Приставка и предлог
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

приставка и предлог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka_i_predlog.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

1. Оргмомент.

Итак, ребята, если всё хорошо. Начинаем наш урок.

        А теперь проверь, дружок,

        Ты готов начать урок?

        Всё ль на месте?

        Всё в порядке?

        Ручка, книжка и тетрадка?

        Все ли правильно сидят?

        Все ль внимательно глядят?

-Сегодня мы с вами отправимся в необычайное путешествие со станции «Лицей №1». Ребята, запишите число, классная работа.

2.  Чистописание

-Дети, как обычно, мы начинаем нам урок с минутки чистописания. И попадаем на станцию «Отгадай-ка».

                Здесь вы должны отгадать загадку и записать красиво первую букву отгадки.

Загадка.

                Дел у меня немало-

                Я белым одеялом

                Всю землю укрываю,

                В лёд реки убираю.

                Белю поля, дома,

                Зовут меня (зима)

-Посмотрите на образец написания и красиво пропишите буквы в тетради.

                з

                З

                Запись предложения:

Здравствуй, зимушка-зима!

-Найдите в этом предложении однокоренные слова. (зима, зимушка)

-Назовите корень в этих словах. (-зим-)

-Подберите ещё однокоренные слова. (зимний, зимует, зимовать, перезимовать)

(Слова на карточках прикрепляются на доску)

-Какая орфограмма в слове зима?

-Назовите проверочные слова для этого слова. (зимний, зимушка)

-Среди однокоренных слов найдите имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

-Разберите по составу слово зимушка.

                        3.  Постановка темы урока.

-Мы продолжаем отгадывать загадки.

Загадка.

                Перед корнем подставляем

                Эту часть как называем?        (Приставка)

-Слушаем дальше.

Загадка.

                В предложении на службе

                С падежом всегда он в дружбе.

                На него показывает

                И слова все связывает.                (Предлог)

Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о приставке и предлоге. А эпиграфом будут слова: (эпиграф на доске)

                Ты, подумав,

                Отвечай-ка,

                Где предлог,

                А где приставка!

-Мы вспомним, что же такое предлог и что такое приставка?

-Научимся приставку писать слитно, а предлоги раздельно, а для этого мы должны уметь их различать.

-В конце урока нам надо ответить на вопрос:

-Почему же приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно?

-Как видите, немало трудностей у нас впереди, но у меня нет никаких сомнений в том, что нас ждёт незабываемое путешествие в страну приставок и предлогов.

-А сейчас вспомним, что же мы знаем о приставках и о предлогах.

-За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание вы будете получать значок «У» - умница или умник.

-Что такое приставка?

-Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

-Что такое предлог?

-Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

-Как отличить приставку от предлога?

-Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить вопрос или другое слово.

-Перед какой частью речи предлог не пишется?

-Перед глаголом предлогов не бывает.

-Как пишутся приставки и предлоги со словами? Почему?

-Приставка – часть слова, поэтому она пишется слитно. Предлог – это часть речи. Он пишется с другими словами раздельно.

(На доске таблица).

Приставка

Предлог

Часть слова

Часть речи

Образует слово

Самостоятельное слово

Слитно

Раздельно

-Отправляемся дальше в путешествие.

Станция «Поиграй-ка».

                В игре «Не подведи», которая будет проводиться по вариантам, мы применим нами знания о приставке и предлоге.

-Запишите правильно слова, раскрыв скобки, выделите приставки, подчеркните предлоги.

(На слайде слова)

1 Вариант                        2 Вариант

(Под)рисовал                (За)брал

(под)рисунком                (за)брата

(от)носа                        (в)лес

(от)нёс                                (в)лез

(с)резать                        (у)лётчика

(с)резьбой                        (у)летел

-А теперь проверим, правильно ли вы выполнили это задание?

                (На слайде правильно написание, дети сравнивают. Объясняют по 2 слова из написанных слов). У кого всё правильно, получают «У».

                Следующая станция «Найди-ка».

-С помощью полученных знаний мы должны найти слова с приставками, и узнать, где слова с предлогами.

 Работа в парах, у каждого карточка со словами.

 За(горой)                                На(мело)

 На(льду)                                Во(дворе)

 По(бежать)                                Под(снежник)

 За(мерзнуть)                        При(горок)

 У(дороги)                                Под(сосной)

-В карточках со словами девочек попрошу подчеркнуть слова с предлогами, а мальчиков- с приставками.

- А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если слово подчеркнуто правильно, то поставьте знак «+», а если неправильно, то знак «-».

