||
69. | 3. | Распознавание падежей имён прилагательных. | 4.6 | Опорная схема | ||
70. | 4. | Р./р. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. Чудесное спасение. | 4.6 (2.5) | Памятка учебник тетрадь | ||
71. | 5. | Работа над ошибками. Распознавание падежей имён прилагательных. | 4.6 (2.3) | Памятка учебник тетрадь | ||
72. | 6. | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. | 4.6 | Опорная схема. | ||
73. | 7. | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. | 4.6 | учебник тетрадь | ||
74. | 8. | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 4.6 | Опорная схема | ||
75. | 9. | Правописание падежных окончаний прил. мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах. | 4.6 | Памятка учебник тетрадь | ||
76. | 10. | Проверочная работа по теме: Правописание падежных окончаний имён прилагательных Творительный и предложный падежи прил-х мужского и среднего рода. | 4.6 | карточки | ||
77. | 11. | Работа над ошибками Правописание окончаний прил-х мужского и среднего рода в родительном и предложном падежах. | 4.6 (2.3) | учебник тетрадь | ||
78. | 12. | Правописание окончаний прил-х мужского и среднего рода в родительном и предложном падежах. | 4.6 | Памятка учебник тетрадь | ||
79. | 13. | Правописание окончаний прил-х мужского и среднего рода в родительном и предложном падежах. Закрепление. | 4.6 | Памятка учебник тетрадь | ||
80. | 14. | Контрольная работа №6 по теме: Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 4.6 (2.6) | Памятка | ||
81. | 15. | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода. | 4.6 (2.3) | учебник тетрадь | ||
82. | 16. | Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода. | 6.5 | учебник тетрадь | ||
83. | 17. | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. | 6.5 | Памятка учебник тетрадь | ||
84. | 18. | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода | 6.5 | Памятка учебник тетрадь | ||
85. | 19. | Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | 6.5 | Карточки | ||
86. | 20. | Сравнение безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода. | 6.5 | Памятка учебник тетрадь | ||
87. | 21. | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 6.5 | Памятка учебник тетрадь | ||
88. | 22. | Р.р. Сжатое обучающее изложение по готовому плану. Муравей и голубка. | 4.6 6.5 (2.5) | презентация | ||
89. | 23. | Работа над ошибками. Падежные окончания имен прилагательных в единственном числе». | 4.6 6.5 (2.3) | Памятка учебник тетрадь | ||
90. | 24. | Обобщение знаний о склонении имён прилагательных в ед-м числе. | 4.6 6.5 | Опорная схема | ||
91. | 25. | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 4.6 | Памятка учебник тетрадь | ||
92. | 26. | Именительный и винительный падежи множ-го числа им-н прилагательных. | 4.6 | Памятка учебник тетрадь | ||
93. | 27. | Проверочная работа по теме: Склонение имён прилагательных Родительный и предложный падежи множ-го числа имён прилагательных. | 4.6 (2.6) | Памятка | ||
94. | 28. | Дательный и творительный падежи множ-го числа имён прилагательных | 4.6 | Памятка учебник тетрадь | ||
95. | 29. | Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | 4.6 | Памятка учебник тетрадь | ||
96. | 30. | Р.р. Обучающее изложение самостоятельно подготовленного текста. Ёлки в блокадном Ленинграде. | 4.6 (2.5) | Памятка презентация | ||
97. | 31. | Работа над ошибками. Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | 4.6 (2.3) | памятка | ||
Раздел 6: Местоимение – 6 ч. | ||||||
98. | 1. | Понятие о местоимении. | 4.7 | |||
99. | 2. | Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица | 4.7 | Предметные универсальные учебные действия уметь: находить местоимения в предложениях; склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями; правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах; использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте. Личностные универсальные учебные действия ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ·широкая мотивационная основа учебной деятельности ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Регулятивные универсальные учебные действия ·принимать и сохранять учебную задачу; ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные универсальные учебные действия ·строить сообщения в устной и письменной форме; ·ориентироваться на разнообразие способов решения задач; выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные универсальные учебные действия ·формулировать собственное мнение и позицию; ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; | Памятка учебник тетрадь | |
100. | 3. | Правописание местоимений с предлогами. Раздельное написание предлогов с местоимениями. | 4.7 | Памятка учебник тетрадь | ||
101. | 4. | Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами. | 4.7 | Памятка учебник тетрадь | ||
102. | 5. | Контрольная работа №7 Диктант. Правописание местоимений с предлогами. | 4.7 (2.6) | Карточки с заданием памятка | ||
103. | 6. | Работа над ошибками. Правописание местоимений с предлогами. | 4.7 (2.3) 2.2 | Памятка учебник тетрадь | ||
Раздел 7: Глагол – 28 часов. | ||||||
104 | 1. | Общее понятие о глаголе. Изменение глаголов по временам. Словарный диктант. | 4.8 4.9 2.2 (3.2) | Предметные универсальные учебные действия уметь: отличать неопределенную форму глагола от временных форм; спрягать глаголы; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении. Личностны универсальные учебные действия анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ·ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Познавательные универсальные учебные действия ·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ·осуществлять синтез как составление целого из частей; ·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; ·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·задавать вопросы; | Таблица тетрадь | |