        (Правильные ответы на слайде)

- А теперь объясните, почему вы написали, так а не иначе. (Дети объясняют по несколько слов)

- За правильно выполненные задание «У».

Физкультминутка.

- Продолжаем наше путешествие.

Станция «Отдыхай-ка»

-Если в слове есть приставка, то вы хлопаете в ладоши. Если слово с предлогом- сидим прямо. Мы немного отдохнем и узнаем, какие вы, дети, внимательные.

 Заметать, на санки,  заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замерз, на катке, с горы, подснежник.

Закрепление пройденного материала.

 Станция «Подумай-ка»

-А теперь, ребята, выполните самостоятельную работу на карточках.

- Перед вами карточки желтого, розового и зеленого цвета. На них помещены задания разного уровня сложности.

 Желтая карточка.

… кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

- Вставьте необходимые предлоги вместо точек.

Розовая карточка.

… кустах защебетали птицы. …лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. …елкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

- Вставьте из слов для справок необходимые предлоги вместо точек.

Слова для справок : к, за, в, на, при, над, под, около.  

Зеленая карточка.

 В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась  еловая ветка. Под елкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

- В тексте подчеркните предлоги.

- А теперь проверим выполненное задание с помощью желтых карточек. Ученик, выполнивший  задание на желтой карточке, читает предложение со вставленными предлогами, дети с заданиями на розовой карточке отмечают нужные ли они вставили предлоги, а на зеленой- правильно ли подчеркнули.

                (За правильно выполненные задания-«У»)

-А теперь мы с вами на станции «Комментируй-ка».

-Прежде чем запишем предложение, еще раз вспомним: как пишутся предлоги и приставки со словами и почему?

        (Дети говорят правило)

-Давайте покажем, как мы научились применять данные правила при письме.

- Все пишут, а один ученик прокомментирует написание приставок и предлогов в предложении.

 Школьники сбежали с пригорка и свернули с дороги в зимний лес.

- Разберите это предложение по членам.

- Итак, ребята, мы свернули в зимний лес и оказались на станции «Сочиняй-ка».

- Перед вами картина с изображением зимнего леса.

- У нас одно предложение уже есть, вы составьте еще 1-2 предложения так, чтобы получился текст. Постарайтесь в них употребить слова с предлогами и приставками.

(Выслушиваются несколько рассказов).

-Молодцы, вы хорошо справились и с этим заданием.

Подведение итогов урока.

-Ребята, чему же мы научились сегодня на уроке?

-Научились правильно писать приставки и предлоги со словами.

-Какая же разница в написании приставок и предлогов? Почему?

-Приставка со словами пишется слитно, так как это часть слова. Предлог со словами пишется раздельно, так как это служебная часть речи.

-А теперь выполним несколько тестов и проверим, как вы усвоили материал урока.

Тесты на слайдах.

  1. Приставка – это…
  1. … что-то общее по смыслу.

Б.  … одинаковый корень.

В.  … часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  1. В какой из строчек все слова имею приставку по-?

А.  Подумать, побежать, поезд.

Б.  Потереть, поверх, пол.

  1. В слове «доброта» до- является…
  1. …приставкой

Б.  …частью корня

В.  …основой.

  1. В какой из строчек все слова состоят из приставки+корень+суффикс+окончание.

      А. Пригородный, подарки, корзинка.

      Б. Дошкольник, переходный, настенный.

(Ответы показывают на карточках, неправильные ответы комментируются).

-Ребята, вы молодцы, хорошо справились с выполнением итогового теста и достигли поставленных целей – научились различать и правильно писать приставки и предлоги со словами.

-Чем мы закончим своё урок, отгадайте.

        Корень мой находится в цене,

        В очерке найдёшь приставку мне.

        Суффикс мой в тетрадке ты встречаешь.

        Вся же в дневнике я и в журнале.

                                        (Оценка)

-А оценку на уроке вы уже получили. Все вы умники и умницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний о правописании приставки и предлога

Презентация к уроку помогает обобщить и закрепить знания учащихся о правописании предлогов и приставок....

Урок русского языка 3 класс по теме "Приставки и предлоги".

Урок с использованием АМО (активных методов обучения)....

Урок русского языка.Тема урока "Приставки и предлоги"

Урок русского языка для 3 класса.Тема урока "Приставки и предлоги".Тип урока :урок получения новых знаний....

Урок русского языка "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Программа "Школа 2100".  Тип урока - урок открытия нового знания.  На уроке использовалась технология проблемного диалога. Цели урока - 1)развитие умения различать сходные приставки и п...

Тест по теме "Приставка и предлог". (3 класс)

Тест из 10 заданий. Можно провести в конце изучения темы....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...