105 | 2. | Изменение глаголов прошедшего времени. | 4.9 | Таблица Памятка учебник тетрадь | ||
106 | 3. | Неопределенная форма глагола. | 4.12 | Памятка учебник тетрадь | ||
107 | 4. | Неопределенная форма – начальная форма. | 4.12 | Памятка учебник тетрадь | ||
108 | 5. | Закрепление по теме: Изменение глаголов по временам. | 4.9 | Памятка учебник тетрадь | ||
109 | 6. | Контрольная работа №8 по теме: Изменение глаголов по временам. | 4.9 (2.6) | карточки | ||
110 | 7. | Работа над ошибками. Изменение глаголов по лицам. | 4.10 (2.3) | Памятка учебник тетрадь | ||
111 | 8. | Спряжение глаголов. | 4.10 | Памятка учебник тетрадь | ||
112 | 9. | 2-е лицо глаголов единственного числа. | 4.10 | Памятка учебник тетрадь | ||
113 | 10. | 1 и 2 спряжение глаголов. | 4.10 | Памятка учебник тетрадь | ||
114 | 11. | Будущее время глаголов. | 4.9 | Памятка учебник тетрадь | ||
115 | 12. | Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | 4.10 | Памятка учебник тетрадь | ||
116 | 13. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 4.10 | учебник тетрадь | ||
117 | 14. | Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. | 4.12 | учебник тетрадь | ||
118 | 15. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 6.6 | учебник тетрадь | ||
119 | 16. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | 6.6 | учебник тетрадь | ||
120 | 17. | Глаголы-исключения. | 4.10 | Опорная схема | ||
121 | 18. | Правописание глаголов-исключений. | 4.10 | учебник тетрадь | ||
122 | 19. | Контрольная работа №9 по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 6.6 (2.6) | учебник тетрадь | ||
123 | 20. | Работа над ошибками Правописание глаголов-исключений. | 6.6 (2.3) | учебник тетрадь | ||
124 | 21. | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 4.11 | учебник тетрадь | ||
125 | 22. | Определение рода у глаголов в прошедшем времени. | 4.11 | учебник тетрадь | ||
126 | 23. | Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени. | 4.11 3.2 | Опорная схема | ||
127 | 24. | Изменение глаголов по временам. | 4.9 | учебник тетрадь | ||
128 | 25. | Упражнение в образовании временных форм глагола. | 4.9 | учебник тетрадь | ||
129 | 26. | Обобщение знаний о глаголе. | 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 | |||
130 | 27. | Итоговая контрольная работа №10 Глагол. Диктант. | 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 (2.6) | карточки с заданием | ||
131 | 28. | Работа над ошибками Обобщение знаний о глаголе. | 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 (2.3) | |||
Раздел 8: Повторение – 5 часов. | ||||||
132 | 1. | Обобщение знаний о предложении. | 5.1 5.3 5.5 5.6 7.1 7.2 | Личностные универсальные учебные действия ·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе ·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные универсальные учебные действия ·принимать и сохранять учебную задачу; ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; ·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; ·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ·различать способ и результат действия; ·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия ·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·строить понятные для партнёра высказывания ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | учебник тетрадь | |
133 | 2. | Состав слова. Упражнение в написании корней слов. | 3.1 3.2 | учебник тетрадь | ||
134 | 3. | Части речи. | 4.4 4.6 4.10 4.11 | учебник тетрадь | ||
135 | 4. | Изменение частей речи по числам, родам и падежам. Словарный диктант | 2.2 4.3 4.6 4.11 (3.2) | учебник тетрадь | ||
136 | 5. | Обобщение и закрепление пройденного материала. Правописание личных окончаний глагола. | 1.1 3.1 4.1 4.5 4.7 4.8 4.13 5.3 6.1 7.2 8.1 | учебник тетрадь |
8. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Рамзаева Т.Г. Книга для учителя «Русский язык» 4 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 256 с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка в 4 классе. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2011.
- Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2011.
- Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство АСТ», ООО Издательство «Премьера», 2011.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М: Дрофа., 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Русский язык. 2 класс" к УМК "Школа России" (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) для индивидуального надомного обучения.
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 2 класс к УМК "Школа России" предназначена для детей обучающихся на дому по медицинским показаниям. Программа разработана на основе Федерального госу...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...
Рабочая программа по курсу "Русский язык". "Школа России. 2 класс"
Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образова...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Класс: 4«Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по русскому языку для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных шк...
Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")
Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: русский язык и литература
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» , рассчитанная на 5 часов в неделю....